Ц
logo
Центр . Азия. Ветер перемен

Германия переживает беспрецедентный кризис системы образования со времён Второй мировой

Статистика ‎неумолима:‏ ‎дети ‎мигрантов ‎вовсе ‎не ‎стремятся‏ ‎ассимилироваться





Сенатор ‎по‏ ‎вопросам‏ ‎образования ‎и ‎молодежи‏ ‎Берлина ‎Катарина‏ ‎Гюнтер-Вюнш ‎провела ‎на ‎днях‏ ‎пресс-конференцию,‏ ‎в ‎ходе‏ ‎которой ‎рассказала‏ ‎о ‎том, ‎что ‎многие ‎ученики‏ ‎столичных‏ ‎школ ‎неспособны‏ ‎изучить ‎немецкий‏ ‎язык ‎и ‎математику.

По ‎ее ‎словам,‏ ‎около‏ ‎43‏ ‎процентов ‎третьеклассников‏ ‎Берлина ‎не‏ ‎достигают ‎даже‏ ‎минимального‏ ‎уровня ‎по‏ ‎чтению, ‎а ‎по ‎математике ‎этот‏ ‎показатель ‎составляет‏ ‎даже‏ ‎46 ‎процентов. ‎Год‏ ‎назад ‎он‏ ‎составлял ‎около ‎33 ‎процентов.‏ ‎«Когда‏ ‎она ‎вступила‏ ‎в ‎должность‏ ‎сенатора, ‎Гюнтер-Вюнш ‎поставила ‎перед ‎собой‏ ‎задачу,‏ ‎чтобы ‎ученики‏ ‎начальной ‎школы‏ ‎умели ‎читать, ‎писать ‎и ‎заниматься‏ ‎математикой‏ ‎к‏ ‎концу ‎четвертого‏ ‎класса», — пишет Berliner ‎Zeitung.

Но‏ ‎успеха ‎она‏ ‎не‏ ‎добилась.

На ‎пресс-конференции‏ ‎выступил ‎также ‎директор ‎школы, ‎расположенной‏ ‎в ‎центре‏ ‎Берлина,‏ ‎на ‎Леопольдплац, ‎Филипп‏ ‎Лоренц, ‎который‏ ‎рассказал, ‎что ‎в ‎его‏ ‎школе‏ ‎90 ‎процентов‏ ‎детей ‎живут‏ ‎в ‎семьях, ‎где ‎не ‎говорят‏ ‎по-немецки.

Лоренц‏ ‎заявил, ‎что‏ ‎в ‎качестве‏ ‎выхода ‎из ‎сложившейся ‎ситуации ‎525‏ ‎ученикам‏ ‎его‏ ‎школы ‎предложен‏ ‎«широкий ‎спектр‏ ‎возможностей, ‎включая‏ ‎уроки‏ ‎арабского ‎и‏ ‎турецкого ‎языков».

Но ‎усиленное ‎обучение ‎детей‏ ‎мигрантов ‎арабскому‏ ‎и‏ ‎турецкому ‎языку ‎никак‏ ‎не ‎способствовало‏ ‎их ‎успехам ‎в ‎изучении‏ ‎немецкого‏ ‎языка ‎и‏ ‎математики, ‎что‏ ‎и ‎подтвердила ‎Катарина ‎Гюнтер-Вюнш.

Между ‎тем‏ ‎все‏ ‎выступавшие ‎на‏ ‎пресс-конференции ‎просто-таки‏ ‎сияли ‎от ‎переполнявшего ‎их ‎энтузиазма‏ ‎и‏ ‎оптимизма,‏ ‎чему, ‎видимо,‏ ‎способствовала ‎лестница,‏ ‎по ‎которой‏ ‎они‏ ‎поднимались ‎на‏ ‎трибуну, ‎с ‎написанными ‎на ‎ней‏ ‎словами ‎«признание»,‏ ‎«толерантность»‏ ‎и ‎«достоинство».

