logo
Красный Игроман
Заряжаем генератор кринжа
logo Красный Игроман

Звук на стримах

Пришло ‎время‏ ‎подушнить ‎про ‎звук, ‎и ‎мой‏ ‎стримерско-звуковой ‎сетап.‏ ‎Говорят,‏ ‎обещанного ‎три ‎года‏ ‎ждут, ‎раз‏ ‎уж ‎бусти ‎меня ‎забанил,‏ ‎выкладываю‏ ‎этот ‎пост‏ ‎с ‎задержкой‏ ‎всего ‎лишь ‎в ‎пол ‎года,‏ ‎и‏ ‎на ‎другой‏ ‎платформе. ‎Для‏ ‎начала ‎поговорим ‎о ‎звуке ‎на‏ ‎стримах‏ ‎в‏ ‎целом, ‎а‏ ‎потом ‎уже‏ ‎перейдем ‎к‏ ‎тому,‏ ‎что ‎я‏ ‎там ‎у ‎себя ‎намудрил.  ‎Данная‏ ‎статья ‎написана‏ ‎на‏ ‎основе ‎моего ‎личного‏ ‎опыта, ‎того‏ ‎что ‎я ‎видел, ‎слышал‏ ‎и‏ ‎читал ‎в‏ ‎интернете, ‎а‏ ‎так ‎же, ‎от ‎части, ‎на‏ ‎опыте‏ ‎прослушивания ‎сотен‏ ‎самых ‎разных‏ ‎роликов, ‎записанных ‎в ‎самые ‎разные‏ ‎микрофоны‏ ‎с‏ ‎самыми ‎разными‏ ‎сетапами. ‎

Сначала‏ ‎мы ‎рассмотрим‏ ‎вопрос‏ ‎покупки ‎микрофона,‏ ‎потом ‎обсудим ‎его ‎настройку, ‎и‏ ‎настройку ‎звука‏ ‎вообще,‏ ‎а ‎потом ‎обсудим‏ ‎мой ‎сетап.

Прежде‏ ‎чем ‎переходить ‎к ‎стримерскому‏ ‎звуку,‏ ‎нужно ‎понять‏ ‎что ‎для‏ ‎звука ‎на ‎стриме ‎нужны ‎свои‏ ‎собственные‏ ‎настройки, ‎не‏ ‎совсем ‎такие,‏ ‎как ‎для ‎роликов ‎или ‎или‏ ‎вокала,‏ ‎да‏ ‎и ‎микрофоны‏ ‎нужны ‎свои,‏ ‎стримерские.

На ‎самом‏ ‎деле‏ ‎настраивается ‎всё‏ ‎очень ‎просто: ‎достаточно ‎воткнуть ‎микрофон‏ ‎в ‎компьютер,‏ ‎и‏ ‎включить ‎шумодав ‎в‏ ‎ОБС. ‎Правда,‏ ‎обычно ‎скиллов ‎стандартного ‎пропагатора‏ ‎и‏ ‎агитандиста ‎не‏ ‎хватает ‎даже‏ ‎на ‎это, ‎так ‎что ‎данный‏ ‎мини-гайд‏ ‎они ‎не‏ ‎освоят ‎никогда,‏ ‎и ‎ужасный ‎звук ‎продолжит ‎радовать‏ ‎нас‏ ‎ещё‏ ‎много-много ‎лет.

Давайте‏ ‎начнем ‎с‏ ‎выбора ‎микрофона,‏ ‎и,‏ ‎соответственно, ‎звукового‏ ‎сетапа.

Первое, ‎что ‎нужно ‎учитывать ‎при‏ ‎покупке ‎микрофона,‏ ‎это‏ ‎подделки. ‎ВЕЗДЕ ‎СПЛОШНАЯ‏ ‎ПАЛЬ.


Шансы ‎найти‏ ‎не ‎паленый ‎микрофон/звуковуху/предусилитель ‎на‏ ‎Озоне‏ ‎и ‎Вайлдберисе‏ ‎весьма ‎малы,‏ ‎на ‎Яндекс ‎Маркете-чуть ‎повыше, ‎но‏ ‎пали‏ ‎там ‎тоже‏ ‎стало ‎много.‏ ‎Погуглите ‎стоимость ‎микрофона ‎который ‎собрались‏ ‎брать,‏ ‎ориентируйтесь‏ ‎на ‎Амазон,‏ ‎прикиньте ‎курс‏ ‎доллара, ‎микрофон‏ ‎будет‏ ‎стоить ‎дороже,‏ ‎процентов ‎на ‎10-20 ‎минимум. ‎Чудес‏ ‎и ‎скидок‏ ‎не‏ ‎бывает. ‎Не ‎покупайте‏ ‎у ‎непроверенных‏ ‎и ‎непрофильных ‎магазинов, ‎загуглите‏ ‎магазин‏ ‎в ‎котором‏ ‎собрались ‎брать,‏ ‎почитайте ‎его ‎историю, ‎чекните ‎соцсети,‏ ‎и‏ ‎изучите ‎генеалогию‏ ‎его ‎создателя,‏ ‎прежде ‎чем ‎что-либо ‎брать. ‎Кроме‏ ‎того,‏ ‎даже‏ ‎если ‎ваш‏ ‎магазин ‎нормальный—кто‏ ‎его ‎знает,‏ ‎что‏ ‎вам ‎со‏ ‎склада ‎какого-нибудь ‎Озона ‎придёт. ‎Если‏ ‎у ‎вас‏ ‎в‏ ‎городе ‎работает ‎тот‏ ‎же ‎Музторг-не‏ ‎поленитесь ‎сходить ‎туда ‎пешочком.‏ ‎Кроме‏ ‎того, ‎важно‏ ‎понимать ‎что‏ ‎те ‎же ‎Шурики ‎во-первых ‎официально‏ ‎производятся‏ ‎в ‎китае,‏ ‎и ‎для‏ ‎того ‎чтобы ‎вам ‎привезли ‎не‏ ‎китайский,‏ ‎а‏ ‎мексиканский, ‎должно‏ ‎произойти ‎чудо,‏ ‎а ‎во-вторых,‏ ‎паль‏ ‎от ‎не‏ ‎пали ‎сейчас ‎не ‎так-то ‎просто‏ ‎отличить. ‎Так‏ ‎что‏ ‎будьте ‎крайне ‎внимательны.‏ ‎И ‎да,‏ ‎на ‎Авито ‎вам ‎тоже‏ ‎паль‏ ‎подсунут, ‎с‏ ‎того ‎же‏ ‎Озона ‎взятую, ‎надо ‎же ‎тем‏ ‎кто‏ ‎её ‎купил‏ ‎куда-то ‎её‏ ‎потом ‎девать?..

