logo Гегемоноведение и новиоповодство

Сопутники РФ

Эта ‎статья‏ ‎была ‎написана ‎в ‎июле ‎2023‏ ‎года.

Зависимые ‎государства

В‏ ‎этом‏ ‎блоге ‎есть ‎уже‏ ‎несколько ‎моих‏ ‎статей, ‎включающих ‎в ‎себя‏ ‎описание‏ ‎зависимых ‎территорий‏ ‎— ‎про‏ ‎Турцию, про ‎Саудовскую ‎Аравию, про ‎ОАЭ и ‎про‏ ‎Иран. Сегодня‏ ‎мы ‎рассмотрим‏ ‎ситуацию ‎с‏ ‎государствами ‎зависимыми ‎от ‎России. ‎Эта‏ ‎статья‏ ‎не‏ ‎будет ‎аналогом‏ ‎статей ‎про‏ ‎Турцию ‎и‏ ‎Иран,‏ ‎так ‎как‏ ‎там ‎было ‎вообще ‎описание ‎текущего‏ ‎положения ‎стран,‏ ‎довольно‏ ‎краткое. ‎Про ‎нашу‏ ‎любимую ‎страну‏ ‎я, ‎конечно, ‎так ‎коротко‏ ‎писать‏ ‎не ‎буду.‏ ‎Про ‎всякие‏ ‎политические ‎дела ‎Российской ‎Федерации ‎статьи‏ ‎временами‏ ‎у ‎меня‏ ‎выходят, ‎а‏ ‎вот ‎обзора ‎сателлитов ‎пока ‎ещё‏ ‎не‏ ‎было.‏ ‎Пора ‎восполнить‏ ‎этот ‎пробел!‏ ‎Также ‎стоит‏ ‎всё-таки‏ ‎провести ‎некоторую‏ ‎классификацию ‎зависимых ‎территорий, ‎чтобы ‎более‏ ‎чётко ‎их‏ ‎определить.‏ ‎Мир ‎очень ‎разнообразен‏ ‎и ‎в‏ ‎нём ‎множество ‎переходных ‎форм,‏ ‎поэтому‏ ‎важно ‎установить‏ ‎понятные ‎критерии.

Итак,‏ ‎предлагаю ‎следующие ‎термины:

Сателлит ‎— ‎зависимое‏ ‎государство,‏ ‎следующее ‎в‏ ‎фарватере ‎другого‏ ‎государства ‎(сеньора), ‎с ‎сильным ‎влиянием‏ ‎в‏ ‎экономической,‏ ‎военной ‎и/или‏ ‎политической ‎сфере.‏ ‎Внутренняя ‎политика‏ ‎достаточно‏ ‎автономна ‎от‏ ‎сеньора. ‎Примером ‎сателлита ‎может ‎служить‏ ‎Азербайджан ‎по‏ ‎отношению‏ ‎к ‎Турции ‎или‏ ‎Япония ‎по‏ ‎отношению ‎к ‎США.

Вассал ‎—‏ ‎более‏ ‎высокая ‎степень‏ ‎зависимости ‎по‏ ‎сравнению ‎с ‎сателлитом, ‎почти ‎полностью‏ ‎отсутствует‏ ‎самостоятельная ‎внешняя‏ ‎политика. ‎Внутренняя‏ ‎политика ‎всё ‎же ‎автономна, ‎хоть‏ ‎и‏ ‎под‏ ‎сильным ‎влиянием.‏ ‎Пример ‎вассала‏ ‎— ‎КНДР‏ ‎по‏ ‎отношению ‎к‏ ‎Китаю ‎или ‎многие ‎страны ‎ЕС,‏ ‎берущие ‎под‏ ‎козырёк‏ ‎американскому ‎гегемону ‎через‏ ‎брюссельское ‎начальство.

Марионетка‏ ‎— ‎ещё ‎более ‎высокая‏ ‎зависимость‏ ‎от ‎сеньора,‏ ‎местное ‎правительство‏ ‎назначается ‎патроном. ‎Фактически ‎страна ‎уже‏ ‎почти‏ ‎часть ‎государства-сеньора.‏ ‎Таковой ‎является‏ ‎Республика ‎Северного ‎Кипра, ‎управляемая ‎Турцией,‏ ‎также‏ ‎подобный‏ ‎уровень ‎был‏ ‎у ‎ДНР‏ ‎и ‎ЛНР‏ ‎до‏ ‎интеграции ‎в‏ ‎Российскую ‎Федерацию. ‎Это ‎довольно ‎грубая‏ ‎форма, ‎практикуемая‏ ‎в‏ ‎основном ‎во ‎Втором‏ ‎мире.

Колония ‎—‏ ‎экономически ‎эксплуатируемое ‎государство, ‎как‏ ‎правило,‏ ‎с ‎довольно‏ ‎высокой ‎зависимостью‏ ‎от ‎сеньора. ‎Но ‎всё ‎же‏ ‎обычно‏ ‎присутствует ‎и‏ ‎определённая ‎автономия,‏ ‎так ‎как ‎иметь ‎прямые ‎колонии‏ ‎в‏ ‎современном‏ ‎мире ‎немножко‏ ‎неприлично. ‎Эта‏ ‎форма ‎зависимости‏ ‎требует‏ ‎профессионального ‎подхода‏ ‎для ‎сокрытия ‎сути, ‎поэтому ‎практикуется‏ ‎обычно ‎Первым‏ ‎миром‏ ‎по ‎отношению ‎к‏ ‎Третьему, ‎хотя‏ ‎уже ‎местами ‎и ‎Второй‏ ‎мир‏ ‎начинает ‎осваивать‏ ‎технологию. ‎Такими‏ ‎странами ‎являются ‎большинство ‎стран ‎Африки,‏ ‎многие‏ ‎страны ‎Латинской‏ ‎Америки ‎и‏ ‎Азии. ‎Самые ‎ярко ‎выраженные ‎во‏ ‎Французской‏ ‎Африке‏ ‎— ‎там‏ ‎страны ‎без‏ ‎особых ‎затей‏ ‎часто‏ ‎управляются ‎прямыми‏ ‎ставленникам, ‎приехавшими ‎из ‎Парижа, ‎валюта‏ ‎печатается ‎в‏ ‎Париже,‏ ‎управление ‎финансами ‎тоже‏ ‎французской ‎организацией‏ ‎и ‎так ‎далее. ‎Но‏ ‎всё‏ ‎же ‎колония‏ ‎старается ‎выглядеть‏ ‎хоть ‎в ‎чём-то ‎самостоятельной, ‎поэтому‏ ‎политически‏ ‎может ‎даже‏ ‎несильно ‎фрондировать‏ ‎против ‎хозяев, ‎впрочем, ‎экономика ‎остаётся‏ ‎под‏ ‎властью‏ ‎сеньора.

Можно ‎ещё‏ ‎выделить ‎доминионы‏ ‎и ‎криптоколонии,‏ ‎но‏ ‎мы ‎не‏ ‎будем ‎тратить ‎на ‎них ‎время,‏ ‎так ‎как‏ ‎это‏ ‎игрушки ‎строго ‎Первого‏ ‎мира, ‎самых‏ ‎главных ‎государств ‎планеты, ‎в‏ ‎общем,‏ ‎не ‎про‏ ‎нас. ‎В‏ ‎какой-то ‎степени ‎рассматривал ‎их ‎в‏ ‎статье‏ ‎про ‎англичан‏ ‎и ‎устройство‏ ‎их ‎империи. Есть ‎ещё ‎некоторые ‎формы‏ ‎частичной‏ ‎зависимости:

Протекторат‏ ‎— ‎зависимое‏ ‎государство ‎прямо‏ ‎защищается ‎или‏ ‎снабжается‏ ‎в ‎военном‏ ‎плане ‎протектором, ‎взамен ‎отдавая ‎часть‏ ‎внешней ‎политики,‏ ‎обычно‏ ‎в ‎плане ‎поддержки,‏ ‎дипломатической ‎и‏ ‎военной, ‎и ‎некоторое ‎влияние‏ ‎во‏ ‎внутренней. ‎Протекторатом‏ ‎США ‎была‏ ‎Украина ‎до ‎2022 ‎года, ‎сейчас‏ ‎она‏ ‎где-то ‎между‏ ‎военным ‎вассалом‏ ‎(который ‎можно ‎назвать ‎маркой) ‎и‏ ‎марионеткой.‏ ‎Южная‏ ‎Корея ‎скорее‏ ‎тоже ‎протекторат,‏ ‎так ‎как‏ ‎её‏ ‎военная ‎безопасность‏ ‎обеспечивается ‎Штатами.