Статистика ‎неумолима:‏ ‎дети ‎мигрантов‏ ‎не ‎хотят ‎и ‎не‏ ‎будут‏ ‎ассимилироваться.

В ‎интервью‏ ‎немецкой ‎газете‏ ‎Die ‎Welt директор ‎двух ‎школ ‎в‏ ‎Хемнице‏ ‎Норма ‎Грубе‏ ‎описала ‎нарастающий‏ ‎хаос ‎в ‎школах ‎Германии, ‎когда‏ ‎многие‏ ‎дети‏ ‎с ‎трудом‏ ‎говорят ‎по-немецки,‏ ‎агрессивные ‎нападения‏ ‎детей‏ ‎мигрантов ‎на‏ ‎немецких ‎школьников ‎стали ‎обычным ‎явлением,‏ ‎а ‎на‏ ‎родительских‏ ‎собраниях ‎регулярно ‎требуются‏ ‎переводчики. ‎По‏ ‎словам ‎Грубе, ‎мало ‎кто‏ ‎поддерживает‏ ‎заявления ‎сторонников‏ ‎миграции ‎о‏ ‎том, ‎что ‎увеличение ‎многообразия ‎принесет‏ ‎Германии‏ ‎светлое ‎будущее.

«На‏ ‎школьном ‎дворе‏ ‎встречаются ‎представители ‎двадцати ‎трёх ‎разных‏ ‎народов,‏ ‎некоторые‏ ‎из ‎которых‏ ‎вообще ‎не‏ ‎понимают ‎друг‏ ‎друга‏ ‎и ‎иногда‏ ‎происходят ‎из ‎враждебных ‎регионов… ‎Нам‏ ‎нужно ‎много‏ ‎бесед‏ ‎между ‎родителями ‎и‏ ‎учителями, ‎которые‏ ‎в ‎основном ‎проходят ‎с‏ ‎переводчиками.‏ ‎И ‎это‏ ‎подводит ‎нас‏ ‎к ‎одной ‎из ‎причин, ‎почему‏ ‎профессия‏ ‎учителя ‎становится‏ ‎все ‎менее‏ ‎и ‎менее ‎привлекательной: ‎психологический ‎стресс‏ ‎огромен‏ ‎и‏ ‎значительно ‎увеличился»,‏ ‎— отметила ‎Грубе,‏ ‎сообщив ‎также‏ ‎о‏ ‎высоком ‎уровне‏ ‎неуважения ‎к ‎учителям, ‎с ‎которым‏ ‎многие ‎из‏ ‎них‏ ‎не ‎могут ‎справиться,‏ ‎что ‎приводит‏ ‎к ‎высокой ‎текучести ‎кадров.

«Результаты‏ ‎последнего‏ ‎исследования ‎грамотности‏ ‎немецких ‎школьников‏ ‎в ‎рамках ‎Международной ‎программы ‎по‏ ‎оценке‏ ‎образовательных ‎достижений‏ ‎учащихся ‎PISA‏ ‎(Programme ‎for ‎International ‎Student ‎Assessment)‏ ‎оказались‏ ‎отрезвляющими‏ ‎для ‎Германии», — сообщает немецкий‏ ‎телеканал ‎N-NV.

Германия‏ ‎показала ‎худшие‏ ‎результаты,‏ ‎чем ‎когда-либо‏ ‎прежде. ‎По ‎чтению, ‎математике ‎и‏ ‎естествознанию ‎немецкие‏ ‎школьники‏ ‎получили ‎самые ‎низкие‏ ‎баллы, ‎зафиксированные‏ ‎в ‎Германии ‎с ‎момента‏ ‎начала‏ ‎серии ‎исследований‏ ‎в ‎2000‏ ‎году.