Теперь ‎поговорим ‎о ‎разных‏ ‎категориях‏ ‎микрофонов

Есть‏ ‎несколько ‎способов‏ ‎деления ‎микрофонов:‏ ‎первый ‎—‏ ‎по‏ ‎принципу ‎их‏ ‎работы, ‎но ‎для ‎стримеров ‎они‏ ‎делятся ‎на‏ ‎«конденсаторные»,‏ ‎«динамические» ‎и ‎«все‏ ‎остальные». ‎Конденсаторные‏ ‎годятся ‎для ‎вещания ‎из‏ ‎хорошо‏ ‎подготовленного ‎помещения,‏ ‎если ‎оно‏ ‎у ‎вас ‎есть ‎— ‎вы‏ ‎и‏ ‎так ‎всё‏ ‎уже ‎знаете,‏ ‎лучше ‎меня, ‎и ‎дальше ‎можно‏ ‎не‏ ‎читать.‏ ‎Если ‎же‏ ‎нету, ‎и‏ ‎вы ‎не‏ ‎готовы‏ ‎потратить ‎±100к‏ ‎на ‎звукоизоляцию ‎и ‎шумоподавление ‎в‏ ‎помещении ‎из‏ ‎которого‏ ‎будете ‎стримить, ‎конденсаторные‏ ‎микрофоны ‎вам‏ ‎не ‎нужны. ‎Да ‎и‏ ‎если‏ ‎готовы-тоже ‎не‏ ‎нужны, ‎это‏ ‎для ‎записи ‎звука ‎в ‎ролики,‏ ‎и‏ ‎для ‎вокала,‏ ‎а ‎не‏ ‎для ‎стримов. ‎Для ‎стриминга ‎нужны‏ ‎динамические‏ ‎микрофоны,‏ ‎которым ‎по‏ ‎большому ‎счету‏ ‎пофиг ‎на‏ ‎эхо,‏ ‎помещение ‎и‏ ‎посторонние ‎звуки.

Вторая ‎классификация ‎это ‎микрофоны‏ ‎XLR, ‎USB‏ ‎и‏ ‎3,5 ‎jack. ‎Первые‏ ‎требуют ‎звуковую‏ ‎карту, ‎с ‎которой ‎отдельно‏ ‎соединяются‏ ‎XLR ‎кабелем,‏ ‎и ‎уже‏ ‎звуковая ‎карта ‎включается ‎в ‎компьютер.‏ ‎Большинство‏ ‎звуковых ‎карт‏ ‎внешние, ‎так‏ ‎что ‎внутренние ‎я ‎рассматривать ‎не‏ ‎буду.‏ ‎USB‏ ‎микрофон ‎втыкается‏ ‎в ‎комп‏ ‎напрямую, ‎звуковая‏ ‎карта‏ ‎у ‎него‏ ‎своя, ‎встроенная. ‎3,5 ‎jack ‎втыкаются‏ ‎в ‎выход‏ ‎встроенной‏ ‎звуковой ‎карты ‎на‏ ‎материнской ‎плате,‏ ‎и ‎для ‎обработки ‎звука‏ ‎юзает‏ ‎её.

Я ‎же‏ ‎предлагаю ‎другое‏ ‎деление: ‎микрофоны ‎за ‎мало ‎денег,‏ ‎за‏ ‎много ‎денег,‏ ‎и ‎за‏ ‎дофига ‎денег.

Микрофон ‎за ‎мало ‎денег‏ ‎(0-10000‏ ‎за‏ ‎сетап)

Во-первых, ‎это‏ ‎тот ‎микрофон‏ ‎который ‎у‏ ‎вас‏ ‎уже ‎есть.‏ ‎Во-вторых, ‎это ‎микрофон ‎с ‎наушников,‏ ‎гарнитуры, ‎или‏ ‎настольный‏ ‎микрофон-палочка. ‎В ‎третьих,‏ ‎это ‎микрофон,‏ ‎который ‎можно ‎купить ‎и‏ ‎использовать‏ ‎дешевле ‎чем‏ ‎за ‎10к,‏ ‎на ‎момент ‎января ‎2025 ‎года.‏ ‎С‏ ‎ними ‎всё‏ ‎просто: ‎купил,‏ ‎включил, ‎настроил. ‎Если ‎вы ‎хотите‏ ‎купить‏ ‎микрофон‏ ‎из ‎этой‏ ‎категории ‎—‏ ‎не ‎берите‏ ‎палочки,‏ ‎они ‎очень‏ ‎любят ‎ловить ‎любые ‎помехи, ‎у‏ ‎меня ‎как-то‏ ‎раз‏ ‎такой ‎микрофон ‎радио‏ ‎ловил ‎и‏ ‎транслировал ‎собеседникам. ‎Встроенный ‎в‏ ‎наушники‏ ‎микрофон ‎тоже,‏ ‎скорее ‎всего,‏ ‎хорошим ‎не ‎будет, ‎даже ‎если‏ ‎это‏ ‎наушники ‎за‏ ‎дофига ‎денег.‏ ‎Петлички ‎стримеру ‎тоже ‎не ‎подходят,‏ ‎они‏ ‎сковывают‏ ‎движения, ‎постоянно‏ ‎трутся ‎об‏ ‎одежду ‎и‏ ‎создают‏ ‎ненужный, ‎ужасный‏ ‎шум. ‎Если ‎вы ‎не ‎рассчитываете‏ ‎на ‎то,‏ ‎что‏ ‎у ‎вас ‎уже‏ ‎есть ‎за‏ ‎бесплатно, ‎и ‎хотите ‎купить‏ ‎микрофон-берите‏ ‎дешевых ‎динамических‏ ‎китайцев, ‎таких‏ ‎как ‎fifine ‎tank3, ‎MAONO ‎PD200X‏ ‎и‏ ‎им ‎подобных.

