logo
Суразица
Заметки консультанта на полях
logo Суразица

Задача о цене коктейля. Выгодная сделка

При ‎принятии‏ ‎решения ‎о ‎покупке ‎мы ‎не‏ ‎всегда ‎руководствуемся‏ ‎только‏ ‎полезностью ‎приобретаемого ‎товара.‏ ‎Какие ‎ещё‏ ‎факторы ‎влияют ‎на ‎наши‏ ‎действия?‏ ‎Может ‎ли‏ ‎наше ‎субъективное‏ ‎восприятие ‎выгодности ‎сделки ‎повлиять ‎на‏ ‎её‏ ‎исход?

Давайте ‎рассмотрим‏ ‎такую ‎задачу:

Вы‏ ‎с ‎друзьями ‎наслаждаетесь ‎отдыхом ‎на‏ ‎пляже,‏ ‎но‏ ‎у ‎вас‏ ‎с ‎собой‏ ‎только ‎вода.‏ ‎Вам‏ ‎очень ‎хочется‏ ‎выпить ‎коктейль, ‎но ‎поблизости ‎нет‏ ‎подходящего ‎места,‏ ‎кроме‏ ‎дорогого ‎курортного ‎отеля.
Один‏ ‎из ‎ваших‏ ‎друзей ‎предлагает ‎всем ‎заказать‏ ‎по‏ ‎коктейлю ‎в‏ ‎этом ‎отеле.‏ ‎Он ‎знает, ‎что ‎напитки ‎там‏ ‎могут‏ ‎стоить ‎дорого,‏ ‎и ‎спрашивает,‏ ‎сколько ‎вы ‎готовы ‎заплатить ‎за‏ ‎коктейль.‏ ‎Друг‏ ‎обещает ‎купить‏ ‎коктейль, ‎если‏ ‎его ‎стоимость‏ ‎не‏ ‎превысит ‎вашу‏ ‎названную ‎сумму. ‎Если ‎же ‎цена‏ ‎окажется ‎выше,‏ ‎он‏ ‎не ‎будет ‎покупать‏ ‎напиток.
Вы ‎доверяете‏ ‎своему ‎другу ‎и ‎знаете,‏ ‎что‏ ‎торговаться ‎с‏ ‎барменом ‎бесполезно.‏ ‎Какую ‎сумму ‎вы ‎готовы ‎назвать?

Теперь‏ ‎посмотрим‏ ‎ту ‎же‏ ‎самую ‎задачу,‏ ‎но ‎с ‎небольшой ‎поправкой ‎в‏ ‎«дано»:

Вы‏ ‎с‏ ‎друзьями ‎наслаждаетесь‏ ‎отдыхом ‎на‏ ‎пляже, ‎но‏ ‎у‏ ‎вас ‎с‏ ‎собой ‎только ‎вода. ‎Вам ‎очень‏ ‎хочется ‎выпить‏ ‎коктейль,‏ ‎но ‎поблизости ‎нет‏ ‎подходящего ‎места,‏ ‎кроме ‎небольшого ‎местного ‎магазина.
Один‏ ‎из‏ ‎ваших ‎друзей‏ ‎предлагает ‎всем‏ ‎купить ‎по ‎коктейлю ‎в ‎этом‏ ‎магазине.‏ ‎Он ‎знает,‏ ‎что ‎напитки‏ ‎там ‎могут ‎стоить ‎дорого, ‎и‏ ‎спрашивает,‏ ‎сколько‏ ‎вы ‎готовы‏ ‎заплатить ‎за‏ ‎коктейль. ‎Друг‏ ‎обещает‏ ‎купить ‎коктейль,‏ ‎если ‎его ‎стоимость ‎не ‎превысит‏ ‎вашу ‎названную‏ ‎сумму.‏ ‎Если ‎же ‎цена‏ ‎окажется ‎выше,‏ ‎он ‎не ‎будет ‎покупать‏ ‎напиток.
Вы‏ ‎доверяете ‎своему‏ ‎другу ‎и‏ ‎знаете, ‎что ‎торговаться ‎с ‎барменом‏ ‎бесполезно.‏ ‎Какую ‎сумму‏ ‎вы ‎готовы‏ ‎назвать?

Что ‎вы ‎думаете? ‎Пишите ‎свои‏ ‎ответы‏ ‎в‏ ‎комментариях.

Одним ‎из‏ ‎важных ‎следствий‏ ‎теории ‎игр‏ ‎является теория‏ ‎ожидаемой ‎полезности. Её‏ ‎основная ‎идея ‎заключается ‎в ‎следующем:‏ ‎в ‎условиях‏ ‎неопределённости‏ ‎разумнее ‎выбрать ‎тот‏ ‎актив, ‎который‏ ‎обеспечит ‎большую ‎ожидаемую ‎полезность.

Согласно‏ ‎этой‏ ‎теории, ‎в‏ ‎рассматриваемых ‎задачах‏ ‎люди ‎должны ‎быть ‎готовы ‎заплатить‏ ‎одинаковую‏ ‎цену ‎в‏ ‎обоих ‎случаях.

На‏ ‎практике ‎может ‎оказаться, ‎что ‎вы‏ ‎готовы‏ ‎заплатить‏ ‎больше ‎за‏ ‎коктейль ‎в‏ ‎отеле, ‎чем‏ ‎за‏ ‎аналогичный ‎напиток‏ ‎в ‎магазине. ‎При ‎этом ‎в‏ ‎отеле ‎вы‏ ‎можете‏ ‎воспринимать ‎высокую ‎цену‏ ‎как ‎«неизбежное‏ ‎зло», ‎а ‎в ‎магазине‏ ‎—‏ ‎как ‎«грабёж‏ ‎среди ‎бела‏ ‎дня». ‎Получается, ‎что ‎в ‎оценке‏ ‎стоимости‏ ‎коктейля ‎играет‏ ‎роль ‎не‏ ‎только ‎ценность ‎самого ‎напитка, ‎но‏ ‎и‏ ‎выгодность‏ ‎сделки.

Ценность ‎приобретения‏ ‎зависит ‎от‏ ‎того, ‎насколько‏ ‎коктейль‏ ‎вам ‎нравится‏ ‎(насколько ‎он ‎ценен ‎лично ‎для‏ ‎вас). ‎А‏ ‎выгодность‏ ‎покупки ‎определяется ‎соотношением‏ ‎цены ‎и‏ ‎качества, ‎а ‎также ‎вашей‏ ‎оценкой‏ ‎того, ‎сколько‏ ‎этот ‎коктейль‏ ‎«должен ‎стоить». ‎Поэтому ‎покупка ‎дорого‏ ‎коктейля‏ ‎в ‎магазине‏ ‎может ‎показаться‏ ‎менее ‎выгодной, ‎чем ‎приобретение ‎такого‏ ‎же‏ ‎коктейля‏ ‎в ‎отеле.

Кажется,‏ ‎что ‎это‏ ‎нерациональный ‎подход,‏ ‎но‏ ‎многие ‎люди‏ ‎поступают ‎именно ‎так!

Предыдущий Следующий
Все посты проекта

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048