«После ‎плохих ‎результатов ‎немецких ‎учащихся‏ ‎в‏ ‎последнем ‎исследовании‏ ‎PISA ‎профессор‏ ‎Клаус ‎Цирер ‎призывает ‎принять ‎пакет‏ ‎мер,‏ ‎чтобы‏ ‎компенсировать ‎провал‏ ‎в ‎детском‏ ‎образовании. ‎Он‏ ‎говорит‏ ‎о ‎„величайшем‏ ‎образовательном ‎кризисе ‎послевоенного ‎периода“ ‎и‏ ‎призывает ‎разработать‏ ‎„Генеральный‏ ‎план ‎образования ‎до‏ ‎2030 ‎года“.‏ ‎Он ‎также ‎еще ‎раз‏ ‎призывает‏ ‎вкладывать ‎деньги‏ ‎в ‎преподавательский‏ ‎состав ‎в ‎школах, ‎а ‎не‏ ‎в‏ ‎технологии», — отмечает ‎N-TV.

«Цифровой‏ ‎проект ‎стоимостью‏ ‎в ‎миллиард ‎долларов ‎должен ‎быть‏ ‎как‏ ‎можно‏ ‎быстрее ‎преобразован‏ ‎в ‎человеческий‏ ‎проект», — считает ‎профессор‏ ‎школьного‏ ‎образования ‎Аугсбургского‏ ‎университета. ‎— Люди ‎важнее ‎технологий!»

Цирер ‎—‏ ‎один ‎из‏ ‎самых‏ ‎известных ‎школьных ‎педагогов‏ ‎Германии. ‎Он‏ ‎один ‎из ‎ученых, ‎критикующих‏ ‎цифровизацию‏ ‎школ.

«Учителя ‎—‏ ‎самые ‎важные‏ ‎игроки ‎в ‎школах», ‎— указывает ‎Цирер.‏ ‎На‏ ‎фоне ‎нехватки‏ ‎учителей ‎Цирер‏ ‎призывает ‎создать ‎привлекательные ‎финансовые ‎стимулы‏ ‎для‏ ‎школьных‏ ‎преподавателей.

Но ‎его‏ ‎призывы ‎тонут‏ ‎в ‎море‏ ‎«толерантности»‏ ‎и ‎«достоинства»,‏ ‎насаждаемых ‎правительством ‎Шольца.

«Германия ‎стоит ‎на‏ ‎пороге ‎образовательной‏ ‎катастрофы»,‏ ‎— ‎бьёт ‎в‏ ‎набат немецкий ‎журнал‏ ‎Spiegel. ‎В ‎стране ‎не‏ ‎хватает‏ ‎школ ‎и‏ ‎учителей, ‎классы‏ ‎переполнены, ‎а ‎педагоги ‎перегружены ‎работой.‏ ‎«В‏ ‎некоторых ‎средних‏ ‎школах ‎до‏ ‎четверти ‎уроков ‎ведут ‎временные ‎сотрудники,‏ ‎во‏ ‎многих‏ ‎начальных ‎классах‏ ‎сидят ‎до‏ ‎50 ‎учеников»,‏ ‎— описывает‏ ‎сложившуюся ‎ситуацию‏ ‎издание.

Да ‎и ‎сами ‎школьные ‎здания‏ ‎находятся ‎не‏ ‎в‏ ‎лучшем ‎техническом ‎состоянии.‏ ‎Многие ‎из‏ ‎них ‎уже ‎давно ‎требуют‏ ‎ремонта‏ ‎и ‎нового‏ ‎оборудования, ‎на‏ ‎что ‎Германии ‎уже ‎сейчас ‎нужно‏ ‎потратить‏ ‎порядка ‎50‏ ‎миллиардов ‎евро.

Все‏ ‎эти ‎проблемы, ‎естественно, ‎сказываются ‎на‏ ‎уровне‏ ‎образования‏ ‎— ‎уровень‏ ‎его, ‎особенно‏ ‎в ‎начальных‏ ‎классах,‏ ‎становится ‎все‏ ‎хуже. ‎По ‎данным ‎кёльнского ‎Института‏ ‎экономических ‎исследований,‏ ‎сегодняшние‏ ‎немецкие ‎учащиеся ‎начальных‏ ‎классов ‎отстают‏ ‎в ‎обучении ‎от ‎своих‏ ‎сверстников‏ ‎образца ‎2016‏ ‎года ‎на‏ ‎одну-две ‎четверти. ‎По ‎навыкам ‎чтения‏ ‎до‏ ‎минимальных ‎требований‏ ‎в ‎Германии‏ ‎сейчас ‎не ‎дотягивают ‎18 ‎процентов‏ ‎учеников‏ ‎четвертых‏ ‎классов, ‎по‏ ‎арифметике ‎—‏ ‎22 ‎процента,‏ ‎по‏ ‎правописанию ‎—‏ ‎почти ‎каждый ‎третий.

