Турция и Болгария в начале Второй мировой войны
Мы не зря столько внимания уделили Болгарии. Ее пример показывает, что расстановка сил на фронтах Второй мировой сложилась не единственно возможным образом и что многовариантность развития ситуации в 1939–1940 годах была, что называется, на лицо. Это, в свою очередь, помогает по-новому оценить внешнеполитические шаги советского руководства, находившегося в крайне затруднительной ситуации: война с Финляндией поставила СССР на грань прямого столкновения с Англией и Францией, с другой стороны, перспективы неизбежного будущего столкновения с Германией были более чем очевидны — сами идеологи Третьего Рейха таковых планов совершенно не скрывали. Вероятной представлялась и совместная «акция» вроде бы враждующих европейских держав против Советского Союза — ради такой цели могли временно и забыть о собственных противоречиях. Ситуацию могли радикально усложнить третьи страны — Иран, Турция и Болгария, через которые мог быть открыт южный фронт против СССР и поставлены под удар важнейшие нефтеносные районы.
Надеемся, что понимания ситуации читателю добавит следующий документ. Напомним «знатокам», что гриф «СТРОГО СЕКРЕТНО» использовался в том время в НКИД, так оформлялись все шифротелеграммы по линии диппредставительств, т. к. радиосвязь использовалась ограниченно.
Шифртелеграмма полпреда СССР в Турции А. В. Терентьева в НКИД СССР о беседе с посланником Болгарии в Турции С. Кировым относительно территориальных притязаний Болгарии от 20 июня 1940 г.
Документ большой и мы не будем в этот раз его размещать в виде иллюстраций полностью, а перескажем суть коротко и дадим ссылку на оцифровку Президентской библиотеки.
Еще раз обратим внимание читателя, что речь идет о беседе с болгарским послом в Турции уже после начала Второй мировой. Болгарский дипломат конфиденциально сообщил, что турецкий посол в Германии долгое время слал своему начальству сообщения о растущей мощи Германии и ее скорых победах, но их игнорировали все 10 месяцев до начала войны. Разгром Франции вынудил турок резко переменить свое отношение к ситуации (капитуляцию французы подписали 22 июня 1940 года, но в середине месяца уже все было более чем ясно). Этот фрагмент имеет смысл привести в оригинале:
Далее наш дипломат перевел беседу на болгаро-итальянские отношения, которые все более и более становились дружественными, на что болгарин «почему-то смутившись» ответил, что эта тема еще требует уточнения. Однако относительно болгарско-германских контактов высказался прямо в том смысле, что Болгария, занимавшая до сих пор позицию дружественного нейтралитета в отношении Германии, рассчитывает на возвращение утраченных территорий на будущей мирной конференции при посредничестве Берлина. Речь шла о Добрудже и выходе к Эгейскому морю. Болгарский посол также подчеркнул, что такая позиция, по его мнению, выгодна и СССР, т. к. его страна не будет использована никем в качестве плацдарма для агрессии в восточном направлении.
Советский дипломат от себя добавляет, что «немцы плотно взялись за болгар» и окончательное вовлечение Болгарии в военный союз стран Оси весьма вероятен. Как известно, Болгария присоединилась к Тройственному пакту 1 марта 1941 года, а 13 декабря объявила войну Англии и США. Советскому Союзу Болгария войны не объявляла даже после смерти царя Бориса в 1943 году и приходу к власти прогерманского марионеточного правительства.
Болгарские войска участвовали в противопартизанских операциях в Греции и Югославии, а также частично оккупировали некоторые области этих стран. Болгарские порты использовались Германией в своих целях, в том числе и для обеспечения военных действий против СССР. Но болгарские войска никогда в противостояние с Красной Армией не вступали, напротив, с осени 1944 года болгарские вооруженные силы действовали вместе с советскими войсками против Германии и Венгрии.
Позиция Турции так и осталась условно нейтральной. Во многом этот факт обеспечило первое ощутимое поражение Вермахта зимой 1941–1942 года. Однако еще в 1944 году для охраны границы с Турцией Болгария (уже воевавшая на стороне СССР) была вынуждена выделять значительные воинские контингенты. До вступления Турции в войну на стороне Оси в начальный период Второй мировой оставался если не один шаг, то явно немного. Вариант оккупации территории этой страны германским верховным командованием также рассматривался, но применен так и не был.
История не терпит сослагательного наклонения, но все-таки рискнем предположить, что если бы в Болгарии произошел военный переворот в 1940 или 1941 годах, и она выступила бы как союзница СССР (союз с Англией предположить сложно даже с натяжкой из-за многолетних конфликтов с Грецией и Югославией), то Турция с большой вероятностью вступила бы в войну на стороне Германии и Италии. И тогда опасения советского командования в части появления в Черном море итальянского флота вполне могли бы реализоваться.
0 комментариев