Ленд-лиз и паровозы
Про популярную легенду предыдущего исторического этапа «все пропало б без ленд-лиза» мы уже много на наших ресурсах писали. И про то, что сия сказка является даже не столько отражением исторической реальности в кривом зеркале сменившейся идеологии, сколько отражением в этом самом некондиционном зеркале личных предпочтений и потаенных желаний определенной категории граждан, которой смена общественного строя позволила на время вылезть в верхние ярусы социальной пирамиды и потянуть за собой кучу всякой брюзжащей привычно по кухонькам мелкой шантрапы.
И в то же время поставки по ленд-лизу — это факт. И значительные их объемы — тоже факт. А еще факт в том, что поплыли-полетели-поехали к нам эти объемы в полной мере только после коренного и явного перелома в нашу пользу в ходе боевых действий.
Так те самые паровозы, про которые адепты упомянутой выше мифологии пишут при любом упоминании слова «ленд-лиз», в 1942 году в СССР НЕ ПОСТАВЛЯЛИСЬ ВООБЩЕ. Именно тогда, когда парк локомотивов у нас был наименьшим, из-за потерь первого военного года, именно тогда, когда скорость перевозок и их своевременность определяла буквально все.
Вот разбивка по годам:
Паровозы:
1941 г. — 5 шт. (даты точно не выяснили, но скорее всего, это еще до включения в программу ленд-лиза, т. е. покупка в рамках американского правила «плати и бери» для стран, которым открыт приоритет в торговле в военное время)
1942 г. — 0 шт. (!!!)
1943 г. — 5 шт. (!!!!)
1944 г. — 983 шт.
1945 г. — 817 шт.
Тепловозы:
1941–1944 гг. — 0 шт.
1945 г. — 68 шт.
Электровозы:
1941 г. — 5 шт.
1942 — 0 шт.
1943 — 5 шт.
1944 — 25 шт.
1945 — 79 шт.
До начала Великой Отечественной в СССР имелось 27.9 тыс. паровозов непосредственно в ведении НКПС, без учета локомотивов бронепоездов и подвижного состава, переданного в промышленность (на заводы и шахты).
Поставка американских локомотивов позволила, прежде всего, максимально нарастить выпуск танков, задействовав мощности соответствующих предприятий, ранее выпускавших паровозы. Но говорить о решающем значения ДЛЯ ПОБЕДЫ этих поступлений в 1944–1945 годах категорически неверно. Тем более, что ожидания советского руководства на 1943 год не оправдались и по этому направлению.
Ниже мы предлагаем читателю рассылочную копию Постановления и приложения с характеристиками локомотивов, экземпляр с подписью Сталина и другие материалы можно изучить по ссылке внизу.
Постановление ГКО СССР № 3159 с о заказе и завозе из США паровозов и рельсов для Наркомата путей сообщения в 1943–1944 гг., с приложением докладной записки Кагановича Л. М., Хрулева А. В., Берии Л. П., Маленкова Г. М., Микояна А. И. Сталину И. В.
Тип, который ранее поставлялся в СССР
Тип, который производился на момент написания записки:
0 комментариев