logo
2
читателя
880 ₽
в месяц
Путь прогрессора  Концепция прогрессорской деятельности взрослых людей
Публикации Уровни подписки О проекте Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
О проекте
Этот проект — о прогрессорском мировоззрении, общем для всех взрослых людей нашей планеты. Не об искусственно придуманных идеологических конструкциях, а именно о мировоззрении, которое базируется на развитии личности от ребёнка через подростка к взрослому состоянию. Прогрессорский взгляд на действительность — существует столько же, сколько человеческая цивилизация, и именно прогрессоры двигают развитие человечества вперёд. О том, как это происходит, и пойдёт речь.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Подписчик 440 ₽ месяц 4 752 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Путь прогрессора

Подписчик может читать тексты, публикуемые в рамках проекта.

Оформить подписку
Комментатор 880 ₽ месяц 9 504 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Путь прогрессора
Доступны сообщения

Комментатор может не только читать тексты, но и оставлять комментарии под ними, на которые автор проекта будет реагировать, если сочтёт необходимым.

Оформить подписку
Собеседник 1 700 ₽ месяц 18 360 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Путь прогрессора
Доступны сообщения

Собеседник не только получает возможность комментирования текстов, но и может 1 раз в месяц прислать на почту автору вопрос, на который автор обязуется ответить в отдельном тексте.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
2 подписчика
880 ₽ в месяц
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 2+ мин
logo Путь прогрессора

Информация для новоприбывших

Здравствуйте.

Моё ‎имя‏ ‎Александр, ‎и ‎я ‎соавтор ‎книги,‏ ‎фотография ‎которой‏ ‎прикреплена‏ ‎выше. ‎Книга ‎была‏ ‎написана ‎по‏ ‎итогам ‎действовавшего ‎на ‎Sponsr‏ ‎проекта «Клуб‏ ‎экспериментальной ‎истории»,‏ ‎который ‎вёл‏ ‎мой ‎друг, ‎единомышленник ‎и ‎коллега‏ ‎Руслан‏ ‎Осташко.

«Путь ‎прогрессора»‏ ‎был ‎издан‏ ‎небольшим ‎тиражом ‎в ‎2023, ‎и‏ ‎пока‏ ‎ещё‏ ‎доступен ‎к‏ ‎покупке ‎на‏ ‎маркетплейсах. ‎Впрочем,‏ ‎также‏ ‎мы ‎выкладывали‏ ‎его ‎на ‎Литрес ‎и ‎на‏ ‎торренты, ‎поскольку‏ ‎не‏ ‎имели ‎планов ‎заработать‏ ‎деньги ‎(книга‏ ‎объёмом ‎более ‎550 ‎страниц‏ ‎была‏ ‎отдана ‎маркетплейсам‏ ‎по ‎600‏ ‎р. ‎— ‎ниже ‎себестоимости, ‎составившей‏ ‎800‏ ‎р. ‎за‏ ‎экземпляр).

Я ‎же‏ ‎— ‎тот ‎человек, ‎который ‎познакомил‏ ‎Руслана‏ ‎с‏ ‎идеей, ‎что‏ ‎прогрессорство ‎—‏ ‎это ‎не‏ ‎выдумка‏ ‎советских ‎фантастов‏ ‎Стругацких ‎о ‎будущем, ‎а ‎действительно‏ ‎существующее ‎мировоззрение.‏ ‎У‏ ‎которого ‎есть ‎насчитывающий‏ ‎много ‎веков‏ ‎бэкграунд ‎и ‎конкретные ‎признаки,‏ ‎и‏ ‎которое ‎способно‏ ‎объединять ‎людей‏ ‎с ‎совершенно ‎разными ‎культурными ‎прошивками,‏ ‎если‏ ‎эти ‎люди‏ ‎— ‎достигли‏ ‎взрослой ‎стадии ‎развития ‎личности.

Прогрессор ‎может‏ ‎придерживаться‏ ‎любых‏ ‎политических, ‎религиозных‏ ‎и ‎прочих‏ ‎взглядов. ‎Он‏ ‎может‏ ‎быть ‎профессионалом‏ ‎в ‎любой ‎сфере ‎человеческой ‎деятельности,‏ ‎ему ‎может‏ ‎нравиться‏ ‎самое ‎разнообразное ‎искусство,‏ ‎он ‎может‏ ‎увлекаться ‎любыми ‎хобби ‎и‏ ‎вообще‏ ‎— ‎параметры‏ ‎его ‎индивидуальности‏ ‎могут ‎быть ‎самыми ‎затейливыми.

Единственное, ‎чего‏ ‎он‏ ‎не ‎может‏ ‎себе ‎позволить‏ ‎— ‎быть ‎инфантильным. ‎Потому ‎что‏ ‎инфантилизм‏ ‎несовместим‏ ‎с ‎созидательной‏ ‎деятельностью, ‎составляющей‏ ‎основное ‎содержание‏ ‎жизни‏ ‎прогрессора.

В ‎2024–2025‏ ‎годах ‎я ‎написал ‎вторую ‎книгу‏ ‎по ‎описанной‏ ‎теме,‏ ‎назвав ‎её ‎«Концепция‏ ‎прогрессорской ‎деятельности».‏ ‎Однако ‎решил ‎не ‎издавать‏ ‎эту‏ ‎книгу ‎в‏ ‎бумажном ‎виде,‏ ‎а ‎постепенно ‎публиковать ‎на ‎этом‏ ‎проекте.‏ ‎С ‎неё‏ ‎он ‎и‏ ‎начнётся, ‎а ‎далее, ‎когда ‎книга‏ ‎будет‏ ‎выложена‏ ‎полностью ‎—‏ ‎я ‎перейду‏ ‎к ‎публикации‏ ‎текстов,‏ ‎касающихся ‎практического‏ ‎применения ‎той ‎самой ‎концепции ‎в‏ ‎повседневности.

Если ‎вам‏ ‎интересна‏ ‎эта ‎тема ‎—‏ ‎подписывайтесь, ‎выбрав‏ ‎тот ‎уровень, ‎который ‎считаете‏ ‎нужным.

Начало‏ ‎книги ‎опубликовано‏ ‎вот ‎здесь, а‏ ‎далее ‎можно ‎просто ‎нажимать ‎стрелочку‏ ‎вправо‏ ‎и ‎переворачивать‏ ‎страницы, ‎как‏ ‎при ‎чтении ‎бумажного ‎издания.

Приятного ‎погружения.

Читать: 6+ мин
logo Путь прогрессора

1. Социальная эволюция (1.3)

1.3

Если ‎кому-то‏ ‎из ‎читателей ‎этих ‎строк ‎финальное‏ ‎утверждение ‎предыдущего‏ ‎абзаца‏ ‎показалось ‎слишком ‎уж‏ ‎безжалостным, ‎то‏ ‎предлагаю ‎задать ‎себе ‎и‏ ‎только‏ ‎себе ‎один‏ ‎простой ‎вопрос:‏ ‎готовы ‎ли ‎именно ‎вы ‎пожизненно‏ ‎содержать‏ ‎за ‎ваш‏ ‎счёт ‎хотя‏ ‎бы ‎одного ‎человека, ‎который, ‎будучи‏ ‎психически‏ ‎и‏ ‎физически ‎сохранным,‏ ‎категорически ‎не‏ ‎намерен ‎трудиться,‏ ‎принося‏ ‎пользу ‎другим‏ ‎людям ‎и ‎таким ‎способом ‎обеспечивая‏ ‎свои ‎потребности?