Клиент ‎— ‎зависимое ‎государство,‏ ‎в ‎основном‏ ‎получающее‏ ‎значительную ‎экономическую ‎помощь‏ ‎в ‎обмен‏ ‎на ‎внешнеполитическую ‎поддержку ‎и‏ ‎некоторое‏ ‎внутреннее ‎влияние.‏ ‎Таких ‎довольно‏ ‎много ‎в ‎том ‎же ‎Евросоюзе.‏ ‎Наверное,‏ ‎Польша ‎была‏ ‎таким ‎клиентским‏ ‎государством, ‎пока ‎в ‎своих ‎амбициях‏ ‎не‏ ‎дошла‏ ‎до ‎уровня‏ ‎почти ‎серьёзного‏ ‎игрока. ‎В‏ ‎целом,‏ ‎Первый ‎мир‏ ‎не ‎любит ‎такую ‎модель, ‎зависимые‏ ‎государства ‎должны‏ ‎приносить‏ ‎прибыль, ‎а ‎не‏ ‎убытки. ‎Во‏ ‎Втором ‎мире ‎встречается ‎особенно,‏ ‎когда‏ ‎некоторые ‎элиты‏ ‎считают, ‎что‏ ‎чужую ‎лояльность ‎можно ‎купить.

Такими ‎категориями‏ ‎можно‏ ‎описать ‎большинство‏ ‎форм ‎зависимостей.‏ ‎Подавляющее ‎большинство ‎государств ‎в ‎мире‏ ‎не‏ ‎является‏ ‎полноценно ‎свободными,‏ ‎как ‎правило,‏ ‎небольшие ‎страны‏ ‎Первого‏ ‎и ‎Второго‏ ‎мира ‎сателлиты. ‎Некоторые ‎опускаются ‎до‏ ‎более ‎глубоких‏ ‎видов‏ ‎зависимости. ‎Бывает ‎и‏ ‎так, ‎что,‏ ‎благодаря ‎чужой ‎помощи, ‎некоторые‏ ‎страны‏ ‎ослабляют ‎удавку‏ ‎на ‎своей‏ ‎шее. ‎Страны ‎Третьего ‎мира ‎в‏ ‎основном‏ ‎колонии. ‎Хотя,‏ ‎конечно, ‎определение‏ ‎самостоятельности ‎очень ‎растяжимо. ‎Так ‎вроде‏ ‎бы‏ ‎Турция,‏ ‎Россия, ‎Китай‏ ‎и ‎другие‏ ‎мощные ‎державы,‏ ‎имеющие‏ ‎свои ‎подчинённые‏ ‎государства, ‎тем ‎не ‎менее ‎тоже‏ ‎далеко ‎не‏ ‎так‏ ‎уж ‎свободны ‎в‏ ‎своих ‎действиях.‏ ‎Но ‎воздействие ‎на ‎них‏ ‎уже‏ ‎более ‎опосредованное,‏ ‎их ‎стараются‏ ‎загонять ‎в ‎определённый ‎коридор ‎возможных‏ ‎решений.‏ ‎В ‎теории‏ ‎всегда ‎есть‏ ‎техническая ‎возможность ‎выступить ‎против ‎кураторов‏ ‎(это‏ ‎один‏ ‎из ‎трёх‏ ‎основных ‎планетарных‏ ‎игроков), ‎ей‏ ‎редко‏ ‎пользуются, ‎хотя‏ ‎вот ‎есть ‎пример ‎Израиля, ‎перебежавшего‏ ‎от ‎англичан‏ ‎к‏ ‎американцам. ‎Самым ‎умным‏ ‎удаётся ‎успешно‏ ‎взаимодействовать ‎не ‎с ‎одним,‏ ‎а‏ ‎с ‎двумя‏ ‎или ‎даже‏ ‎тремя ‎основными ‎игроками. ‎Так ‎много‏ ‎лет‏ ‎действовала ‎Турция,‏ ‎а ‎также‏ ‎Китай. ‎Да ‎в ‎общем-то ‎и‏ ‎Россия‏ ‎была‏ ‎под ‎сильным‏ ‎влиянием ‎не‏ ‎только ‎англичан,‏ ‎но‏ ‎и ‎европейцев.‏ ‎Но ‎всё ‎же ‎это ‎не‏ ‎зависимость, ‎а‏ ‎подверженность‏ ‎влиянию. ‎Это ‎другое!

Западное‏ ‎направление

Перейдём, ‎наконец,‏ ‎к ‎нашей ‎богоспасаемой ‎Российской‏ ‎Федерации.‏ ‎Надо ‎отметить,‏ ‎что ‎в‏ ‎плане ‎количества ‎зависимых ‎государств ‎она‏ ‎была‏ ‎на ‎довольно‏ ‎передовых ‎позициях‏ ‎во ‎Втором ‎мире, ‎особенно ‎в‏ ‎период‏ ‎между‏ ‎2014 ‎и‏ ‎2022 ‎годами,‏ ‎когда ‎существовали‏ ‎ДНР‏ ‎и ‎ЛНР.‏ ‎Но ‎и ‎сейчас ‎список ‎зависимых‏ ‎неплохой ‎и,‏ ‎исключая‏ ‎основных ‎игроков, ‎уступает‏ ‎только ‎Китаю,‏ ‎пожалуй. ‎Посмотрим, ‎что ‎у‏ ‎РФ‏ ‎осталось ‎в‏ ‎Европе ‎после‏ ‎включения ‎ДНР ‎и ‎ЛНР ‎в‏ ‎свой‏ ‎состав. ‎Список‏ ‎короткий ‎—‏ ‎Белоруссия ‎и ‎Приднестровье. ‎Зато ‎довольно‏ ‎серьёзный.‏ ‎Сразу‏ ‎предупрежу, ‎что‏ ‎мы ‎не‏ ‎будем ‎рассматривать‏ ‎территории‏ ‎так ‎называемой‏ ‎Украины. ‎Это ‎не ‎зависимые, ‎это‏ ‎наши.

Республика ‎Беларусь‏ ‎не‏ ‎очень ‎крупное ‎государство,‏ ‎но ‎всё‏ ‎же ‎достаточно ‎серьёзное. ‎Население‏ ‎на‏ ‎начало ‎2023‏ ‎года ‎9,2‏ ‎миллиона ‎человек, ‎сопоставимо ‎с ‎Сербией,‏ ‎побольше,‏ ‎чем ‎в‏ ‎Австрии, ‎поменьше,‏ ‎чем ‎в ‎Швеции. ‎Правда ‎экономика‏ ‎слабовата‏ ‎и‏ ‎критически ‎зависима‏ ‎от ‎России,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎от ‎многочисленных‏ ‎субсидий. ‎В ‎этом ‎аспекте ‎страну‏ ‎можно ‎было‏ ‎бы‏ ‎причислить ‎к ‎государствам-клиентам,‏ ‎то ‎есть‏ ‎странам ‎на ‎прокорме ‎патрона‏ ‎ради‏ ‎политического ‎вассалитета.‏ ‎Есть ‎однако‏ ‎проблема ‎с ‎лояльностью. ‎Президент ‎Лукашенко‏ ‎очень‏ ‎самостоятельный ‎лидер‏ ‎и ‎назвать‏ ‎его ‎подчинённым ‎президенту ‎РФ ‎невозможно.‏ ‎Тем‏ ‎не‏ ‎менее, ‎Беларусь,‏ ‎как ‎государство,‏ ‎безусловно ‎следует‏ ‎в‏ ‎фарватере ‎России,‏ ‎поддерживая ‎её ‎политически ‎и ‎даже‏ ‎в ‎некоторой‏ ‎степени‏ ‎в ‎военном ‎аспекте.‏ ‎Так, ‎фактически‏ ‎страна ‎участвует ‎в ‎СВО,‏ ‎предоставляя‏ ‎свои ‎аэродромы‏ ‎и ‎другие‏ ‎позиции ‎для ‎нанесения ‎авиационных ‎и‏ ‎ракетных‏ ‎ударов ‎по‏ ‎территории ‎Украины.‏ ‎Белорусские ‎войска ‎расположены ‎вдоль ‎границы‏ ‎и‏ ‎оттягивают‏ ‎на ‎себя‏ ‎часть ‎украинских‏ ‎сил, ‎а‏ ‎также‏ ‎польские ‎и‏ ‎литовские ‎бригады. ‎В ‎какой-то ‎степени‏ ‎приходится ‎и‏ ‎обеспечивать‏ ‎защиту ‎Белоруссии ‎(например,‏ ‎сейчас ‎туда‏ ‎переехал ‎Вагнер), ‎но ‎для‏ ‎Российской‏ ‎Федерации ‎это‏ ‎не ‎составляет‏ ‎проблему, ‎так ‎как ‎в ‎СВО‏ ‎специально‏ ‎используются ‎далеко‏ ‎не ‎все‏ ‎имеющиеся ‎силы.

