Сильный, державный
1 марта 1881 года на царский трон, залитый кровью убитого террористами Александра II, вступил его сын Александр III. Новый государь правил Россией с меньшим блеском, чем его отец, но с гораздо большей основательностью, чему способствовала сама его натура. К Александру III очень подходит строка из царского гимна: «Сильный, державный».
Отец и дед Александра III считались красивейшими мужчинами Европы, джентельменами с безупречными манерами. О самом Александре III этого сказать было нельзя. Если император чем-то и выделялся из толпы, то лишь своим высоким, под два метра, ростом. По словам его министра, Сергея Юльевича Витте, по наружности царь «походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал, и… если бы не знали, что он император, и он бы вошёл в комнату в каком угодно костюме, — несомненно, все бы обратили на него внимание».
В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты, руками ломал подковы. Однажды, во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка – Борки (под Харьковом), Александр несколько минут держал на своих широких плечах упавшую крышу вагона, давая возможность родным и свите выбраться наружу. С годами он сделался тучным, но и тогда сохранил в своей фигуре атлетическую стать и некоторую величавую грациозность.
И вот этот-то богатырь, облеченный неограниченной властью, вел жизнь вполне рядового, заурядного обывателя.
Неприхотливые привычки Александра сказывались во всем. Сама его манера одеваться была нарочито непритязательной. Императора часто можно было видеть в солдатских сапогах, в которые по-простецки были заправлены военные брюки. В домашней обстановке он надевал русскую рубаху с цветистой вышивкой на рукавах. Годами ходил в заштопанных штанах, спал на продавленном матрасе. В еде не привередничал, любимым его напитком был русский квас пополам с шипучим вином. Своих министров царь мог запросто обозвать «скотиной» и «канальей», впрочем беззлобно и почти всегда заслуженно. Впрочем, не стеснялся и в своих характеристиках европейских политиков: французское правительство называл «сволочью», германского императора Вильгельма I — «скотиной», канцлера Германии Бисмарка — «обер-скотом».
Развлечения государя также были простыми и безыскусными. Он увлекался охотой и рыбалкой. Его любимым местом охоты была Беловежская пуща и Ловическое княжество в Польше. Во время летнего отдыха министры могли отвлекать императора лишь в экстренных случаях. Как-то во время рыбалки ему доложили, что иностранные державы срочно ждут его решения по какому-то важному делу. «Ничего, — ответил Александр, — Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит».
Столь же охотно император занимался музыкой и участвовал в домашних концертах, играя на волторне и на «басу».
Следуя своим спартанским привычкам, Александр III значительно упростил придворный этикет и церемониал. Он сильно сократил штат министерства двора и уменьшил число слуг. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, число балов ограничено четырьмя в год.
Но вот на одно из своих пристрастий император не жалел средств (впрочем, личных, а не государственных). Александр III, сам занимавшийся в молодости живописью, был страстным коллекционером. Когда его приобретения перестали помещаться в галереях Зимнего, Аничкова, Гатчины и других дворцов, государь передал обширную коллекцию предметов искусства в Русский музей, основанный по его же инициативе.
В молодости педагоги считали его старательным тугодумом. Однако Александр был совсем не глуп и исключительно работоспособен. Он так много работал с документами, что великая княжна Ольга однажды назвала своего отца «самым трудолюбивым человеком на всей Земле». Государь мудро покровительствовал развивавшейся российской промышленности, и, в отличие от наших нынешних министров, не только говорил о важности инфраструктуры для подъема экономики, но и развивал эту самую инфраструктуру невиданными темпами. При нем Россия обзавелась самой длинной в мире железной дорогой — Транссибирской магистралью и увеличила железнодорожную сеть почти в два раза.
Питая страстный интерес к отечественной истории, Александр III поддерживал исторические исследования, для чего основал Императорское историческое общество. Во время его царствования в моду наконец-то вошло свое, русское. Москва тогда украсилась своими самыми известными постройками в русском стиле: храмом Христа Спасителя, Третьяковской галереей, Историческим музеем и многими другими. Из-под кисти художников вышли главные шедевры русской исторической живописи. Русская армия впервые облачилась в полностью национальный мундир и стала мировым законодателем военной моды.
Он вообще горячо любил всё своё родное: русскую печь, песню, одежду. Страдая от сознания немецких корней рода Романовых, император иногда внимательно всматривался в свое отображение в зеркале и просил окружающих показать ему, что же в его облике русского.
Добавлю, что Александр III был образцовый семьянин и не имел привычки ходить налево. Его брак с датской принцессой Марией-Софией-Фредерикой Дагмар, принявшей в православии имя Марии Федоровны, был на редкость счастливым, хотя и не безоблачным.
И еще на одну черту Александра III мне хотелось бы обратить ваше внимание. Этот царь-богатырь не любил крови и драк. Все 13 лет его царствования прошли в мире — впервые за несколько столетий. Впрочем, это не мешало ему заботиться о наращивании мощи русской армии и флота (Александр называл их двумя единственными союзниками России). Достаточно сказать, что русский флот при нем увеличился на 114 кораблей, построенных по новейшим технологиям.
Словом, вы видите, что нам есть, за что с благодарностью вспомнить предпоследнего российского самодержца.
0 комментариев