С
logo
С вас пять тыщ
О психологии глубоко и больно
С
logo
С вас пять тыщ

Еда, размножение, власть и дофамин

Так, ‎а‏ ‎про ‎что ‎я ‎хотела ‎написать-то‏ ‎сегодня? ‎А…‏ ‎Про‏ ‎деньги! ‎И ‎про‏ ‎дофамин!

Начну ‎издалека.

Как‏ ‎только ‎человечество ‎перешло ‎от‏ ‎аграрного‏ ‎труда ‎к‏ ‎промышленному ‎станкостроению‏ ‎(примерно ‎1760 ‎гг), ‎у ‎нас‏ ‎появилась‏ ‎возможность ‎быстрого‏ ‎массового ‎производства‏ ‎товаров, ‎что ‎привело ‎нас ‎в‏ ‎конце‏ ‎концов‏ ‎в ‎ловушку‏ ‎«быстрого ‎дофамина»‏ ‎— ‎состояния,‏ ‎когда‏ ‎у ‎тебя‏ ‎16-й ‎айфон ‎в ‎руке, ‎а‏ ‎ты ‎после‏ ‎пяти‏ ‎минут ‎эйфории ‎становишься‏ ‎еще ‎более‏ ‎тревожен, ‎еще ‎более ‎несчастлив‏ ‎и‏ ‎начинаешь ‎хотеть‏ ‎уже ‎17-й‏ ‎поскорее… ‎Но ‎изначально, ‎конечно, ‎пионеры-промышленники‏ ‎даже‏ ‎и ‎не‏ ‎подозревали, ‎что‏ ‎перепроизводство ‎уведет ‎человечество ‎от ‎счастья‏ ‎еще‏ ‎дальше,‏ ‎чем ‎было‏ ‎до…

Без ‎естественного‏ ‎ограничения ‎(сапожник‏ ‎руками‏ ‎может ‎сделать‏ ‎одну, ‎ну, ‎пускаю ‎пару ‎туфель‏ ‎в ‎день‏ ‎—‏ ‎больше ‎не ‎получится,‏ ‎как ‎бы‏ ‎ты ‎не ‎подгонял ‎его‏ ‎на‏ ‎галерах; ‎а‏ ‎вот ‎машина‏ ‎может ‎легко ‎сделать ‎за ‎день‏ ‎100‏ ‎пар ‎обуви)‏ ‎рост ‎производства‏ ‎всяческого ‎вида ‎товаров ‎начал ‎расти‏ ‎по‏ ‎экспоненте‏ ‎и… ‎это‏ ‎было ‎неизбежно…‏ ‎в ‎какой-то‏ ‎момент‏ ‎количество ‎товаров‏ ‎превысило ‎реальную ‎нуждаемость ‎в ‎них‏ ‎потребителей. ‎Что‏ ‎же‏ ‎делать? ‎Как ‎убедить‏ ‎человека, ‎что‏ ‎ему ‎нужно ‎купить ‎то,‏ ‎что‏ ‎ему ‎не‏ ‎нужно — не ‎три‏ ‎добротных ‎пары ‎обуви ‎под ‎каждую‏ ‎погоду,‏ ‎а ‎две‏ ‎на ‎выход‏ ‎в ‎свет, ‎четыре ‎повседневных, ‎две‏ ‎рабочих‏ ‎и‏ ‎одну ‎для‏ ‎выходного ‎дня?‏ ‎Правильно, ‎вы‏ ‎только‏ ‎что ‎стали‏ ‎свидетелем ‎трогательного ‎момента ‎зарождения ‎рекламы‏ ‎и ‎ее‏ ‎младшего‏ ‎братика ‎— ‎маркетинга.