Лукашенко ‎участвует ‎в ‎большинстве‏ ‎организаций‏ ‎и‏ ‎объединений, ‎патронирующихся‏ ‎Россией ‎или‏ ‎там, ‎где‏ ‎у‏ ‎России ‎большие‏ ‎интересы. ‎В ‎первую ‎очередь, ‎конечно,‏ ‎ОДКБ, ‎наш‏ ‎небольшой‏ ‎военный ‎альянс. ‎Да,‏ ‎он ‎невелик‏ ‎и, ‎понятное ‎дело, ‎не‏ ‎бог‏ ‎весть ‎как‏ ‎надёжен, ‎тем‏ ‎не ‎менее ‎он ‎есть, ‎из‏ ‎него‏ ‎даже ‎никто‏ ‎не ‎разбежался,‏ ‎несмотря ‎на ‎противостояние ‎России ‎с‏ ‎Западом‏ ‎и‏ ‎назначение ‎её‏ ‎«мировым ‎изгоем».‏ ‎Для ‎сравнения‏ ‎у‏ ‎большинства ‎других‏ ‎крупных ‎держав ‎Второго ‎мира ‎нет‏ ‎и ‎такого.‏ ‎Иран,‏ ‎Бразилия ‎просто ‎не‏ ‎имеют ‎подобных‏ ‎союзов. ‎Индия ‎и ‎Турция‏ ‎участвуют,‏ ‎но ‎в‏ ‎чужих ‎альянсах‏ ‎в ‎качестве ‎ведомых. ‎Если ‎точнее,‏ ‎Турция,‏ ‎хоть ‎и‏ ‎важный, ‎но‏ ‎всё ‎же ‎подчинённый ‎член ‎НАТО,‏ ‎где‏ ‎естественно‏ ‎главенствуют ‎Штаты.‏ ‎Эрдоган ‎в‏ ‎последнее ‎время‏ ‎ведёт‏ ‎себя ‎самостоятельно,‏ ‎но ‎обязательства ‎у ‎него ‎есть,‏ ‎а ‎вот‏ ‎само‏ ‎НАТО ‎не ‎сильно‏ ‎то ‎помогает‏ ‎Турции ‎в ‎её ‎многочисленных‏ ‎конфликтах.‏ ‎Индия ‎вошла‏ ‎в ‎QUAD,‏ ‎антикитайский ‎блок, ‎где ‎также ‎командует‏ ‎Америка.‏ ‎В ‎основном‏ ‎ей ‎светит‏ ‎незавидная ‎роль ‎пушечного ‎мяса ‎в‏ ‎рубилове‏ ‎с‏ ‎Поднебесной. ‎Даже‏ ‎у ‎Китая,‏ ‎по ‎сути,‏ ‎нет‏ ‎своих ‎полноценных‏ ‎военных ‎альянсов, ‎разве ‎что ‎соглашение‏ ‎о ‎военной‏ ‎помощи‏ ‎с ‎КНДР. ‎Так‏ ‎что ‎иметь‏ ‎свой ‎военный ‎альянс, ‎пусть‏ ‎и‏ ‎оборонительный, ‎весьма‏ ‎неплохо. ‎А‏ ‎участие ‎в ‎нём ‎— ‎это‏ ‎серьёзный‏ ‎сигнал ‎об‏ ‎уровне ‎влияния‏ ‎России. ‎Но ‎вернёмся ‎к ‎Белоруссии.

Внешняя‏ ‎торговля‏ ‎Белоруссии‏ ‎завязана ‎на‏ ‎Россию, ‎хотя‏ ‎и ‎не‏ ‎так‏ ‎сильно, ‎как‏ ‎многим ‎кажется. ‎По ‎данным ‎официальной‏ ‎статистики ‎РБ‏ ‎в‏ ‎2021 ‎году ‎Российская‏ ‎Федерация ‎занимала‏ ‎безусловное ‎первое ‎место ‎по‏ ‎экспорту‏ ‎с ‎40,6%‏ ‎всего ‎белорусского‏ ‎экспорта. ‎Это ‎много, ‎критически ‎много,‏ ‎но‏ ‎зависимость ‎не‏ ‎абсолютная. ‎Хотя‏ ‎по ‎импорту ‎ситуация ‎пожёстче ‎—‏ ‎56,6%‏ ‎всего‏ ‎входящего ‎импорта‏ ‎идёт ‎из‏ ‎России. ‎Интересный‏ ‎факт‏ ‎— ‎почти‏ ‎треть ‎расчётов ‎во ‎внешней ‎торговле‏ ‎страны ‎ведётся‏ ‎в‏ ‎российских ‎рублях, ‎что‏ ‎довольно ‎приличный‏ ‎результат. ‎Политически ‎Беларусь ‎тоже‏ ‎причислена‏ ‎к ‎злодеям,‏ ‎хоть ‎и‏ ‎в ‎несколько ‎меньшей ‎степени, ‎чем‏ ‎Россия.‏ ‎При ‎этом‏ ‎тоже ‎подвергается‏ ‎многочисленным ‎санкциям, ‎опять ‎же ‎не‏ ‎в‏ ‎такой‏ ‎степени, ‎но‏ ‎достаточно ‎чувствительно.‏ ‎По ‎мере‏ ‎развёртывания‏ ‎Евросоюзом ‎торговой‏ ‎блокады ‎против ‎РФ ‎Белоруссия ‎тоже‏ ‎под ‎неё‏ ‎подпадает.‏ ‎Но ‎всё ‎же‏ ‎большая ‎самостоятельность‏ ‎Бацьки ‎не ‎позволяет ‎записать‏ ‎его‏ ‎в ‎вассалы,‏ ‎Белоруссия ‎—‏ ‎это ‎вполне ‎обычный ‎сателлит ‎по‏ ‎нашей‏ ‎категоризации.

Второй ‎оставшийся‏ ‎в ‎Европе‏ ‎спутник ‎России ‎— ‎Приднестровье. ‎Население‏ ‎этой‏ ‎небольшой‏ ‎республики ‎около‏ ‎465 ‎тысяч‏ ‎человек, ‎поменьше,‏ ‎чем‏ ‎в ‎Люксембурге‏ ‎и ‎Черногории, ‎побольше, ‎чем ‎на‏ ‎Мальте. ‎При‏ ‎том,‏ ‎что ‎это ‎непризнанное‏ ‎государство ‎не‏ ‎граничит ‎с ‎Россией, ‎вообще,‏ ‎довольно‏ ‎далеко ‎от‏ ‎неё, ‎не‏ ‎имеет ‎критической ‎экономической ‎помощи ‎от‏ ‎России‏ ‎(хотя ‎субсидии‏ ‎некоторые ‎есть,‏ ‎и ‎ранее ‎они ‎играли ‎существенную‏ ‎роль,‏ ‎сейчас‏ ‎меньше), ‎оно‏ ‎политически ‎всегда‏ ‎оставалось ‎верным‏ ‎России.‏ ‎Я ‎бы‏ ‎даже ‎сказал, ‎что ‎РФ ‎не‏ ‎заслуживала ‎такой‏ ‎верности.‏ ‎Из-за ‎СВО ‎Приднестровье‏ ‎сейчас ‎ведёт‏ ‎себя ‎тише ‎воды, ‎ниже‏ ‎травы,‏ ‎так ‎как‏ ‎находится ‎в‏ ‎окружении ‎враждебных ‎к ‎России ‎стран,‏ ‎пока‏ ‎что ‎им‏ ‎удаётся ‎сохранять‏ ‎мир, ‎хотя ‎разговоры ‎о ‎военной‏ ‎операции‏ ‎против‏ ‎Приднестровской ‎Молдавской‏ ‎Республики ‎ведутся‏ ‎регулярно.

