Ш
logo
Школа тенниса Владимира Иванова

О фрагментарности упражнений при обучении техническим приемам игры в теннис.


Что ‎такое‏ ‎инерция, ‎окончательно ‎установлено ‎«первым ‎законом‏ ‎природы» ‎Ньютона, который‏ ‎называют‏ ‎также ‎«принципом ‎инерции».‏ ‎«Всякое ‎тело‏ ‎продолжает ‎сохранять ‎свое ‎состояние‏ ‎покоя‏ ‎или ‎равномерного‏ ‎прямолинейного ‎движения,‏ ‎поскольку ‎оно ‎не ‎принуждается ‎приложенными‏ ‎силами‏ ‎изменять ‎это‏ ‎состояние». ‎Сила,‏ ‎обеспечивающая ‎такое ‎поведение ‎«всякого ‎тела»,‏ ‎называется‏ ‎инерцией‏ ‎или ‎врожденной‏ ‎силой ‎материи.‏ ‎Смысл ‎ее‏ ‎разъясняется‏ ‎«Определением ‎3».‏ ‎Врожденная ‎сила ‎материи ‎есть ‎присущая‏ ‎ей ‎способность‏ ‎сопротивления!!!,‏ ‎с ‎помощью ‎которой‏ ‎всякое ‎отдельно‏ ‎взятое ‎тело, ‎поскольку ‎оно‏ ‎предоставлено‏ ‎самому ‎себе,‏ ‎удерживает ‎свое‏ ‎состояние ‎покоя ‎или ‎равномерного ‎прямолинейного‏ ‎движения».‏ ‎Ньютон ‎добавляет:‏ ‎«Из-за ‎инерции‏ ‎материи ‎… ‎всякое ‎тело ‎лишь‏ ‎с‏ ‎трудом‏ ‎выводится ‎из‏ ‎состояния ‎покоя‏ ‎или ‎движения!‏ ‎Поэтому‏ ‎«врожденная ‎сила»‏ ‎могла ‎бы ‎быть ‎весьма ‎вразумительно‏ ‎названа ‎«силой‏ ‎инерции»».‏ ‎Иными ‎словами, ‎сила‏ ‎инерции ‎присуща‏ ‎всем ‎без ‎исключения ‎телам,‏ ‎включая‏ ‎человеческие ‎и‏ ‎она ‎тем‏ ‎больше, ‎чем ‎больше ‎масса ‎тела.‏ ‎Начало‏ ‎движения ‎теннисиста‏ ‎всегда ‎требует‏ ‎приложения ‎силы, ‎примерно ‎в ‎три‏ ‎раза‏ ‎превосходящей‏ ‎силу, ‎необходимую‏ ‎для ‎продолжения‏ ‎движения ‎или‏ ‎его‏ ‎ускорения. ‎Именно‏ ‎поэтому ‎мы ‎видим ‎как ‎профессиональные‏ ‎спортсмены ‎при‏ ‎подготовке‏ ‎к ‎приему ‎подачи‏ ‎перед ‎тем,‏ ‎как ‎начать ‎движение ‎к‏ ‎точке‏ ‎удара ‎раскачивают‏ ‎тело ‎вправо‏ ‎- ‎влево.

К ‎чему ‎это ‎я?‏ ‎Представляйте‏ ‎себе, ‎смотрите‏ ‎и ‎слушайте.‏ ‎Я ‎опросил ‎десятки ‎знающих ‎и‏ ‎умеющих‏ ‎тренеров‏ ‎на ‎предмет‏ ‎того, ‎зачем‏ ‎теннисисты ‎делают‏ ‎разножку перед‏ ‎выходом ‎к‏ ‎удару ‎или ‎после ‎него? ‎Т.е.‏ ‎зачем ‎вообще‏ ‎нужна‏ ‎разножка? ‎Четкого ‎ответа‏ ‎я ‎не‏ ‎получил ‎ни ‎от ‎одного.‏ ‎В‏ ‎лучшем ‎случае‏ ‎тренеры ‎говорили,‏ ‎что ‎разножка ‎заряжает ‎последующее ‎движение.‏ ‎А‏ ‎я ‎говорю‏ ‎нет, ‎нет‏ ‎и ‎нет. ‎Ничего ‎она ‎не‏ ‎заряжает.‏ ‎Сколько‏ ‎силы ‎есть‏ ‎у ‎спортсмена‏ ‎до ‎производства‏ ‎разножки,‏ ‎столько ‎ее‏ ‎и ‎после. ‎Так ‎почему ‎же‏ ‎теннисист ‎двигается‏ ‎после‏ ‎разножки ‎гораздо ‎быстрее,‏ ‎чем ‎без‏ ‎нее? ‎Да, ‎именно ‎потому,‏ ‎что‏ ‎разножка ‎это‏ ‎прием, ‎позволяющий‏ ‎вывести ‎тело ‎из ‎состояния ‎покоя‏ ‎(инерции‏ ‎покоя) ‎еще‏ ‎до ‎того,‏ ‎как ‎возникает ‎необходимость ‎продолжать ‎движение‏ ‎с‏ ‎резким‏ ‎ускорением. ‎И‏ ‎здесь ‎становится‏ ‎очевидным ‎и‏ ‎понятным,‏ ‎что ‎даже‏ ‎быстрая ‎смена ‎направления ‎движения ‎требует‏ ‎сил ‎в‏ ‎три‏ ‎раза ‎меньше, ‎чем‏ ‎силы, ‎необходимой‏ ‎для ‎начала ‎перемещения ‎тела.‏ ‎А‏ ‎теннис ‎без‏ ‎перемещения ‎тела‏ ‎по ‎корту ‎не ‎возможен.