И‏ ‎началась ‎война‏ ‎за ‎дофамин…

Вы ‎же ‎помните‏ ‎из‏ ‎моих ‎постов‏ ‎в ‎инсте,‏ ‎что ‎дофамин ‎— ‎это ‎гормон-нейромедиатор,‏ ‎отвечает‏ ‎за ‎ощущение‏ ‎счастья ‎и‏ ‎удовольствия, ‎но ‎вырабатывается ‎он ‎в‏ ‎определенных‏ ‎ситуациях‏ ‎— ‎когда‏ ‎человек ‎достигает‏ ‎какой-то ‎очень‏ ‎желанной‏ ‎цели ‎или‏ ‎узнает ‎что-то ‎новое ‎и ‎интересное.‏ ‎Причем ‎фонтанирует‏ ‎он‏ ‎не ‎в ‎момент‏ ‎получения ‎желаемого‏ ‎или ‎после, ‎а ‎прямо‏ ‎в‏ ‎тот ‎момент,‏ ‎когда ‎цель‏ ‎уже ‎вот ‎близко, ‎еще ‎шаг,‏ ‎еще‏ ‎день, ‎просто‏ ‎протянуть ‎руку,‏ ‎еще ‎пара ‎тысяч ‎и ‎оно‏ ‎мое!!!‏ ‎Таким‏ ‎приятным ‎механизмом‏ ‎поощрения ‎природа‏ ‎додумалась ‎закреплять‏ ‎в‏ ‎нас ‎желательное‏ ‎для ‎развития ‎поведение.

Эффект ‎дофамина, ‎кстати,‏ ‎может ‎объяснить‏ ‎популярность‏ ‎детективов: ‎во ‎время‏ ‎чтения ‎книги‏ ‎или ‎просмотра ‎детективного ‎фильма,‏ ‎с‏ ‎течением ‎сюжета‏ ‎нам ‎все‏ ‎больше ‎и ‎больше ‎становится ‎интересно,‏ ‎а‏ ‎кто ‎же‏ ‎убийца ‎—‏ ‎пока ‎мы ‎пытаемся ‎догадаться ‎дофамин‏ ‎растет-растет‏ ‎и‏ ‎в ‎конце,‏ ‎за ‎секунду‏ ‎до ‎того,‏ ‎как‏ ‎мы ‎узнаем,‏ ‎что ‎это ‎дворецкий ‎— ‎происходит‏ ‎дофаминовый ‎оргазм!‏ ‎И‏ ‎снова ‎побежали ‎за‏ ‎следующим ‎детективчиком!‏ ‎Ни ‎на ‎этом ‎ли‏ ‎нас‏ ‎ловят ‎производители‏ ‎современных ‎сериалов,‏ ‎обрывая ‎каждую ‎новую ‎серию ‎на‏ ‎остром‏ ‎моменте, ‎так‏ ‎что ‎до‏ ‎утра ‎потом ‎не ‎можешь ‎оторваться‏ ‎пока‏ ‎все‏ ‎не ‎досмотришь?

Как‏ ‎можно ‎продать‏ ‎массе ‎потребителей‏ ‎кучу‏ ‎ненужных ‎вещей? Пообещать‏ ‎кучу ‎дофамина ‎от ‎обладания ‎именно‏ ‎вот ‎этим‏ ‎телефончиком‏ ‎или ‎сумочкой, ‎или‏ ‎машинкой, ‎или‏ ‎курсами ‎по ‎исполнению ‎желаний!‏ ‎Ты‏ ‎заплати ‎мне‏ ‎денежку, ‎я‏ ‎дам ‎тебе ‎инструкцию ‎и ‎все‏ ‎сбудется,‏ ‎будет ‎тебе‏ ‎счастье, ‎успех,‏ ‎любовь ‎и ‎достаток ‎— ‎и‏ ‎вот‏ ‎человек‏ ‎уже ‎в‏ ‎предвкушении ‎тонет‏ ‎в ‎дофамине‏ ‎в‏ ‎ожидании ‎чуда…‏ ‎Не ‎чудо ‎важно, ‎а ‎вот‏ ‎этот ‎момент‏ ‎ожидания…

Как‏ ‎это ‎сделать ‎с‏ ‎массой? Обратиться ‎к‏ ‎нижней ‎ступени ‎Пирамиды ‎Маслоу,‏ ‎рептильному‏ ‎мозгу — еда, ‎секс,‏ ‎доминирование.

Например, ‎эта‏ ‎машина ‎подчеркнет ‎ваш ‎особый ‎статус,‏ ‎подарит‏ ‎максимальный ‎комфорт,‏ ‎молодые ‎упругие‏ ‎тела ‎ваших ‎спутниц ‎будут ‎покрываться‏ ‎мурашками‏ ‎от‏ ‎звучания ‎нашей‏ ‎передовой ‎аудио-системы.