Важно‏ ‎проверить, ‎чтобы‏ ‎микрофон ‎был ‎именно ‎с ‎USB‏ ‎выходом,‏ ‎иначе‏ ‎влетите ‎на‏ ‎покупку ‎звуковухи.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎здесь‏ ‎работает ‎одно‏ ‎простое ‎правило: ‎чем ‎современнее-тем ‎лучше,‏ ‎китайцы ‎активно‏ ‎дорабатывают‏ ‎дешевые ‎динамические ‎USB‏ ‎микрофоны, ‎так‏ ‎что ‎ищите ‎посвежее. ‎Не‏ ‎стоит‏ ‎пытаться ‎взять‏ ‎самый ‎дешевый‏ ‎xlr ‎микрофон, ‎и ‎дополнить ‎его‏ ‎самой‏ ‎дешевой ‎звуковухой,‏ ‎лучше ‎купить‏ ‎usb ‎микрофон ‎за ‎все ‎эти‏ ‎деньги,‏ ‎качество‏ ‎будет ‎выше.

Микрофон‏ ‎за ‎много‏ ‎денег ‎(10000-60000‏ ‎за‏ ‎сетап)

Сюда ‎относятся‏ ‎комбинированные ‎варианты ‎USB+XLR, ‎которые ‎рассчитаны‏ ‎на ‎то,‏ ‎что‏ ‎сначала ‎человек ‎купит‏ ‎их, ‎и‏ ‎позже ‎возьмет ‎звуковуху, ‎чтобы‏ ‎перейти‏ ‎на ‎XLR,‏ ‎а ‎так‏ ‎же ‎относительно ‎дешевые ‎XLR ‎микрофоны,‏ ‎которые‏ ‎можно ‎дополнить‏ ‎звуковухой. ‎Представители‏ ‎первых ‎это, ‎например, ‎RODE ‎PODMIC‏ ‎USB‏ ‎и‏ ‎SHVRE ‎MV7+

Rо‏ ‎вторым ‎относятся‏ ‎shure ‎sm57,‏ ‎sm58,‏ ‎RODE ‎PODMIC‏ ‎и ‎в ‎целом ‎всё, ‎что‏ ‎можно ‎купить‏ ‎дешевле‏ ‎чем ‎за ‎25к,‏ ‎потому ‎что‏ ‎ещё ‎25к ‎понадобятся ‎вам‏ ‎на‏ ‎звуковую ‎карту‏ ‎и ‎предусилитель


Микрофон‏ ‎за ‎дофига ‎денег ‎(60000+ ‎за‏ ‎сетап)

Сюда‏ ‎относятся ‎shure‏ ‎sm7b, ‎sm7db,‏ ‎shure ‎55, ‎(да, ‎он ‎сильно‏ ‎дешевле,‏ ‎но‏ ‎в ‎60к‏ ‎с ‎приличной‏ ‎звуковухой ‎и‏ ‎предусилителем‏ ‎не ‎влезет),‏ ‎Electro-Voice ‎RE-20, ‎а ‎так ‎же‏ ‎множество ‎всяких‏ ‎дорогих‏ ‎железок, ‎которые ‎для‏ ‎стримов ‎по-хорошему‏ ‎избыточны. ‎Этим ‎микрофонам ‎так‏ ‎же‏ ‎будут ‎нужны‏ ‎предусилители.


Теперь ‎о‏ ‎переферии

Если ‎у ‎вас ‎в ‎комплекте‏ ‎не‏ ‎идет ‎пантограф—его‏ ‎придется ‎покупать‏ ‎отдельно. ‎Нужно ‎будет ‎учесть ‎вес‏ ‎микрофона,‏ ‎многие‏ ‎микрофоны ‎способны‏ ‎погнуть ‎дешевый‏ ‎пантограф. ‎Сейчас‏ ‎есть‏ ‎куча ‎самых‏ ‎разных ‎панторгафов, ‎и ‎я ‎про‏ ‎них ‎ничего‏ ‎толком‏ ‎не ‎скажу, ‎надо‏ ‎смотреть ‎обзоры,‏ ‎но ‎из ‎того ‎что‏ ‎я‏ ‎знаю ‎лучшие‏ ‎это ‎Fifine‏ ‎BM88 ‎за ‎дешево ‎(5к), ‎и‏ ‎Elgato‏ ‎Wave ‎Mic‏ ‎Arm ‎и‏ ‎Wave ‎Mic ‎Arm ‎LP ‎за‏ ‎дорого‏ ‎(20к).‏ ‎Первый ‎и‏ ‎последний-низкопрофильные, ‎второй‏ ‎высокопрофильный.


