Роль нейробиологии в принятии финансовых решений
За последние годы в нейробиологии произошла настоящая революция. В результате появилось более глубокое понимание нейробиологических процессов, стоящих за принятием человеком решений, в том числе и в области финансов. Одновременно, это выявило ряд широко распространенных заблуждений о роли эмоций в поведении людей в целом и инвесторов в частности.
Кроме того, полученные данные говорят о том, что чисто поведенческий подход к изучению процесса принятия решений не учитывает важнейшие особенности самого процесса выбора. Результаты последних исследований могут помочь экономистам разобраться в таких неуловимых материях, как интуиция, и в частности в том, как работает внутренняя интуиция человека в процессе принятия инвестиционных решений.
Сердце и рынок
Я уже писал ранее об одном интересном эксперименте на лондонской бирже. В нём показано, как способность к восприятию своих внутренних телесных ощущений (в частности умение слышать и распознавать трейдерами свой сердечный ритм) коррелирует с успехом в торговле. В частности, данный эксперимент показал, что способность профессиональных трейдеров чувствовать собственное сердцебиение была лучше, чем у населения в целом.
И что эта способность к восприятию положительно коррелировала с их показателями прибыли/убытка, а также с их «живучестью» в этом бизнесе (рисунок 1). В результате исследования учёные пришли к очень интересному, и, в какой-то степени сенсационному предположению о том, что в конечном итоге люди переиграют на бирже различных роботов, торгующих с использованием алгоритмов.
РИС. 1. (А) Трейдеры значительно лучше распознают собственное сердцебиение, чем участники из контрольной группы. (Б) Более успешные трейдеры лучше распознают собственное сердцебиение. Показана связь между показателем обнаружения сердцебиения и P&L трейдеров. (C) Более опытные трейдеры «слышат» своё сердцебиение. Показана связь между годами опыта в торговле и способностью определять ритм сердцебиения.
Действительно, у роботов нет сердца, тогда смогут ли они, когда ни будь обрести способность к интуитивному восприятию, которое, по-видимому, необходима трейдерам для достижения успеха? Действительно ли правда, что человеческое сердце играет роль в процессе познания, который не поддаётся «рациональным» алгоритмам? Являются ли эмоции, одним из показателей которых является сердцебиение, антиподом рациональности?
Да, наше сердце на самом деле играет важную роль в принятии рациональных решений. Как и эмоции в целом. Это один из основных выводов в области нейробиологии принятия решений. Для экономики, где эмоции и разум по-прежнему считаются антиподами, последствия этого эксперимента окажутся достаточно глубокими.
Торопиться с выводами не надо
Авторы данного исследования не претендуют на истину в последней инстанции. Так что финансовым компаниям лучше не торопиться с выводами и начинать срочно нанимать на работу трейдеров, которые умеют хорошо собственное сердцебиение. Но это открытие подтвердило результаты исследований последних 15 лет, в ходе которых изучалось, как человек оценивает риск, и что влияет на принятие человеком риска. Настоящее исследование является лишь небольшим звеном в общей цепочке сходящихся данных о роли эмоций в принятии успешных финансовых решений.
Чтобы понять связь между сердцем и процессом принятия решений в ситуации риска и неопределенности, нам сначала потребуется изучить связь между сердцем, мозгом и одной из ключевых переменных на финансовых рынках, а именно волатильностью. Каждое исследование в данной области – это кусочек головоломки, который объясняет, почему трейдеры, чувствующие биение своего сердца, зарабатывают больше денег.
Цель же этой статьи не в том, чтобы дать всесторонний обзор роли эмоций в принятии финансовых решений с точки зрения нейробиологии. Скорее это попытка помочь финансистам, инвесторам и трейдерам лучше понять на наглядном примере то, как и почему эмоции являются неотъемлемой частью принятия эффективных решений.
Немного о работе мозга.