И‏ ‎это ‎в‏ ‎последние‏ ‎лет ‎30‏ ‎хорошо ‎работало, ‎да ‎и ‎сейчас‏ ‎работает, ‎но‏ ‎уже‏ ‎чувствуется ‎накопленная ‎усталость‏ ‎и ‎та‏ ‎зловещая ‎необъятная ‎пустота, ‎которая‏ ‎стоит‏ ‎за ‎деньгами,‏ ‎владениями, ‎покупками,‏ ‎статусом, ‎та ‎тьма, ‎которая ‎делает‏ ‎нас‏ ‎несчастными ‎с‏ ‎айфоном ‎в‏ ‎руках, ‎ничем ‎не ‎заполняющаяся ‎пустота…

Первая‏ ‎проблема‏ ‎несчастья: дофамин‏ ‎после ‎пика‏ ‎резко ‎снижается‏ ‎и ‎больше‏ ‎не‏ ‎вырабатывается. ‎Он‏ ‎свою ‎работу ‎сделал ‎— ‎поведение‏ ‎поощрил ‎и‏ ‎закрепил.‏ ‎Повторяя ‎аналогичное ‎действие‏ ‎в ‎последующие‏ ‎разы ‎организм ‎вам ‎будет‏ ‎выдавать‏ ‎все ‎меньше‏ ‎и ‎меньше‏ ‎дофамина, ‎толерантность ‎нейромедиаторов ‎к ‎нему‏ ‎будет‏ ‎снижаться ‎и…‏ ‎каждая ‎новая‏ ‎машина ‎будет ‎доставлять ‎все ‎меньше‏ ‎и‏ ‎меньше‏ ‎восторга. ‎Да,‏ ‎это ‎называется‏ ‎привыкание. ‎Нужно‏ ‎придумывать‏ ‎все ‎время‏ ‎чего-нибудь ‎этакое ‎новенькое.

Вторая ‎проблема ‎несчастья: скорость,‏ ‎с ‎которой‏ ‎мы‏ ‎достигаем ‎объектов ‎потребления.‏ ‎Дофамин ‎работает‏ ‎хорошо ‎вдолгую, ‎когда ‎цель‏ ‎масштабна,‏ ‎трудна ‎и‏ ‎далека. ‎Когда‏ ‎нужна ‎стратегия ‎для ‎ее ‎достижения,‏ ‎а‏ ‎не ‎тактические‏ ‎перемоги. ‎Этим‏ ‎можно ‎объяснить ‎тот ‎факт, ‎что‏ ‎при‏ ‎дефиците‏ ‎в ‎Советском‏ ‎союзе ‎добытая‏ ‎с ‎большим‏ ‎трудом‏ ‎и ‎деньгами‏ ‎пластинка ‎группы ‎AC ‎DC ‎долго‏ ‎повергала ‎ее‏ ‎обладателя‏ ‎и ‎всех ‎его‏ ‎друзей ‎во‏ ‎всевозможные ‎стадии ‎эйфории ‎и‏ ‎удовольствия,‏ ‎сейчас ‎же‏ ‎этих ‎пластинок,‏ ‎хоть ‎в ‎магазине, ‎хоть ‎на‏ ‎маркет-плейсе,‏ ‎хоть ‎с‏ ‎Амазона ‎и‏ ‎все ‎будет ‎доставлено ‎прямо ‎к‏ ‎дверям‏ ‎в‏ ‎течение ‎недели‏ ‎максимум… ‎В‏ ‎мире ‎не‏ ‎осталось‏ ‎ничего, ‎что‏ ‎можно ‎так ‎же ‎страстно ‎и‏ ‎долго ‎желать,‏ ‎как‏ ‎ту ‎самую ‎пластинку‏ ‎когда-то. ‎Вопрос‏ ‎только ‎денег, ‎но ‎не‏ ‎об‏ ‎этом ‎сегодня.‏ ‎В ‎прошлые‏ ‎века ‎мужчина ‎мог ‎по ‎10-15‏ ‎лет‏ ‎добиваться ‎женщину,‏ ‎вот ‎там‏ ‎дофамин, ‎так ‎дофамин)))

Третья ‎проблема ‎несчастья: телевизор‏ ‎и‏ ‎социальные‏ ‎сети, ‎а‏ ‎по-другому ‎—‏ ‎дешевый ‎(быстрый)‏ ‎дофамин.‏ ‎А ‎это‏ ‎уже ‎из ‎области ‎наркологии. ‎Я‏ ‎не ‎шучу.

