Медведев и Семенов — парадоксы 1920 года
Дальний Восток 1920–1921 года — это целый кладезь забытых смыслов и намеков на весьма опасные вероятности, все еще далекие от нуля по сей день. Это история компромиссов и действительно имевшей место реализации пресловутого «хитрого плана», который у ЦК РКП(б) тогда на самом деле был, а не существовал в виде облачного мифа для трудящихся. Суть его заключалась в искусственном притормаживании советизации Дальнего Востока с целью избежать обострения на этом фронте и не допустить активизацию войск интервентов, прежде всего, японцев.
В результате одобрение получила концепция «буферного государства» с коалиционным демократическим правительством, пришедшим на смену ставленникам Колчака, где большевики играли значительную, порой ключевую роль, но присутствовали и другие политические силы.
31 января 1920 г. во Владивостоке власть в результате восстания, в котором активное участие приняли местные большевики, перешла от подчинявшегося Колчаку генерала Розанова к Приморской областной земской управе — Временному правительству по руководством А. С. Медведева, которое заявило затем о распространении своей власти на всю территорию Дальнего Востока, Приморскую, Амурскую, Сахалинскую и Камчатскую области, а «равно и на русское население в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги». Соответствующая декларация была принята 31 марта, а затем земская управа провела на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании выборы в Народное собрание — орган представляющий интересы широких масс, так сказать. Народное собрание Приморья избрало Совет министров, но и правительство земской управы при этом было сохранено. Разумеется, желающих возглавить и направить было в том регионе гораздо больше и имел место конфликт интересов претендентов на власть. Медведеву пришлось вести сложные и неоднозначные переговоры с другими центрами силы местного значения.
Сам Александр Семенович Медведев происходил из казаков Области войска Донского, однако пошел не по казачьему пути — образование получал сначала в Астраханской, а затем в Иркутской духовной семинарии. В 1901–1905 годах служил учителем в Удском округе и Амурской области. С 1905 года участвовал в революционном движении, в 1907 году вступил в партию социалистов-революционеров. Сторонником большевиков он ни в коей мере не являлся, но разу уж была заявлена демократия, требовалось находить возможности для совместной работы.
Некоторое время не получалось никак решить вопрос с центром объединения — рассматривались в качестве оных Верхнеудинск и Владивосток, причем представители большевиков выступали за первый вариант, ведя переговоры с делегацией Семенова, так что непреклонность атамана в части «борьбы с красными» сильно преувеличена последующими романтизаторами Белого движения.
По результатам предварительных консультаций 24 августа на станции Хадабулак делегация Приморского народного собрания и лично сам Г. М. Семёнов подписали соглашение, по условиям которого Забайкальская и Приморская области объединялись и отныне должны были находиться под властью Приморского правительства, при этом не менее трети делегатов Народного законодательного собрания Дальнего Востока должны были составлять представители Забайкалья. Атаман Семёнов согласился провести в Забайкалье выборы в Народное собрание на основе принципов, принятых в Приморье. Но тут дальневосточный парламент встал на дыбы — репутация у атамана была та еще. В конечно счете, из-за отказа Приморского народного собрания ратифицировать указанное выше соглашение, оно так и осталось не реализованным.
В октябре 1920 Читу взяли красные, атаман упорхнул от них на аэроплане, бросив остатки своего войска, а в ноябре 1920 года Приморская область в результате сложных и запутанных процессов, сопровождающихся, на первый взгляд, противоестественными союзами, вошла в состав ДВР — Дальневосточной Республики. Атаман Семенов выйдет еще раз на сцену чуть позже — после переворота во Владивостоке в мае 1921 года.
Еще только добавим, что Медведева вывезли во время белогвардейского мятежа мая 1921 года из Владивостока в Харбин японцы, фактически спасая от вероятной скорой расправы. Точно так же, как до этого эвакуировали колчаковского генерала Розанова. Разделять бушующие в те времена на ДВ страсти на «красных» и «белых» совершенно неуместно — там все было в разы сложнее.
На эту тему читателю предлагается прелюбопытнейший документ, показывающий, как со стороны Семенова пытались объяснить переговорный процесс с Медведевым. Читая его, понимаешь, откуда брали вдохновение некоторые современные пропагандисты и даже более существенные персоны — так красиво объяснить «слив» декларируемых ранее идей и принципов — это надо уметь, это не каждому дано.
Статья называется «Новый этап». Мы обрезали заголовок и поля, чтобы увеличить текст.
Говорится о подписании 24 августа (надо понимать, что 1920 года) протокола предварительного соглашения атамана Семенова с делегацией Народного Собрания Дальнего Востока об объединении края и «слитии» в единое целое Приморской и Забайкальской областей.
«Документ говорит о попытке русских людей прекратить междоусобицу Читы и Владивостока с целью стать на нашей окраине на путь народного представительства, на путь отдыха от интервенции дружественных стран, на путь здорового и плодотворного патриотизма» — вот как загнул!
«Если откинуть на время грустный факт нахождения у власти во Владивостоке Медведева, Никифорова и компании и если представить себе Владивостокское Народное Собрание состоящим из людей со здоровыми государственными понятиями, то появившийся документ можно было бы только приветствовать как проявление дорогих для всех любящих свою Родину начал единения, государственного строительства собственными силами и здорового парламентаризма, но к несчастью и г. г. Медведев, Никифоров и компания сидят во Владивостоке, и Народное Собрание состоит более чем на половину из коммунистов. При таких условиях соглашение с Владивостоком…»
«.. вызывает не только чувство недоумения, но и тревожного беспокойства. Казалось бы что общего между Семеновым и Медведевым, как можно найти пути к соглашению между столь различными людьми и столь противоположными программами. Атаман, доказывавший своей трехлетней деятельностью свою непримиримую вражду к большевикам, и Медведев соглашатель с большевиками, их замаскированный ставленник ведь два противоположных лагеря, два различных знамени..»
Далее автор в лучших традициях пропаганды, обозначив проблему, убеждает читателя, что она есть наименьшее зло из всех возможных, потому как атамана прижали со всех сторон и деваться ему особо некуда, равно как и рассчитывать особо не на кого. Только написано это красиво и многословно, посему мы цитировать далее не будем, но предложим заинтересованному читателю изучить самостоятельно весь документ по ссылке:
Новый этап | Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина
0 комментариев