Интересно, ‎что‏ ‎существенной‏ ‎экономической ‎зависимости‏ ‎от ‎России ‎скорее ‎не ‎было.‏ ‎Однако ‎в‏ ‎2022‏ ‎году ‎ситуация ‎несколько‏ ‎изменилась. ‎Российская‏ ‎Федерация ‎в ‎основном ‎субсидирует‏ ‎газ‏ ‎и ‎подкидывает‏ ‎на ‎различные‏ ‎проекты ‎по ‎несколько ‎миллиардов ‎рублей‏ ‎в‏ ‎год, ‎но,‏ ‎в ‎целом,‏ ‎экономика ‎ПМР ‎безусловно ‎критически ‎зависит‏ ‎от‏ ‎Молдавии.‏ ‎Собственно, ‎большая‏ ‎часть ‎внешней‏ ‎торговли ‎непризнанной‏ ‎республики‏ ‎ведётся ‎через‏ ‎молдавские ‎фирмы-прокси. ‎В ‎2021 ‎году‏ ‎Россия ‎был‏ ‎партнёром‏ ‎№ ‎1 ‎Приднестровья,‏ ‎забирая ‎около‏ ‎трети ‎общего ‎товарооборота. ‎Далее‏ ‎следовал‏ ‎Евросоюз ‎с‏ ‎27%. ‎Однако‏ ‎важно ‎учесть, ‎что ‎львиную ‎долю‏ ‎товарооборота‏ ‎с ‎Россией‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎составляет ‎пресловутый ‎газ, ‎который‏ ‎поставляется‏ ‎«в‏ ‎долг», ‎то‏ ‎есть ‎по‏ ‎факту ‎по‏ ‎низкой‏ ‎цене, ‎а‏ ‎разница ‎как ‎бы ‎перекладывается ‎на‏ ‎Молдавия, ‎с‏ ‎чем‏ ‎та, ‎конечно, ‎не‏ ‎соглашается. ‎Поэтому‏ ‎доля ‎России ‎сильно ‎колеблется‏ ‎вместе‏ ‎с ‎колебаниями‏ ‎цен ‎на‏ ‎газ. ‎В ‎2022, ‎например, ‎общий‏ ‎импорт‏ ‎из ‎России‏ ‎резко ‎вырос‏ ‎из-за ‎скачка ‎цен. ‎Однако, ‎если‏ ‎убрать‏ ‎из‏ ‎расчётов ‎по‏ ‎внешней ‎торговле‏ ‎газ, ‎то‏ ‎доля‏ ‎РФ ‎в‏ ‎товарообороте ‎резко ‎снижается ‎и ‎становится‏ ‎меньше ‎доли‏ ‎ЕС‏ ‎в ‎несколько ‎раз.‏ ‎Безусловно ‎энергия‏ ‎очень ‎важна, ‎но ‎реально‏ ‎люди‏ ‎живут ‎за‏ ‎счёт ‎торговли‏ ‎с ‎Европой. ‎При ‎этом ‎стоит‏ ‎учитывать,‏ ‎что ‎свою‏ ‎пайку ‎от‏ ‎субсидированных ‎цен ‎на ‎газ ‎получает‏ ‎и‏ ‎Молдова,‏ ‎в ‎виде‏ ‎куда ‎более‏ ‎дешёвой ‎электроэнергии‏ ‎из‏ ‎Приднестровья. ‎Так‏ ‎что ‎реально ‎эта ‎субсидия ‎распространяется‏ ‎на ‎обе‏ ‎страны‏ ‎и ‎чей ‎там‏ ‎кусок ‎больше‏ ‎— ‎большой ‎вопрос, ‎учитывая‏ ‎переплетённость‏ ‎экономик.

Тем ‎не‏ ‎менее, ‎независимость‏ ‎ПМР ‎обеспечивается ‎в ‎первую ‎очередь‏ ‎присутствием‏ ‎Русской ‎армии.‏ ‎Думаю, ‎логично‏ ‎записать ‎Приднестровскую ‎республику ‎протекторатом. ‎Хотя‏ ‎субсидии‏ ‎от‏ ‎России ‎имеются,‏ ‎но ‎сама‏ ‎экономика ‎завязаны‏ ‎в‏ ‎большей ‎степени‏ ‎на ‎Молдавию ‎и ‎ЕС, ‎так‏ ‎что ‎назвать‏ ‎ПМР‏ ‎клиентом ‎тоже ‎неправильно.‏ ‎Внешняя ‎политика‏ ‎ограничена ‎при ‎этом ‎в‏ ‎пользу‏ ‎России, ‎но‏ ‎внутреннее ‎влияние‏ ‎не ‎так ‎велико, ‎как ‎представляют‏ ‎противники‏ ‎маленькой ‎страны.‏ ‎Назвать ‎её‏ ‎вассалом ‎не ‎очень ‎адекватно, ‎поэтому‏ ‎протекторат‏ ‎—‏ ‎зависимая ‎страна‏ ‎под ‎военной‏ ‎защитой.

Южное ‎направление

Перейдём‏ ‎теперь‏ ‎к ‎Закавказью.‏ ‎Ранее ‎позиции ‎России ‎там ‎были‏ ‎довольны ‎сильны,‏ ‎однако‏ ‎в ‎Армении ‎власть‏ ‎захватило ‎прозападное‏ ‎правительство ‎Пашиняна, ‎что, ‎конечно,‏ ‎ослабило‏ ‎российское ‎влияние.‏ ‎Конечно, ‎в‏ ‎этой ‎горной ‎стране ‎влияние ‎западных‏ ‎стран‏ ‎всегда ‎было‏ ‎немаленьким. ‎У‏ ‎США ‎там ‎какое-то ‎невероятно ‎гигантское‏ ‎посольство‏ ‎с‏ ‎давних ‎пор.‏ ‎Много ‎лет‏ ‎оно ‎было‏ ‎самым‏ ‎большим ‎американским‏ ‎посольством ‎на ‎всей ‎планете, ‎пока‏ ‎Штаты ‎не‏ ‎захватили‏ ‎Ирак ‎и ‎не‏ ‎обустроили ‎там‏ ‎на ‎месте ‎своего ‎посольства‏ ‎чуть‏ ‎ли ‎не‏ ‎военную ‎базу.‏ ‎Комплекс ‎в ‎Ереване ‎де-факто ‎тоже‏ ‎является‏ ‎военной ‎базой,‏ ‎но ‎больше‏ ‎разведывательной ‎специализации. ‎Пишут, ‎что ‎там‏ ‎работает‏ ‎около‏ ‎2000 ‎человек!‏ ‎В ‎первую‏ ‎очередь, ‎конечно,‏ ‎база‏ ‎следит ‎за‏ ‎Ираном, ‎но, ‎понятное ‎дело, ‎и‏ ‎саму ‎Армению‏ ‎тоже‏ ‎сканирует, ‎вместе ‎с‏ ‎российской ‎авиабазой.‏ ‎Однако ‎американское ‎влияние ‎в‏ ‎республике‏ ‎не ‎слишком‏ ‎сильно ‎на‏ ‎самом ‎деле, ‎хотя ‎имеется ‎через‏ ‎большую‏ ‎и ‎богатую‏ ‎армянскую ‎диаспору‏ ‎в ‎самой ‎Америке. ‎Понятно, ‎что‏ ‎не‏ ‎обходится‏ ‎и ‎без‏ ‎вездесущей ‎Англии.‏ ‎Но ‎самым‏ ‎серьёзным‏ ‎влиянием ‎на‏ ‎маленькую ‎Армению ‎из ‎западных ‎стран‏ ‎обладает ‎Франция.‏ ‎Париж‏ ‎вкладывал ‎инвестиции ‎в‏ ‎республику ‎и‏ ‎контролирует ‎некоторые ‎крупные ‎предприятия,‏ ‎в‏ ‎частности ‎производство‏ ‎знаменитого ‎коньяка‏ ‎Арарат. ‎Забавно, ‎что ‎посольства ‎Франции‏ ‎и‏ ‎России ‎находятся‏ ‎рядом ‎с‏ ‎мэрией ‎Еревана, ‎в ‎центре ‎города,‏ ‎правда‏ ‎российское‏ ‎совсем ‎вплотную,‏ ‎а ‎французское‏ ‎через ‎площадь‏ ‎и‏ ‎улицу.