С‏ ‎появлением‏ ‎СМИ ‎и ‎социалок‏ ‎мы ‎получили‏ ‎доступ ‎к ‎круглосуточному ‎безостановочному‏ ‎потреблению‏ ‎дофамина ‎—‏ ‎с ‎каждой‏ ‎новостью, ‎картинкой, ‎смешным ‎видео, ‎интервью,‏ ‎статьей,‏ ‎сторис ‎у‏ ‎нас ‎выделяется‏ ‎порция ‎быстрого ‎пустого ‎дофамина… ‎При‏ ‎длительности‏ ‎рилс‏ ‎в ‎среднем‏ ‎30 ‎секунд‏ ‎получается, ‎что,‏ ‎если‏ ‎смотреть ‎ролики‏ ‎целый ‎час, ‎то ‎каждые ‎30‏ ‎секунд ‎за‏ ‎пару‏ ‎секунд ‎до ‎окончания‏ ‎ролика ‎у‏ ‎нас ‎будет ‎выделяться ‎очередная‏ ‎порция‏ ‎дофамина ‎и‏ ‎целый ‎час‏ ‎мы ‎будем ‎заставлять ‎работать ‎дофаминовые‏ ‎рецепторы‏ ‎на ‎износ.

Напомню,‏ ‎наш ‎организм‏ ‎поощряет ‎нас ‎дофамином ‎за ‎узнавание‏ ‎чего-то‏ ‎новенького‏ ‎— ‎изначально‏ ‎эта ‎схема‏ ‎была ‎придумана,‏ ‎чтобы‏ ‎заставить ‎нас‏ ‎расселяться, ‎развиваться, ‎исследовать ‎новые ‎территории,‏ ‎искать ‎способы‏ ‎лучшего‏ ‎совладания ‎с ‎грозным‏ ‎мамонтом. ‎И‏ ‎все ‎бы ‎ничего, ‎но‏ ‎природа‏ ‎задумала ‎этот‏ ‎механизм ‎для‏ ‎редких ‎случаев ‎побед, ‎а ‎тут‏ ‎целые‏ ‎сутки ‎дофамин‏ ‎хлещет ‎без‏ ‎перерыва ‎от ‎картинок, ‎новостей, ‎сериалов,‏ ‎рекламы,‏ ‎мессенджеров,‏ ‎общения, ‎покупок,‏ ‎путешествий… ‎Вместо‏ ‎редких ‎периодов‏ ‎всплеска‏ ‎гормона, ‎человек‏ ‎словно ‎торчок ‎бесконечно ‎накидывается ‎вновь‏ ‎и ‎вновь‏ ‎очередными‏ ‎дозами… ‎В ‎результате‏ ‎мы ‎получаем‏ ‎наркотическую ‎зависимость ‎от ‎постоянного‏ ‎уровня‏ ‎дофамина ‎в‏ ‎крови ‎и‏ ‎расстройство ‎системы ‎поощрения ‎— ‎фоновое‏ ‎ощущение‏ ‎постоянной ‎тревоги‏ ‎и ‎несчастья,‏ ‎вроде ‎бы ‎удовольствия ‎везде, ‎а‏ ‎удовольствия‏ ‎нет.‏ ‎И ‎сил‏ ‎нет, ‎это‏ ‎тоже ‎последствия‏ ‎поломки‏ ‎дофаминовой ‎системы.

А‏ ‎основная ‎моя ‎мысль ‎какова ‎в‏ ‎связи ‎с‏ ‎вышесказанным?‏ ‎Общество ‎потребления ‎неизбежно‏ ‎в ‎конце‏ ‎концов ‎приводит ‎к ‎росту‏ ‎несчастья,‏ ‎тревожности, ‎расстройств‏ ‎психики, ‎депрессиям,‏ ‎упрощению, ‎вырождению ‎и ‎всяческим ‎перверсиям‏ ‎(психическим‏ ‎нарушениям), ‎так‏ ‎как, ‎когда‏ ‎все ‎версии ‎всего ‎уже ‎испробованы,‏ ‎и‏ ‎радости‏ ‎уже ‎не‏ ‎вызывают, ‎то‏ ‎дофамин ‎начинает‏ ‎добываться‏ ‎из ‎запретного,‏ ‎необычного, ‎больного, ‎острого ‎по ‎ощущениям.‏ ‎И ‎это‏ ‎никак‏ ‎не ‎чтение ‎Блаватской‏ ‎на ‎ночь.‏ ‎Иногда ‎кажется, ‎что ‎вот‏ ‎уж‏ ‎смена ‎пола‏ ‎точно ‎избавит‏ ‎от ‎той ‎зияющей ‎пустоты, ‎что‏ ‎временами‏ ‎повергает ‎в‏ ‎ужас, ‎когда‏ ‎остаешься ‎один ‎сам ‎с ‎собой‏ ‎в‏ ‎тишине…