Кроме ‎того,‏ ‎есть‏ ‎шанс что ‎вам‏ ‎понадобиться ‎«паук» ‎и ‎поп-фильтр, ‎если‏ ‎в ‎комплекте‏ ‎их‏ ‎не ‎будет. ‎Паук‏ ‎нужен ‎для‏ ‎того ‎чтобы ‎избавиться ‎от‏ ‎вибраций,‏ ‎поп-фильтр ‎избавляет‏ ‎от ‎взрывных‏ ‎шипящих. ‎Есть ‎микрофоны, ‎которым ‎виброзащита‏ ‎и‏ ‎попфильтры ‎не‏ ‎нужны, ‎так‏ ‎что ‎обратите ‎внимание ‎на ‎то,‏ ‎как‏ ‎ваш‏ ‎микрофон ‎юзают‏ ‎те ‎или‏ ‎иные ‎блогеры,‏ ‎и‏ ‎на ‎сколько‏ ‎вам ‎нравится ‎звук ‎у ‎них.

Оборудование

Если‏ ‎вы ‎берете‏ ‎вариант‏ ‎не ‎в ‎USB‏ ‎исполнении, ‎то‏ ‎помимо ‎микрофона ‎вам ‎понадобятся:

1. Звуковая‏ ‎карта.‏ ‎Цены ‎на‏ ‎нормальные ‎начинаются‏ ‎от ‎12к ‎и ‎до ‎бесконечности.‏ ‎Так‏ ‎как ‎звуковая‏ ‎карта ‎мелькает‏ ‎в ‎кадре ‎гораздо ‎реже ‎чем‏ ‎микрофон,‏ ‎советов‏ ‎здесь ‎я‏ ‎дать ‎не‏ ‎смогу, ‎сам‏ ‎использую‏ ‎Scarlett ‎2i2‏ ‎4gen, ‎(примерно ‎25к) ‎про ‎нее‏ ‎скажу ‎ниже.‏ ‎У‏ ‎многих ‎видел ‎TC‏ ‎HELICON ‎GO‏ ‎XLR, ‎звучит ‎нормально, ‎стоит‏ ‎50к,‏ ‎больше ‎ничего‏ ‎не ‎скажу.‏ ‎При ‎использовании ‎с ‎динамическим ‎микрофоном‏ ‎главное‏ ‎что ‎вам‏ ‎понадобится ‎от‏ ‎звуковой ‎карты—усиление, ‎поэтому ‎в ‎характеристиках‏ ‎ищите‏ ‎пункт‏ ‎gain, ‎он‏ ‎же ‎усиление,‏ ‎и ‎если‏ ‎он‏ ‎меньше ‎50-такая‏ ‎звуковуха ‎не ‎подойдет ‎вообще, ‎а‏ ‎лучше ‎чтобы‏ ‎максимальное‏ ‎усиление ‎было ‎больше‏ ‎70, ‎дабы‏ ‎не ‎использовать ‎звуковуху ‎в‏ ‎режиме‏ ‎«тапка ‎в‏ ‎пол» ‎на‏ ‎постоянной ‎основе, ‎и ‎избавится ‎от‏ ‎шумов,‏ ‎которые ‎в‏ ‎этом ‎режиме‏ ‎появляются.

2. Предусилитель. ‎От ‎5к ‎до ‎бесконечности.‏ ‎Самый‏ ‎безопасный‏ ‎вариант ‎с‏ ‎гарантией ‎от‏ ‎пали-предусилители ‎Союз‏ ‎и‏ ‎Октава, ‎купленные‏ ‎у ‎производителя, ‎но ‎по ‎их‏ ‎качеству ‎и‏ ‎звучанию‏ ‎я ‎ничего ‎не‏ ‎скажу, ‎Октаву‏ ‎я ‎нигде ‎не ‎видел,‏ ‎Союз‏ ‎часто ‎звучит‏ ‎деревянно, ‎но‏ ‎вина ‎ли ‎в ‎этом ‎предусилителя,‏ ‎или‏ ‎кривых ‎рук‏ ‎того ‎кто‏ ‎настраивал ‎сборку ‎— ‎загадка.

3. Кабели, ‎от‏ ‎микрофона‏ ‎к‏ ‎предусилителю, ‎от‏ ‎предусилителя ‎к‏ ‎звуковухе. ‎Нормальный‏ ‎кабель‏ ‎будет ‎стоить‏ ‎от ‎1.5к, ‎кабель ‎нужен ‎«балансный»,‏ ‎иными ‎словами‏ ‎и‏ ‎не ‎вдаваясь ‎в‏ ‎подробности ‎—‏ ‎трехжильный, ‎всякие ‎нехорошие ‎люди‏ ‎любят‏ ‎прикрутить ‎XLR‏ ‎разьем ‎к‏ ‎двухжильному ‎кабелю, ‎поэтому ‎кабель ‎надо‏ ‎проверять:‏ ‎раскрутить ‎разъем,‏ ‎и ‎посмотреть,‏ ‎все ‎ли ‎контакты ‎припаяны.

Теперь ‎перейдем‏ ‎к‏ ‎настройке‏ ‎звука. ‎


Шаг‏ ‎1

Сетап ‎надо‏ ‎собрать, ‎микрофон‏ ‎поставить/подвесить,‏ ‎и ‎направить‏ ‎капсулой ‎в ‎сторону ‎своего ‎рта.‏ ‎Чаще ‎всего‏ ‎капсула‏ ‎находится ‎сбоку, ‎реже‏ ‎— ‎в‏ ‎фронтальной ‎части. ‎Расстояние ‎от‏ ‎микрофона‏ ‎до ‎рта‏ ‎должно ‎быть‏ ‎примерно ‎от ‎10 ‎до ‎30‏ ‎сантиметров,‏ ‎микрофон ‎должен‏ ‎стоять ‎(или‏ ‎висеть) ‎так, ‎чтобы ‎вам ‎было‏ ‎удобно,‏ ‎не‏ ‎должен ‎перекрывать‏ ‎обзор ‎и‏ ‎мешаться.

