1.3
Если кому-то из читателей этих строк финальное утверждение предыдущего абзаца показалось слишком уж безжалостным, то предлагаю задать себе и только себе один простой вопрос: готовы ли именно вы пожизненно содержать за ваш счёт хотя бы одного человека, который, будучи психически и физически сохранным, категорически не намерен трудиться, принося пользу другим людям и таким способом обеспечивая свои потребности?
Если вы честны сами с собой, то я сомневаюсь, что ответ на такой вопрос будет «да». Ведь содержание явного и откровенного паразита, не скрывающего своих намерений до смерти жить за чужой счёт – это одна из форм навязывания. Которому, напомню, противится любая здоровая личность. Никто в здравом уме не станет возиться с человеком, нарушающим принцип эквивалентного обмена. То есть – жаждущим только получать, ничего не давая взамен.
Любые формы человеческих отношений предполагают, что вкладываются обе стороны. Просто вложения не обязательно материальны, ими может выступать и затраченное на удовлетворение нужд другого человека время, и усилия, приложенные для того, чтобы вторая сторона осталась довольной.
Так моя пребывающая на момент написания этих строк в декрете жена находит время, чтобы приготовить ту еду, которая мне по вкусу. А не изображает «самого больного в мире Карлсона» с целью выудить из меня побольше заботы, а самой напрягаться поменьше. И я вижу, что она не жалеет себя, а потому – тоже делаю для неё многое. В том числе – и посильно освобождаю её от разных бытовых дел, вместо того, чтобы прикинуться очень занятым мужиком, обеспечивающим семью, а значит – не обязанным больше делать ничего. Да, я обеспечиваю, но – поскольку субъективная значимость жены для меня высока – не стремлюсь использовать моё положение для самооправданий.
В здоровых отношениях любого подвида – любовных, семейных, дружеских, рабочих – баланс интересов соблюдается неизменно. Потому что если одна из сторон начинает «тянуть одеяло на себя», то вторая, можно не сомневаться, видит это, и может ответить тем же. После чего отношения переходят из категории здоровых в противоположную категорию и начинают разрушаться. Когда постепенно, а когда и стремительно.
Следовательно, для продолжения социальной эволюции, заключающейся в совершенствовании форм взаимодействия между людьми для пользы каждого участника – требуется наличие взрослых Homo Sapiens Sapiens. Не достигших совершеннолетия – поскольку ни 18-летие, ни какой-либо другой биологический возраст сам по себе не делает человека взрослым, а взрослых в смысле личностного развития. Состоящего из трёх стадий – детской, подростковой, и, собственно, взрослой.
Детскую стадию проходят все, кроме упомянутых выше несчастных «маугли», а также людей с дефектами умственного развития. А вот подростковую стадию преодолевает уже далеко не каждый наш современник. Многие, как те самые хикки, застревают в психическом состоянии, присущем подростку. И делают это не в силу каких-то внешних обстоятельств, а исключительно по собственному выбору. Им просто так удобно, поскольку родня потакает и позволяет вести паразитическое существование.
Конечно, за пределами Японии хикки не распространены, однако многие люди научились застревать в подростковой стадии развития не полностью, а частично. То есть, вроде как проходят социализацию, однако она оказывается весьма поверхностной. Современное общество позволяет проделывать такие штуки, поскольку в нём можно освоить какую-нибудь несложную профессию, не требующую взрослого подхода. После чего – обеспечив свои базовые физические потребности – расслабиться, чтобы провести в таком состоянии всю оставшуюся жизнь.
Подобные люди попадаются в обществе сплошь и рядом, узнать их нетрудно. Они постоянно ноют, очень любят перекладывать ответственность за свою жизнь на кого-то другого (эталонный вариант – на президента России, о чём гласят известные язвительные стишки, завершающиеся словами «это Путин виноват», но для перекладывания сгодятся и «токсичные родители» и много кто другой) и делают то, за что берутся, спустя рукава. А ответственность за результаты, опять же, перекладывают на других.
Как можно иметь дело с такими людьми? В идеале – никак. От них лучше просто держаться подальше, даже если это кровная родня. Иметь же дело любой нормальный взрослый стремится с другими взрослыми. То есть, с теми, кто отвечает за слова, не подводит, не ноет, не перекладывает ответственность и качественно делает то, за что взялся.
Именно такие люди толкают вперёд социальную эволюцию и любой из них, по сути, является настоящим, а не выдуманным Стругацкими прогрессором. Впрочем, об этом пойдёт речь в следующих главах, а сейчас вернусь к теме сопротивления навязыванию.
Такое сопротивление имеет самое прямое отношение к социальной эволюции человечества, поскольку подражают люди не тем, кто транслирует «правильные» лозунги, пытаясь таким способом принудить других следовать какой-то идеологии, а тем, чья личность привлекательна для подражания.
Приведу банальный пример: вы решили заняться фитнесом или просто начать ходить в тренажёрный зал, но привычки к физической культуре у вас нет, а потому вам нужен тренер, который будет «гонять» вас первое время, помогая сформировать такую привычку. Вопрос: увидев в выбранном для занятий клубе двух потенциальных тренеров – кого вы предпочтёте, подтянутого спортсмена, который явно занимается и сам, или заплывшего жиром любителя малоподвижного образа жизни? Ответ очевиден. Да, позже может оказаться, что второй из тренеров – тоже профессионал и разбирается в профессии ничуть не хуже, а то и лучше. Но встречают – всегда «по одёжке», то есть – по имиджу, тогда как шанс проявить ум – может просто не появиться. У человека, который хочет влиять на других, нет других вариантов, кроме как вызвать у этих других искренний, спонтанный интерес. А для этого надо лично соответствовать декларируемым убеждениям, чего бы они ни касались.
Желающему обратить других в христианство – придётся самому поступать так, как заповедал Христос. В ином случае может получиться то, что в Европе назвали Реформацией, сопровождаемой чередой кровавых религиозных войн.
Желающему проповедовать ЗОЖ, здоровый образ жизни – придётся самому если не быть, то хотя бы выглядеть здоровым. Иначе над ним будут насмехаться, как над чокнувшимися идейными веганами, чей отказ от нормального питания доводит их до крайних степеней истощения и смертей в молодом возрасте.
Желающему весомо ратовать за улучшение демографии – придётся самому быть многодетным, а если этому есть препятствия в виде бесплодия, то надо усыновлять детей из приютов.
И так далее, и тому подобное – какую сферу жизни ни возьмите.
Вся планетарная цивилизация людей, все человеческие сообщества базируются на спонтанном подражании одних другим. А те, кто пытается заменить спонтанность насильственным принуждением – существуют, по историческим меркам, крайне недолго.