Пашинян ‎—‏ ‎интересный ‎товарищ. ‎Его ‎часто ‎называют‏ ‎соросёнком, ‎что‏ ‎верно‏ ‎лишь ‎отчасти, ‎и‏ ‎больше ‎связано‏ ‎с ‎тем, ‎что ‎структуры‏ ‎Сороса‏ ‎активно ‎работают‏ ‎в ‎ЕС.‏ ‎Конечно, ‎Никол ‎Воваевич ‎продолжил ‎довольно‏ ‎тесные‏ ‎отношения ‎с‏ ‎Россией, ‎хотя‏ ‎они ‎заметно ‎охладели. ‎Но ‎по-прежнему,‏ ‎РФ‏ ‎является‏ ‎важнейшим ‎партнёром.‏ ‎Это ‎видно‏ ‎даже ‎по‏ ‎количеству‏ ‎официальных ‎визитов‏ ‎— ‎Россия ‎там ‎на ‎первом‏ ‎месте ‎с‏ ‎отрывом.‏ ‎А ‎вот, ‎скажем,‏ ‎в ‎США‏ ‎визитов ‎всего ‎три, ‎один‏ ‎из‏ ‎которых ‎в‏ ‎ООН. ‎Зато‏ ‎во ‎Францию ‎8 ‎визитов, ‎так‏ ‎же,‏ ‎как ‎и‏ ‎в ‎Бельгию‏ ‎(а ‎та ‎наполовину ‎французская ‎страна)!‏ ‎Если‏ ‎до‏ ‎Пашиняна ‎Армения‏ ‎однозначно ‎могла‏ ‎считаться ‎сателлитом‏ ‎России,‏ ‎то ‎теперь‏ ‎так ‎сказать ‎скорее ‎нельзя. ‎Можно‏ ‎было ‎бы‏ ‎засчитать‏ ‎протекторатом, ‎но ‎функции‏ ‎протектора ‎Москва‏ ‎особо ‎не ‎захотела ‎выполнять,‏ ‎как‏ ‎все ‎заметили.‏ ‎Что, ‎впрочем,‏ ‎понятно, ‎смешно ‎впрягаться ‎за ‎проевропейского‏ ‎лидера‏ ‎и ‎решать‏ ‎его ‎проблемы.‏ ‎Нагорный ‎Карабах ‎или ‎точнее ‎Арцах‏ ‎был‏ ‎де-факто‏ ‎протекторатом ‎России,‏ ‎но ‎после‏ ‎перехода ‎Армении‏ ‎на‏ ‎проевропейские ‎рельсы,‏ ‎тоже ‎перестал ‎таковым ‎быть. ‎Так‏ ‎что ‎сейчас‏ ‎Ереван‏ ‎можно ‎ещё ‎условно‏ ‎считать ‎частью‏ ‎российской ‎сферы ‎влияния, ‎но‏ ‎не‏ ‎зависимым ‎от‏ ‎России ‎государством.‏ ‎Так ‎что ‎эти ‎сателлит ‎и‏ ‎протекторат‏ ‎на ‎данный‏ ‎момент ‎потеряны.‏ ‎Арцаху ‎скорее ‎всего ‎конец, ‎а‏ ‎вот‏ ‎Армения‏ ‎ещё ‎может‏ ‎вернуться ‎в‏ ‎положение ‎сателлита.‏ ‎Другое‏ ‎дело, ‎что‏ ‎особого ‎желания ‎у ‎Москвы ‎напрягаться‏ ‎ради ‎этого‏ ‎не‏ ‎видно.

Однако ‎в ‎Закавказье‏ ‎ещё ‎остаются‏ ‎целых ‎два ‎зависимых ‎от‏ ‎Российской‏ ‎Федерации ‎государства‏ ‎— ‎Абхазия‏ ‎и ‎Южная ‎Осетия. ‎Первая ‎из‏ ‎них‏ ‎хоть ‎и‏ ‎является ‎акцептором‏ ‎больших ‎объёмов ‎экономической ‎помощи ‎от‏ ‎России,‏ ‎но‏ ‎глубокой ‎степени‏ ‎политической ‎зависимости‏ ‎не ‎имеет.‏ ‎Честно‏ ‎говоря, ‎не‏ ‎то, ‎что ‎в ‎вассалы, ‎даже‏ ‎насчёт ‎статуса‏ ‎сателлита‏ ‎надо ‎подумать. ‎Деньги‏ ‎давай, ‎а‏ ‎так ‎нэт ‎— ‎примерно‏ ‎такой‏ ‎формулой ‎описываются‏ ‎взаимоотношения. ‎В‏ ‎принципе, ‎РФ ‎пытается ‎наращивать ‎своё‏ ‎влияние‏ ‎в ‎Сухуми,‏ ‎кое-какие ‎успехи‏ ‎есть, ‎но ‎руководство ‎частично ‎непризнанной‏ ‎республики‏ ‎заигрывает‏ ‎с ‎Турцией‏ ‎и ‎некоторыми‏ ‎другими ‎странами.‏ ‎Я‏ ‎бы ‎всё‏ ‎же ‎записал ‎Абхазию ‎как ‎протекторат,‏ ‎то ‎есть‏ ‎влияние‏ ‎России ‎есть, ‎но‏ ‎обеспечивается ‎больше‏ ‎военным ‎прикрытием. ‎При ‎этом‏ ‎российский‏ ‎капитал ‎по‏ ‎факту ‎не‏ ‎может ‎проникнуть ‎в ‎эту ‎маленькую‏ ‎страну,‏ ‎хотя ‎по‏ ‎идее ‎всё‏ ‎уже ‎давно ‎должно ‎лежать ‎под‏ ‎ним.‏ ‎Удивительный‏ ‎профессионализм ‎дипломатии‏ ‎Кремля ‎как-то‏ ‎привёл ‎к‏ ‎тому,‏ ‎что ‎большая‏ ‎денежная ‎помощь ‎почти ‎не ‎приводит‏ ‎к ‎увеличению‏ ‎влияния.‏ ‎Скажем ‎прямо, ‎РФ‏ ‎раскормила ‎некоторых‏ ‎товарищей ‎настолько, ‎что ‎те‏ ‎перестали‏ ‎чувствовать ‎какую-либо‏ ‎благодарность. ‎Так‏ ‎что ‎протекторат ‎и ‎не ‎более.