Что‏ ‎же ‎это‏ ‎за ‎пустота? Вы‏ ‎удивитесь ‎—‏ ‎отсутствие‏ ‎высшей ‎осмысленной‏ ‎Цели… ‎Жизнь ‎на ‎нижних ‎двух‏ ‎ступенях ‎пирамиды‏ ‎Маслоу‏ ‎хороша ‎только ‎в‏ ‎момент ‎достижения‏ ‎базовых ‎уровней ‎благополучия ‎и‏ ‎безопасности,‏ ‎затем ‎неизбежно‏ ‎начинает ‎тихо‏ ‎звать ‎верхний ‎уровень ‎— ‎смысл‏ ‎жизни,‏ ‎самореализация, ‎цель.

Как‏ ‎вы ‎думаете,‏ ‎кто ‎будет ‎более ‎счастливым ‎и‏ ‎довольным‏ ‎в‏ ‎итоге, ‎кто‏ ‎получит ‎максимальный‏ ‎уровень ‎здорового‏ ‎дофамина:

  • человек,‏ ‎который ‎нашел‏ ‎землю, ‎выбил ‎деньги ‎на ‎ее‏ ‎покупку, ‎договорился‏ ‎в‏ ‎банях ‎с ‎чиновниками‏ ‎на ‎строительство‏ ‎завода, ‎нашел ‎подрядчика, ‎закупил‏ ‎оборудование,‏ ‎нашел ‎персонал,‏ ‎обучил ‎персонал,‏ ‎переобучил ‎персонал, ‎нашел ‎рынки ‎сбыта,‏ ‎подрался‏ ‎за ‎тендеры‏ ‎и ‎лет‏ ‎через ‎5-8 ‎вышел ‎на ‎положительную‏ ‎прибыль;
  • или‏ ‎человек,‏ ‎который ‎сидя‏ ‎в ‎кафе‏ ‎между ‎делом‏ ‎выкупил‏ ‎подобный ‎завод‏ ‎и ‎перепродал ‎его ‎по ‎выгодной‏ ‎цене ‎и‏ ‎улетел‏ ‎на ‎Мальдивы?

Человек, ‎который‏ ‎работает ‎вдолгую,‏ ‎без ‎моментальной ‎большой ‎прибыли,‏ ‎потому‏ ‎что ‎он‏ ‎знает ‎индустрию,‏ ‎он ‎хочет ‎импортозаместить ‎определенный ‎товар‏ ‎и‏ ‎вобще ‎за‏ ‎страну ‎ему‏ ‎обидно, ‎или ‎человек, ‎который ‎заработал‏ ‎на‏ ‎сделке‏ ‎несколько ‎миллионов‏ ‎и ‎прикупил‏ ‎себя ‎очередной‏ ‎мерседес‏ ‎(ладно, ‎мерс‏ ‎сейчас ‎не ‎модно, ‎пусть ‎будет‏ ‎зикр ‎в‏ ‎топ-комплектации)?

Вы‏ ‎удивитесь, ‎но ‎первый‏ ‎— ‎хоть‏ ‎ему ‎и ‎придется ‎пройти‏ ‎все‏ ‎7 ‎кругов‏ ‎ада ‎каждый‏ ‎год ‎по ‎10 ‎раз, ‎хоть‏ ‎он‏ ‎и ‎будет‏ ‎за ‎рюмочкой‏ ‎коньяка ‎жаловаться ‎о ‎том, ‎как‏ ‎тяжело‏ ‎и‏ ‎работать ‎в‏ ‎этой ‎стране‏ ‎невозможно, ‎но‏ ‎пробивать‏ ‎потолки ‎он‏ ‎будет, ‎потому ‎что ‎у ‎него‏ ‎есть ‎Цель!‏ ‎и‏ ‎каждый ‎новый ‎успех‏ ‎будет ‎дарить‏ ‎ему ‎много ‎концентрированного ‎высокоочищенного‏ ‎люксового‏ ‎дофамина.

