Новый русский гностицизм, или куда нас заведёт боевое булгаковедение
Непосредственным поводом к данному посту, наверное, стала вот эта лекция Валерия Бондаренко 3-х летней давности, которая заставила меня несколько иначе взглянуть на роман "Мастер и Маргарита" (далее по тексту - Роман). Не с литературной, но с социальной точки зрения: я начал рассматривать и осмыслять его как явление общественной жизни.
За истекшее время я прослушал с десяток аналогичных лекций - и религиозных, и атеистических, и советских, и антисоветских, да и просто и откровенно безумных авторов. Также прочитал некоторое количество исследований тоже разной степени буйства фантазии. Наиболее занятное - это толкование романа в контексте теории пассионарности Льва Гумилева и привязка всего этого к анализу текущей политической ситуации.
По итогу стало понятно, что этот роман (а) действительно "больше чем роман"; (б) в современной интеллектуальной жизни вокруг него сегодня наблюдаются процессы, аналогичные тому что творилось вокруг Танаха в V-I веках до н.э. в Израиле и вокруг Евангелий во II-IV веках в Египте и Сирии. Благо проблемы все три книги затрагивают самого высокого уровня.
Д.А. Пригов как-то сказал, что "Искусство занимается предпоследними вещами" (см. тут с 25:30) - здесь как раз все три книги занимаются именно что "последними вещами", то есть обсуждают самые важные духовые вопросы, которые далеко выходят за рамки собственно литературы. Не вдаваясь в суть полемики и анализ смыслов, обратимся к строго формальным признакам, на основании которых можно сделать такой вывод.
Танах
Ключевой фигурой в становлении иудаизма считается Эзра (иногда Ездра) — религиозный реформатор, воссоздавший еврейскую государственность на основе закона Торы. Деятельность Эзры имела в глазах народа столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его не меньше, как второго Моисея и называла (правда с оговорками) отцом иудаизма. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса, прибывшего в Иерусалим из Вавилона в 479 г. до н.э.
Приезд его случился не на пустом месте - в Ахеменидской державе впервые случилась масштабная гражданская война, в том числе и восстания в Египте, который, по идее, должны были "держать" евреи, как привилегированный имперский народ (подробнее см. по ссылке стр. 783-824). Поэтому религиозная реформа имела весьма важный социально-политический.
Эзра имел официальный статус особого уполномоченного персидского царя, наделенного властью над иудеями сатрапии к западу от реки Евфрат. Эзра предпринял различные меры для восстановления иудейского общества: осенью, в год его прибытия, во время Суккота, он представил закон народу. Он также принял меры против смешения браков и убедил мужчин добровольно развестись с их чужеземными женами. Эзра также создал Синдерион «мужей великого собрания», которые вместе с ним написали в общей сложности 7 из 22 книг на которые традиционно подразделяется Танах * и бог знает ещё сколько отредактировали, возможно, что все остальные** . После проведения этих реформ о Эзре ничего не известно. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что Эзра умер и был похоронен в Иерусалиме. Согласно другому преданию, он вернулся в Вавилон, где его предполагаемая могила являлась святыней.
Вне зависимости от того, кто сочинил Танах и были ли евреи в Египте на самом деле, очевидно, что именно после Эзры Танах получил свой нынешний статус а евреев стали называть "народ Книги". Хотя формирование канонической версии Танаха продолжалась еще несколько столетий: вплоть до I века н.э.***
Итого, мы имеем яркий и сравнительно короткий исходный импульс (рождение Книги) и затем дальнейшее её осмысление, уточнение, комментирование, которео в случае с Танахом растянулось на 400 лет, пока наконец не происходит формирование канона, хотя в еврейском понимании канон - это понятие относительное и довольно приблизительное. Раввины и сейчас дописывают 100500-ый том комментариев и уточнений к Танаху. Иной раз просто потому, что жизнь настолько изменилась, что изначальный смысл текста для современного читателя уже не вполне ясен.
Евангелия и Новый завет.
У Нового завета нет одного автора и даже точной даты появления. Самые ранние фрагменты датируются 70-ми годами н.э.****, то есть скорее всего возникли под влиянием Первой Иудейской войны и взятия Иерусалима римлянами. Но первоначальный импульс (вне зависимости от того, было ли это распятие Христа, или разгром Второго Храма) для создания Книги, безусловно, был и носил весьма трагичный характер. Более того, основной корпус текстов к 70-80 м годам уже скорее всего сложился.