При‏ ‎этом‏ ‎сама ‎Абхазия‏ ‎маленькая. ‎Её‏ ‎население ‎составляет ‎около ‎240 ‎тысяч‏ ‎человек,‏ ‎где‏ ‎сами ‎абхазы‏ ‎примерно ‎половина‏ ‎населения. ‎И‏ ‎то,‏ ‎это ‎по‏ ‎заявлениям ‎абхазской ‎статистики, ‎коей ‎веры‏ ‎очень ‎мало.‏ ‎Существуют‏ ‎различные ‎оценки, ‎например,‏ ‎есть ‎расчёты,‏ ‎что ‎армяне ‎чуть ‎ли‏ ‎не‏ ‎треть ‎населению‏ ‎составляют, ‎а‏ ‎их ‎где-то ‎наполовину ‎записывают ‎как‏ ‎абхазов.‏ ‎Также ‎по-прежнему‏ ‎значительны ‎доли‏ ‎грузин ‎и ‎русских. ‎Тем ‎не‏ ‎менее‏ ‎абхазы‏ ‎крепко ‎держат‏ ‎власть ‎в‏ ‎республике, ‎впрочем,‏ ‎в‏ ‎немалой ‎степени‏ ‎из-за ‎поддержки ‎Москвы. ‎Если ‎бы‏ ‎РФ ‎захотела,‏ ‎то‏ ‎могла ‎бы ‎давно‏ ‎навести ‎свой‏ ‎порядок, ‎даже ‎не ‎опираясь‏ ‎на‏ ‎русских ‎(этого‏ ‎ж ‎никак‏ ‎нельзя!). ‎В ‎любом ‎случае ‎экономика‏ ‎критически‏ ‎зависит ‎от‏ ‎торговли ‎с‏ ‎Россией, ‎а ‎госбюджет ‎от ‎российских‏ ‎траншей.‏ ‎С‏ ‎другой ‎стороны,‏ ‎повоевать ‎с‏ ‎абхазами ‎неизбежно‏ ‎пришлось‏ ‎бы, ‎такой‏ ‎народ. ‎В ‎общем, ‎никто ‎особо‏ ‎туда ‎не‏ ‎лезет,‏ ‎так ‎как ‎возни‏ ‎будет ‎много,‏ ‎а ‎профиту ‎от ‎нищей‏ ‎страны‏ ‎очень ‎мало.‏ ‎Такой ‎вот‏ ‎незатейливый ‎секрет ‎устойчивости ‎мало ‎кем‏ ‎признанной‏ ‎страны.

Зато ‎с‏ ‎Юго-Осетией ‎у‏ ‎РФ ‎всё ‎хорошо. ‎Политическое ‎влияние‏ ‎значительное,‏ ‎не‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎президенты ‎там‏ ‎назначаются ‎в‏ ‎Москве,‏ ‎но ‎по‏ ‎крайней ‎мере ‎утверждаются. ‎То ‎есть‏ ‎это ‎всё-таки‏ ‎не‏ ‎марионетка, ‎но ‎верным‏ ‎вассалом ‎назвать‏ ‎эту ‎страну-карлика ‎можно. ‎Понятное‏ ‎дело,‏ ‎что ‎верность‏ ‎обеспечивается ‎тотальной‏ ‎зависимостью ‎от ‎России ‎практически ‎по‏ ‎всем‏ ‎направлениям. ‎Да‏ ‎и ‎размеры‏ ‎республики ‎такие, ‎что ‎особо ‎никуда‏ ‎не‏ ‎рыпнешься.‏ ‎С ‎населением‏ ‎среднего ‎райцентра‏ ‎в ‎56‏ ‎тысяч‏ ‎человек ‎и‏ ‎с ‎окружением ‎с ‎трёх ‎сторон‏ ‎враждебной ‎Грузией‏ ‎вариантов‏ ‎почти ‎нет. ‎Экономику‏ ‎и ‎торговлю‏ ‎обсуждать ‎просто ‎нет ‎смысла.‏ ‎Южная‏ ‎Осетия ‎долго‏ ‎использовалась ‎Российской‏ ‎Федерацией ‎в ‎качестве ‎интерфейса ‎для‏ ‎взаимодействия‏ ‎со ‎всякими‏ ‎непризнанными ‎государствами,‏ ‎например, ‎Приднестровье ‎или ‎Арцах, ‎а‏ ‎после‏ ‎2014‏ ‎года ‎до‏ ‎2022 ‎года‏ ‎и ‎с‏ ‎ДНР‏ ‎и ‎ЛНР.‏ ‎Так ‎что, ‎по ‎сути, ‎до‏ ‎2014 ‎года‏ ‎это‏ ‎был ‎самый ‎верный‏ ‎вассал ‎и,‏ ‎пожалуй, ‎единственный ‎действительно ‎настоящий.‏ ‎А‏ ‎теперь ‎после‏ ‎включения ‎Донбасса‏ ‎в ‎состав ‎России ‎это ‎положение‏ ‎снова‏ ‎занято ‎Южной‏ ‎Осетией! ‎Так‏ ‎что ‎маленькая ‎страна ‎ещё ‎пригодится.

Закавказье‏ ‎мы‏ ‎рассмотрели,‏ ‎однако ‎южное‏ ‎направление ‎им‏ ‎не ‎исчерпывается.‏ ‎Если‏ ‎мы ‎двинемся‏ ‎дальше, ‎то ‎обнаружим ‎такую ‎удивительную‏ ‎древнюю ‎страну,‏ ‎как‏ ‎Сирия. ‎Как ‎мы‏ ‎там ‎оказались?‏ ‎Никаких ‎объяснений ‎этому ‎нет.‏ ‎Просто‏ ‎в ‎2015‏ ‎году ‎РФ‏ ‎внезапно ‎выдвинулась ‎в ‎крестовый ‎поход‏ ‎на‏ ‎Ближний ‎Восток‏ ‎спасать ‎гибнущий‏ ‎в ‎тяжелейшей ‎гражданской ‎войне ‎режим‏ ‎Башара‏ ‎Асада.‏ ‎Эта ‎страна‏ ‎не ‎была‏ ‎близким ‎союзником‏ ‎России‏ ‎или ‎СССР,‏ ‎хотя ‎дружеские ‎отношения ‎поддерживались ‎в‏ ‎основном ‎в‏ ‎советские‏ ‎времена. ‎Но ‎всё‏ ‎же ‎решающим‏ ‎там ‎было ‎влияние ‎Франции.‏ ‎Естественно,‏ ‎часть ‎этого‏ ‎влияния ‎осталась‏ ‎и ‎поныне. ‎В ‎страну, ‎конечно,‏ ‎влезли‏ ‎англичане, ‎и‏ ‎Сирию ‎можно‏ ‎было ‎вполне ‎считать ‎эдаким ‎франко-английским‏ ‎кондоминиумом‏ ‎до‏ ‎гражданской ‎войны.‏ ‎Сама ‎война‏ ‎была ‎разожжена‏ ‎американцами‏ ‎по ‎очередному‏ ‎гениальному ‎плану. ‎Кстати, ‎параллелей ‎с‏ ‎украинским ‎конфликтом‏ ‎довольно‏ ‎много ‎и ‎в‏ ‎немалой ‎степени‏ ‎нынешняя ‎война ‎на ‎Украине‏ ‎провоцировалась‏ ‎по ‎методикам,‏ ‎отработанным ‎в‏ ‎Сирии. ‎Причём ‎не ‎только ‎с‏ ‎американской‏ ‎стороны. ‎Как‏ ‎в ‎Сирии‏ ‎их ‎заставили ‎застрять ‎надолго, ‎так,‏ ‎похоже,‏ ‎того‏ ‎же ‎пытаются‏ ‎добиться ‎и‏ ‎на ‎Украине.‏ ‎Россия‏ ‎обеспечивает ‎военное‏ ‎прикрытие. ‎Также ‎в ‎этом ‎участвует‏ ‎Иран, ‎кстати,‏ ‎он‏ ‎имеет ‎и ‎существенное‏ ‎политическое ‎влияние,‏ ‎но ‎всё ‎же ‎российская‏ ‎авиация‏ ‎играет ‎решающую‏ ‎роль, ‎как‏ ‎и ‎дипломатическое ‎прикрытие. ‎Сирию ‎не‏ ‎удалось‏ ‎сделать ‎изгоем.‏ ‎Россия ‎не‏ ‎имеет ‎особого ‎влияния ‎на ‎внутреннюю‏ ‎политику‏ ‎страны,‏ ‎экономические ‎связи‏ ‎невелики, ‎так‏ ‎что ‎нет‏ ‎смысла‏ ‎смотреть ‎на‏ ‎население ‎и ‎рынок, ‎но ‎военно-дипломатическое‏ ‎значение ‎велико.‏ ‎В‏ ‎благодарность ‎мы ‎имеем‏ ‎там ‎военные‏ ‎базы, ‎аэродромы ‎и ‎даже‏ ‎часть‏ ‎порта ‎для‏ ‎боевых ‎кораблей.‏ ‎Так ‎что ‎Сирию ‎вполне ‎можно‏ ‎засчитывать‏ ‎как ‎классический‏ ‎протекторат.