Понятно, ‎что‏ ‎есть ‎нюансы,‏ ‎но ‎я ‎максимально ‎утрированно ‎описала‏ ‎главную‏ ‎мысль ‎—‏ ‎долгосрочная ‎нематериальная‏ ‎цель ‎делает ‎нас ‎счастливыми. Общество ‎потребления‏ ‎дает‏ ‎нам‏ ‎краткосрочные ‎цели‏ ‎(даже ‎если‏ ‎это, ‎например,‏ ‎покупка‏ ‎дома), ‎удовлетворение‏ ‎сиюминутных ‎рефлексов ‎и ‎желаний, ‎которые‏ ‎не ‎ведут‏ ‎к‏ ‎чему-то ‎большему, ‎поиски‏ ‎этого ‎большего‏ ‎приводят ‎к ‎тревоге, ‎нервозу,‏ ‎слепому‏ ‎блужданию ‎по‏ ‎крайностям ‎без‏ ‎понимания ‎куда ‎вообще ‎идти. ‎Отсутствие‏ ‎высших‏ ‎смыслов ‎заменило‏ ‎потребление, ‎долгосрочные‏ ‎цели ‎— ‎выплата ‎ипотеки.

Пусть ‎это‏ ‎звучит‏ ‎пафосно‏ ‎и ‎старомодно,‏ ‎я ‎не‏ ‎коммунист ‎(боже‏ ‎упаси)‏ ‎и ‎возраст‏ ‎мой ‎не ‎такой ‎уж ‎и‏ ‎большой, ‎но‏ ‎у‏ ‎Советского ‎союза ‎была‏ ‎цель, ‎идеология,‏ ‎и ‎все ‎жители ‎страны‏ ‎(нам‏ ‎сейчас ‎не‏ ‎важно ‎правильно‏ ‎ли ‎это ‎было ‎или ‎нет)‏ ‎знали‏ ‎куда ‎живут,‏ ‎имели ‎образ‏ ‎светлого ‎будущего ‎и ‎хотели ‎привести‏ ‎туда‏ ‎своих‏ ‎детей. ‎Было‏ ‎что-то ‎большее,‏ ‎помимо ‎личного‏ ‎счастья.‏ ‎До ‎какого-то‏ ‎времени ‎в ‎Америке ‎ту ‎же‏ ‎функцию ‎выполняла‏ ‎«американская‏ ‎мечта». ‎Однако, ‎победив‏ ‎Советский ‎союз‏ ‎в ‎холодной ‎войне ‎и‏ ‎поддержав‏ ‎его ‎распад,‏ ‎Америка ‎и‏ ‎свою ‎«мечту» ‎убила ‎тут ‎же.

По‏ ‎хорошему‏ ‎бы ‎следовало‏ ‎каждое ‎утро‏ ‎задавать ‎себе ‎вопрос, ‎а ‎что‏ ‎хорошего‏ ‎я‏ ‎могу ‎сделать‏ ‎сегодня ‎для‏ ‎величия ‎своей‏ ‎страны?‏ ‎торжества ‎добра‏ ‎на ‎планете? ‎чистоты ‎и ‎красоты‏ ‎моего ‎города?‏ ‎Я‏ ‎снова ‎специально ‎утрирую,‏ ‎но ‎общую‏ ‎идею, ‎я ‎думаю, ‎вы‏ ‎уловили:))‏ ‎Что ‎вы‏ ‎готовы ‎делать‏ ‎без ‎денег, ‎вот ‎просто ‎так?‏ ‎Ответ‏ ‎на ‎этот‏ ‎вопрос ‎откроет‏ ‎для ‎вас ‎лестницу ‎на ‎верхние‏ ‎этажи‏ ‎Маслоу.

В‏ ‎мире ‎сейчас‏ ‎всеобщий ‎кризис‏ ‎смыслов, ‎все‏ ‎события‏ ‎последних ‎лет‏ ‎являются ‎последствиями ‎этого ‎кризиса. ‎Старое‏ ‎доказало ‎свою‏ ‎неэффективность‏ ‎(безграничная ‎свобода ‎и‏ ‎потребление), ‎новое‏ ‎пока ‎еще ‎не ‎родилось,‏ ‎тот,‏ ‎кто ‎родит‏ ‎— ‎станет‏ ‎новым ‎локомотивом ‎мира.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048