О фрагментарности упражнений при обучении техническим приемам игры в теннис.
Что такое инерция, окончательно установлено «первым законом природы» Ньютона, который называют также «принципом инерции». «Всякое тело продолжает сохранять свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, поскольку оно не принуждается приложенными силами изменять это состояние». Сила, обеспечивающая такое поведение «всякого тела», называется инерцией или врожденной силой материи. Смысл ее разъясняется «Определением 3». Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления!!!, с помощью которой всякое отдельно взятое тело, поскольку оно предоставлено самому себе, удерживает свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения». Ньютон добавляет: «Из-за инерции материи … всякое тело лишь с трудом выводится из состояния покоя или движения! Поэтому «врожденная сила» могла бы быть весьма вразумительно названа «силой инерции»». Иными словами, сила инерции присуща всем без исключения телам, включая человеческие и она тем больше, чем больше масса тела. Начало движения теннисиста всегда требует приложения силы, примерно в три раза превосходящей силу, необходимую для продолжения движения или его ускорения. Именно поэтому мы видим как профессиональные спортсмены при подготовке к приему подачи перед тем, как начать движение к точке удара раскачивают тело вправо - влево.
К чему это я? Представляйте себе, смотрите и слушайте. Я опросил десятки знающих и умеющих тренеров на предмет того, зачем теннисисты делают разножку перед выходом к удару или после него? Т.е. зачем вообще нужна разножка? Четкого ответа я не получил ни от одного. В лучшем случае тренеры говорили, что разножка заряжает последующее движение. А я говорю нет, нет и нет. Ничего она не заряжает. Сколько силы есть у спортсмена до производства разножки, столько ее и после. Так почему же теннисист двигается после разножки гораздо быстрее, чем без нее? Да, именно потому, что разножка это прием, позволяющий вывести тело из состояния покоя (инерции покоя) еще до того, как возникает необходимость продолжать движение с резким ускорением. И здесь становится очевидным и понятным, что даже быстрая смена направления движения требует сил в три раза меньше, чем силы, необходимой для начала перемещения тела. А теннис без перемещения тела по корту не возможен.
Что я вижу практически каждый день в работе тренеров обучающих новичков (включая малышей)? Чаще всего обучение начинается с подготовки ударов справа и слева. Не подходов к точкам удара и уходам из них, а именно самих ударов. Ученику набрасывают мяч, он в лучшем случае делает один шаг и бьет по мячу, оставаясь после удара на месте. Т.е. он производит удар без должной подготовки (разножки) и заканчивает его производство без выхода в исходную позицию. Я не скажу, что именно в этом есть что то плохое. Но присутствие плохого в таком методе обучения ударов драматически проявится года так через три - пять, когда беспомощность ученика, уже овладевшего красивыми и четкими ударами становится очевидной во время игры на счет. Дело в том, что любой удар в теннисе в идеале имеет: начало, продолжение и конец. Это повторяющийся цикл действий или движений.
Начало - разножка (выведение тела из состояния инерционного покоя), т.е. начало перемещение тела, ног и рук, продолжение - сам удар, завершение - выход в исходное положение. Нарушая эту цикличность тренер готовит себе очень плохой сюрприз. Через три - пять лет обучения игре в теннис ребенок играет на счет без разножки и часто замирает на месте после производства усиленного удара. И еще, - не порывается доставать мячи, которые в принципе он и не мог бы достать, без соответствующей физической подготовки, но он даже не пытается этого сделать, несмотря на то, что тренер удивляется этому, а того пуще, высказывает недовольство, напрочь игнорируя то, что этот феномен в игре есть результат именно его работы. И дело здесь в том, что телу человека, его рукам, ногам равнозначно чему учиться. Правильному или не правильному. Что повторяется, то и запоминается. Чему учат, тому и учатся. Именно поэтому, если работать с ребенком, игнорируя необходимую цикличность действий, напомню, - начало, продолжение, конец, то не нужно удивляться тому, что в реальной игре вы увидите начло без конца и конец без начала. Это драма. И ее проявления временами можно видеть не только практически у всех игроков без исключения, но и мировой теннисной элиты. Я не раз видел как в критические моменты матча, на тайбрейке, Федерер, Джокович, Маррей, получают после производства очень сильной первой подачи мяч в ноги и пытаются с опозданием отскочить, как будто им под ноги бросили гранату или сопровождают быстро летящий в девятку мяч взглядом. Да. Подача в теннисе это цикл и игнорирование этого имеют далеко идущие последствия. Цикл подачи - это подготовка, продолжение и конец. Концом производства подачи является выход из нее в разножку. А очень сильная первая подача, без своевременного (абсолютно всегда) выхода из нее очень часто ведет не к выигрышу очка, а к проигрышу. Выводом из написанного, а точнее наблюдаемой и анализируемой в течение многих лет бытующей фрагментарности в обучении ударам, т.е. исключением одного из фрагментов цикла производства удара, чаще всего его окончания, практически исключает рост мастерства игрока, позволяющего ему надеяться и стремится перейти в категорию профессионалов.
0 комментариев