Рекомендации по применению. Система управления информационной безопасностью. Общие положения (часть 12)
Процесс обеспечения информационной безопасности
Руководству организации следует определять цели обеспечения информационной безопасности с учётом всех действующих нормативно-правовых актов, результатов анализа внутренней и внешней среды, а также ориентируясь на стратегические бизнес-цели компании или задачи государственного учреждения. Руководство также должно создавать необходимые условия для реализации данных целей. Стратегия информационной безопасности планирует методологию внедрения непрерывного процесса управления информационной безопасностью. Эта стратегия реализуется посредством концепции информационной безопасности и организационной структуры управления информационной безопасностью. В дальнейшем для каждой фазы жизненного цикла будут описаны соответствующие управленческие шаги.
Планирование процесса
Определение границ (рамок)
Обеспечение информационной безопасности представляет собой не самостоятельную цель, а средство для достижения стратегических целей компании и надёжного выполнения её бизнес-процессов или функциональных задач. Для этого руководству организации необходимо провести всесторонний анализ соответствующих нормативно-правовых актов, сформулировать и документально закрепить цели информационной безопасности, а также разработать комплексную стратегию их достижения, и реализовать её в форме концепции (набора документов).
Процесс определения нормативных границ включает в себя углублённый анализ внешней и внутренней среды компании, выявление и оценку требований всех заинтересованных сторон — как внутренних, так и внешних субъектов, чьи интересы связаны с деятельностью компании. Данный анализ призван учесть их потребности в области информационной безопасности, потребности к СУИБ, а также законодательные и регуляторные требования.
Определение нормативно-правовых рамок является ключевым исходным этапом для дальнейшего всестороннего анализа и стратегического управления информационной безопасностью компании. Данный процесс позволяет выявить пробелы в защищаемой информации, необходимой для корректной оценки роли информационной безопасности для достижения стратегических целей компании. Кроме того, это даёт возможность провести первичное комплексное самообследование (самоконтроль), поскольку при сборе сведений о нормативно-правовых актах уже становится очевидным, где могут возникать потенциальные противоречия и конфликты интересов, а также где, возможно, требуется принятие дополнительных организационно-технических мер, чтобы защитить действительно важную информацию.
Таким образом, определение нормативно-правовых рамок является важной основой для дальнейшей разработки и реализации комплексной системы управления информационной безопасностью в соответствии со стратегическими приоритетами компании и действующим законодательством.
Формулирование целей в области информационной безопасности
Тщательная постановка целей информационной безопасности является краеугольным камнем при инициации любого процесса её обеспечения. Упущение этого ключевого исходного этапа сопряжено с серьёзными рисками, заключающимися в разработке стратегий и концепции информационной безопасности, не отражающих действительных требований и приоритетов компании.
Концептуальное определение и формулирование целевых ориентиров информационной безопасности на начальном этапе имеет принципиальное значение, поскольку позволяет обеспечить точное соответствие и направленность последующих мероприятий и решений в сфере информационной безопасности реальным нуждам и стратегическим задачам компании. Отсутствие такой фундаментальной основы чревато опасностью игнорирования или недооценки критически важных аспектов обеспечения информационной безопасности в компании.
Следовательно, исходя из фундаментальных целей компании и определённых границ, необходимо в первую очередь сформулировать общие цели информационной безопасности и выработать стратегические ориентиры относительно путей и способов реализации данных целей в области информационной безопасности. При разработке стратегии информационной безопасности должны быть приняты во внимание как минимум следующие ключевые направления:
- цели и задачи компании либо обязанности государственного учреждения;
- законодательные требования и нормативные акты;
- требования клиентов и существующие договоры (соглашения);
- внутренняя структура и анализ среды;
- имеющиеся бизнес-процессы и задачи;
- глобальные угрозы для бизнеса, связанные с рисками информационной безопасности (анализы результатов аудитов и оценок рисков).
