Задача о цене коктейля. Выгодная сделка
При принятии решения о покупке мы не всегда руководствуемся только полезностью приобретаемого товара. Какие ещё факторы влияют на наши действия? Может ли наше субъективное восприятие выгодности сделки повлиять на её исход?
Давайте рассмотрим такую задачу:
Вы с друзьями наслаждаетесь отдыхом на пляже, но у вас с собой только вода. Вам очень хочется выпить коктейль, но поблизости нет подходящего места, кроме дорогого курортного отеля.
Один из ваших друзей предлагает всем заказать по коктейлю в этом отеле. Он знает, что напитки там могут стоить дорого, и спрашивает, сколько вы готовы заплатить за коктейль. Друг обещает купить коктейль, если его стоимость не превысит вашу названную сумму. Если же цена окажется выше, он не будет покупать напиток.
Вы доверяете своему другу и знаете, что торговаться с барменом бесполезно. Какую сумму вы готовы назвать?
Теперь посмотрим ту же самую задачу, но с небольшой поправкой в «дано»:
Вы с друзьями наслаждаетесь отдыхом на пляже, но у вас с собой только вода. Вам очень хочется выпить коктейль, но поблизости нет подходящего места, кроме небольшого местного магазина.
Один из ваших друзей предлагает всем купить по коктейлю в этом магазине. Он знает, что напитки там могут стоить дорого, и спрашивает, сколько вы готовы заплатить за коктейль. Друг обещает купить коктейль, если его стоимость не превысит вашу названную сумму. Если же цена окажется выше, он не будет покупать напиток.
Вы доверяете своему другу и знаете, что торговаться с барменом бесполезно. Какую сумму вы готовы назвать?
Что вы думаете? Пишите свои ответы в комментариях.
Одним из важных следствий теории игр является теория ожидаемой полезности. Её основная идея заключается в следующем: в условиях неопределённости разумнее выбрать тот актив, который обеспечит большую ожидаемую полезность.
Согласно этой теории, в рассматриваемых задачах люди должны быть готовы заплатить одинаковую цену в обоих случаях.
На практике может оказаться, что вы готовы заплатить больше за коктейль в отеле, чем за аналогичный напиток в магазине. При этом в отеле вы можете воспринимать высокую цену как «неизбежное зло», а в магазине — как «грабёж среди бела дня». Получается, что в оценке стоимости коктейля играет роль не только ценность самого напитка, но и выгодность сделки.
Ценность приобретения зависит от того, насколько коктейль вам нравится (насколько он ценен лично для вас). А выгодность покупки определяется соотношением цены и качества, а также вашей оценкой того, сколько этот коктейль «должен стоить». Поэтому покупка дорого коктейля в магазине может показаться менее выгодной, чем приобретение такого же коктейля в отеле.
Кажется, что это нерациональный подход, но многие люди поступают именно так!