Существует множество методов «считывания» нейронной активности без физического проникновения в мозг. Одним из самых популярных на сегодняшний день (но дорогих) методов является функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ). Она косвенно и с задержкой регистрирует нейронную активацию, отслеживая обогащенную кислородом кровь, поступающую к скоплениям нейронов, которые «выстрелили» электрическим сигналом.
Обработка всей информации, поступающей в наш мозг, осуществляется определенным типом клеток, называемых нейронами. Нейрон получает сигналы от других нейронов через множество своих отростков, именуемых дендритами и собирает эти сигналы в виде электрически заряженных молекул (ионов) в своем клеточном теле. Так работает нейронная сеть.
Но несмотря на их важность в обработке информации, нейроны вряд ли сами по себе являются источником сложного поведения или эмоций. Чтобы понять сложные модели поведения, мы должны обратиться к вопросу строения мозга, а именно к его коре.
Нейрофизиология
В контексте данной статьи нас будет интересовать вполне конкретная зона мозга, а именно передний островок (ПО). Это кортикальная структура, которая есть не только у людей, но и у приматов, и многих других видов животных, включая дельфинов и китов. ПО, как считается, отвечает за передачу эмоций, которые мы определяем, как телесные реакции, такие как сердцебиение и кровяное давление. В том числе, благодаря ПО мы осознаем наши эмоции.
Вместе с передней поясной извилиной, передний островок содержит своеобразные нейроны, (нейроны Фон Экономо), отличающиеся простотой своей дендритной структуры. Считается, что именно эти нейроны обеспечивают человеку способность к быстрой адаптации в ситуации неопределённости.
Выборочная активация ПО при лептокуртическом шуме, (типе риска, который связан с современными финансовыми рынками), может быть одним из примеров того, как ПО помогает человеку работать с неопределённостью. Поэтому и неудивительно, что ПО активно участвует в отслеживании рисков, что ставит под серьёзное сомнение широко распространенное мнение о том, что эмоции и разум антагонистичны.
Это исследование было первым, в котором отслеживалась психофизиология профессиональных трейдеров, в отличие от любителей, непосредственно на рабочем месте, то есть на бирже. В итоге действительно оказалось, что профессиональные трейдеры очень эмоционально реагировали на своё участие в работе финансовых рынков. При чём значительная корреляция выявилась только между изменениями сердцебиения и изменениями волатильности рынка.
Таким образом, передний островок мозга, благодаря своему взаимодействию с сердцем, превратился в важнейшую структуру, участвующую в отслеживании самой сути финансовых рисков, а именно лептокуртоза. Но вот что интересно, оказывается, уже до этого было известно кое-что важное о связи между изменениями сердцебиения и передним островком.
Размер переднего островка коррелирует с точностью определения сердцебиения
В 2004 году один из авторов предыдущего исследования способности профессиональных трейдеров к восприятию эмоций, участвовал в похожем исследовании, по поводу связи между способностью чувствовать сердцебиение и размером ПО. Было обнаружено, что размер ПО коррелирует с различиями в точности определения сердцебиения человека.
Таким образом, появилось недостающее звено между вышеупомянутыми исследованиями роли ПО в отслеживании финансовых рисков и связи между ощущением сердцебиения и эффективностью трейдера. Если собрать всё воедино, то мы приходим к интересному выводу: чем лучше связь между сердцем и передним островком, тем лучше чувства человека «настраиваются» на изменения финансовых рисков и, следовательно, тем лучшим трейдером и инвестором он становится.
По мере того как все данные сходились в общую картину, перед исследователями встал вопрос о том, можно ли использовать какой-либо из этих физиологических сигналов для прогнозирования или управления поведением трейдеров на сложных финансовых рынках. И получается, что да.
Как вовремя выбраться из рыночного пузыря
Такое повышенное внимание исследователей передний островок привлекает к себе именно по тому, что он оказался основным кандидатом для отслеживания и управления поведением трейдеров во время торговли на финансовых рынках.