Дальше началась стадия стадия актуальной эсхатологии и расцвет гностицизма, когда этот импульс осмыслялся, превращался в самые разнообразные тексты и концепции. Для интересующихся историей религии и богословием вообще это крайне любопытный сюжет (см. например лекцию Кураева на эту тему), но в рамках рассматриваемого вопроса важно то, что процесс осмысления и формирования канона также занял несколько веков: привычный нам вид Новый Завет приобрел только к 367 году, то есть примерно через 300 лет после появления первых текстов. В этом смысле он повторил путь Танаха, хотя и при других исторических обстоятельствах.
Что касается самого текста, он уже давно и бесповоротно оторвался от исторического контекста и представляет собой корпус общефилософских и мировоззренческих истин, которые для исповедующих христианство являются Словом Божьим, а для всех остальных - как минимум "мудростью веков", которой умный человек не станет пренебрегать.
Роман и его толкователи.
Теперь если мы с этой точки зрения взглянем на Роман и на то что с ним происходит, то увидим следующее:
- Он создается в очень непростое время, когда общество переживает слом социальных порядков и как минимум это была личная трагедия автора.
- Несмотря на то, что революции и последующим социальным преобразованиям были посвящены тысячи самых разных книг, Роман, судя по всему, успешно преодолел и эпоху и контекст, и с каждым новым десятилетием читатели там находят новые смыслы и новые оттенки.
- О причинах этого можно долго говорить*****, но факт в том, что ситуация развивается по пути, аналогичному становлению христианской литературы: начальный импульс породил обширные толкования, поиск смыслов, иной раз весьма далекий от замысла автора. Кстати говоря, полемистам стало тесно в пространстве итоговой редакции Романа и они перенесли баталии на ранние версии.
- Естественно, чем дальше тем больше это все отдаляется и от личности автора и от авторского замысла, что очень похоже на историю и с иудаизмом и с христианством.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что у "Мастера и Маргариты" есть хорошие шансы стать Новым Евангелием посткризисной эпохи, то есть где-то начиная с 2060-2070 года. К тому времени как раз окончательно развалятся существующие социальные порядки и неизбежно встанет вопрос о новой общемировой культуре и новом человеке (да-да, опять, но уже на новом витке истории). А как раз то самое "швондерство" и жлобство, против которого все творчество Булгакова и было направлено (тут я согласен с Валерием Бондаренко), показав себя во всей красе в предыдущие полвека, будет подвергаться осуждению и искоренению.
Правда для этого нужно, чтобы Россия к тому времени вышла на первые роли в мировой политике, а русская культура смогла бы избежать катастрофического упадка, или хотя бы прилично выглядеть на фоне европейской и азиатской культур. Что отнюдь не гарантировано.
Пока же в отношении "Мастера и Маргариты" мы переживаем период апокрифов и гностицизма. Ну что сказать ... сие весьма любопытно, но как известно "и это пройдет".
-----------------------------
* Речь идет о книгах: Эзра, Нехемья, Эсфирь, пророка Даниила, пророка Иезекииля, 12 малых пророков, а также две книги Хроник, которые иногда считают за одну. Вообще, с количеством книг в Танахе существует огромная путаница – их число колеблется от 22 до 35 в зависимости от того, как исследователь группирует тексты и что именно считает за «книгу». Но в любом случае огромный вклад Эзре сомнению не подвергается.
** В этой связи можно вспомнить нашумевшие работы профессора археологии Тель-Авивского университета Зеева Херцога, в которых он говорит о том, что «израильтяне никогда не были в Египте, не странствовали по пустыне, не завоёвывали страну в ходе военной кампании и не стали предком 12 колен израилевых. Вероятно, труднее будет смириться с тем фактом, что единая монархия Давида и Соломона, которую Библия описывает как влиятельную региональную силу, была всего лишь небольшим племенным царством. И неприятным шоком для многих окажется то, что Бог Израиля, Иегова, имел супругу женского пола, и что ранняя израильская религия приняла монотеизм лишь на закате монархии, а вовсе не на горе Синай».
*** По ссылке см. интересные соображения относительно сроков и состава формирования канонического Танаха.
**** Речь прежде всего об Апокалипсисе Иоанна Богослова. Хотя, например, некоторые библеисты считает, что Первое Послание к Фессалоникийцам написано около 52 года, правда там ни слова нет про разрушение Иерусалима.
***** - Отчасти это связано с художественными достоинствами Романа, а отчасти с тем, что непростые времена не то что не пройдут - они множатся и ширятся и конца-края этому пока не видно, причем уже в мировом масштабе.
0 комментариев