Эльдар Рязанов как дирижёр и тренер
У каждого сильного режиссёра есть ярко выраженная черта, которая заметна в большинстве его фильмов. Тот особенный подход к кино и самому процессу съёмок, который по сути и рождает характер фильма и стилистику творчества вообще. У Рязанова это, несомненно, был подбор актёров и создание из них ансамбля — когда хорош не кто-то один, а на первый план выходит прежде всего взаимодействие (в лучших его фильмах даже лишние персонажи и лирические отступления как минимум не портят общую картину).
В работах Рязанова даже в лучшие годы мог быть брак по фокусу или нарушаться логика сюжета или характера персонажей, но за ними всё равно интересно наблюдать. У режиссуры граней больше, чем у игральных костей, и ту же работу с актёром нельзя свести к чему-то одному — кто-то умеет выжимать из актёров мгновения подлинности, кто-то умело располагает их в кадре или создаёт позитивную атмосферу на площадке. Но просто набрать хороших актёров и устроить капустник недостаточно, чтобы снять хорошее кино. И это видно по многим фильмам с звёздным составом (в том числе по поздним фильмам самого Рязанова). «Подобрать ансамбль», «оркестровать сцену» — неспроста музыкальные термины используются для описания этого процесса, поскольку тут тоже всё легко и замечательно, когда оно работает, но любая какофония в кино так же режет глаз зрителя, как ухо меломана.
И «Берегись автомобиля», берусь это утверждать, самый сильный в ансамблевом плане фильм Рязанова. Были у него работы с более яркими отдельными актёрскими выступлениями или яркими эпизодами, были и хорошие ансамбли (один из самых недооценённых — в «Зигзаге удачи»), но именно в комичном нуаре (в фильме и правда обыгрываются многие штампы жанра) оркестр особенно хорош. Слышны как отдельные партии в виртуозном исполнении, так и вся мелодия в целом. И, пожалуй, самым показательным здесь является тот факт, что даже самые яркие исполнения второго плана не заглушают основной сюжет, а работают на него. Ни блестяще исполненный Папановым тесть Семицветова, ни скоротечный Банионис (без, что редкость, переозвучания), ни уморительный Евстигнеев в роли тренера-режиссёра. И в этом несомненная заслуга Рязанова, который тоже стал кем-то вроде тренера для звёздной команды, а это по силам не каждому даже сильному специалисту.