Проект закрыт!
Проект закрыт!
Всем всего доброго!
Проект закрыт!
Всем всего доброго!
10 лет назад, 27 октября скончался Сергей Говорухин (1961-2011), сын знаменитого режиссера, да и сам режиссер.
Отношения его с родителем были далеки от идеальных.
О них и поговорим.
СЕРГЕЙ ГОВОРУХИН
Сергей родился когда отец работал на Казанской телевизионной студии редактором и собирался поступать во ВГИК.
Мама - актриса Юнона Карева - в 1955 закончила «Щепку» и стала примой Казанского большого академического театра имени Качалова. Естественно, в Москву вслед за Станиславом жена не поехала, там ее никто не ждал, а в Казани рукоплескали. Не поехала и в Одессу, куда Говорухин получил распределение после окончания ВГИКа.
Заметим, по этой же причине, - муж уехал в Москву, Карева осталась в Казани, -развалился и первый ее брак с сокурсником по Щепке Всеволодом Платовым.
Фактически союз с Говорухиным продержался меньше года. Фактический развод последовал позже, когда супруги уже давно вместе не жили.
Им удалось сохранить невоенные отношения и Говорухин займет первую любовь в хите «Место встречи изменить нельзя», дав Каревой роль гражданской жены Груздева.
С сыном сложнее.
ЮНОНА КАРЕВА С "ВОЛОДЕЙ ШАРАПОВЫМ" В ГЛАВНОМ СВОЕМ ФИЛЬМЕ
Отношения Говорухиных развивались на протяжении не одного десятилетия, проходили в информационном пространстве и не могли не меняться.
Сергей говорил, что папа «Пальцем не пошевелил, чтобы облегчить мое существование в профессии. Наверное, это связано с тем, что мы вместе мало жили».
Так вот, отношение к «пальцем не пошевелил» мутировало от обиды к правильному восприятию. В итоге Сергей пришел к следующей формулировке: «Пальцем не пошевелил, чтобы облегчить мою жизнь в профессии, считал, что так правильнее - и я считаю, что так правильнее. И своего сына так же воспитываю».
Затем последовало осознание, что без помощи отца он бы на сценарный факультет ВГИКа не поступил. Отец вытащил сына на вступительном экзамене, где следовало написать кинорецензию. Сергей в фильме «Портрет жены художника» ничего не понял и Станислав разложил абитуриенту все по полочкам.
Вообще, в период студенчества Сергея у них были нормальные отношения. Отец и сын друг над другом добродушно подшучивали. Когда Говорухина-старшего утвердили президентом фестиваля «Золотой Дюк» он передал сыну роскошную визитку с надписью: «Говорухин Станислав Сергеевич – Президент фестиваля». Сергей тут же смастырил визитку ответную: «Говорухин Сергей Станиславович – ошибка Президента» и послал отцу.
Сходились отец и сын во взглядах на развал СССР. В момент перестройки Говорухин-старший подбросил дровишек в пылающий костер, сделав документашку «Так жить нельзя», но распознав, что предлагается вместо той жизни, выдал «Великую криминальную революцию» и «Ворошиловского стрелка».
ФОТО С САЙТА amp.topwar.ru
Недопонимания между родными начались, едва Сергей переквалифицировался из сценаристов в режиссеры, начав поиск своего пути в искусстве.
В 1994 он в качестве военного корреспондента собрался в Чечню.
Отец был категорически против:
«Я уговаривал Сережу не ехать в Чечню, но он не послушался. В итоге получил ранение в ногу.
Снайпер выстрелил в движущийся грузовик. Целился в водителя, но промазал. А Сережа сидел рядом, и пуля попала ему в подколенную артерию. В итоге ногу пришлось ампутировать. А ведь я говорил, что ни к чему хорошему эта поездка не приведет».
Из Чечни Сергей вернулся без ноги, но с картиной «Прокляты и забыты», получившей в 1999 году «Нику» за лучший неигровой фильм. «Прокляты и забыты» Сергей делал в соавторстве с Инной Ваниной. За сим последовали фильмы «Никто, кроме нас…» (2008), «Земля людей» (2011).
Сергей занял нишу военного корреспондента, удостоился ордена Мужества и медали «За отвагу». Выпустил несколько книг. Занимался общественной деятельностью.
И критиковал отца.