Что ‎я‏ ‎вижу‏ ‎практически ‎каждый‏ ‎день ‎в‏ ‎работе ‎тренеров ‎обучающих ‎новичков ‎(включая‏ ‎малышей)?‏ ‎Чаще‏ ‎всего ‎обучение‏ ‎начинается ‎с‏ ‎подготовки ‎ударов‏ ‎справа‏ ‎и ‎слева.‏ ‎Не ‎подходов ‎к ‎точкам ‎удара‏ ‎и ‎уходам‏ ‎из‏ ‎них, ‎а ‎именно‏ ‎самих ‎ударов.‏ ‎Ученику ‎набрасывают ‎мяч, ‎он‏ ‎в‏ ‎лучшем ‎случае‏ ‎делает ‎один‏ ‎шаг ‎и ‎бьет ‎по ‎мячу,‏ ‎оставаясь‏ ‎после ‎удара‏ ‎на ‎месте.‏ ‎Т.е. ‎он ‎производит ‎удар ‎без‏ ‎должной‏ ‎подготовки‏ ‎(разножки) ‎и‏ ‎заканчивает ‎его‏ ‎производство ‎без‏ ‎выхода‏ ‎в ‎исходную‏ ‎позицию. ‎Я ‎не ‎скажу, ‎что‏ ‎именно ‎в‏ ‎этом‏ ‎есть ‎что ‎то‏ ‎плохое. ‎Но‏ ‎присутствие ‎плохого ‎в ‎таком‏ ‎методе‏ ‎обучения ‎ударов‏ ‎драматически ‎проявится‏ ‎года ‎так ‎через ‎три ‎-‏ ‎пять,‏ ‎когда ‎беспомощность‏ ‎ученика, ‎уже‏ ‎овладевшего ‎красивыми ‎и ‎четкими ‎ударами‏ ‎становится‏ ‎очевидной‏ ‎во ‎время‏ ‎игры ‎на‏ ‎счет. ‎Дело‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎любой ‎удар ‎в ‎теннисе ‎в‏ ‎идеале ‎имеет:‏ ‎начало,‏ ‎продолжение ‎и ‎конец.‏ ‎Это ‎повторяющийся‏ ‎цикл ‎действий ‎или ‎движений.‏ ‎

