Про оказание военной помощи Анголе и захваченный китайский танк Т-59
9 мая сего года я был приглашён на встречу ветеранов так называемых «локальных войн». На этом снимке, сделанном в ходе встречи, запечатлел Андрея Александровича Токарева и Владимира Степановича Зайца. Ниже фрагмент воспоминаний Владимира Степановича, записанный Андреем Александровичем для последующей публикации в сборнике воспоминаний участников оказания помощи Народной Республике Ангола (1975–1976 годы).
Завтра, 13 июня 2022 года ждём Владимира Степановича в гости, побеседуем о командировке в Анголу и обязательно коснёмся обстоятельств захвата первого китайского танка Т-59.
Вы можете оставить свои вопросы для гостя «Специнформа» в комментариях.
Отрывок из воспоминаний:
В 1975 году шел восьмой год моей офицерской службы в Вологде — старинном русском городе на севере России. К этому времени я уже успел дорасти до капитанского звания и занимал должность заместителя командира танкового батальона по технической части. Служба была напряженной, но семейная жизнь текла размеренно: нам с женой и двумя сыновьями, старший из которых пошел в школу, выделили двухкомнатную квартиру, моя супруга Тамара во всем меня поддерживала и обеспечивала нашей семье надежный тыл.
В первых числах ноября 1975 года во время боевых стрельб на танковом полигоне «Кущуба» меня вызвал к себе командир полка и сообщил, что я направляюсь в спецкомандировку в страну с жарким климатом и должен немедленно прибыть в отдел кадров. В отделе кадров мне выдали предписание явиться на следующий день в штаб Ленинградского военного округа на инструктаж. После инструктажа я убыл в Москву, в 10 Управление Генерального штаба ВС СССР, где была сформирована наша группа, во главе с полковником Трофименко В.Г. направлявшаяся в Анголу. Я был направлен в эту страну как специалист по боевому применению танков и САУ.
В 9 вечера на самолете «Аэрофлота» мы вылетели из Москвы в Браззавиль — столицу Народной Республики Конго (НРК). Во время промежуточной посадки в Бейруте — столице Ливана, в котором шла гражданская война, — в аэропорту мы увидели и услышали беспорядочную стрельбу. Нам стало ясно, что наша командировка связана с риском для жизни. Затем были промежуточные посадки в Каире и Хартуме, в котором нам впервые позволили выйти из самолета. В Браззавиле нас встретил военный советник в НРК. Он помог нам разместиться на ночлег и рассказал об обстановке в Анголе. На следующий день нас перевезли в Пуэнт-Нуар, из которого мы вылетели в Луанду на советском военно-транспортном самолете Ан-12, который был загружен советской же техникой и вооружением.
…К моменту нашего прилета с севера на Луанду продвигалась группировка Холдена Роберто, намеревавшаяся захватить столицу Анголы. Эта группировка включала войска Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА), опиравшиеся на поддержку США (ЦРУ), заирской армии и наемников из ЮАР, Европы и США. Она была обнаружена и 10 ноября 1975 года в ночное время атакована из БМ-21, танков и 76-мм артиллерийских орудий. В результате чего она была разгромлена, и подразделениями ФАПЛА были взяты в плен около 400 человек, над которыми позднее состоялся суд.
Однажды, когда мы приехали в район города Уамбо (тогда назывался Новый Лиссабон) для оказания помощи дислоцировавшимся там кубинцам и ангольцам в восстановлении военной техники, произошел такой случай. Ко мне прибегает боец-анголец и взволнованно кричит: «Те синко синко!» — это танк Т-55 по-португальски — и показывает в сторону, откуда идет колонна.
Присмотревшись, я увидел танки и другие боевые машины противника, направлявшиеся со стороны Намибии, находившейся в руках ЮАР. Была дана команда «к бою!» и открыт по ним огонь. В результате боя большая часть техники противника была уничтожена, а также захвачен танк Т-59 китайского производства. Впоследствии он был переправлен в порт и погружен на десантный корабль для отправки в Советский Союз.
…Моя командировка закончилась через год — в ноябре 1976 года. За это время войска МПЛА одержали победу на первом этапе гражданской войны — были разгромлены части ФНЛА. Войска ЮАР и Заира отброшены за пределы страны. Надеюсь, в этом была и доля моего участия.
0 комментариев