Если‏ ‎вы‏ ‎честны ‎сами ‎с‏ ‎собой, ‎то‏ ‎я ‎сомневаюсь, ‎что ‎ответ‏ ‎на‏ ‎такой ‎вопрос‏ ‎будет ‎«да».‏ ‎Ведь ‎содержание ‎явного ‎и ‎откровенного‏ ‎паразита,‏ ‎не ‎скрывающего‏ ‎своих ‎намерений‏ ‎до ‎смерти ‎жить ‎за ‎чужой‏ ‎счёт‏ ‎–‏ ‎это ‎одна‏ ‎из ‎форм‏ ‎навязывания. ‎Которому,‏ ‎напомню,‏ ‎противится ‎любая‏ ‎здоровая ‎личность. ‎Никто ‎в ‎здравом‏ ‎уме ‎не‏ ‎станет‏ ‎возиться ‎с ‎человеком,‏ ‎нарушающим ‎принцип‏ ‎эквивалентного ‎обмена. ‎То ‎есть‏ ‎–‏ ‎жаждущим ‎только‏ ‎получать, ‎ничего‏ ‎не ‎давая ‎взамен.

Любые ‎формы ‎человеческих‏ ‎отношений‏ ‎предполагают, ‎что‏ ‎вкладываются ‎обе‏ ‎стороны. ‎Просто ‎вложения ‎не ‎обязательно‏ ‎материальны,‏ ‎ими‏ ‎может ‎выступать‏ ‎и ‎затраченное‏ ‎на ‎удовлетворение‏ ‎нужд‏ ‎другого ‎человека‏ ‎время, ‎и ‎усилия, ‎приложенные ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎вторая‏ ‎сторона ‎осталась ‎довольной.

Так‏ ‎моя ‎пребывающая‏ ‎на ‎момент ‎написания ‎этих‏ ‎строк‏ ‎в ‎декрете‏ ‎жена ‎находит‏ ‎время, ‎чтобы ‎приготовить ‎ту ‎еду,‏ ‎которая‏ ‎мне ‎по‏ ‎вкусу. ‎А‏ ‎не ‎изображает ‎«самого ‎больного ‎в‏ ‎мире‏ ‎Карлсона»‏ ‎с ‎целью‏ ‎выудить ‎из‏ ‎меня ‎побольше‏ ‎заботы,‏ ‎а ‎самой‏ ‎напрягаться ‎поменьше. ‎И ‎я ‎вижу,‏ ‎что ‎она‏ ‎не‏ ‎жалеет ‎себя, ‎а‏ ‎потому ‎–‏ ‎тоже ‎делаю ‎для ‎неё‏ ‎многое.‏ ‎В ‎том‏ ‎числе ‎–‏ ‎и ‎посильно ‎освобождаю ‎её ‎от‏ ‎разных‏ ‎бытовых ‎дел,‏ ‎вместо ‎того,‏ ‎чтобы ‎прикинуться ‎очень ‎занятым ‎мужиком,‏ ‎обеспечивающим‏ ‎семью,‏ ‎а ‎значит‏ ‎– ‎не‏ ‎обязанным ‎больше‏ ‎делать‏ ‎ничего. ‎Да,‏ ‎я ‎обеспечиваю, ‎но ‎– ‎поскольку‏ ‎субъективная ‎значимость‏ ‎жены‏ ‎для ‎меня ‎высока‏ ‎– ‎не‏ ‎стремлюсь ‎использовать ‎моё ‎положение‏ ‎для‏ ‎самооправданий.

В ‎здоровых‏ ‎отношениях ‎любого‏ ‎подвида ‎– ‎любовных, ‎семейных, ‎дружеских,‏ ‎рабочих‏ ‎– ‎баланс‏ ‎интересов ‎соблюдается‏ ‎неизменно. ‎Потому ‎что ‎если ‎одна‏ ‎из‏ ‎сторон‏ ‎начинает ‎«тянуть‏ ‎одеяло ‎на‏ ‎себя», ‎то‏ ‎вторая,‏ ‎можно ‎не‏ ‎сомневаться, ‎видит ‎это, ‎и ‎может‏ ‎ответить ‎тем‏ ‎же.‏ ‎После ‎чего ‎отношения‏ ‎переходят ‎из‏ ‎категории ‎здоровых ‎в ‎противоположную‏ ‎категорию‏ ‎и ‎начинают‏ ‎разрушаться. ‎Когда‏ ‎постепенно, ‎а ‎когда ‎и ‎стремительно.

Следовательно,‏ ‎для‏ ‎продолжения ‎социальной‏ ‎эволюции, ‎заключающейся‏ ‎в ‎совершенствовании ‎форм ‎взаимодействия ‎между‏ ‎людьми‏ ‎для‏ ‎пользы ‎каждого‏ ‎участника ‎–‏ ‎требуется ‎наличие‏ ‎взрослых‏ ‎Homo ‎Sapiens‏ ‎Sapiens. ‎Не ‎достигших ‎совершеннолетия ‎–‏ ‎поскольку ‎ни‏ ‎18-летие,‏ ‎ни ‎какой-либо ‎другой‏ ‎биологический ‎возраст‏ ‎сам ‎по ‎себе ‎не‏ ‎делает‏ ‎человека ‎взрослым,‏ ‎а ‎взрослых‏ ‎в ‎смысле ‎личностного ‎развития. ‎Состоящего‏ ‎из‏ ‎трёх ‎стадий‏ ‎– ‎детской,‏ ‎подростковой, ‎и, ‎собственно, ‎взрослой.

Детскую ‎стадию‏ ‎проходят‏ ‎все,‏ ‎кроме ‎упомянутых‏ ‎выше ‎несчастных‏ ‎«маугли», ‎а‏ ‎также‏ ‎людей ‎с‏ ‎дефектами ‎умственного ‎развития. ‎А ‎вот‏ ‎подростковую ‎стадию‏ ‎преодолевает‏ ‎уже ‎далеко ‎не‏ ‎каждый ‎наш‏ ‎современник. ‎Многие, ‎как ‎те‏ ‎самые‏ ‎хикки, ‎застревают‏ ‎в ‎психическом‏ ‎состоянии, ‎присущем ‎подростку. ‎И ‎делают‏ ‎это‏ ‎не ‎в‏ ‎силу ‎каких-то‏ ‎внешних ‎обстоятельств, ‎а ‎исключительно ‎по‏ ‎собственному‏ ‎выбору.‏ ‎Им ‎просто‏ ‎так ‎удобно,‏ ‎поскольку ‎родня‏ ‎потакает‏ ‎и ‎позволяет‏ ‎вести ‎паразитическое ‎существование.