Такое ‎падение ‎образовательного‏ ‎уровня ‎скоро‏ ‎начнет‏ ‎негативно ‎сказываться ‎и‏ ‎на ‎немецкой‏ ‎экономике, ‎которой ‎нужны ‎все‏ ‎более‏ ‎квалифицированные ‎кадры.

Но‏ ‎растущий ‎дефицит‏ ‎школьных ‎учителей ‎в ‎Германии ‎вынуждает‏ ‎правительство‏ ‎искать ‎выход‏ ‎из ‎образовательного‏ ‎кризиса ‎в ‎цифровизации ‎школ, ‎с‏ ‎чем‏ ‎так‏ ‎не ‎согласен‏ ‎профессор ‎Цирер.

Нехватка‏ ‎учителей ‎принимает‏ ‎крайне‏ ‎острый ‎характер.‏ ‎В ‎ряде ‎средних ‎школ ‎ФРГ‏ ‎часть ‎уроков‏ ‎ведут‏ ‎временные ‎сотрудники, ‎во‏ ‎многих ‎начальных‏ ‎классах ‎сидят ‎до ‎50‏ ‎учеников,‏ ‎причем ‎далеко‏ ‎не ‎арийского‏ ‎происхождения.

При ‎этом ‎сама ‎профессия ‎учителя‏ ‎в‏ ‎Германии ‎стремительно‏ ‎теряет ‎привлекательность,‏ ‎даже ‎несмотря ‎на ‎высокие ‎зарплаты‏ ‎и‏ ‎привилегированный‏ ‎статус ‎госслужащего,‏ ‎который ‎получают‏ ‎работники ‎немецких‏ ‎школ.‏ ‎Как ‎отмечает‏ ‎Spiegel, ‎раньше ‎работать ‎в ‎школу‏ ‎шли ‎либо‏ ‎по‏ ‎призванию, ‎либо ‎ради‏ ‎стабильности ‎—‏ ‎одна ‎из ‎привилегий ‎госслужащего‏ ‎заключается‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎его‏ ‎практически ‎невозможно ‎уволить. ‎Но ‎за‏ ‎последнее‏ ‎время ‎стабильная‏ ‎работа ‎перестала‏ ‎быть ‎большой ‎ценностью: ‎квалифицированных ‎кадров‏ ‎в‏ ‎Германии‏ ‎остро ‎не‏ ‎хватает ‎и‏ ‎при ‎наличии‏ ‎высшего‏ ‎образования ‎найти‏ ‎себе ‎работу ‎с ‎хорошей ‎зарплатой‏ ‎сейчас ‎не‏ ‎так‏ ‎уж ‎сложно.

Учителя ‎же‏ ‎по ‎призванию‏ ‎в ‎последнее ‎время ‎чувствуют‏ ‎себя‏ ‎в ‎школах‏ ‎некомфортно. ‎Со‏ ‎своим ‎педагогическим ‎образованием ‎они ‎часто‏ ‎проигрывают‏ ‎обладателям ‎других‏ ‎специальностей, ‎которых‏ ‎сейчас ‎активно ‎набирают ‎в ‎школы.‏ ‎«Баварское‏ ‎радио»‏ ‎приводит ‎в‏ ‎этой ‎связи‏ ‎пример ‎учительницы‏ ‎из‏ ‎Мюнхена, ‎которой‏ ‎не ‎разрешили ‎вести ‎обществознание ‎в‏ ‎средних ‎классах‏ ‎по‏ ‎причине ‎нехватки ‎у‏ ‎нее ‎специальной‏ ‎подготовки ‎и ‎академических ‎достижений‏ ‎в‏ ‎данной ‎сфере,‏ ‎но ‎зато‏ ‎легко ‎отдали ‎этот ‎предмет ‎выпускнику‏ ‎с‏ ‎дипломом ‎политолога.

