Цикл Уран-Нептун: новые реальности - мы выбираем или за нас выбирают?
В предыдущей публикации я слегка потрепала популярные романтические представления об Уране как синониме «демократии и власти большинства» – это миф. В действительности, Уран проявляет себя очень ярко как власть интеллектуального меньшинства над менее образованным большинством. Уран демократичен только в том смысле, что доступ на элитарный уровень открыт для всех, кто имеет необходимый потенциал. В отличие от сатурнианской иерархии, строго сословной, закрытой системы, не допускающей внутрь себя чужаков и стремящейся поддерживать status quo, ураническая элита формируется по законам системы открытой, находящейся в постоянной динамике за счет притока «свежей крови». Точнее, «свежих мозгов», способных генерировать новые идеи и разрабатывать алгоритмы для постоянного развития и движения вперед. Но это все равно узкий круг «избранных», это не массы, не народ.
«Свобода, демократия, права человека» и другие популярные лозунги Урана буквально могут воспринимать только очень простодушные, наивные люди – на них они и рассчитаны. Критический же взгляд сразу выявит нестыковки с реальностью и породит вопросы. На этот случай, в качестве «успокоительного» предусмотрен ассортимент конспирологических теорий, объясняющих ВСЕ. Вот где подлинный тест Урана на свободомыслие – не увлечься ни одной из идеологических крайностей, но увидеть, что обе они имеют под собой одну основу и работают на одну общую цель.
Цикл Урана-Нептуна 1821-1993 г.г. как раз и стал периодом формирования идеологий на основе идей, провозглашенных эпохой Просвещения, и центральной, конечно, была идея освобождения человеческого духа. Вместе с открытием Урана (1781) появилось и новое определение свободы. Если прежде под свободой понималась возможность выбора между двумя альтернативами (сатурнианская бинарность «или/или»), то Новое Время требовало новых концепций, и, начиная с Канта, философы развивали идею свободы как способности человека самостоятельно определять морально-нравственные нормы для себя и для общества с опорой на те истины, которые открываются ему в процессе познания. То есть, свобода мыслилась как результат интеллектуальной деятельности, и поэтому свобода – это никогда не протест. Свобода – это страсть к познанию, и как следствие выход из существующих ограничений на новый уровень взаимодействия с реальностью и переход в новое качество.
Однако, сколько ни рассуждай о равенстве, по факту люди не равны, и второй после свободы любимой темой мыслителей были отношения «раба и господина». Сословные различия в этом контексте только формализовывали сущностный разрыв между этими стратами. К «господам» относилась как раз интеллектуально и духовно развитая элита, способная устанавливать законы. Люди знания. К «рабам» – темные необразованные массы людей физического труда, неспособные к сложной интеллектуальной деятельности и нуждавшиеся во внешней регламентации их жизни. Люди веры. Прежде все необходимые предписания для них формировались на основе религиозных догматов, однако изменение технологического уклада, урбанизация, появление новых сословий, и как следствие распространение новых передовых идей в обществе требовали и новых мифологем для простого люда, которые могли бы исполнять в секулярном обществе ту же функцию, что и религия.
Такими мифологемами стали, с одной стороны, либеральная идеология – опирающаяся на идеалистическую концепцию свободы и материализованная в модели рыночной экономики, а с другой – основанная на принципах материализма коммунистическая идея, идеализировавшая социалистическую систему хозяйствования. И когда оформились оба этих идеологических полюса, на сцену вышел Нептун (1846), ознаменовав появление новой веры – в равные возможности, в равные права, в равный вклад в общее дело, в свободу для всех и в святость борьбы за эти идеалы.
История XIX - XX вв. – это история революций во всем их многообразии.
Это история провозглашенного равенства и разделения мира на зоны влияния.
Это история борьбы за права и добровольного рабства ради иллюзии свободы.
Это история великих технологических прорывов и мировоззренческих катастроф.
Это история о том, как под гуманистическими лозунгами совершаются самые страшные преступления…
Это история о расслоении реальности.
Знаковым событием начала этого цикла стало появление геометрии Лобачевского параллельно с евклидовой. Середины цикла – квантовой механики параллельно с механикой классической. А знаковым событием нового цикла стал фильм «Матрица» и вопрос к каждому: «А какую реальность выбираешь ты?»
И ведь нам всерьез придется ее выбирать.