Конечно, ‎за ‎пределами‏ ‎Японии ‎хикки‏ ‎не‏ ‎распространены, ‎однако ‎многие‏ ‎люди ‎научились‏ ‎застревать ‎в ‎подростковой ‎стадии‏ ‎развития‏ ‎не ‎полностью,‏ ‎а ‎частично.‏ ‎То ‎есть, ‎вроде ‎как ‎проходят‏ ‎социализацию,‏ ‎однако ‎она‏ ‎оказывается ‎весьма‏ ‎поверхностной. ‎Современное ‎общество ‎позволяет ‎проделывать‏ ‎такие‏ ‎штуки,‏ ‎поскольку ‎в‏ ‎нём ‎можно‏ ‎освоить ‎какую-нибудь‏ ‎несложную‏ ‎профессию, ‎не‏ ‎требующую ‎взрослого ‎подхода. ‎После ‎чего‏ ‎– ‎обеспечив‏ ‎свои‏ ‎базовые ‎физические ‎потребности‏ ‎– ‎расслабиться,‏ ‎чтобы ‎провести ‎в ‎таком‏ ‎состоянии‏ ‎всю ‎оставшуюся‏ ‎жизнь.

Подобные ‎люди‏ ‎попадаются ‎в ‎обществе ‎сплошь ‎и‏ ‎рядом,‏ ‎узнать ‎их‏ ‎нетрудно. ‎Они‏ ‎постоянно ‎ноют, ‎очень ‎любят ‎перекладывать‏ ‎ответственность‏ ‎за‏ ‎свою ‎жизнь‏ ‎на ‎кого-то‏ ‎другого ‎(эталонный‏ ‎вариант‏ ‎– ‎на‏ ‎президента ‎России, ‎о ‎чём ‎гласят‏ ‎известные ‎язвительные‏ ‎стишки,‏ ‎завершающиеся ‎словами ‎«это‏ ‎Путин ‎виноват»,‏ ‎но ‎для ‎перекладывания ‎сгодятся‏ ‎и‏ ‎«токсичные ‎родители»‏ ‎и ‎много‏ ‎кто ‎другой) ‎и ‎делают ‎то,‏ ‎за‏ ‎что ‎берутся,‏ ‎спустя ‎рукава.‏ ‎А ‎ответственность ‎за ‎результаты, ‎опять‏ ‎же,‏ ‎перекладывают‏ ‎на ‎других.

Как‏ ‎можно ‎иметь‏ ‎дело ‎с‏ ‎такими‏ ‎людьми? ‎В‏ ‎идеале ‎– ‎никак. ‎От ‎них‏ ‎лучше ‎просто‏ ‎держаться‏ ‎подальше, ‎даже ‎если‏ ‎это ‎кровная‏ ‎родня. ‎Иметь ‎же ‎дело‏ ‎любой‏ ‎нормальный ‎взрослый‏ ‎стремится ‎с‏ ‎другими ‎взрослыми. ‎То ‎есть, ‎с‏ ‎теми,‏ ‎кто ‎отвечает‏ ‎за ‎слова,‏ ‎не ‎подводит, ‎не ‎ноет, ‎не‏ ‎перекладывает‏ ‎ответственность‏ ‎и ‎качественно‏ ‎делает ‎то,‏ ‎за ‎что‏ ‎взялся.

Именно‏ ‎такие ‎люди‏ ‎толкают ‎вперёд ‎социальную ‎эволюцию ‎и‏ ‎любой ‎из‏ ‎них,‏ ‎по ‎сути, ‎является‏ ‎настоящим, ‎а‏ ‎не ‎выдуманным ‎Стругацкими ‎прогрессором.‏ ‎Впрочем,‏ ‎об ‎этом‏ ‎пойдёт ‎речь‏ ‎в ‎следующих ‎главах, ‎а ‎сейчас‏ ‎вернусь‏ ‎к ‎теме‏ ‎сопротивления ‎навязыванию.

Такое‏ ‎сопротивление ‎имеет ‎самое ‎прямое ‎отношение‏ ‎к‏ ‎социальной‏ ‎эволюции ‎человечества,‏ ‎поскольку ‎подражают‏ ‎люди ‎не‏ ‎тем,‏ ‎кто ‎транслирует‏ ‎«правильные» ‎лозунги, ‎пытаясь ‎таким ‎способом‏ ‎принудить ‎других‏ ‎следовать‏ ‎какой-то ‎идеологии, ‎а‏ ‎тем, ‎чья‏ ‎личность ‎привлекательна ‎для ‎подражания.

Приведу‏ ‎банальный‏ ‎пример: ‎вы‏ ‎решили ‎заняться‏ ‎фитнесом ‎или ‎просто ‎начать ‎ходить‏ ‎в‏ ‎тренажёрный ‎зал,‏ ‎но ‎привычки‏ ‎к ‎физической ‎культуре ‎у ‎вас‏ ‎нет,‏ ‎а‏ ‎потому ‎вам‏ ‎нужен ‎тренер,‏ ‎который ‎будет‏ ‎«гонять»‏ ‎вас ‎первое‏ ‎время, ‎помогая ‎сформировать ‎такую ‎привычку.‏ ‎Вопрос: ‎увидев‏ ‎в‏ ‎выбранном ‎для ‎занятий‏ ‎клубе ‎двух‏ ‎потенциальных ‎тренеров ‎– ‎кого‏ ‎вы‏ ‎предпочтёте, ‎подтянутого‏ ‎спортсмена, ‎который‏ ‎явно ‎занимается ‎и ‎сам, ‎или‏ ‎заплывшего‏ ‎жиром ‎любителя‏ ‎малоподвижного ‎образа‏ ‎жизни? ‎Ответ ‎очевиден. ‎Да, ‎позже‏ ‎может‏ ‎оказаться,‏ ‎что ‎второй‏ ‎из ‎тренеров‏ ‎– ‎тоже‏ ‎профессионал‏ ‎и ‎разбирается‏ ‎в ‎профессии ‎ничуть ‎не ‎хуже,‏ ‎а ‎то‏ ‎и‏ ‎лучше. ‎Но ‎встречают‏ ‎– ‎всегда‏ ‎«по ‎одёжке», ‎то ‎есть‏ ‎–‏ ‎по ‎имиджу,‏ ‎тогда ‎как‏ ‎шанс ‎проявить ‎ум ‎– ‎может‏ ‎просто‏ ‎не ‎появиться.‏ ‎У ‎человека,‏ ‎который ‎хочет ‎влиять ‎на ‎других,‏ ‎нет‏ ‎других‏ ‎вариантов, ‎кроме‏ ‎как ‎вызвать‏ ‎у ‎этих‏ ‎других‏ ‎искренний, ‎спонтанный‏ ‎интерес. ‎А ‎для ‎этого ‎надо‏ ‎лично ‎соответствовать‏ ‎декларируемым‏ ‎убеждениям, ‎чего ‎бы‏ ‎они ‎ни‏ ‎касались.

Желающему ‎обратить ‎других ‎в‏ ‎христианство‏ ‎– ‎придётся‏ ‎самому ‎поступать‏ ‎так, ‎как ‎заповедал ‎Христос. ‎В‏ ‎ином‏ ‎случае ‎может‏ ‎получиться ‎то,‏ ‎что ‎в ‎Европе ‎назвали ‎Реформацией,‏ ‎сопровождаемой‏ ‎чередой‏ ‎кровавых ‎религиозных‏ ‎войн.