Пример ‎правильно‏ ‎размещенного‏ ‎микрофона: ‎Кристина‏ ‎с ‎Вестника ‎Бури. ‎При ‎том,‏ ‎судя ‎по‏ ‎всему,‏ ‎в ‎кадре ‎они‏ ‎его ‎оставили‏ ‎намеренно, ‎стилистики ‎ради.

Пример ‎неправильно‏ ‎размещенного‏ ‎микрофона: ‎Семён‏ ‎Бросалин ‎с‏ ‎одноименного ‎канала, ‎Олег ‎Комолов ‎с‏ ‎Простых‏ ‎Чисел, ‎Андрей‏ ‎Рудой ‎с‏ ‎Вестника ‎Бури. ‎Все ‎они ‎очень‏ ‎сильно‏ ‎хотят‏ ‎взять ‎свои‏ ‎микрофоны ‎в‏ ‎рот.



Ну ‎и‏ ‎пример‏ ‎тотальной ‎жести:‏ ‎дешевый ‎конденсаторный ‎микрофон ‎с ‎выкрученной‏ ‎на ‎полную‏ ‎чувствительностью‏ ‎в ‎необорудованном ‎помещении,‏ ‎направленный ‎между‏ ‎двумя ‎спикерами, ‎и ‎поставленный‏ ‎в‏ ‎метре ‎от‏ ‎их ‎ртов.‏ ‎Звук ‎ужасен.


Шаг ‎2 ‎

Микрофон ‎надо‏ ‎включить,‏ ‎скачать ‎ПО‏ ‎с ‎сайта‏ ‎производителя ‎микрофона/звуковой ‎карты, ‎установить ‎его,‏ ‎и‏ ‎дальше‏ ‎первым ‎делом‏ ‎найти ‎свой‏ ‎микрофон/звуковуху ‎в‏ ‎настройках‏ ‎звука ‎в‏ ‎винде, ‎после ‎чего ‎сбавить ‎ему‏ ‎усиление ‎до‏ ‎90%.‏ ‎Винда ‎плохо ‎работает‏ ‎со ‎звуком,‏ ‎на ‎100% ‎могут ‎начаться‏ ‎помехи.

Шаг‏ ‎3

Идем ‎в‏ ‎ОБСку, ‎вырубаем‏ ‎стандартные, ‎общие ‎для ‎всех ‎сцен‏ ‎источники‏ ‎в ‎ОБС.‏ ‎Каждую ‎сцену‏ ‎лучше ‎настроить ‎отдельно, ‎во-избежании ‎проблем,‏ ‎таких‏ ‎как‏ ‎включенный ‎микрофон‏ ‎на ‎сцене‏ ‎окончания, ‎не‏ ‎тот‏ ‎вывод ‎звука,‏ ‎и ‎так ‎далее.

Добавляем ‎источники ‎звука‏ ‎отдельно ‎на‏ ‎нужные‏ ‎сцены


Шаг ‎4

Залезаем ‎в‏ ‎фильтры ‎и‏ ‎включаем ‎шумодав, ‎дабы ‎убрать‏ ‎шум‏ ‎работающего ‎компа,‏ ‎крик ‎соседских‏ ‎детей, ‎лай ‎кошек ‎и ‎пение‏ ‎собак‏ ‎по ‎утру.


Шаг‏ ‎5

Добавляем ‎компрессор.‏ ‎Компрессор ‎делает ‎тихие ‎звуки ‎громче,‏ ‎а‏ ‎громкие-тише.‏ ‎Сидя ‎за‏ ‎компьютером ‎вы‏ ‎будете ‎постоянно‏ ‎двигаться,‏ ‎менять ‎положение‏ ‎головы ‎и ‎рта, ‎говорить ‎в‏ ‎разные ‎стороны,‏ ‎и‏ ‎смотреть ‎в ‎разные‏ ‎стороны. ‎Потому‏ ‎что ‎это ‎не ‎запись,‏ ‎а‏ ‎стрим, ‎человек‏ ‎на ‎стриме‏ ‎в ‎целом ‎ведет ‎себя ‎более‏ ‎свободно‏ ‎и ‎естественно,‏ ‎а ‎по‏ ‎сему-использует ‎шею, ‎дабы ‎вертеть ‎своей‏ ‎головой.‏ ‎Компрессор‏ ‎позволит ‎убрать‏ ‎микрофон ‎чуть‏ ‎подальше, ‎дабы‏ ‎он‏ ‎не ‎мешался,‏ ‎и ‎говорить ‎не ‎четко ‎в‏ ‎микрофон, ‎сохранив‏ ‎при‏ ‎этом ‎нормальный ‎звук.

Конкретные‏ ‎настройки ‎компрессора‏ ‎вам ‎предстоит ‎подобрать ‎самим,‏ ‎всё‏ ‎зависит ‎от‏ ‎вашего ‎железа‏ ‎и ‎помещения. ‎Послушайте ‎запись, ‎проведите‏ ‎пару‏ ‎тестовых ‎трансляций,‏ ‎послушайте ‎насколько‏ ‎сильно ‎падает ‎громкость ‎если ‎вы‏ ‎удаляетесь‏ ‎от‏ ‎микрофона, ‎и‏ ‎увеличьте ‎или‏ ‎убавьте ‎компрессию‏ ‎и‏ ‎порог ‎срабатывания‏ ‎по ‎необходимости.