ОТЕЦ И СЫН
Обычно Сергей говорил обтекаемо: «Профессиональные вопросы мы с ним практически не обсуждаем, каждый из нас существует в мире кино сам по себе».
Постепенно становился откровеннее, отдавая предпочтение ранним работам отца, лучшими его фильмами считая «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972) и «Десять негритят» (1987).
Насчет остального…
«Место встречи изменить нельзя» мне не нравится. А «Ворошиловский стрелок», «Не хлебом единым», «Аристократка» – это просто беда! …
Поймите, кино – это профессия, из которой уходить нужно вовремя. В литературе можно копаться всю жизнь, а в кинематографии – сложно. Если посмотрите всех классиков кино, то увидите: чем больше они снимают, тем хуже получается».
При этом Сергей декларировал, что отцовским мнением по поводу своих картин не дорожит, ибо учился режиссуре не у него, а у Хуциева, Арановича, Германа, Михалкова.
Говорухин-старший на сына не обижался. Ему хватало, так сказать, зрительской любви.
Благодаря его спокойной мудрости конфликт не вышел за рамки благопристойности и это уже хорошо.
Общение сына и отца в последние годы было случайным. Просто не осталось точек соприкосновения. Встречались несколько раз в год и все.
Но когда Сергея ударил инсульт Говорухин-старший примчался в больницу первый.
На похоронах он скажет, что в последние две недели жизни сына они были близки как никогда прежде.
Светлая память обоим!
26 октября скончалась Хэтти Макдэниел (1895-1952), первая чернокожая актриса, удостоенная премии «Оскар».
Казалось бы, афроамериканское сообщество должно было Хэтти на руках носить, но, ага счас. При жизни актриса оказалась между двух рас, травили ее одинаково, как с той, так и с другой стороны.
Бабушка актрисы была рабыней, в рабстве родился отец.
Отец, Генри Макдэниел, воевал на фронтах Гражданской войны за Независимость, в 1875 женился.
Хэтти появилась на свет после двадцати лет брака. Кроме нее в семье воспитывалось еще двенадцать детей.
Первых успехов Макдэниел добилась как джазовая певица. В 1920-ые она записала несколько пластинок. Достижения обнулил биржевой крах 1929 года, подкосивший индустрию зрелищ.
С КЛАРКОМ ГЕЙБЛОМ В "УНЕСЕННЫХ ВЕТРОМ"
В 1931 Хэтти приехала в Лос-Анджелес, с намерением штурмануть Голливуд. Ей удалось пристроиться на радио с собственным шоу. На кошельке это не отразилось настолько, что актриса вынужденно подрабатывала горничной. Однако, сам факт, - Хэтти Макдэниел стала первой чернокожей женщиной, вышедшей с песнями в радиоэфир США, - впечатлял.
А вот в кино ее даже не ставили в титры, пока в 1934 Хэтти не вступила в Гильдию актеров США. Тогда же вышел фильм Джона Форда «Судья Прист», где Макдэниел впервые сыграла более-менее большую роль.
И пошло… В «Элис Адамс» Макдэниел играла неряшливую служанку, что не гнушается отчитывать свою хозяйку. В «Китайских морях» появилась с Кларком Гейблом. Снималась Хэтти и с женой Гейбла Кэрол Ломбард в картинах «Чистосердечное признание» и «Ничего святого». Связи с Гейблом сыграли важную штуку: именно с подачи «Короля Голливуда» Хэтти очутилась в мегапроекте «Унесенные ветром».
Именно в этот момент на Макдэниел обратили внимание члены «Национальной ассоциации по улучшению положения цветных людей» (NAACP), дабы больше ее в покое не оставлять. Экранизация «Унесенных ветром» находилась у них под особым контролем. Продюсер Дэвид Сэлзник получил требование удалить из картины расовые эпитеты, и не вздумать экранизировать сцену из романа, где на хорошенькую Скарлетт нападают чернокожие мужчины, а спасают бедняжку бравые парни из Ку-клукс-клана.
Вообще Макдэниел подвергалась критике афроамериканского сообщества с первых шагов на полотне экрана. Ее ругали за фильм «Маленький полковник» (1935), в котором Хэтти изобразила счастливую служанку времен Старого Юга. По мнению ряда гарлемских газет, Макдэниел стала проводником мысли, будто рабам жилось легче и веселее, нежели людям освобожденным.