Желающему ‎проповедовать‏ ‎ЗОЖ, ‎здоровый‏ ‎образ‏ ‎жизни ‎–‏ ‎придётся ‎самому ‎если ‎не ‎быть,‏ ‎то ‎хотя‏ ‎бы‏ ‎выглядеть ‎здоровым. ‎Иначе‏ ‎над ‎ним‏ ‎будут ‎насмехаться, ‎как ‎над‏ ‎чокнувшимися‏ ‎идейными ‎веганами,‏ ‎чей ‎отказ‏ ‎от ‎нормального ‎питания ‎доводит ‎их‏ ‎до‏ ‎крайних ‎степеней‏ ‎истощения ‎и‏ ‎смертей ‎в ‎молодом ‎возрасте.

Желающему ‎весомо‏ ‎ратовать‏ ‎за‏ ‎улучшение ‎демографии‏ ‎– ‎придётся‏ ‎самому ‎быть‏ ‎многодетным,‏ ‎а ‎если‏ ‎этому ‎есть ‎препятствия ‎в ‎виде‏ ‎бесплодия, ‎то‏ ‎надо‏ ‎усыновлять ‎детей ‎из‏ ‎приютов.

И ‎так‏ ‎далее, ‎и ‎тому ‎подобное‏ ‎–‏ ‎какую ‎сферу‏ ‎жизни ‎ни‏ ‎возьмите.

Вся ‎планетарная ‎цивилизация ‎людей, ‎все‏ ‎человеческие‏ ‎сообщества ‎базируются‏ ‎на ‎спонтанном‏ ‎подражании ‎одних ‎другим. ‎А ‎те,‏ ‎кто‏ ‎пытается‏ ‎заменить ‎спонтанность‏ ‎насильственным ‎принуждением‏ ‎– ‎существуют,‏ ‎по‏ ‎историческим ‎меркам,‏ ‎крайне ‎недолго.

Читать: 6+ мин
logo Путь прогрессора

1. Социальная эволюция (1.2)

1.2

Итак, ‎в‏ ‎«Мире ‎Полудня» ‎прогрессоров ‎не ‎любят,‏ ‎поскольку ‎другие‏ ‎земляне,‏ ‎чьи ‎профессии ‎не‏ ‎связаны ‎с‏ ‎вмешательством ‎в ‎дела ‎иных‏ ‎цивилизаций,‏ ‎в ‎массе‏ ‎относятся ‎к‏ ‎такому ‎вмешательству ‎негативно. ‎Прогрессоры ‎—‏ ‎во‏ ‎многом ‎изгои.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что ‎посланы ‎властями ‎Земли‏ ‎и‏ ‎действуют‏ ‎вроде ‎бы‏ ‎в ‎интересах‏ ‎человечества.

Лично ‎у‏ ‎меня‏ ‎возник ‎по‏ ‎этому ‎поводу ‎вопрос: ‎если ‎прогрессоры‏ ‎защищают ‎названные‏ ‎интересы,‏ ‎то ‎откуда ‎же‏ ‎отношение, ‎описанное‏ ‎в ‎цитате ‎в ‎начале‏ ‎этой‏ ‎главы? ‎За‏ ‎что ‎их‏ ‎не ‎любят.

И ‎я ‎нашёл ‎для‏ ‎себя‏ ‎ответ ‎на‏ ‎этот ‎вопрос‏ ‎— ‎в ‎книгах ‎по ‎психологии.‏ ‎Ответ‏ ‎оказался‏ ‎банальным: ‎любой‏ ‎человек ‎сопротивляется‏ ‎навязыванию, ‎это‏ ‎совершенно‏ ‎естественная ‎реакция‏ ‎на ‎внешнее ‎вмешательство ‎в ‎дела‏ ‎нашего ‎внутреннего‏ ‎мира,‏ ‎которые ‎имеют ‎отношения‏ ‎к ‎предпочтениям,‏ ‎принятию ‎решений ‎и ‎тому‏ ‎подобному.‏ ‎А ‎потому‏ ‎вполне ‎естественно,‏ ‎что ‎изображённые ‎Стругацкими ‎прогрессоры ‎—‏ ‎профессионально‏ ‎навязывающие ‎другим‏ ‎человечествам ‎форсированное‏ ‎социально-экономическое ‎развитие ‎— ‎воспринимаются ‎негативно.‏ ‎Причём‏ ‎—‏ ‎воспринимаются ‎такими‏ ‎же ‎землянами,‏ ‎в ‎интересах‏ ‎которых‏ ‎вроде ‎бы‏ ‎предпринимают ‎усилия. ‎Земляне-то ‎примеряют ‎прогрессорскую‏ ‎деятельность ‎к‏ ‎себе‏ ‎самим ‎и ‎отторгают‏ ‎её, ‎как‏ ‎любой ‎нормальный ‎человек, ‎стремящийся‏ ‎сохранить‏ ‎доступную ‎ему‏ ‎свободу ‎выбора.‏ ‎То ‎есть ‎— ‎свободу ‎от‏ ‎любого‏ ‎навязывания.

Такое ‎отторжение‏ ‎— ‎часть‏ ‎базовой ‎психической ‎прошивки ‎не ‎только‏ ‎любого‏ ‎вменяемого‏ ‎человека, ‎но‏ ‎даже ‎и‏ ‎животных. ‎Слышали‏ ‎английскую‏ ‎пословицу ‎«Можно‏ ‎привести ‎лошадь ‎к ‎воде, ‎но‏ ‎нельзя ‎заставить‏ ‎её‏ ‎пить»? ‎Она ‎как‏ ‎раз ‎об‏ ‎этом. ‎Живыми ‎существами, ‎чьи‏ ‎мозги‏ ‎и ‎психика‏ ‎достаточно ‎сложны‏ ‎— ‎управляют ‎собственные ‎спонтанные ‎мотивации‏ ‎этих‏ ‎существ. ‎У‏ ‎кого ‎есть‏ ‎домашние ‎питомцы ‎— ‎кошки, ‎собаки‏ ‎—‏ ‎те‏ ‎знают, ‎что‏ ‎звери ‎тоже‏ ‎наделены ‎индивидуальными‏ ‎чертами.‏ ‎И ‎тоже‏ ‎могут ‎действовать ‎«из ‎вредности» ‎и‏ ‎других ‎неочевидных‏ ‎побуждений,‏ ‎так ‎что ‎уж‏ ‎говорить ‎о‏ ‎занявших ‎вершину ‎земной ‎пищевой‏ ‎цепи‏ ‎людях?

Человек ‎неисчерпаем‏ ‎— ‎любит‏ ‎повторять ‎в ‎своих ‎текстах ‎мой‏ ‎коллега,‏ ‎известный ‎публицист‏ ‎Виктор ‎Мараховский‏ ‎— ‎один ‎из ‎первых ‎читателей‏ ‎книги‏ ‎«Путь‏ ‎прогрессора». ‎И‏ ‎с ‎коллегой‏ ‎трудно ‎не‏ ‎согласиться,‏ ‎ведь ‎люди‏ ‎способны ‎преподносить ‎такие ‎сюрпризы ‎—‏ ‎как ‎в‏ ‎позитивную,‏ ‎так ‎и ‎в‏ ‎негативную ‎сторону‏ ‎— ‎каких ‎окружающие ‎и‏ ‎помыслить‏ ‎не ‎могли.‏ ‎Неисчерпаемость ‎же‏ ‎человека ‎во ‎многом ‎базируется ‎именно‏ ‎на‏ ‎спонтанности ‎человеческих‏ ‎побуждений. ‎Из-за‏ ‎чего ‎те ‎окружающие, ‎которые ‎пытаются‏ ‎давить‏ ‎на‏ ‎человека, ‎принуждать‏ ‎его, ‎подменять‏ ‎его ‎спонтанные‏ ‎мотивы‏ ‎чужими ‎—‏ ‎воспринимаются ‎в ‎штыки.