Шаг ‎6

Далее ‎добавляем ‎лимитер.‏ ‎Он ‎нужен‏ ‎для‏ ‎того, ‎чтобы ‎когда‏ ‎вы ‎заорёте‏ ‎после ‎слитой ‎катки ‎в‏ ‎3‏ ‎часа ‎ночи,‏ ‎офигели ‎от‏ ‎этого ‎только ‎ваши ‎соседи, ‎но‏ ‎не‏ ‎зрители ‎на‏ ‎трансляции. ‎Лимитер‏ ‎не ‎позволяет ‎громким ‎звукам ‎стать‏ ‎ОЧЕНЬ‏ ‎громкими.‏ ‎При ‎этом‏ ‎нужно ‎понимать,‏ ‎что ‎звук‏ ‎не‏ ‎должен ‎постоянно‏ ‎упираться ‎в ‎лимитер, ‎если ‎вы‏ ‎говорите ‎а‏ ‎полоска‏ ‎не ‎движется-у ‎вас‏ ‎перегружен ‎микрофон.‏ ‎Нужно ‎или ‎сбавить ‎лимитер,‏ ‎или‏ ‎убавить ‎усиление.


В‏ ‎целом ‎звук‏ ‎должен ‎колебаться ‎в ‎районе ‎середины‏ ‎желтой‏ ‎шкалы, ‎в‏ ‎самые ‎громкие‏ ‎моменты ‎доходя ‎до ‎ее ‎конца.


Отрегулировать‏ ‎звук‏ ‎можно‏ ‎покрутив ‎регулировку‏ ‎усиления ‎на‏ ‎микрофоне/звуковой ‎карте/предусилителе,‏ ‎а‏ ‎так ‎же‏ ‎в ‎приложении ‎звуковой ‎карты, ‎и‏ ‎в ‎самую‏ ‎последнюю‏ ‎очередь-в ‎ОБС. ‎Накручивать‏ ‎в ‎ОБС‏ ‎больше ‎5 ‎дб ‎не‏ ‎стоит,‏ ‎могут ‎появиться‏ ‎электронные ‎помехи.‏ ‎Кроме ‎того, ‎обязательно ‎надо ‎поставить‏ ‎галочку‏ ‎«МОНО» ‎напротив‏ ‎источника ‎микрофона,‏ ‎иначе ‎звук ‎у ‎вас ‎будет‏ ‎только‏ ‎в‏ ‎одном ‎канале.‏ ‎Если ‎вы‏ ‎вдруг ‎не‏ ‎настроили‏ ‎моно ‎где-то‏ ‎ещё.


Шаг ‎7

Сбалансируйте ‎звук ‎микрофона ‎и‏ ‎контента, ‎если‏ ‎обозревается‏ ‎видео, ‎оно ‎должно‏ ‎быть ‎на‏ ‎том ‎же ‎уровне ‎громкости,‏ ‎что‏ ‎и ‎средний‏ ‎звук ‎вашего‏ ‎микрофона. ‎Игры ‎должны ‎быть ‎чуть‏ ‎тише,‏ ‎музыка ‎—‏ ‎радикально ‎тише.

Всё‏ ‎остальное ‎вам ‎не ‎нужно

Вам ‎не‏ ‎нужно‏ ‎использовать‏ ‎плагин ‎для‏ ‎деревербирации, ‎иначе‏ ‎вы ‎уберете‏ ‎у‏ ‎себя ‎звук‏ ‎комнаты, ‎и, ‎не ‎добавив ‎вместо‏ ‎него ‎ничего,‏ ‎и‏ ‎не ‎заюзав ‎постобработку,‏ ‎будете ‎говорить‏ ‎серо ‎и ‎скучно. ‎Вам‏ ‎не‏ ‎нужно ‎резать‏ ‎частоты-будете ‎звучать‏ ‎как ‎доска. ‎Можете, ‎конечно, ‎поставить‏ ‎какой-нибудь‏ ‎эквалайзер ‎и‏ ‎поиграться ‎с‏ ‎ним, ‎но ‎не ‎забудьте ‎выключить‏ ‎его‏ ‎как‏ ‎наиграетесь. ‎Кроме‏ ‎того, ‎есть‏ ‎у ‎звука‏ ‎в‏ ‎обске ‎определенный‏ ‎нюанс: ‎чем ‎больше ‎всяких ‎разных‏ ‎плагинов ‎вы‏ ‎цепляете,‏ ‎тем ‎больше ‎времени‏ ‎компьютер ‎тратит‏ ‎на ‎обработку ‎сигнала, ‎и‏ ‎тем‏ ‎выше ‎шанс‏ ‎появления ‎неприятных‏ ‎искусственных ‎помех. ‎Шипение, ‎щелчки ‎и‏ ‎микропрерывания‏ ‎звука—результат ‎либо‏ ‎работы ‎шумодава,‏ ‎пытающегося ‎заглушить ‎садящийся ‎в ‎вашей‏ ‎комнате‏ ‎вертолет‏ ‎так, ‎чтобы‏ ‎вас ‎всё‏ ‎ещё ‎было‏ ‎слышно,‏ ‎либо ‎результат‏ ‎пыхтения ‎над ‎миллионом ‎плагинов, ‎половина‏ ‎из ‎которых‏ ‎мешает‏ ‎другой ‎половине. ‎По-этому‏ ‎всё ‎лишнее‏ ‎и ‎неважное ‎лучше ‎выключить,‏ ‎а‏ ‎если ‎помещение‏ ‎ОЧЕНЬ ‎шумное—повысить‏ ‎задержку ‎микрофона ‎(и ‎камеры). ‎Понижать‏ ‎задержку‏ ‎относительно ‎стандартной‏ ‎нельзя, ‎комп‏ ‎охренеет.


На ‎этом ‎настройка ‎звука ‎почти‏ ‎закончена.‏ ‎До‏ ‎конца ‎она‏ ‎закончена ‎не‏ ‎будет ‎никогда,‏ ‎как‏ ‎только ‎вы‏ ‎разберетесь ‎в ‎том, ‎как ‎всё‏ ‎это ‎работает,‏ ‎и‏ ‎послушаете ‎как ‎всё‏ ‎звучит-вам ‎захочется‏ ‎всё ‎поменять. ‎Но ‎на‏ ‎первых‏ ‎порах ‎этого‏ ‎хватит.