Основные положения стратегии безопасности изложены в Политике информационной безопасности. Она должна содержать как минимум утверждения по следующим вопросам:
- значимость информационной безопасности и важность защищаемой информации, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры для выполнения компанией своих задач;
- взаимосвязь целей информационной безопасности с бизнес-целями или задачами компании;
- цели безопасности и ключевые элементы стратегии безопасности для бизнес-процессов и используемых ИТ-систем;
- гарантия того, что руководство компании будет обеспечивать реализацию Политики информационной безопасности, а также ключевые положения относительно контроля эффективности;
- описание организационной структуры, которая была создана (должна быть создана) для реализации процесса обеспечения информационной безопасности.
Дополнительно в стратегии информационной безопасности могут быть включены следующие ключевые элементы:
- целесообразно провести анализ наиболее значимых угроз для критических бизнес-процессов компании, а также рассмотреть ключевые нормативно-правовые требования и другие важные регуляторные рамки (например, положения договоров и соглашений);
- определение основных задач и зон ответственности в процессе управления информационной безопасностью. В частности, следует детально проработать роли и функциональные обязанности ИБ-менеджмента, ИБ-ответственного, рядовых сотрудников и ИТ-подразделения, опираясь на настоящие рекомендации. Кроме того, необходимо определить должностных лиц, которые будут выступать в качестве точек входа по вопросам информационной безопасности;
- разработка комплексной программы по повышению осведомлённости и обучению персонала в области информационной безопасности. Данный элемент стратегии должен основываться на современных образовательных методиках и передовом опыте;
Данный подход позволит сформировать теоретически обоснованную, системную основу для эффективной разработки и внедрения стратегии информационной безопасности компании.
Определение адекватного уровня обеспечения информационной безопасности в выбранной области применения
Для более чёткого определения целей обеспечения информационной безопасности целесообразно систематизировать требуемые уровни защищённости отдельных, наиболее значимых бизнес-процессов или функциональных областей компании в разрезе ключевых принципов информационной безопасности (конфиденциальности, целостности, доступности). Данный подход позволит сформировать более обоснованную основу для последующей детальной разработки концепции информационной безопасности.
Такая детализация ожидаемых показателей информационной безопасности для приоритетных сфер деятельности компании обеспечит более чёткое понимание стратегических целей информационной безопасности всеми заинтересованными сторонами. Это, в свою очередь, повысит эффективность процесса формулирования комплексной концепции информационной безопасности и последующей её реализации.
Уровень обеспечения информационной безопасности в выбранной области применения должен соответствовать уровню, который компания желает достигнуть за период не более трёх лет (стратегический цикл). Этот уровень определяется в баллах и он обязательно декларируется в Политике по информационной безопасности компании.
Уровень обеспечения информационной безопасности в выбранной области применения (уровень ОИБВОП) может быть распространён на всю организацию в целом либо на какой-то конкретный объект информатизации, информационную систему, бизнес-процесс (в настоящих рекомендациях — информационный комплекс). Информационный комплекс должен быть документально зафиксирован руководством компании, особенно на начальном этапе построения СУИБ. Всё это официально провозглашается руководством компании в Политике по информационной безопасности организации.
Определение области применения
Определение области применения СУИБ является ключевым этапом её внедрения. Данная область может охватывать весь спектр деятельности компании либо фокусироваться на отдельных бизнес-процессах, функциональных задачах или организационных подразделениях.
Важным критерием при выборе области применения является её целостность и завершённость. Необходимо, чтобы все существенные компоненты и этапы рассматриваемых бизнес-процессов находились в пределах выбранной области, без «выпадения» значимых частей за её границы.
Область применения СУИБ включает в себя не только информационные активы, но и всю сопутствующую инфраструктуру, организационные аспекты, финансовые и кадровые ресурсы.
Для начального и базового уровней ОИБВОП, рекомендуется выбирать область, которая охватывает всю организацию. В то же время при обеспечении защиты ключевых (критических) объектов внимание сосредотачивается на наиболее критичных с точки зрения бизнеса активах («корпоративных ценностях») и для таких активов уровень ОИБВОП должен быть выше как минимум на один уровень.
