Американский шедевр предельных параметров
В довоенные годы американская фирма Pierce-Arrow (в переводе «пронзающая стрела») считалась производителем самых высококачественных, роскошных и технически совершенных автомобилей. В Америке ее репутация находилась на одном уровне с лучшими европейскими марками, такими как Isotta Fraschini, Rolls-Royce или Hispano-Suiza. Наивысшим достижением в ее деятельности стала модель Pierce-Arrow 41, выпущенная в 1931 году. Это была наиболее крупная, тяжелая и дорогая машина своего времени, которая привела к неизбежной и скоропостижной кончине марки «Пирс».
В начале всех начал автомобильной марки Pierce-Arrow была основанная в 1873 году в г. Буффало небольшая фирма по производству товаров домашнего обихода. Заработав на ней неплохое состояние, основатель Джордж Норман Пирс вскоре переключился на производство велосипедов, а в 1901 году выпустил первый бензиновый экипаж. Вскоре вслед за одноцилиндровой вуатюреткой в 1904 году Пирс собрал солидный 4-цилиндровый 32-сильный автомобиль Great Arrow, который одержал убедительную победу в престижной 350-мильной гонке от Нью-Йорка до Бреттон-Вудса. Спустя пару лет авторитет фирмы возрос настолько, что 27-й президент США Уильям Тафт выбрал Pierce-Arrow Model 48 в качестве своего парадно-выездного автомобиля.
Джордж Пирс с самого начала имел предрасположенность к созданию наиболее крупных и солидных автомобилей. Все его машины славились огромными параметрами: начиная с размеров, полной массы, рабочего объема двигателя и заканчивая высочайшим комфортом и непревзойденным качеством. Так, в 1910 году компания представила первый в США автомобиль с 6-цилиндровым мотором, рабочий объем которого достиг 13,5 л. Затем появились машины с многоклапанной ГБЦ, червячной главной передачей и усилителем тормозов. Наконец, в 1913-м все автомобили Пирс-Эрроу получили оригинальное переднее оформление с размещенными на крыльях приборами головного света. Ни одна другая компания в мире не переняла такой неординарный дизайн, и поэтому все Pierce-Arrow сильно выделялись в потоке и притягивали к себе самое пристальное внимание.
В конце 1920-х фирма перешла на производство еще более представительных 8-цилиндровых машин. Новый рядный двигатель рабочим объемом 6,3 л в зависимости от исполнения выдавал 120-150 л. с. и стал визитной карточкой самой престижной модели Pierce-Arrow 41. Мотор имел чугунный блок, алюминиевую ГБЦ с двумя клапанами на цилиндр и единственный нижний распределительный вал. С ним в паре состояла простая несинхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, крутящий момент от которой передавался на задние колеса.
Невероятно крупный (длина — 5780 мм, ширина — 1850 мм) в 7-местном исполнении Pierce-Arrow 41 весил более 3 т и предлагал своим пассажирам небывалый комфорт солидного автомобиля. В его основании находилась очень крепкая, толстостенная лонжеронная рама с мощными поперечинами. К ней через массивные 1,5-метровые полиэллиптические рессоры крепились передняя неразрезная ось и задний мост с гипоидной главной передачей. Вообще все детали машины поражали своей основательностью и высоким качеством изготовления, как следствие ресурс автомобилей Pierce-Arrow был в среднем выше чем у конкурентов.
Pierce-Arrow 41 предлагался с пятью вариантами заводских кузовов, но каждый состоятельный клиент мог обратиться в любую кузовостроительную фирму и получить автомобиль индивидуальной сборки. Как следствие, стоимость машины не имела четких пределов. В минимальном базовом исполнении «Пирс» оценивался в 4 тыс. долларов (75 тыс. по современному курсу), но были известны случаи, когда за машину просили 6 и даже 10 тыс. еще тех, полновесных долларов.
Pierce-Arrow 41 выпускался всего год. За это время было выпущено 4,5 тыс. автомобилей, вдвое меньше, чем год назад. Фактически с модели 41 началось постепенное угасание компании. Виной тому последствия Великой депрессии и усилившаяся конкуренция, когда фирмы Cadillac и Marmon представили свои высококлассные 16-цилиндровые модели. Впрочем, в 1933–1935 гг. Пирс-Эрроу удалось наладить производство 12-цилиндровых машин, но общий тираж их оказался катастрофически мал. В итоге в 1938-м компании не оставалось ничего иного, как признать банкротство и распродать все имущество на аукционе.