Да, ‎всё‏ ‎настолько ‎просто. ‎Да, ‎сделать ‎нормальный‏ ‎звук‏ ‎у ‎себя‏ ‎на ‎стриме‏ ‎может ‎ВООБЩЕ ‎любой, ‎за ‎несколько‏ ‎действий.‏ ‎И‏ ‎именно ‎по-этому‏ ‎каждый ‎раз‏ ‎когда ‎я‏ ‎слышу‏ ‎у ‎кого-нибудь‏ ‎на ‎стриме, ‎а ‎то ‎и‏ ‎в ‎ролике,‏ ‎убитый‏ ‎звук, ‎я ‎настолько‏ ‎горю.

Теперь ‎моя‏ ‎последняя ‎рекомендация ‎по ‎звуку:

В‏ ‎ОБС‏ ‎есть ‎встроенный‏ ‎плагин ‎для‏ ‎захвата ‎звука ‎разных ‎источников, ‎и‏ ‎он‏ ‎не ‎нужен.‏ ‎Нужен ‎вот‏ ‎этот ‎плагин: ‎github.com/bozbez/win-capture-audio В ‎нем ‎надо‏ ‎отдельно‏ ‎захватить‏ ‎ОБСку, ‎дабы‏ ‎звуки ‎разных‏ ‎виджетов ‎были‏ ‎на‏ ‎стриме, ‎и‏ ‎отдельно ‎захватить ‎разные ‎источники, ‎которые‏ ‎вы ‎хотите‏ ‎на‏ ‎стриме ‎слышать. ‎Так‏ ‎от ‎стрима‏ ‎будут ‎отрезаны ‎системные ‎звуки,‏ ‎звуки‏ ‎телеги, ‎ВК‏ ‎(если ‎вы‏ ‎не ‎добавили ‎браузер) ‎и ‎другая‏ ‎ненужная‏ ‎хрень.


Ну ‎вот,‏ ‎пожалуй, ‎и‏ ‎всё.

Пришла ‎пора ‎поговорить ‎о ‎моем‏ ‎звуковом‏ ‎сетапе


Микрофон

Итак,‏ ‎микрофон ‎shure‏ ‎sm7b ‎пришел‏ ‎у ‎меня‏ ‎на‏ ‎смену ‎fifine‏ ‎k669 ‎больше ‎года ‎назад, ‎и‏ ‎радикально ‎улучшил‏ ‎качество‏ ‎звука. ‎Шумы ‎практически‏ ‎не ‎цепляет,‏ ‎эха ‎особого ‎от ‎него‏ ‎нет,‏ ‎ну, ‎если‏ ‎конечно ‎правильно‏ ‎его ‎юзать: ‎не ‎убирать ‎слишком‏ ‎далеко‏ ‎и ‎не‏ ‎поворачивать ‎в‏ ‎стену. ‎В ‎интернетах ‎пишут, ‎что‏ ‎ему‏ ‎нужно‏ ‎усиление ‎+50,‏ ‎но ‎на‏ ‎стримах ‎этого‏ ‎мало,‏ ‎нужно ‎+70‏ ‎или ‎иногда ‎больше, ‎иначе ‎звук‏ ‎звучит ‎пусто‏ ‎и‏ ‎безжизненно.

Обошелся ‎мне ‎он‏ ‎в ‎63к

Звуковая‏ ‎карта

В ‎паре ‎с ‎Шуром‏ ‎работает‏ ‎звуковая ‎карта‏ ‎scarlett ‎2i2‏ ‎4gen. ‎Она ‎выдает ‎69 ‎дб‏ ‎усиления,‏ ‎но ‎при‏ ‎усилении ‎выше‏ ‎60 ‎появляются ‎электронные ‎шумы. ‎Изначально‏ ‎я‏ ‎думал,‏ ‎что ‎её‏ ‎мощности ‎хватит‏ ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎юзать ‎sm7b‏ ‎без ‎предусилителя, ‎но ‎практика ‎показала‏ ‎что ‎это‏ ‎не‏ ‎так, ‎звук ‎или‏ ‎грязный, ‎при‏ ‎максимальном ‎усилении ‎с ‎карты,‏ ‎или‏ ‎скучный ‎и‏ ‎деревянный, ‎при‏ ‎усилении ‎электронном. ‎Кроме ‎того, ‎у‏ ‎данной‏ ‎карты ‎есть‏ ‎несколько ‎особенностей:‏ ‎она ‎наотрез ‎отказывается ‎соединяться ‎с‏ ‎компьютером‏ ‎при‏ ‎помощи ‎любого‏ ‎usb ‎кабеля,‏ ‎кроме ‎комплектного.‏ ‎Я‏ ‎перепробовал ‎больше‏ ‎двух ‎десятков ‎разных ‎кабелей ‎(да,‏ ‎у ‎меня‏ ‎их‏ ‎дофига) ‎и ‎не‏ ‎смог ‎подобрать‏ ‎ни ‎одного. ‎Кроме ‎того,‏ ‎карточка‏ ‎требовательна ‎к‏ ‎питанию, ‎и‏ ‎если ‎в ‎usb-порты ‎компьютера ‎воткнуто‏ ‎слишком‏ ‎много ‎всего‏ ‎— ‎она‏ ‎просто ‎вырубится. ‎Самое ‎же ‎забавное‏ ‎то,‏ ‎что‏ ‎дополнительное ‎питание‏ ‎она ‎отказывается‏ ‎брать ‎даже‏ ‎от‏ ‎комплектного ‎кабеля,‏ ‎и ‎любого ‎зарядного ‎блока, ‎за‏ ‎исключением… ‎usb-порта‏ ‎ПК.‏ ‎К ‎другим ‎недостаткам‏ ‎данной ‎карты‏ ‎относится ‎то, ‎что ‎она‏ ‎вообще‏ ‎не ‎годится‏ ‎для ‎прослушивания‏ ‎чего-либо. ‎В ‎любой ‎рандомный ‎момент‏ ‎звук‏ ‎начинает ‎люто‏ ‎корраптится. ‎Способов‏ ‎решения ‎я ‎не ‎нашел ‎и‏ ‎не‏ ‎нагуглил.‏ ‎Но, ‎в‏ ‎целом, ‎функцию‏ ‎свою ‎она‏ ‎выполняет‏ ‎с ‎успехом,‏ ‎хоть ‎и ‎с ‎предусилителем.