Для соответствия требованиям законодательства в области информационной безопасности следует выбирать не менее третьего уровня ОИБВОП.
До третьего уровня ОИБВОП в организации СУИБ строиться, а после третьего — совершенствуется.
Создание организационной структуры
Планирование и внедрение процесса управления информационной безопасностью предполагает определение организационной структуры (например, подразделений) и установление ролей, функций. Персональная конфигурация зависит от масштаба конкретной компании и имеющихся у неё ресурсов, а также выбранного уровня ОИБВОП. Планирование ресурсов для обеспечения информационной безопасности должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалось достижение реализации выбранных требований.
Ключевые аспекты для определения организационной структуры:
- определение организационных структур, ролей, функций;
- множественные варианты организационной структуры управления ИБ;
- персональная конфигурация зависит от масштаба, ресурсов и целевого уровня ОИБВОП;
- планирование ресурсов должно гарантировать достижение согласованного уровня ОИБВОП.
При определении роли в рамках системы управления информационной безопасностью необходимо руководствоваться следующими базовыми принципами:
- общая ответственность за обеспечение информационной безопасности компании и её организацию сохраняется на уровне высшего руководства (согласно положениям учредительных документов);
- обязательным требованием является назначение как минимум одного лица, на которое возлагается задача по содействию и координации процессов обеспечения информационной безопасности, зачастую именуемого заместитель руководителя компании по информационной безопасности либо директор по информационной безопасности (в настоящих рекомендациях — уполномоченный по информационной безопасности (УИБ));
- обязательно за внедрение и исполнение каждого требования назначается ответственное должностное лицо и при необходимости, дополнительно другие лица. При этом ответственность за внедрение и исполнение требования остаётся только на первом определённом должностном лице, имеющем права и полномочия по распределению ресурсов и принятию управленческих решений;
- каждый в компании в равной степени несёт ответственность как за выполнение своих непосредственных должностных обязанностей, так и за поддержание надлежащего уровня ОИБВОП, уровня защищённости информационных активов, уровня зрелости требований на своём рабочем месте и в своём окружении;
- для обеспечения прямого канала коммуникации с высшим руководством компании целесообразно организовывать позицию УИБ на уровне руководства компании либо как минимум подчинить напрямую высшему руководству компании. На уровне руководства, ответственность за задачи информационной безопасности должна быть чётко закреплена за конкретным подразделением (отдельным выделенным специалистом), которое подчиняется УИБ.
Для каждого требования уровня ОИБВОП должно быть назначено одно основное ответственное должностное лицо из числа руководителей соответствующих подразделений (либо отдельный сотрудник). Наряду с основным ответственным лицом, могут быть определены дополнительные ответственные сотрудники из других профильных подразделений (сотрудников).
В случае, если для реализации конкретного требования первостепенное значение имеет ответственность сотрудника из одного дополнительного подразделения либо подразделений, то данное подразделение следует сделать основным ответственным лицом за такое требование, а остальных — дополнительные ответственные лица.
Использование единственного или множественного числа при описании ответственных должностных лиц не влияет на количество сотрудников, осуществляющих соответствующие обязанности. Одно должностное лицо может быть закреплено за одним или несколькими исполнителями в зависимости от организационной структуры и распределения функциональных обязанностей.
Внимание! Материал охраняется авторским правом на основании статьи 1259 ГК РФ.
Третьи лица не вправе использовать с целью создания каких-либо средств обработки представленной информации и размещённых на данной странице результатов интеллектуальной деятельности каким-либо образом без письменного согласия ООО «ЦифраБез». Распространение настоящей информации возможно только при указании ссылки на данную страницу.
Использование результатов интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия ООО «ЦифраБез», является незаконным и влечёт ответственность, установленную действующим законодательством РФ.
0 комментариев