В одном эксперименте участники торговали на онлайн–рынке, который, как известно, порождает рыночные «пузыри». Некоторых трейдеров поместили в сканер. Непосредственно из сканера они могли отправлять рыночные заявки и торговать, а в это время активность их мозга регистрировалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). Ряд участников «прокатились» на пузыре. Они покупали, когда цена на активы была явно завышена, предположительно надеясь, что они смогут продать вовремя, до того, как пузырь лопнет.
Примечательно то, что это исследование показало, что именно по активности метаболизма в ПО можно спрогнозировать, кто выйдет из сделки вовремя. Участникам со значительно более высокой активностью ПО во время появления пузыря удалось вовремя выбраться из него. В итоге, они показали гораздо лучшие результаты, чем участники с более низкой активностью ПО.
Нейробиологи связывают передний островок с эмоциями, чувствами и самосознанием. Таким образом, решающая роль, которую ПО, по-видимому, играет в успешном преодолении рисков на финансовых рынках, может привести к предположению, что эмоции являются неотъемлемой частью принятия обоснованных финансовых решений. Как оказалось, эта связь между эмоциями и принятием финансовых решений была установлена ещё в 90-х годах прошлого века двумя неврологами.
Эмоции жизненно необходимы для принятия эффективных финансовых решений
В 90-х годах неврологи заметили, что пациенты с определенными повреждениями в орбитофронтальной коре (ОФК), хуже принимали финансовые решения после того, как они получили эти повреждения. ОФК - это большая область, граничащая с ПО, а поражения головного мозга, как правило, носят диффузный характер. Это означает, что, если затронута ОФК, то, скорее всего, затронуты и пограничные области мозга.
Таким образом, именно применительно к области финансов, это стало первым доказательством того, что традиционное отношение к эмоциям и разуму как к антиподам было не верным. Тем не менее, устойчивое мнение о том, что эмоции мешают рациональному принятию решений, по-прежнему широко пропагандируется в экономике и психологии.
Важность эмоций в принятии эффективных финансовых решений является широко обсуждаемой темой в нейробиологии принятия решений. В 2017 году нейробиологи обнаружили, что более высокая восприимчивость к потерям, чем к приобретениям («неприятие потерь»), является отнюдь не результатом повышенной активации эмоциональных нейронных цепей, а результатом снижения общей вовлеченности в выполнение задач. В каком-то смысле они фактически подтвердили обратное: финансовые решения становятся более рациональными при усилении вовлечения как эмоциональных, так и аффективных схем мозга.
Подводя итог
На первый взгляд, выводы из предыдущей статьи о корреляции между способностью отслеживать сердцебиение и прибыльностью профессиональных трейдеров на финансовых рынках кажутся странными. Без дополнительных доказательств у кого-то мог возникнуть соблазн отмахнуться от них как от надуманных и не достоверных, прежде всего, из-за небольшого размера выборки. К тому же, вряд ли результаты эксперимента могут быть ещё раз воспроизведены. Тем не менее, есть не только дополнительные доказательства, но и рациональное объяснение, почему возникла корреляция.
Эмоции являются неотъемлемой частью процесса рационального принятия решений. Таким образом, трейдер или инвестор, который не умеет чувствовать и распознавать собственные эмоции, рискует потерпеть неудачу и долго не продержаться в этом бизнесе.
Принимая во внимание эти и другие данные экспериментов, можно с уверенностью говорить о том, что эмоции не были включены в экономическую теорию принятия решений в условиях неопределенности совершенно не справедливо. Если эмоции способствуют более эффективному принятию экономических решений, то они являются неотъемлемой частью этого процесса. Где именно и как конкретно они проявляются с точки зрения математической составляющей, еще предстоит выяснить более детально. И для этого потребуется сотрудничество как экономистов, так и нейробиологов в концепции нейроэкономики.
0 комментариев