Маленький ‎человек ‎с‏ ‎самого ‎детства‏ ‎не‏ ‎хочет, ‎например, ‎есть‏ ‎кашу ‎именно‏ ‎потому, ‎что ‎его ‎принуждают.‏ ‎А‏ ‎вот ‎если‏ ‎не ‎принуждают,‏ ‎а ‎заинтересуют ‎— ‎допустим, ‎личным‏ ‎примером‏ ‎— ‎то‏ ‎каша ‎идёт‏ ‎на ‎ура. ‎Ведь ‎если ‎папа‏ ‎и‏ ‎старший‏ ‎брат ‎тоже‏ ‎едят ‎кашу‏ ‎в ‎четыре‏ ‎руки‏ ‎— ‎то,‏ ‎наверное, ‎мама ‎говорит ‎правду, ‎и‏ ‎каша ‎вкусная?‏ ‎Надо‏ ‎бы ‎проверить, ‎а‏ ‎то ‎вдруг‏ ‎вот ‎так, ‎легкомысленно ‎отказываясь,‏ ‎упустишь‏ ‎вкуснотищу.

Мы, ‎люди,‏ ‎с ‎младых‏ ‎ногтей ‎заточены ‎на ‎подражание ‎другим,‏ ‎но‏ ‎это ‎подражание‏ ‎— ‎результат‏ ‎спонтанной, ‎добровольной ‎заинтересованности. ‎И ‎если‏ ‎учитывать‏ ‎описанные‏ ‎в ‎трёх‏ ‎предыдущих ‎абзацах‏ ‎нюансы ‎устройства‏ ‎человеческой‏ ‎психики, ‎то‏ ‎становится ‎понятно, ‎по ‎какой ‎причине‏ ‎в ‎«Мире‏ ‎Полудня»‏ ‎не ‎любят ‎прогрессоров.‏ ‎Ровно ‎по‏ ‎той ‎же, ‎по ‎какой‏ ‎наши‏ ‎современники ‎зачастую‏ ‎терпеть ‎не‏ ‎могут ‎навязчивых ‎продавцов, ‎рекламу, ‎телефонные‏ ‎звонки‏ ‎от ‎«официальных‏ ‎партнёров ‎АО‏ ‎ОмегаБанк» ‎и ‎тому ‎подобное.

Однако ‎при‏ ‎этом,‏ ‎процесс‏ ‎социальной ‎эволюции‏ ‎человечества ‎требует‏ ‎от ‎любого‏ ‎из‏ ‎нас ‎учиться‏ ‎взаимодействовать ‎с ‎другими ‎представителями ‎вида‏ ‎Homo ‎Sapiens‏ ‎Sapiens.‏ ‎Ибо ‎без ‎широчайшей‏ ‎линейки ‎человеческой‏ ‎кооперации ‎по ‎самым ‎разным‏ ‎вопросам‏ ‎— ‎не‏ ‎было ‎бы‏ ‎и ‎того, ‎что ‎принято ‎называть‏ ‎«цивилизованным‏ ‎образом ‎жизни».

Биологическая‏ ‎эволюция ‎человека‏ ‎— ‎не ‎то ‎чтобы ‎завершена,‏ ‎но‏ ‎идёт‏ ‎весьма ‎неспешно.‏ ‎Кроманьонский ‎человек,‏ ‎почти ‎не‏ ‎отличающийся‏ ‎от ‎нас‏ ‎с ‎вами ‎по ‎физическим ‎параметрам‏ ‎— ‎жил,‏ ‎по‏ ‎разным ‎оценкам, ‎уже‏ ‎160-180 ‎тысяч‏ ‎лет ‎тому ‎назад. ‎Что‏ ‎изменилось‏ ‎с ‎тех‏ ‎пор ‎в‏ ‎анатомии ‎и ‎физиологии ‎людей? ‎Да‏ ‎ничего.‏ ‎А ‎вот‏ ‎общественное ‎устройство‏ ‎человеческих ‎популяций ‎— ‎претерпело ‎огромные‏ ‎изменения.‏ ‎На‏ ‎основании ‎чего‏ ‎не ‎будет‏ ‎преувеличением ‎утверждение,‏ ‎что‏ ‎социальная ‎эволюция‏ ‎по ‎скорости ‎на ‎порядки ‎опережает‏ ‎биологическую.

Каждый ‎из‏ ‎нас‏ ‎с ‎раннего ‎детства‏ ‎вынужден ‎учиться‏ ‎взаимодействовать ‎с ‎другими ‎людьми.‏ ‎Кто‏ ‎в ‎силу‏ ‎чрезвычайных ‎обстоятельств‏ ‎лишён ‎этого ‎взаимодействия ‎— ‎из‏ ‎того‏ ‎в ‎итоге‏ ‎получаются ‎печально‏ ‎известные ‎«дети-маугли». ‎Ведь ‎это ‎только‏ ‎в‏ ‎книжке‏ ‎Киплинга ‎ребёнок,‏ ‎попавший ‎в‏ ‎стаю ‎волков,‏ ‎после‏ ‎смог ‎вернуться‏ ‎назад ‎в ‎человеческое ‎общество. ‎В‏ ‎действительности ‎же‏ ‎такие‏ ‎дети ‎застревают ‎на‏ ‎определённом ‎уровне‏ ‎психического ‎развития ‎до ‎конца‏ ‎жизни.‏ ‎Поскольку ‎те‏ ‎зоны ‎мозга,‏ ‎которые ‎отвечают ‎за ‎усвоение ‎базовых‏ ‎человеческих‏ ‎социальных ‎прошивок,‏ ‎у ‎«детей-маугли»‏ ‎оказываются ‎заполнены ‎прошивками ‎звериными.

Да, ‎биологически‏ ‎такие‏ ‎люди‏ ‎тоже ‎относятся‏ ‎к ‎виду‏ ‎Homo ‎Sapiens‏ ‎Sapiens,‏ ‎но ‎психика‏ ‎их ‎не ‎приобретает ‎знакомых ‎нам‏ ‎человеческих ‎черт.‏ ‎Оставаясь‏ ‎в ‎лучшем ‎случае‏ ‎— ‎психикой‏ ‎детей-младенцев, ‎а ‎в ‎худшем‏ ‎—‏ ‎имея ‎чисто‏ ‎животное ‎наполнение.