Восточное ‎направление

Второй‏ ‎большой ‎регион ‎со ‎значительным ‎российским‏ ‎влиянием‏ ‎—‏ ‎это, ‎конечно,‏ ‎Средняя ‎Азия.‏ ‎Сами ‎её‏ ‎жители‏ ‎почему-то ‎не‏ ‎очень ‎любят ‎это ‎название. ‎Видимо,‏ ‎«дурное» ‎влияние‏ ‎русского‏ ‎языка! ‎Ну, ‎так‏ ‎себе ‎Азия,‏ ‎средненькая. ‎Поэтому ‎там ‎предпочитают‏ ‎называться‏ ‎Центральной ‎Азией,‏ ‎а ‎Казахстан‏ ‎вообще ‎норовит ‎выписаться ‎из ‎старого‏ ‎наименования,‏ ‎следуя ‎за‏ ‎советской ‎традицией,‏ ‎которая ‎считала ‎Казахстан ‎отдельным ‎от‏ ‎Средней‏ ‎Азии‏ ‎макрорегионом. ‎В‏ ‎общем, ‎Центральная‏ ‎Азия ‎звучит‏ ‎благозвучнее‏ ‎(и ‎не‏ ‎так ‎опасно, ‎как ‎Южная ‎Сибирь!).‏ ‎В ‎целом,‏ ‎влияние‏ ‎России ‎ощущается ‎во‏ ‎всех ‎пяти‏ ‎республиках, ‎входивших ‎в ‎СССР,‏ ‎но,‏ ‎конечно, ‎назвать‏ ‎большинство ‎из‏ ‎них ‎зависимыми ‎государствами ‎сложно. ‎Хотя,‏ ‎признаки‏ ‎имеются, ‎например,‏ ‎широкое ‎распространение‏ ‎русского ‎языка, ‎ставшего ‎лингва ‎франка‏ ‎Центральной‏ ‎Азии.‏ ‎Местное ‎городское‏ ‎население ‎говорит‏ ‎на ‎нём‏ ‎повсеместно,‏ ‎разве ‎что‏ ‎в ‎Таджикистане ‎ситуация ‎похуже. ‎Учитывая‏ ‎сохранение ‎заметной‏ ‎роли‏ ‎России, ‎русский ‎язык‏ ‎и ‎культура‏ ‎и ‎дальше ‎будут ‎оказывать‏ ‎воздействие‏ ‎на ‎регион,‏ ‎делая ‎его‏ ‎более ‎пророссийским.

Узбекистан ‎и ‎Туркменистан ‎во‏ ‎многом‏ ‎развивались ‎сами,‏ ‎были ‎(а‏ ‎Туркмения ‎пока ‎и ‎остаётся) ‎эдакой‏ ‎вещью‏ ‎в‏ ‎себе. ‎Ашхабад‏ ‎больше ‎ориентируется‏ ‎на ‎Пекин‏ ‎и‏ ‎Лондон, ‎скорее‏ ‎можно ‎обсуждать, ‎является ‎ли ‎страна‏ ‎сателлитом ‎Китая.‏ ‎Влияние‏ ‎России ‎тут ‎минимально‏ ‎из ‎5‏ ‎стран. ‎Узбекистан ‎довольно ‎крупная‏ ‎страна,‏ ‎население ‎в‏ ‎начале ‎этого‏ ‎года ‎составляло ‎около ‎36 ‎миллионов.‏ ‎Эту‏ ‎страну ‎нет‏ ‎повода ‎подозревать‏ ‎в ‎стремлении ‎завышать ‎своё ‎население,‏ ‎скорее‏ ‎там‏ ‎просто ‎плохой‏ ‎учёт. ‎Получается,‏ ‎на ‎данный‏ ‎момент‏ ‎Узбекистан ‎по‏ ‎населению ‎больше ‎Украины ‎(может, ‎даже‏ ‎раза ‎в‏ ‎полтора!)‏ ‎и ‎однозначно ‎выходит‏ ‎на ‎второе‏ ‎место ‎среди ‎постсоветских ‎государств.‏ ‎При‏ ‎этом ‎узбеки‏ ‎ещё ‎и‏ ‎быстро ‎прирастают, ‎видимо, ‎скоро ‎догонят,‏ ‎например,‏ ‎Польшу. ‎У‏ ‎них ‎довольно‏ ‎неплохая ‎для ‎региона ‎экономика, ‎относительно‏ ‎диверсифицированная,‏ ‎есть‏ ‎даже ‎свой‏ ‎автопром. ‎В‏ ‎общем, ‎Узбекистан‏ ‎уже‏ ‎великоват, ‎чтобы‏ ‎быть ‎сателлитом ‎России, ‎а ‎от‏ ‎Китая ‎они‏ ‎пытаются‏ ‎отгрести, ‎как ‎могут,‏ ‎развивая ‎отношения‏ ‎со ‎множеством ‎стран ‎—‏ ‎Германией,‏ ‎Турцией, ‎Южной‏ ‎Корее, ‎ну‏ ‎и, ‎конечно, ‎Россией. ‎Другая ‎ситуация‏ ‎у‏ ‎Таджикистана, ‎он‏ ‎постепенно ‎подпадает‏ ‎под ‎политическое ‎влияние ‎Китая. ‎Движение‏ ‎в‏ ‎сторону‏ ‎России ‎слабовато,‏ ‎хотя ‎экономика‏ ‎зависит ‎пока‏ ‎от‏ ‎неё ‎по‏ ‎большей ‎части. ‎Но ‎культурно ‎эта‏ ‎страна ‎всегда‏ ‎стояла‏ ‎особняком, ‎так ‎как‏ ‎таджики ‎не‏ ‎тюрки, ‎а ‎родственники ‎иранцев.‏ ‎Правда‏ ‎дружба ‎со‏ ‎своими ‎родственниками‏ ‎очень ‎сложная ‎и ‎непростая. ‎В‏ ‎Таджикистане‏ ‎есть ‎русская‏ ‎военная ‎база,‏ ‎ходят ‎слухи ‎о ‎китайской, ‎но‏ ‎пока‏ ‎скорее‏ ‎Китай ‎больше‏ ‎помогает ‎строить‏ ‎таджикской ‎армии,‏ ‎но‏ ‎вполне ‎вероятно‏ ‎в ‎скором ‎будущем ‎попросит ‎и‏ ‎о ‎местечке‏ ‎для‏ ‎себя.

