Бронепоезда в Великой Отечественной. Часть 2
Эта статья продолжает цикл о бронепоездах. Тема просто бескрайняя, так что будет ее развитие в нескольких публикациях. Мы не ставим себе цель рассказать читателю «какие были бронепоезда вообще». По трем причинам.
Во-первых, это не реально в принципе. Из-за огромного количества вариаций и комбинаций (максимум можно дать классификацию по типам и задачам).
Во-вторых, по данной теме уже вышли эпохальные труды, в которых такие мозговые тараканы авторов-составителей отражаются, что волосы дыбом встают — ведь у подобных писателей есть единомышленники и почитатели, причем немало. Особо тут отметился некий белорусский господин, утверждавший, что в СССР «боялись свой народ» и поэтому строили бронепоезда НКВД. У всей этой «военно-исторической литературы» имеется своя аудитория и спорить с ней нет никакого смысла, да и желания.
В-третьих, объем даже чисто документальной информации (без мемуаров) таков, что потребуется пару томов книжного формата для подробного пересказа.
Мы, как обычно, представляем здесь архивные материалы и попытаемся развеять некоторые стандартные заблуждения. Сначала в общих чертах, потом в деталях.
Вот их краткий список (для читающих по диагонали еще раз: перечисляются ЗАБЛУЖДЕНИЯ, т. е. то что ниже по пунктам «с точкой» — НЕВЕРНО):
- бронепоезда к началу Второй Мировой войны безнадежно устарели как класс вооружения из-за появления танков и развития боевой авиации;
- бронепоезда ограниченно применялись в начальный период Великой Отечественной;
- немецкие бронепоезда действовали преимущественно против партизан и как охрана ж/д коммуникаций.
- бронепоезда войск НКВД до войны являлись инструментом обеспечения репрессий.
Начнем сразу с последнего утверждения. Проще всего показать документ — умный поймет без долгих объяснений, жертве 30-летнего зомбирования все равно ничего не объяснишь, что выросло, то выросло.
Собственно, нам не потери личного состава в данном случае важны, а просто штамп в левом верхнем углу: «НКВД СССР. Бронепоезд 52-го полка войск НКВД ПО ОХРАНЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ».
Железные дороги — вены и артерии огромного организма под названием СССР. Обеспечение их надежного функционирования — жизненно важная задача. Это те самые пресловутые «объекты критической инфраструктуры». Охрана железных дорог, мостов, туннелей, узловых станций и пр. — очевидно является задачей внутренних войск, в то время именовавшихся «войска НКВД». Ведь для того, чтобы отрезать Дальний Восток страны, например, от Европейской части, достаточно в зимний период надежно «перехватить» ж/д магистраль — заброской группой диверсантов с опорой на местные банды как вариант. Или серией диверсий на мостах и туннелях. Вообще успешность ЛЮБОЙ операции в военное время на тот период определялась удаленностью ближайших железнодорожных станций выгрузки — надежно решить вопросы снабжения своей группировки (без разницы — наступающей или обороняющейся) одним только автомобильным транспортом или авиаперевозками на тот момент было не реально.
В первые месяцы войны бронепоезда НКВД выполняли, в том числе, и эти, указанные выше, функции — пытались ликвидировать многочисленные группы диверсантов и местных националистов, захватывавших по предварительному плану различные элементы дорожной сети, которые нужны были немцам в исправном состоянии и одновременно совершавших диверсии на перегонах для недопущения вывоза материальных ценностей и срыва воинских перевозок.
Вот еще один пример:
«Докладываю: 1) Выходивший на разведку бронепоезд 5.7.41 в период 18-22 часов скопления диверсионных банд не обнаружил и возвратился на станцию Тарту…»
При этом бронепоезда (в том числе и НКВД) получали и противоположную, так сказать, задачу — они прикрывали работы по разрушению железнодорожных путей на оставляемой Красной Армией территории.
В дальнейшем бронепоезда НКВД действовали наравне с армейскими в качестве средства обеспечения ПВО, артиллерийской поддержки войск и продолжали охранять коммуникации в ближнем и дальнем тылу.
«Безнадежное устаревание и ограниченное применение» при тщательном изучении документов тоже переходят в разряд легенд и мифов. Бронепоезда ОЧЕНЬ отличались по своим задачам и характеристикам, но применялись на советско-германском фронте (не в тылу!) до самого конца войны.
Для иллюстрации приведем ряд документов.
Ниже фрагмент «Справки о наличии и техническом состоянии танков, самоходных установок и бронепоездов частей БТ и МВ 2 БелФ по состоянию на 20.00 7 декабря 1944 года».
Всего бронепоездов 12, отдельных дивизионов бронепоездов — 6. Т.е. в дивизионе по два бронепоезда.
Например:
Отдельный бронепоезд № 669
Период в составе действующей армии: 21.03.1943 — 08.05.1945.
Сформирован из 2 бепо 39 одбп
Отдельный бронепоезд № 715 39-го отдельного дивизиона бронепоездов (обрп 715)
Период в составе действующей армии: 21.03.1943 — 08.05.1945.
Сформирован из 1 бепо 39 одбп
Термин «бепо», часто встречающийся в документах, расшифровывается как «бронепоезд».
Для примера:
Ниже фото бронепоездов, собранных из стандартных бронеплощадок и броневагонов.
К вопросу о боевой работе бронепоездов (кроме задач ПВО) в завершающий период Великой Отечественной:
«На участке курсирует НЕМЕЦКИЙ бронепоезд. Прошу выслать авиацию для его уничтожения».
Документ датирован 4 февраля 1945 года. Понятно, что смертельно раненный Рейх бросал в бой все, что под рукой. В том числе и эрзац-образцы, и устаревшее вооружение. Вот и БП работа нашлась.
Но Красная Армия к тому времени была на пике своей мощи, однако, бронепоезда все равно применяла как средство ПВО, для охраны железнодорожных узлов и для артиллерийской поддержки войск, действующих вдоль железных дорог. О немецких бронепоездах мы еще поговорим отдельно, а пока вниманию читателей предлагается очередной документ.
В рапорте сообщается о произведенном огневом налете по расположенной на высоте минометной батарее противника. Скорее всего, огонь велся из 76-мм орудий с закрытых позиций В других аналогичных рапортах это указано прямо:
«Доношу, что в 2.00 6.6.44 г. бронепоезд № 695 произвел огневой налет по огневым позициям артиллерии противника западнее Денысув, выпущено 20 гранат…»
Денысув это станция в районе Тернополя на Западной Украине.
Еще один пример для полноты картины (см. ниже). Лето 1944 года — немецкая авиация все еще представляет из себя грозную силу, так что огневые налеты советские бронепоезда осуществляют в ночное время или в плохую погоду и (по возможности) после тщательной разведки целей днем.
Продолжение следует.
0 комментариев