Коренная нация тоже начала возмущаться Хэтти до «Унесенных ветром». В ленте «Элис Адамс» она, по мнению журналистов, выглядела слишком уж независимой, грубя хозяйке.
С ВИВЬЕН ЛИ В "УНЕСЕННЫХ ВЕТРОМ"
И вот «Унесенные ветром»... По выходу фильма, Макдэниел опять подверглась нападкам. На премьеру в Атланте ее просто не пустили в зал, несмотря на протест Кларка Гейбла и Дэвида Сэлзника. Вновь посыпались знакомые обвинения, что служанка, сыгранная Макдэниел чересчур своенравна и фамильярна с хозяевами, так не полагается.
Афроамериканское сообщество жаловалось, мол, «Унесенные ветром» поддерживают южан, жалея разрушенный мир рабовладельцев.
По любому, награждение Макдэниел «Оскаром» за лучшую роль второго плана выглядело компромиссным. С одной стороны это была победа, еще одна брешь пробитая в голливудской системе. С другой, образ служанки Мамушки в "Унесенных ветром" решался в красках, приемлемых для европейцев, - верная, глуповатая, готовая за хозяев в огонь и в воду, по существу, рабыня.
Члены NAACP призвали Макдэниел подходить к ролям ответственно, отказаться от комикования. Хватит, мол, потворствовать увековечиванию расовых предрассудков.
Никто не брал во внимание, что, несмотря на успех, голливудская машина не собиралась под Макдэниел подстраиваться. Ждали ее по-прежнему роли, недалеко от Мамушки ушедшие. Типа тети Темпи в экранизации Диснеем «Сказок дядюшки Римуса» «Песни Юга» (еще один фильм, обвиненный в «расизме»).
Отметая нападки членов NAACP, Хэтти говорила: «Почему я должна жаловаться на то, что зарабатываю 700 долларов в неделю, играя горничную? Если бы я этого не делала, то зарабатывала бы 7 долларов в неделю горничной».
Претензии множились. Не устраивало, что Макдэниел наняла агента-янки и не спешила в Гильдию негритянских актеров Америки, став ее членом лишь под давлением, когда карьера подходила к концу.
Расовая дискриминация также не обошла актрису стороной. В Лос-Анджелесе у афроамериканцев были ограниченные права на покупку земли и жилья. Купив двухэтажный дом в семнадцать комнат, Макдэниел вызвала протесты соседей. Дело дошло до разбирательства в Верховном суде.
МАМОЧКУ ДВА ТАПОЧКА РИСОВАЛИ С АКТРИСЫ
Покусывания и своих, и чужих нервировали. Хуже всего, - у Хэтти не нашлось крепкого тыла. Семейная жизнь Макдэниел отдельная трагическая песня; коснемся ее без подробностей. Один муж погиб в перестрелке. Третий брак не продержался и года. Четвертый брак развалила ложная беременность актрисы. Ей было под пятьдесят. Впереди маячило жуткое одиночество. Закончился разводом и брак №5, оказавшийся последним.
В таких неблагоприятных условиях Макдэниел совершила еще один прорыв, став первой чернокожей женщиной-актрисой, заимевшей свой телесериал. Телесериал назывался «Бойла» и выдержал пять сезонов. Он бы и дольше продлился, но дни Мамушки были сочтены.
Еще в 1950 она перенесла инсульт. В 1952 врачи диагностировали рак молочной железы. В завещании Макдэниел написала, что хочет быть похороненной на Голливудском кладбище. Владельцы кладбищенской земли родственникам в захоронении отказали.
Состояние так много зарабатывающей звезды оказалось полностью расстроенным. Имущество пошло на распродажу, дабы расплатиться с кредиторами.
В том числе продали статуэтку «Оскара».
На данный момент, кстати, местонахождение статуэтки неизвестно, по ее поиску проводились целые расследования, - глухо.
А зрители всего мира до сих пор помнят актрису по роли Мамушки да Мамочки Два Тапочка, - хозяйки мультипликационного кота в сериале «Том и Джери». За основу этой рисованной барышни взят именно образ Макдэниел.
Распри по ее поводу забыты.
И оно есть правильно.
К чему помнить расовые предрассудки?
Когда есть вечное искусство.