Астрал, ментал и казуал
Немного о феномене «казуального чтения», который не то порожден АТ, не то его породил, не то они нашли друг друга, как курица и яйцо.
«Казуальным» я называю чтение книг, имеющее целью «утилизацию времени» и ничего не более, что приравнивает его к просмотру сериалов, игре в аркадные игры и так далее. Сразу скажу, абсолютно ничего плохого в этом нет – прекрасная форма отдыха. Отличие казуального чтения в том, что оно является антагонистом чтения условно «литературного». Литературное предполагает, что читатель должен что-то от текста получить – новую концепцию, интересную мысль, свежую идею, важную информацию или хотя бы просто увидеть качественное сложение слов в предложения и немного вырасти в художественном отношении. Казуальное предполагает, что читатель должен просто комфортно «промотать время», которое ему больше нечем занять.
Книга для литературного чтения категорически не подходит для казуального, потому что не решает задачу читателя – отдохнуть, не затрачивая душевных, эмоциональных, интеллектуальных и иных ресурсов. Такие её характеристики, как высокое качество текста, глубокое отражение этических или социальных проблем, философичность, художественность, эмоциональная напряженность и так далее, которые считаются однозначными достоинствами в литературе, в данном случае являются недостатками. Все они требуют от читателя расхода энергии – на сопереживание, размышление, осмысление новых идей, а он скачал книжку для задачи ровно обратной – отдохнуть, без усилия скользя глазами по гладкому, комфортному, не вызывающему особых эмоций тексту. Казуальные книги всегда четко идентифицируются по жарам и имеют такое важное преимущество, как взаимозаменяемость – дочитав одну «боярку» или «литропыгу», можно без перерыва продолжить читать другую, у другого автора, потому что поменяются только имена и названия. Это создает изотропное пространство потокового чтения, бесконечного, как игра «тетрис».
Одно чтение не хуже другого, это просто совершенно разные явления. Востребованность того или другого зависит от внешних по отношению к чтению факторов, в первую очередь от устройства жизни общества и человека. Нельзя даже сказать, что они конкурируют за один и тот же конечный ресурс – время. Это разное, невзаимозаменяемое время – время отключенного и включенного мозга. Иногда мозг надо отключать, чтобы остыл, и тогда казуальное чтение приходит на помощь.
Слава ему и АТ.
2 комментария