Начало‏ ‎- ‎разножка‏ ‎(выведение ‎тела‏ ‎из ‎состояния ‎инерционного ‎покоя), т.е. ‎начало‏ ‎перемещение‏ ‎тела, ‎ног‏ ‎и ‎рук,‏ ‎продолжение ‎- ‎сам ‎удар, ‎завершение‏ ‎-‏ ‎выход‏ ‎в ‎исходное‏ ‎положение. ‎Нарушая‏ ‎эту ‎цикличность‏ ‎тренер‏ ‎готовит ‎себе‏ ‎очень ‎плохой ‎сюрприз. ‎Через ‎три‏ ‎- ‎пять‏ ‎лет‏ ‎обучения ‎игре ‎в‏ ‎теннис ‎ребенок‏ ‎играет ‎на ‎счет ‎без‏ ‎разножки‏ ‎и ‎часто‏ ‎замирает ‎на‏ ‎месте ‎после ‎производства ‎усиленного ‎удара.‏ ‎И‏ ‎еще, ‎-‏ ‎не ‎порывается‏ ‎доставать ‎мячи, ‎которые ‎в ‎принципе‏ ‎он‏ ‎и‏ ‎не ‎мог‏ ‎бы ‎достать,‏ ‎без ‎соответствующей‏ ‎физической‏ ‎подготовки, ‎но‏ ‎он ‎даже ‎не ‎пытается ‎этого‏ ‎сделать, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎то, ‎что ‎тренер‏ ‎удивляется ‎этому,‏ ‎а ‎того ‎пуще, ‎высказывает‏ ‎недовольство,‏ ‎напрочь ‎игнорируя‏ ‎то, ‎что‏ ‎этот ‎феномен ‎в ‎игре ‎есть‏ ‎результат‏ ‎именно ‎его‏ ‎работы. ‎И‏ ‎дело ‎здесь ‎в ‎том, ‎что‏ ‎телу‏ ‎человека,‏ ‎его ‎рукам,‏ ‎ногам ‎равнозначно‏ ‎чему ‎учиться.‏ ‎Правильному‏ ‎или ‎не‏ ‎правильному. ‎Что ‎повторяется, ‎то ‎и‏ ‎запоминается. ‎Чему‏ ‎учат,‏ ‎тому ‎и ‎учатся.‏ ‎Именно ‎поэтому,‏ ‎если ‎работать ‎с ‎ребенком,‏ ‎игнорируя‏ ‎необходимую ‎цикличность‏ ‎действий, ‎напомню,‏ ‎- ‎начало, ‎продолжение, ‎конец, ‎то‏ ‎не‏ ‎нужно ‎удивляться‏ ‎тому, ‎что‏ ‎в ‎реальной ‎игре ‎вы ‎увидите‏ ‎начло‏ ‎без‏ ‎конца ‎и‏ ‎конец ‎без‏ ‎начала. ‎Это‏ ‎драма.‏ ‎И ‎ее‏ ‎проявления ‎временами ‎можно ‎видеть ‎не‏ ‎только ‎практически‏ ‎у‏ ‎всех ‎игроков ‎без‏ ‎исключения, ‎но‏ ‎и ‎мировой ‎теннисной ‎элиты.‏ ‎Я‏ ‎не ‎раз‏ ‎видел ‎как‏ ‎в ‎критические ‎моменты ‎матча, ‎на‏ ‎тайбрейке,‏ ‎Федерер, ‎Джокович,‏ ‎Маррей, ‎получают‏ ‎после ‎производства ‎очень ‎сильной ‎первой‏ ‎подачи‏ ‎мяч‏ ‎в ‎ноги‏ ‎и ‎пытаются‏ ‎с ‎опозданием‏ ‎отскочить,‏ ‎как ‎будто‏ ‎им ‎под ‎ноги ‎бросили ‎гранату‏ ‎или ‎сопровождают‏ ‎быстро‏ ‎летящий ‎в ‎девятку‏ ‎мяч ‎взглядом.‏ ‎Да. ‎Подача ‎в ‎теннисе‏ ‎это‏ ‎цикл ‎и‏ ‎игнорирование ‎этого‏ ‎имеют ‎далеко ‎идущие ‎последствия. ‎Цикл‏ ‎подачи‏ ‎- ‎это‏ ‎подготовка, ‎продолжение‏ ‎и ‎конец. ‎Концом ‎производства ‎подачи‏ ‎является‏ ‎выход‏ ‎из ‎нее‏ ‎в ‎разножку.‏ ‎А ‎очень‏ ‎сильная‏ ‎первая ‎подача,‏ ‎без ‎своевременного ‎(абсолютно ‎всегда) ‎выхода‏ ‎из ‎нее‏ ‎очень‏ ‎часто ‎ведет ‎не‏ ‎к ‎выигрышу‏ ‎очка, ‎а ‎к ‎проигрышу.‏ ‎Выводом‏ ‎из ‎написанного,‏ ‎а ‎точнее‏ ‎наблюдаемой ‎и ‎анализируемой ‎в ‎течение‏ ‎многих‏ ‎лет ‎бытующей‏ ‎фрагментарности ‎в‏ ‎обучении ‎ударам, ‎т.е. ‎исключением ‎одного‏ ‎из‏ ‎фрагментов‏ ‎цикла ‎производства‏ ‎удара, ‎чаще‏ ‎всего ‎его‏ ‎окончания,‏ ‎практически ‎исключает‏ ‎рост ‎мастерства ‎игрока, ‎позволяющего ‎ему‏ ‎надеяться ‎и‏ ‎стремится‏ ‎перейти ‎в ‎категорию‏ ‎профессионалов.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048