Другой‏ ‎вариант ‎проблем ‎во ‎взаимодействии ‎с‏ ‎другими‏ ‎людьми ‎—‏ ‎не ‎столь‏ ‎драматичный, ‎как ‎у ‎«детей-маугли», ‎но‏ ‎зато‏ ‎повсеместно‏ ‎распространённый ‎—‏ ‎это ‎провал‏ ‎социализации ‎и‏ ‎последующая‏ ‎изоляция. ‎Крайней‏ ‎формой ‎которой ‎выступает ‎широко ‎известное‏ ‎явление ‎японской‏ ‎повседневности‏ ‎— ‎«хикикомори» ‎или‏ ‎просто ‎«хикки».‏ ‎Хикки ‎отказывается ‎от ‎контактов‏ ‎с‏ ‎неродственными ‎людьми.‏ ‎А ‎с‏ ‎родственниками ‎— ‎обычно ‎родителями ‎—‏ ‎контактирует‏ ‎ровно ‎настолько,‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎умереть ‎с ‎голода ‎и ‎иметь‏ ‎доступ‏ ‎к‏ ‎интернету, ‎видеоиграм,‏ ‎телевидению ‎и‏ ‎другим ‎способам‏ ‎заполнить‏ ‎свои ‎будни‏ ‎развлекательным ‎контентом, ‎остановившись ‎в ‎личностном‏ ‎развитии ‎на‏ ‎уровне‏ ‎подросткового ‎возраста.

Такие ‎люди‏ ‎проводят ‎годы‏ ‎и ‎десятилетия ‎взаперти ‎в‏ ‎собственных‏ ‎комнатах, ‎пока‏ ‎их ‎родители‏ ‎трудятся, ‎содержа ‎себя ‎и ‎хикки.‏ ‎Нередко‏ ‎хикки ‎доживают‏ ‎таким ‎способом‏ ‎до ‎седых ‎волос, ‎когда ‎самому‏ ‎иждивенцу,‏ ‎например,‏ ‎уже ‎лет‏ ‎60, ‎а‏ ‎его ‎родителям-пенсионерам‏ ‎—‏ ‎по ‎80.‏ ‎А ‎когда ‎родители ‎умирают, ‎то‏ ‎нередки ‎случаи‏ ‎сокрытия‏ ‎этих ‎смертей ‎их‏ ‎детьми ‎с‏ ‎целью ‎продолжения ‎использования ‎пенсий,‏ ‎которые‏ ‎позволили ‎бы‏ ‎и ‎дальше‏ ‎влачить ‎существование ‎карикатурному ‎подобию ‎человека,‏ ‎называемому‏ ‎сами ‎же‏ ‎японцами ‎термином‏ ‎«парасайто ‎сингуру», ‎то ‎есть ‎«паразит-одиночка».

Если‏ ‎отстраниться‏ ‎от‏ ‎эмоций ‎и‏ ‎рассматривать ‎хикки‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎интересов ‎социальной‏ ‎эволюции, ‎то ‎даже ‎хорошо, ‎что‏ ‎они ‎не‏ ‎заводят‏ ‎семьи ‎и ‎не‏ ‎дают ‎жизнь‏ ‎детям, ‎поскольку ‎перенос ‎в‏ ‎следующее‏ ‎поколение ‎тех‏ ‎черт ‎личности,‏ ‎которые ‎привели ‎«паразитов-одиночек» ‎к ‎столь‏ ‎специфической‏ ‎форме ‎существования‏ ‎— ‎нежелателен.

Ведь‏ ‎для ‎того, ‎чтобы ‎всё ‎человечество‏ ‎могло‏ ‎развиваться‏ ‎и ‎дальше‏ ‎— ‎нужны‏ ‎зрелые ‎люди,‏ ‎способные‏ ‎выстраивать ‎отношения‏ ‎с ‎другими, ‎учитывать ‎чужие ‎интересы‏ ‎и ‎решать‏ ‎жизненные‏ ‎задачи ‎сообща ‎таким‏ ‎способом, ‎чтобы‏ ‎пользу ‎получали ‎все ‎участники‏ ‎взаимодействия.

А‏ ‎инфантильные ‎«мамкины‏ ‎конфетки», ‎так‏ ‎и ‎не ‎осилившие ‎переход ‎от‏ ‎детской‏ ‎психики ‎ко‏ ‎взрослой ‎—‏ ‎не ‎нужны.

Читать: 5+ мин
logo Путь прогрессора

1. Социальная эволюция (1.1)

Признаюсь ‎совершенно‏ ‎откровенно: ‎я ‎не ‎люблю ‎прогрессоров,‏ ‎хотя ‎сам
был,‏ ‎по-видимому,‏ ‎одним ‎из ‎первых‏ ‎прогрессоров ‎ещё‏ ‎в ‎те ‎времена, ‎когда
это‏ ‎понятие‏ ‎употреблялось ‎в‏ ‎теоретических ‎выкладках.‏ ‎Впрочем, ‎надо
сказать, ‎что ‎в ‎своём‏ ‎отношении‏ ‎к ‎прогрессорам‏ ‎я ‎не‏ ‎оригинален.
Аркадий ‎и ‎Борис ‎Стругацкие, ‎«Жук‏ ‎в‏ ‎муравейнике»


1.1

Если‏ ‎вы ‎читали‏ ‎серию ‎научно-фантастических‏ ‎произведений ‎советских‏ ‎писателей‏ ‎братьев ‎Стругацких,‏ ‎посвящённую ‎«Миру ‎Полудня», ‎то ‎наверняка‏ ‎в ‎курсе,‏ ‎как‏ ‎именно ‎они ‎описывали‏ ‎прогрессорство.

Для ‎тех,‏ ‎кто ‎не ‎читал, ‎кратко‏ ‎изложу‏ ‎суть: ‎в‏ ‎XXII ‎веке,‏ ‎который ‎названные ‎авторы ‎рисовали ‎коммунистическим‏ ‎(поскольку‏ ‎написали ‎посвящённые‏ ‎ему ‎романы‏ ‎в ‎период ‎с ‎конца ‎1950-х‏ ‎по‏ ‎1985‏ ‎год), ‎человечество‏ ‎достигнет ‎звёзд‏ ‎и ‎откроет‏ ‎множество‏ ‎иных ‎цивилизаций‏ ‎— ‎как ‎гуманоидных, ‎так ‎и‏ ‎нет. ‎Руководствуя‏ ‎идеологическими‏ ‎соображениями, ‎люди ‎начнут‏ ‎вмешиваться ‎во‏ ‎внутренние ‎дела ‎тех ‎гуманоидных‏ ‎цивилизаций,‏ ‎которые ‎будут‏ ‎находиться ‎на‏ ‎более ‎низких ‎ступенях ‎развития. ‎Для‏ ‎такого‏ ‎вмешательства ‎и‏ ‎появится ‎профессия‏ ‎прогрессора. ‎То ‎есть ‎— ‎человека,‏ ‎по‏ ‎роду‏ ‎деятельности ‎подталкивающего‏ ‎другие ‎человечества‏ ‎к ‎движению‏ ‎в‏ ‎сторону ‎коммунизма.‏ ‎В ‎те ‎годы ‎считалось, ‎что‏ ‎коммунизм ‎неизбежен,‏ ‎как‏ ‎увольнение ‎в ‎запас‏ ‎(в ‎просторечии‏ ‎— ‎«дембель») ‎со ‎срочной‏ ‎службы‏ ‎в ‎рядах‏ ‎Советской ‎армии,‏ ‎отсюда ‎и ‎такая ‎особенность ‎фантастических‏ ‎произведений‏ ‎из ‎«Полуденного‏ ‎цикла».