Недовольные‏ ‎своим ‎положением,‏ ‎нагрузкой ‎и ‎давлением ‎со ‎стороны‏ ‎руководства,‏ ‎а‏ ‎также ‎общей‏ ‎ситуацией ‎в‏ ‎школах ‎старые‏ ‎кадры‏ ‎уходят. ‎Новые‏ ‎тоже ‎не ‎задерживаются ‎надолго, ‎и‏ ‎в ‎результате‏ ‎значительная‏ ‎часть ‎учителей ‎в‏ ‎немецких ‎школах‏ ‎— ‎это ‎временные ‎сотрудники,‏ ‎нанимаемые‏ ‎на ‎короткий‏ ‎период. ‎И‏ ‎никто ‎не ‎знает, ‎что ‎с‏ ‎этим‏ ‎делать. ‎Даже‏ ‎сами ‎работники‏ ‎школ ‎говорят, ‎что ‎решить ‎кадровую‏ ‎проблему‏ ‎вряд‏ ‎ли ‎удастся‏ ‎даже ‎в‏ ‎долгосрочной ‎перспективе.

Если‏ ‎проблему‏ ‎нельзя ‎решить,‏ ‎нужно ‎просто ‎запретить ‎ее ‎обсуждать.‏ ‎Так ‎решили в‏ ‎Бремене,‏ ‎внутренним ‎распоряжением ‎местного‏ ‎министерства ‎образования‏ ‎запретив ‎учителям ‎обсуждать ‎школьные‏ ‎проблемы‏ ‎с ‎журналистами‏ ‎и ‎политиками,‏ ‎а ‎также ‎высказываться ‎на ‎подобные‏ ‎темы‏ ‎в ‎соцсетях.‏ ‎Все ‎интервью‏ ‎или ‎комментарии, ‎если ‎учителей, ‎например,‏ ‎попросят‏ ‎об‏ ‎этом ‎СМИ,‏ ‎должны ‎проходить‏ ‎через ‎специальную‏ ‎пресс-службу‏ ‎или ‎как‏ ‎минимум ‎через ‎директора ‎школы. ‎Правда,‏ ‎в ‎ответ‏ ‎на‏ ‎журналистский ‎запрос ‎в‏ ‎бременском ‎Минобре‏ ‎заявили, ‎что ‎распоряжение ‎было‏ ‎выпущено‏ ‎по ‎ошибке‏ ‎и ‎сейчас‏ ‎его ‎уже ‎отозвали, ‎похоже ‎испугавшись‏ ‎скандала.

Образовательная‏ ‎катастрофа ‎в‏ ‎Германии ‎стала‏ ‎уже ‎объективным ‎фактом. ‎Правительство ‎Шольца‏ ‎даже‏ ‎не‏ ‎делает ‎вид,‏ ‎что ‎знает,‏ ‎как ‎выйти‏ ‎из‏ ‎тупика.

Нация ‎великого‏ ‎поэта ‎Гёте ‎и ‎великого ‎математика‏ ‎Лейбница ‎разучилась‏ ‎читать‏ ‎и ‎считать.

Что ‎немцам‏ ‎смерть, ‎то‏ ‎русским ‎здорово. ‎Неграмотные ‎дети‏ ‎мигрантов‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎смогут ‎делать‏ ‎танки ‎«Леопард». ‎Разве ‎что ‎луки‏ ‎и‏ ‎стрелы ‎к‏ ‎ним ‎на‏ ‎заводах ‎компании ‎«Рейнметалл».


Владимир ‎Прохватилов

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

19 подписчиков
9 500 ₽ в месяц

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048