Звуковуха ‎обошлась‏ ‎в ‎30к.‏ ‎Сейчас‏ ‎она ‎стоит ‎дешевле,‏ ‎в ‎районе‏ ‎25.

Предусилитель

Теперь ‎поговорим ‎о ‎предусилители.‏ ‎Я‏ ‎долго ‎выбирал,‏ ‎что ‎же‏ ‎мне ‎поставить, ‎и ‎в ‎итоге‏ ‎взял‏ ‎dbx ‎286s,‏ ‎потому ‎что‏ ‎меня ‎подкупили ‎аппаратный ‎компрессор, ‎де-эссер,‏ ‎шумодав‏ ‎и‏ ‎большой ‎потенциал‏ ‎усиления. ‎В‏ ‎итоге ‎пользуюсь‏ ‎я‏ ‎только ‎усилением‏ ‎и ‎компрессором, ‎и, ‎в ‎целом,‏ ‎доволен. ‎dbx‏ ‎286s‏ ‎крайне ‎требователен ‎к‏ ‎правильному ‎подключению,‏ ‎интернеты ‎гласят ‎что ‎подключив‏ ‎всё‏ ‎неправильно ‎можно‏ ‎что-нибудь ‎спалить,‏ ‎что ‎я ‎не ‎проверял ‎и‏ ‎не‏ ‎буду. ‎Микрофон‏ ‎втыкается ‎в‏ ‎XLR ‎вход, ‎звук ‎выводится ‎через‏ ‎6,5‏ ‎выход‏ ‎обозначенный ‎как‏ ‎output, ‎другие‏ ‎входы ‎и‏ ‎выходы‏ ‎я ‎не‏ ‎трогаю, ‎и ‎про ‎их ‎существование‏ ‎напрочь ‎забыл‏ ‎(хоть‏ ‎они ‎и ‎есть).‏ ‎Теперь ‎у‏ ‎меня ‎на ‎стримах ‎нет‏ ‎косяков‏ ‎со ‎звуком,‏ ‎кроме ‎тех,‏ ‎которые ‎я ‎сотворил ‎сам, ‎неправильно‏ ‎сев,‏ ‎неправильно ‎поставив‏ ‎микрофон, ‎или‏ ‎случайно ‎покрутив ‎какую-нибудь ‎ручку. ‎Большую‏ ‎часть‏ ‎усиления‏ ‎я ‎получаю‏ ‎от ‎предусилителя,‏ ‎накрутив ‎крутилку‏ ‎гейна‏ ‎до ‎+55,‏ ‎ещё ‎15 ‎добираю ‎со ‎звуковой‏ ‎карты. ‎Компрессор‏ ‎юзаю‏ ‎в ‎режиме ‎«чуть-чуть‏ ‎работает».


Предусилитель ‎обошелся‏ ‎мне ‎в ‎36к

Ну ‎и‏ ‎последнее:‏ ‎чем ‎всё‏ ‎это ‎соединено‏ ‎и ‎закреплено:

От ‎микрофона ‎к ‎предусилителю‏ ‎идет‏ ‎кабель ‎ernie‏ ‎ball ‎на‏ ‎полтора ‎метра


Предусилитель ‎соединен ‎со ‎звуковой‏ ‎картой‏ ‎кабелем‏ ‎WARM ‎AUDIO‏ ‎Pro-XLRm-TRSm-3'


Пантограф ‎Wave‏ ‎Mic ‎Arm


Сам‏ ‎пантограф‏ ‎оказался ‎на‏ ‎удивление ‎удобным ‎и ‎надежным ‎(хотя,‏ ‎при ‎такой‏ ‎цене‏ ‎ещё ‎б ‎ему‏ ‎таким ‎не‏ ‎быть), ‎другой ‎я ‎бы‏ ‎уже‏ ‎разломал. ‎Но‏ ‎учитывая ‎что‏ ‎с ‎момента ‎покупки ‎он ‎изрядно‏ ‎прибавил‏ ‎в ‎цене,‏ ‎и ‎сейчас‏ ‎стоит ‎больше ‎20к, ‎против ‎тогдашних‏ ‎14,‏ ‎я‏ ‎бы ‎крепко‏ ‎подумал, ‎стоит‏ ‎ли ‎оно‏ ‎того.‏ ‎И ‎всё‏ ‎равно ‎решил ‎бы ‎что ‎стоит,‏ ‎но ‎вы‏ ‎можете‏ ‎не ‎согласиться.

На ‎этом‏ ‎разбор ‎игроманского‏ ‎звука ‎объявляется ‎закрытым, ‎и‏ ‎впереди‏ ‎нас ‎ждет‏ ‎новая ‎тема:‏ ‎различная ‎стримерская ‎(и ‎не ‎только)‏ ‎переферия.‏ ‎Там, ‎как‏ ‎это ‎ни‏ ‎странно, ‎тоже ‎есть ‎что ‎сказать.


Предыдущий

Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

8 подписчиков

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048