Сейчас, ‎кстати,‏ ‎тоже ‎есть ‎люди, ‎которые ‎придерживаются‏ ‎убеждения‏ ‎о‏ ‎неизбежности ‎прихода‏ ‎коммунизма, ‎а‏ ‎двое ‎из‏ ‎них‏ ‎даже ‎написали‏ ‎книгу ‎под ‎названием ‎«Мир ‎Полудня‏ ‎Стругацких ‎как‏ ‎историческая‏ ‎неизбежность». ‎Однако ‎моя‏ ‎работа, ‎которую‏ ‎вы ‎читаете, ‎не ‎посвящена‏ ‎полемике‏ ‎на ‎тему‏ ‎возможности ‎построения‏ ‎коммунизма. ‎Причина ‎банальна: ‎никому ‎ещё‏ ‎не‏ ‎удалось ‎описать‏ ‎достоверные ‎способы‏ ‎достижения ‎названной ‎социально-экономической ‎формации, ‎о‏ ‎содержании‏ ‎которой,‏ ‎к ‎слову,‏ ‎тоже ‎идут‏ ‎жаркие ‎споры.

Как‏ ‎можно‏ ‎выстроить ‎нечто,‏ ‎даже ‎не ‎придя ‎к ‎единому‏ ‎мнению ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎же ‎это‏ ‎такое ‎и‏ ‎каково ‎его ‎внутреннее ‎содержание?‏ ‎Вопрос‏ ‎риторический.

Стругацкие ‎талантливо‏ ‎описали ‎внешнюю‏ ‎форму ‎«коммунистического ‎будущего», ‎но ‎—‏ ‎ни‏ ‎словом ‎не‏ ‎обмолвились ‎о‏ ‎том, ‎откуда ‎взялись ‎механизмы, ‎которые‏ ‎должны‏ ‎обеспечивать‏ ‎существование ‎и‏ ‎функционирование ‎такого‏ ‎общественного ‎уклада.‏ ‎Равно‏ ‎как ‎и‏ ‎о ‎том, ‎кто ‎выстроил ‎эти‏ ‎механизмы, ‎каким‏ ‎способом,‏ ‎откуда ‎взял ‎кадры‏ ‎и ‎так‏ ‎далее.

Например, ‎в ‎«Мире ‎полудня»‏ ‎есть‏ ‎Высокая ‎теория‏ ‎воспитания ‎(ВТВ).‏ ‎На ‎её ‎основе ‎массы ‎Учителей‏ ‎воспитывают‏ ‎детей ‎в‏ ‎специальных ‎школах-интернатах.‏ ‎Так ‎вот, ‎верные ‎своему ‎литературному‏ ‎приёму‏ ‎«отказа‏ ‎от ‎объяснений»,‏ ‎Стругацкие ‎ни‏ ‎словом ‎не‏ ‎обмолвились‏ ‎о ‎том,‏ ‎в ‎чём ‎суть ‎ВТВ. ‎Уже‏ ‎намного ‎позже‏ ‎их‏ ‎биограф ‎Антон ‎Молчанов‏ ‎(больше ‎известный‏ ‎под ‎литературным ‎псевдонимом ‎Ант‏ ‎Скаландис),‏ ‎а ‎также‏ ‎другие ‎люди‏ ‎пытались ‎наполнить ‎ВТВ ‎содержанием ‎в‏ ‎соответствии‏ ‎с ‎собственными‏ ‎представлениями. ‎Но‏ ‎не ‎преуспели ‎в ‎этом. ‎Равно‏ ‎как‏ ‎и‏ ‎не ‎смогли‏ ‎объяснить, ‎откуда‏ ‎человечество ‎взяло‏ ‎столько‏ ‎подготовленных ‎кадров‏ ‎для ‎применения ‎ВТВ ‎на ‎практике‏ ‎— ‎тех‏ ‎самых‏ ‎Учителей, ‎которые ‎описаны‏ ‎в ‎романах‏ ‎«Полуденного ‎цикла».

Уже ‎в ‎текущем,‏ ‎XXI‏ ‎веке, ‎«отказ‏ ‎от ‎объяснений»‏ ‎использовал ‎против ‎«Мира ‎Полудня» ‎отечественный‏ ‎литератор‏ ‎Константин ‎Крылов.‏ ‎Опубликовавший ‎в‏ ‎2016 ‎году ‎в ‎Рунете ‎под‏ ‎псевдонимом‏ ‎«Михаил‏ ‎Харитонов» ‎роман‏ ‎«Факап», ‎посвящённый,‏ ‎собственно, ‎внутреннему‏ ‎содержимому‏ ‎«коммунизма ‎будущего».‏ ‎Его ‎экономической ‎основе, ‎его ‎социальным‏ ‎отношениям, ‎его‏ ‎государственному‏ ‎аппарату, ‎и, ‎наконец,‏ ‎психологии ‎населяющих‏ ‎его ‎людей.

Однако ‎в ‎этом‏ ‎антиутопическом‏ ‎произведении, ‎опять-таки,‏ ‎не ‎оказалось‏ ‎ни ‎слова ‎о ‎том, ‎а‏ ‎кто‏ ‎и ‎как‏ ‎придумал ‎ту‏ ‎же ‎ВТВ, ‎массово ‎начал ‎готовить‏ ‎Учителей‏ ‎и‏ ‎так ‎далее.

У‏ ‎Крылова-Харитонова ‎под‏ ‎термином ‎«Полдень»‏ ‎понимается‏ ‎ядерная ‎катастрофа,‏ ‎в ‎рамках ‎которой ‎возродившийся ‎ранее‏ ‎исламский ‎Халифат‏ ‎уничтожил‏ ‎другие ‎земные ‎государства‏ ‎почти ‎на‏ ‎корню. ‎В ‎восточном ‎полушарии,‏ ‎а‏ ‎конкретно ‎—‏ ‎в ‎России‏ ‎— ‎осталось ‎18-20 ‎миллионов ‎жителей,‏ ‎в‏ ‎западном ‎—‏ ‎лишь ‎2‏ ‎миллиона ‎(причём ‎исключительно ‎на ‎Аляске),‏ ‎а‏ ‎в‏ ‎остальных ‎регионах‏ ‎планеты ‎—‏ ‎вообще ‎сплошной‏ ‎ядерный‏ ‎пепел, ‎и‏ ‎только.

После ‎чего, ‎согласно ‎«Факапу», ‎начался‏ ‎небывалый ‎научно-технический‏ ‎прогресс,‏ ‎который ‎и ‎привёл‏ ‎в ‎итоге‏ ‎к ‎объединению ‎планеты ‎в‏ ‎одно‏ ‎государство ‎и‏ ‎появлению ‎«Мира‏ ‎Полудня», ‎населённого ‎коммунарами. ‎Последние, ‎впрочем,‏ ‎к‏ ‎моменту, ‎когда‏ ‎происходит ‎действие‏ ‎«Факапа», ‎ведут ‎себя ‎как ‎наши‏ ‎современники.‏ ‎Руководствуясь‏ ‎всё ‎теми‏ ‎же ‎биологическими‏ ‎стимулами ‎—‏ ‎едой,‏ ‎размножением ‎и‏ ‎доминированием. ‎Как ‎это ‎сочетается ‎с‏ ‎воспитанием ‎в‏ ‎интернатах‏ ‎Учителями ‎согласно ‎ВТВ‏ ‎— ‎непонятно.‏ ‎Зато ‎понятно, ‎что ‎в‏ ‎изображённом‏ ‎Крыловым-Харитоновым ‎будущем‏ ‎у ‎людей‏ ‎постоянно ‎ковыряются ‎в ‎головах ‎—‏ ‎ментоскопируют,‏ ‎стирают ‎воспоминания,‏ ‎корректируют ‎психику.‏ ‎Коммунизм ‎ли ‎это? ‎Пусть ‎каждый‏ ‎решит‏ ‎для‏ ‎себя ‎сам.‏ ‎Например, ‎у‏ ‎российских ‎либералов-западников,‏ ‎для‏ ‎которых ‎Стругацкие‏ ‎— ‎культовые ‎фигуры, ‎от ‎романа‏ ‎«Факап» ‎припекло.

