Девушки – лучшие подруги бриллиантов
Когда я встречаюсь с опасениями в отношении будущего рынка бриллиантов в связи с ростом производства искусственных (синтетических) алмазов, мне вспоминается одна сцена из фильма Ридли Скотта «Дом Gucci». В ней Альдо Гуччи, которого играет Аль Пачино, следующим образом рассуждает на тему угрозы бизнесу дома Gucci со стороны наводнивших рынок дешевых и некачественных подделок: «Все эти вещи не подделки, а реплики... Качество – только для богатых. Если обыкновенная домохозяйка хочет тихо жить с некой иллюзией, что она является клиенткой Gucci, почему не позволить ей?». То есть герой имеет ввиду (хотя, вероятно, реальный Альдо Гуччи так и не думал), что подделки никакой угрозы для Gucci не представляют: это совершенно другой рынок, так как бедные и так не могут купить их продукцию, и если им нужна иллюзия обладания престижной вещью, пусть тешат себя ею.
Представляется, что та же логика применима и к рынкам природных и искусственных алмазов. В отношении крупных, уникальных бриллиантов тут и рассуждать особо нечего – аналогия прямая. Но и в отношении массового сегмента она так же работает: это разные рынки, так как любой природный бриллиант – уникален, добыт из недр земли, а его искусственный близнец таким благородным происхождением похвастаться не может. Алмаз «из пробирки» – это незаконнорожденный, «ублюдок», и на него не могут распространяться «привилегии», которыми наделили люди камни природного происхождения. Синтетические бриллианты имеют свою нишу, своего потребителя, но это рынок дешевой бижутерии. И в этом смысле не только бриллианты – лучшие друзья девушек, но и наоборот, потому что они хотят обладать настоящей ценностью, а не ее дешевой репликой.
Поэтому чтобы как можно скорее развести эти рынки и приучить потребителей тоже их хорошо различать, крупнейшим игрокам рынка природных алмазов нужно возглавить и ускорить процесс продвижения искусственных алмазов, обеспечить их перепроизводство и тем самым обвалить цены на них до уровня стекляшек. Кажется, именно в этом направлении все и движется, но, конечно, процесс адаптации производителей и потребителей к выделению и очерчиванию границ новой рыночной ниши для синтетических алмазов еще займет какое-то время. Потребителям в этой ситуации стоило бы воздержаться от переплаты за искусственные бриллианты, а инвесторам в природные камни и акции их добытчиков, возможно, набраться терпения.
Все вышесказанное, конечно, только рассуждения, но как бы в итоге не повторилась ситуация с золотом, которое мейнстримные мировые финансовые издания когда-то дружно хоронили (в Financial Times в конце 90-х годов прошлого столетия даже вышла статья под заголовком «Смерть золота»), а теперь оно готовится похоронить тех, кто им долго пренебрегал. И с нефтью то же самое может произойти. Помнится, еще на школьном уроке географии нам приводили слова Дмитрия Ивановича Менделеева о том, что «сжигать нефть все равно что топить печку ассигнациями». Отказ от нефти как от топлива можно только приветствовать: это и взаправду во благо человечеству, только не в смысле «зеленой» неоколониальной повестки, а в смысле, что такой ценный источник различных веществ и материалов будет использоваться более продуктивно. Так что даже если планы по отказу от нефти в итоге реализуются (и когда это еще будет?), ее использование будет продолжаться.
0 комментариев