Казахстан ‎— ‎это‏ ‎особый ‎случай.‏ ‎В ‎этой ‎стране ‎огромное‏ ‎количество‏ ‎нефти ‎и‏ ‎газа, ‎побольше‏ ‎на ‎душу ‎населения, ‎чем ‎в‏ ‎России,‏ ‎причём ‎в‏ ‎отличие ‎от‏ ‎нас ‎у ‎них ‎основные ‎месторождения‏ ‎расположены‏ ‎удобно,‏ ‎на ‎берегу‏ ‎Каспия, ‎а‏ ‎не ‎в‏ ‎замороженной‏ ‎тундре. ‎При‏ ‎этом ‎страна, ‎однако, ‎победнее ‎России.‏ ‎Дело ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎Назарбаев ‎решил‏ ‎не ‎выпендриваться‏ ‎и ‎отстёгивать ‎отступные ‎всем‏ ‎крупным‏ ‎игрокам ‎в‏ ‎надежде, ‎что‏ ‎его ‎не ‎тронут. ‎Вышло ‎не‏ ‎совсем‏ ‎так, ‎как‏ ‎мы ‎помним,‏ ‎но ‎в ‎целом ‎эта ‎сложная‏ ‎лоскутная‏ ‎страна‏ ‎держится. ‎Конечно,‏ ‎в ‎немалой‏ ‎степени ‎благодаря‏ ‎помощи‏ ‎РФ. ‎Задача‏ ‎РФ ‎не ‎только ‎независимость ‎Украины‏ ‎и ‎Белоруссии,‏ ‎но‏ ‎и ‎Казахстана! ‎Экономика‏ ‎страны ‎сильно‏ ‎завязана ‎на ‎российскую, ‎благодаря‏ ‎вхождению‏ ‎в ‎ЕАЭС.‏ ‎Почти ‎четверть‏ ‎населения ‎русские ‎(общее ‎свыше ‎17‏ ‎миллионов,‏ ‎но ‎есть‏ ‎подозрение ‎в‏ ‎завышении). ‎Влияние ‎русской ‎культуры ‎очень‏ ‎высоко.‏ ‎Но‏ ‎нет ‎главной‏ ‎зависимости ‎—‏ ‎политической. ‎Да‏ ‎и‏ ‎почти ‎вся‏ ‎сырьевая ‎добыча ‎отдана ‎западным ‎странам,‏ ‎отчасти ‎Китаю.‏ ‎В‏ ‎целом, ‎Астана ‎неплохо‏ ‎маневрирует ‎между‏ ‎Лондоном, ‎Москвой ‎и ‎Пекином,‏ ‎хотя‏ ‎понятно, ‎что‏ ‎Москва ‎или‏ ‎тем ‎более ‎Москва ‎плюс ‎Пекин‏ ‎могли‏ ‎бы ‎спокойно‏ ‎рулить ‎здесь.‏ ‎Но ‎на ‎данный ‎момент ‎Казахстан‏ ‎нельзя‏ ‎назвать‏ ‎зависимым ‎от‏ ‎одного ‎государства.

Наконец,‏ ‎Киргизия. ‎А‏ ‎вот‏ ‎у ‎этой‏ ‎страны ‎ситуация ‎другая. ‎У ‎неё‏ ‎всегда ‎была‏ ‎слабая‏ ‎политическая ‎власть, ‎которую‏ ‎дёргали ‎в‏ ‎разные ‎стороны ‎американцы, ‎европейцы,‏ ‎англичане,‏ ‎китайцы ‎и‏ ‎русские. ‎В‏ ‎последнее ‎время ‎там ‎вроде ‎укоренился‏ ‎эдакий‏ ‎зародыш ‎Бацьки,‏ ‎хваткий ‎Жапаров,‏ ‎вроде ‎вполне ‎удерживающий ‎и ‎укрепляющий‏ ‎вертикаль‏ ‎власти.‏ ‎Ориентируется ‎Бишкек‏ ‎на ‎Россия‏ ‎по ‎большей‏ ‎части.‏ ‎Страна ‎входит‏ ‎в ‎ЕАЭС. ‎Экономика ‎завязана ‎в‏ ‎немалой ‎степени‏ ‎на‏ ‎Россию ‎и ‎Казахстан,‏ ‎при ‎этом‏ ‎множество ‎мигрантов ‎едет ‎в‏ ‎Россию.‏ ‎Крупных ‎предприятий‏ ‎почти ‎нет,‏ ‎важная ‎отрасль ‎— ‎торговля ‎между‏ ‎ЕАЭС‏ ‎и ‎Китаем.‏ ‎В ‎стране‏ ‎есть ‎серьёзная ‎военная ‎база ‎русских.‏ ‎Русский‏ ‎язык‏ ‎и ‎культура‏ ‎широко ‎распространены,‏ ‎особенно ‎в‏ ‎северной,‏ ‎самой ‎развитой,‏ ‎половине ‎страны. ‎Общее ‎население ‎около‏ ‎7 ‎миллионов‏ ‎(тоже‏ ‎скорее ‎всего ‎завышено),‏ ‎русских ‎всего‏ ‎5%, ‎но ‎они ‎стратегически‏ ‎расположены‏ ‎в ‎столице‏ ‎и ‎около,‏ ‎при ‎этом ‎опасения ‎киргизов ‎больше‏ ‎направлены‏ ‎на ‎узбеков,‏ ‎которых ‎в‏ ‎стране ‎около ‎15% ‎и ‎скорее‏ ‎всего‏ ‎эта‏ ‎доля ‎сильно‏ ‎занижена. ‎Таким‏ ‎образом, ‎Кыргызстан,‏ ‎пожалуй,‏ ‎самая ‎русофильская‏ ‎страна ‎в ‎Центральной ‎Азии, ‎опережая‏ ‎Казахстан, ‎где‏ ‎русских‏ ‎правящие ‎казахи ‎ещё‏ ‎побаиваются. ‎С‏ ‎учётом ‎культурного, ‎экономического, ‎военного‏ ‎и‏ ‎политического ‎влияния‏ ‎и ‎явного‏ ‎доминирования ‎по ‎всем ‎этим ‎направлениям‏ ‎России,‏ ‎думаю, ‎Киргизию‏ ‎вполне ‎можно‏ ‎записать ‎в ‎сателлиты.

Итого ‎у ‎нас‏ ‎получилась‏ ‎следующая‏ ‎классификация ‎ближней‏ ‎сферы ‎влияния‏ ‎России:

Сателлиты ‎—‏ ‎Белоруссия‏ ‎и ‎Киргизия.

Вассал‏ ‎— ‎Южная ‎Осетия.

Протектораты ‎— ‎Приднестровье,‏ ‎Абхазия, ‎Сирия‏ ‎[в‏ ‎конце ‎2024 ‎года‏ ‎отвалилась!].

Всего ‎6‏ ‎зависимых ‎государств, ‎потенциально ‎в‏ ‎любой‏ ‎момент ‎может‏ ‎вернуться ‎блудная‏ ‎Армения. ‎Скорее ‎всего ‎как ‎обустроят‏ ‎турецкую‏ ‎сферу ‎влияния‏ ‎позволят ‎поставить‏ ‎пророссийское ‎правительство. ‎Суммарное ‎население ‎всех‏ ‎этих‏ ‎стран‏ ‎с ‎Сирией‏ ‎получается ‎приличным,‏ ‎но ‎реально‏ ‎Россия‏ ‎практически ‎не‏ ‎может ‎получать ‎экономических ‎профитов ‎с‏ ‎него, ‎поэтому‏ ‎не‏ ‎вижу ‎смысла ‎его‏ ‎учитывать. ‎Тогда‏ ‎у ‎оставшихся ‎пяти ‎стран‏ ‎в‏ ‎сумме ‎выходит‏ ‎почти ‎16‏ ‎миллионов ‎— ‎это ‎довольно ‎прилично.‏ ‎У‏ ‎той ‎же‏ ‎Турции ‎или‏ ‎Ирана ‎поменьше. ‎Если ‎вернётся ‎Армения,‏ ‎то‏ ‎будет‏ ‎даже ‎19‏ ‎миллионов. ‎В‏ ‎теории ‎возможно‏ ‎даже‏ ‎вхождение ‎в‏ ‎эту ‎ближнюю ‎сферу ‎влияния ‎Грузии,‏ ‎по ‎крайней‏ ‎мере‏ ‎идёт ‎однозначное, ‎хоть‏ ‎и ‎скрытое,‏ ‎сближение. ‎На ‎западном ‎направлении‏ ‎всё‏ ‎будет ‎зависеть‏ ‎от ‎успехов‏ ‎СВО ‎и ‎отобранной ‎у ‎Украины‏ ‎русской‏ ‎земли, ‎может,‏ ‎даже ‎до‏ ‎Приднестровья ‎и ‎Молдавии ‎доберёмся. ‎Казахстан‏ ‎—‏ ‎крепкий‏ ‎орешек ‎при‏ ‎нынешней ‎политике‏ ‎Кремля, ‎но‏ ‎при‏ ‎национальном ‎правительстве‏ ‎в ‎России ‎тоже ‎быстро ‎станет‏ ‎сателлитом. ‎Так‏ ‎что‏ ‎есть ‎куда ‎расти!


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

27 подписчиков

Контакты

Метки

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048