Меня,‏ ‎впрочем,‏ ‎как ‎прагматика, ‎который‏ ‎в ‎юности‏ ‎любил ‎читать ‎романы ‎Стругацких,‏ ‎но‏ ‎никогда ‎не‏ ‎был ‎фанатом‏ ‎выдуманного ‎ими ‎«Мира ‎Полудня», ‎давно‏ ‎начало‏ ‎интересовать ‎совсем‏ ‎другое. ‎А‏ ‎именно: ‎применима ‎ли ‎та ‎же‏ ‎Высокая‏ ‎теория‏ ‎воспитания ‎или‏ ‎прогрессорство ‎в‏ ‎нашей, ‎не‏ ‎выдуманной‏ ‎коммунистической, ‎а‏ ‎существующей ‎постсоветской ‎действительности?

На ‎мой ‎взгляд‏ ‎— ‎да,‏ ‎это‏ ‎применимо, ‎чему ‎и‏ ‎посвящена ‎упомянутая‏ ‎во ‎вступлении ‎уже ‎опубликованная‏ ‎книга‏ ‎«Путь ‎прогрессора».‏ ‎Однако ‎в‏ ‎ней ‎мы ‎с ‎моим ‎соавтором‏ ‎—‏ ‎Русланом ‎Осташко‏ ‎— ‎сразу‏ ‎берём ‎тему ‎за ‎рога, ‎во‏ ‎многом‏ ‎оставляя‏ ‎за ‎кадром‏ ‎сам ‎процесс‏ ‎рассуждений, ‎который‏ ‎привёл‏ ‎меня ‎(это‏ ‎я ‎заразил ‎Руслана ‎интересом ‎к‏ ‎прогрессорству) ‎к‏ ‎выводу‏ ‎о ‎возможности ‎такого‏ ‎применения.

Теперь ‎же‏ ‎я ‎изложу ‎именно ‎свою‏ ‎цепь‏ ‎рассуждений, ‎появившуюся‏ ‎вследствие ‎того,‏ ‎что ‎у ‎меня ‎сложилось ‎определённое‏ ‎мировоззрение.

Читать: 2+ мин
logo Путь прогрессора

Концепция прогрессорской деятельности

От ‎автора

Приветствую‏ ‎Вас ‎— ‎человека, ‎открывшего ‎эту‏ ‎страницу.

Родители ‎назвали‏ ‎меня‏ ‎Александром, ‎а ‎в‏ ‎контексте, ‎куда‏ ‎укладывается ‎появление ‎читаемых ‎вами‏ ‎строк,‏ ‎я ‎—‏ ‎соавтор ‎увидевшей‏ ‎свет ‎в ‎2023 ‎году ‎книги‏ ‎«Путь‏ ‎прогрессора». ‎Книги,‏ ‎посвящённой ‎действительной‏ ‎реализации ‎тех ‎идей, ‎которые ‎были‏ ‎поверхностно‏ ‎описаны‏ ‎советскими ‎фантастами‏ ‎Аркадием ‎и‏ ‎Борисом ‎Стругацкими.

День,‏ ‎когда‏ ‎я ‎пищу‏ ‎всё ‎это ‎— ‎2 ‎июня‏ ‎2024 ‎года.‏ ‎За‏ ‎окном ‎и ‎в‏ ‎моём ‎рабочем‏ ‎кабинете ‎летняя ‎жара, ‎я‏ ‎с‏ ‎утра ‎съездил‏ ‎в ‎торговый‏ ‎центр ‎за ‎покупками ‎вместе ‎с‏ ‎женой,‏ ‎поел ‎клубники‏ ‎с ‎йогуртом,‏ ‎а ‎теперь, ‎когда ‎спутница ‎моей‏ ‎жизни‏ ‎прилегла‏ ‎отдохнуть, ‎создал‏ ‎в ‎текстовом‏ ‎редакторе ‎файл‏ ‎для‏ ‎книги, ‎которую‏ ‎задумал ‎почти ‎сразу ‎после ‎опубликования‏ ‎предыдущей. ‎На‏ ‎момент‏ ‎написания ‎этого ‎вступления‏ ‎я ‎готовлюсь‏ ‎к ‎тому, ‎чтобы ‎стать‏ ‎отцом‏ ‎в ‎третий‏ ‎раз. ‎Лично‏ ‎стремясь ‎внести ‎лепту ‎в ‎улучшение‏ ‎демографии‏ ‎нашего ‎Отечества,‏ ‎за ‎благополучие‏ ‎которого ‎ратую ‎устно, ‎письменно ‎и‏ ‎собственноручно‏ ‎—‏ ‎действиями.

Моя ‎книга,‏ ‎как ‎понятно‏ ‎из ‎названия‏ ‎на‏ ‎обложке, ‎посвящена‏ ‎Концепции ‎прогрессорском ‎деятельности, ‎которую ‎я‏ ‎далее ‎буду‏ ‎для‏ ‎краткости ‎называть ‎аббревиатурой‏ ‎КПД. ‎Я‏ ‎понятия ‎не ‎имею, ‎когда‏ ‎эта‏ ‎книга ‎увидит‏ ‎свет, ‎но‏ ‎принял ‎для ‎себя ‎решение ‎вне‏ ‎зависимости‏ ‎от ‎даты‏ ‎её ‎публикации‏ ‎оставить ‎это ‎авторское ‎введение ‎в‏ ‎неизменном‏ ‎виде,‏ ‎как ‎точку‏ ‎отсчёта ‎и‏ ‎срез ‎памяти‏ ‎для‏ ‎фиксации ‎того‏ ‎момента, ‎когда ‎дело ‎написания ‎было‏ ‎сдвинуто ‎мною‏ ‎с‏ ‎мёртвой ‎точки.

Далее ‎вас‏ ‎ждут ‎8‏ ‎глав, ‎содержащих ‎изложение ‎и‏ ‎обоснование‏ ‎названной ‎концепции‏ ‎— ‎цельного‏ ‎мировоззрения, ‎носитель ‎которого ‎в ‎моём‏ ‎лице‏ ‎считает ‎целью‏ ‎человеческой ‎жизни‏ ‎созидание ‎в ‎любой ‎его ‎форме.

Надеюсь,‏ ‎чтение‏ ‎принесёт‏ ‎вам ‎пользу‏ ‎и ‎выступит‏ ‎стимулом ‎к‏ ‎приумножению‏ ‎Любви, ‎в‏ ‎чём, ‎по ‎моему ‎скромному ‎мнению,‏ ‎и ‎заключается‏ ‎смысл‏ ‎жизни ‎человека.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048