logo Русское тысячелетие

Поход Олега на Константинополь

За ‎поражением‏ ‎русов ‎в ‎Мраморном ‎море ‎и‏ ‎захватом ‎Олегом‏ ‎Киева‏ ‎следует ‎резкое ‎ухудшение‏ ‎отношений ‎Ромейской‏ ‎империи ‎с ‎Таврической ‎Русью.‏ ‎В‏ ‎Константинополе ‎эти‏ ‎события ‎воспринимают‏ ‎как ‎удобный ‎повод ‎для ‎прекращения‏ ‎действия‏ ‎договора ‎860‏ ‎года. ‎Имперские‏ ‎власти ‎не ‎желают ‎находиться ‎в‏ ‎союзных‏ ‎отношениях‏ ‎с ‎воинственными‏ ‎язычниками ‎и‏ ‎предоставлять ‎им‏ ‎торговые‏ ‎и ‎какие-либо‏ ‎иные ‎льготы. ‎На ‎константинопольском ‎рынке‏ ‎то ‎и‏ ‎дело‏ ‎возникают ‎стычки ‎между‏ ‎русами ‎и‏ ‎греками, ‎в ‎которых ‎дело‏ ‎доходит‏ ‎до ‎«удара‏ ‎мечом».

Не ‎имея‏ ‎возможности ‎собственными ‎силами ‎добиться ‎от‏ ‎ромеев‏ ‎соблюдения ‎договора,‏ ‎таврические ‎русы‏ ‎обращаются ‎за ‎помощью ‎к ‎Олегу.

«Светлый‏ ‎князь»‏ ‎и‏ ‎без ‎того‏ ‎полон ‎решимости‏ ‎получить ‎от‏ ‎империи‏ ‎признание ‎своего‏ ‎статуса ‎в ‎качестве ‎суверенного ‎владыки‏ ‎созданной ‎им‏ ‎обширной‏ ‎державы. ‎В ‎911‏ ‎году ‎он‏ ‎ведёт ‎на ‎Константинополь ‎большой‏ ‎флот.‏ ‎Со ‎стороны‏ ‎моря ‎город‏ ‎беззащитен ‎— ‎ромейская ‎эскадра ‎вновь‏ ‎задействована‏ ‎в ‎морских‏ ‎операциях ‎против‏ ‎арабов ‎в ‎Средиземном ‎море. ‎Но‏ ‎подход‏ ‎к‏ ‎городу ‎с‏ ‎моря ‎прикрывает‏ ‎тяжёлая ‎цепь,‏ ‎протянутая‏ ‎через ‎бухту‏ ‎Золотого ‎Рога. ‎По ‎приказу ‎Олега‏ ‎войско ‎русов‏ ‎выполняет‏ ‎необычный ‎манёвр: ‎вдоль‏ ‎северных ‎укреплений‏ ‎Галаты ‎устраивается ‎волок, ‎и‏ ‎ладьи‏ ‎по ‎уложенным‏ ‎на ‎землю‏ ‎брёвнам ‎перетаскиваются ‎в ‎заветные ‎воды‏ ‎царьградского‏ ‎«иерона» ‎(святого‏ ‎места). ‎Благодаря‏ ‎этой ‎же ‎хитрости ‎542 ‎года‏ ‎спустя‏ ‎Мехмед‏ ‎II ‎въедет‏ ‎победителем ‎в‏ ‎храм ‎святой‏ ‎Софии.