Идеологический и ценностный кризис современности, как уже отмечалось, уходит корнями на два века назад, в период между открытием Урана и Нептуна и эпоху романтизма. Мы ведь ее так и не переросли. Мы все еще находимся в ситуации классического подросткового бунта против родительских предписаний – по-старому мы уже не хотим, а по-новому еще не умеем.
Древний человек жил в логике мифа – у него было мало знаний о мире, но его модель мироустройства имела четкую и непротиворечивую структуру. Его мировосприятие было целостным – как у ребенка, живущего в мире, созданном для него Родителями, и полностью зависящего от них. Если я послушен, Родители счастливы, и все хорошо, если я веду себя плохо, я буду наказан. Все просто. Таковы самые архаичные родоплеменные верования, основанные на культе предков. Чистый принцип Нептуна – кровные связи и обращенность в прошлое, безоговорочное поклонение и повиновение Духам Рода.
В более «продвинутых» храмовых цивилизациях уже проявляется прогрессивный принцип Урана – это городские культуры, с более сложной социальной организацией. На смену общинному родоплеменному равенству приходит сословная дифференциация. Усложняются религиозные культы: язычество описывает более сложную картину мира, чем тотемизм с его природной стихийностью. Для язычника в мире уже присутствует разумное организующее начало, усложняются связи причин и следствий, мир целостен, но в нем уже проявлены противоречия как разнонаправленные воли множества божеств. И хотя человек еще полностью зависит от них, ему уже приходится выбирать, с которым из богов взаимодействовать.
Авраамические религии объединяют в себе принципы Урана и Нептуна: с одной стороны, они провозглашают равенство перед Единым Творцом и требуют послушания, но с другой, важнейшее место отводится свободе воли человека и его праву выбора. Максимально наглядно эта идея реализована в христианстве: иудеям пришлось выбирать – принимать Иисуса как Мессию или продолжать ждать истинного Машиаха. И не было никакого критерия, никакой подсказки, какой же выбор правильный. Критерий нужно было найти в себе – в своем сердце, согласовав его с разумом. И это – первые шаги человека к духовной самостоятельности.
С возникновением христианства традиционно связывается начало Эры Рыб и долгий путь к следующей за ней Эре Водолея. Человеку предстояло реализовать заложенный в него потенциал познания: уйти от целостности мифологического мировосприятия и, опираясь на рациональные методы, заново выстроить целостную и непротиворечивую картину мира. И на этом пути выяснилось, что отрицание Веры не добавляет Знаний, что снижение влияния религии не делает жизнь более разумной, а декларирование всевозможных свобод не помогает строить справедливое общество. Однако, Уран гнал прогресс вперед, не давая опомниться и увлекая в будущее, а Нептун тянул в прошлое, поднимая древнюю память о чем-то важном, но утраченном по пути…
Первый козерожий цикл Урана и Нептуна, на который пришлась и большая земная мутация Сатурна и Юпитера (1842), обозначил начало жесточайшего духовного кризиса, в котором мы живем до сих пор. Провозглашенный приоритет материальных благ полностью подчинил себе и ценности нравственные. Как реакция, начинаются поиски «новой духовности» – по сути, попытка синтезирования нового мифа и первые шаги к возвращению целостности миропонимания. Вместе с чисто нептунианским мистицизмом, New Age – это уже вполне ураническая эклектика из разных эпох, культур и непременной «отсебятинки». Но логика земной эпохи даже духовность превратила в весьма ходовой и коммерчески выгодный товар, и как следствие породила огромное количество подделок и контрафакта в этой сфере.
Поэтому глядя на преобладающую в околоэзотерических кругах экзальтацию по поводу Эры Водолея, тотального обновления и перехода в новый «золотой век», я совсем не разделяю всеобщего энтузиазма. Простой анализ и прогностическая логика мне подсказывают: Эра Водолея еще в зачаточном состоянии, большая воздушная мутация только-только началась, мы в самом начале второго козерожьего цикла Урана и Нептуна, и впереди у нас еще более ста лет систематизации прошлого опыта и кристаллизации нового Знания. И если говорить не о формальном наступлении Эры Водолея, а о сущностном (как принципиально нового цивилизационного этапа в истории человечества), то полагаю, это произойдет не ранее 2165 года, когда Уран и Нептун обновят свой цикл в соответствующем знаке. А пока нам предстоит еще много козерожьей работы по поиску драгоценных крупиц подлинного Знания в огромных отвалах пустой породы…
Будем искать!