В‏ ‎древнерусском ‎предании‏ ‎Олег ‎ставит ‎ладьи ‎на ‎колёса

Город‏ ‎охвачен ‎смятением.‏ ‎Нашествие‏ ‎русов ‎принимают ‎за‏ ‎наказание ‎свыше.‏ ‎Императоры-соправители ‎Лев ‎VI ‎Мудрый‏ ‎и‏ ‎Александр ‎вынуждены‏ ‎пойти ‎на‏ ‎уступки. ‎Пятнадцать ‎послов ‎«светлого ‎князя»‏ ‎приглашены‏ ‎во ‎дворец,‏ ‎где ‎в‏ ‎их ‎присутствии ‎составляется ‎харатья ‎(пергаменная‏ ‎рукопись)‏ ‎с‏ ‎условиями ‎мирного‏ ‎договора. ‎Ромеи‏ ‎соглашаются ‎выплатить‏ ‎русам‏ ‎дань ‎—‏ ‎деньгами, ‎дорогими ‎одеждами ‎и ‎тканями,‏ ‎а ‎также‏ ‎фруктами‏ ‎и ‎винами; ‎«русские»‏ ‎купцы ‎освобождаются‏ ‎от ‎пошлин, ‎кроме ‎того,‏ ‎им‏ ‎назначается ‎содержание‏ ‎из ‎имперской‏ ‎казны ‎на ‎весь ‎период ‎их‏ ‎пребывания‏ ‎в ‎столице‏ ‎(оговорён ‎полугодовой‏ ‎срок); ‎русам ‎открыт ‎беспрепятственный ‎найм‏ ‎на‏ ‎императорскую‏ ‎службу. ‎В‏ ‎старинных ‎песнях‏ ‎карпатских ‎русин‏ ‎поётся:‏ ‎«В ‎чистом‏ ‎поле ‎шатёр ‎стоит; ‎в ‎шатре‏ ‎сидят ‎добры‏ ‎молодцы,‏ ‎сидят ‎они, ‎думу‏ ‎думают: ‎как‏ ‎пойдём ‎мы ‎к ‎кузнецу‏ ‎доброму,‏ ‎покуём ‎себе‏ ‎медные ‎чёлна,‏ ‎медные ‎чёлна, ‎золотые ‎вёсла; ‎как‏ ‎пустимся‏ ‎мы ‎на‏ ‎тихий ‎Дунай,‏ ‎вдоль ‎Дуная ‎под ‎Царь-город. ‎Ой,‏ ‎чуем‏ ‎там‏ ‎доброго ‎пана,‏ ‎что ‎платит‏ ‎щедро ‎за‏ ‎службу‏ ‎молодецкую: ‎даёт,‏ ‎что ‎год, ‎по ‎сту ‎червонных;‏ ‎по ‎сту‏ ‎червонных‏ ‎да ‎по ‎вороному‏ ‎коню; ‎по‏ ‎вороному ‎коню ‎да ‎по‏ ‎сабельке;‏ ‎по ‎сабельке‏ ‎да ‎по‏ ‎кафтанчику; ‎по ‎кафтанчику ‎да ‎по‏ ‎шапочке;‏ ‎по ‎шапочке‏ ‎да ‎по‏ ‎красной ‎девице»

Договор ‎скрепляется ‎клятвой ‎хранить‏ ‎«любовь‏ ‎непревратну‏ ‎и ‎непостыжну»‏ ‎между ‎русью‏ ‎и ‎ромеями.‏ ‎Василевсы‏ ‎целуют ‎крест;‏ ‎Олег ‎и ‎его ‎«мужи», ‎по‏ ‎«русскому ‎обычаю»‏ ‎(закону‏ ‎русскому), ‎приносят ‎присягу‏ ‎на ‎мече‏ ‎и ‎клянутся ‎своими ‎богами‏ ‎—‏ ‎Перуном ‎и‏ ‎Велесом. ‎Попытка‏ ‎обратить ‎«русских» ‎послов ‎в ‎христианство‏ ‎не‏ ‎имеет ‎успеха:‏ ‎приглашённые ‎в‏ ‎собор ‎Святой ‎Софии ‎на ‎богослужение,‏ ‎они‏ ‎с‏ ‎удивлением ‎осматривают‏ ‎храмовые ‎богатства,‏ ‎но ‎не‏ ‎проявляют‏ ‎никакого ‎желания‏ ‎сменить ‎веру ‎отцов.

Перед ‎тем ‎как‏ ‎увести ‎флот‏ ‎от‏ ‎стен ‎ромейской ‎столицы,‏ ‎Олег ‎вешает‏ ‎на ‎ворота ‎Царьграда ‎свой‏ ‎щит,‏ ‎«показуя ‎победу»,‏ ‎как ‎сказано‏ ‎в ‎летописи. ‎Одно ‎из ‎значений‏ ‎слова‏ ‎«победа» ‎в‏ ‎то ‎время‏ ‎— ‎«охрана, ‎покровительство» ‎(в ‎Успенском‏ ‎сборнике‏ ‎конца‏ ‎XII ‎—‏ ‎начала ‎XIII‏ ‎века ‎слово‏ ‎«победница»‏ ‎имеет ‎значение‏ ‎«заступница»).  ‎«Светлый ‎князь» ‎в ‎качестве‏ ‎союзника ‎империи‏ ‎оставлял‏ ‎ромеям ‎символический ‎знак‏ ‎того, ‎что‏ ‎отныне ‎город ‎находится ‎под‏ ‎его‏ ‎защитой.

Неизменный ‎успех,‏ ‎сопутствующий ‎всем‏ ‎начинаниям ‎Олега, ‎принёс ‎ему ‎славу‏ ‎«вещего»‏ ‎(прозорливого, ‎мудрого)‏ ‎князя. ‎Однако,‏ ‎как ‎гласит ‎предание, ‎и ‎он‏ ‎не‏ ‎сумел‏ ‎избежать ‎уготованной‏ ‎ему ‎судьбы.‏ ‎Змеиный ‎укус‏ ‎оборвал‏ ‎его ‎жизнь…‏ ‎«Ни ‎хитрому, ‎ни ‎гораздому ‎суда‏ ‎Божия ‎не‏ ‎минути»,‏ ‎— ‎скажет ‎в‏ ‎следующем ‎веке‏ ‎другой ‎«вещий» ‎персонаж ‎русской‏ ‎истории‏ ‎— ‎певец‏ ‎Боян.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048