logo Молодость в сапогах

Бронепоезда в Великой Отечественной. Часть 2

Эта ‎статья‏ ‎продолжает ‎цикл ‎о ‎бронепоездах. ‎Тема‏ ‎просто ‎бескрайняя,‏ ‎так‏ ‎что ‎будет ‎ее‏ ‎развитие ‎в‏ ‎нескольких ‎публикациях. ‎Мы ‎не‏ ‎ставим‏ ‎себе ‎цель‏ ‎рассказать ‎читателю‏ ‎«какие ‎были ‎бронепоезда ‎вообще». ‎По‏ ‎трем‏ ‎причинам.

Во-первых, ‎это‏ ‎не ‎реально‏ ‎в ‎принципе. ‎Из-за ‎огромного ‎количества‏ ‎вариаций‏ ‎и‏ ‎комбинаций ‎(максимум‏ ‎можно ‎дать‏ ‎классификацию ‎по‏ ‎типам‏ ‎и ‎задачам).

Во-вторых,‏ ‎по ‎данной ‎теме ‎уже ‎вышли‏ ‎эпохальные ‎труды,‏ ‎в‏ ‎которых ‎такие ‎мозговые‏ ‎тараканы ‎авторов-составителей‏ ‎отражаются, ‎что ‎волосы ‎дыбом‏ ‎встают‏ ‎— ‎ведь‏ ‎у ‎подобных‏ ‎писателей ‎есть ‎единомышленники ‎и ‎почитатели,‏ ‎причем‏ ‎немало. ‎Особо‏ ‎тут ‎отметился‏ ‎некий ‎белорусский ‎господин, ‎утверждавший, ‎что‏ ‎в‏ ‎СССР‏ ‎«боялись ‎свой‏ ‎народ» ‎и‏ ‎поэтому ‎строили‏ ‎бронепоезда‏ ‎НКВД. ‎У‏ ‎всей ‎этой ‎«военно-исторической ‎литературы» ‎имеется‏ ‎своя ‎аудитория‏ ‎и‏ ‎спорить ‎с ‎ней‏ ‎нет ‎никакого‏ ‎смысла, ‎да ‎и ‎желания.

В-третьих,‏ ‎объем‏ ‎даже ‎чисто‏ ‎документальной ‎информации‏ ‎(без ‎мемуаров) ‎таков, ‎что ‎потребуется‏ ‎пару‏ ‎томов ‎книжного‏ ‎формата ‎для‏ ‎подробного ‎пересказа.

Мы, ‎как ‎обычно, ‎представляем‏ ‎здесь‏ ‎архивные‏ ‎материалы ‎и‏ ‎попытаемся ‎развеять‏ ‎некоторые ‎стандартные‏ ‎заблуждения.‏ ‎Сначала ‎в‏ ‎общих ‎чертах, ‎потом ‎в ‎деталях.

Вот‏ ‎их ‎краткий‏ ‎список‏ ‎(для ‎читающих ‎по‏ ‎диагонали ‎еще‏ ‎раз: ‎перечисляются ‎ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ‎т.‏ ‎е.‏ ‎то ‎что‏ ‎ниже ‎по‏ ‎пунктам ‎«с ‎точкой» ‎— ‎НЕВЕРНО):

  • бронепоезда‏ ‎к‏ ‎началу ‎Второй‏ ‎Мировой ‎войны‏ ‎безнадежно ‎устарели ‎как ‎класс ‎вооружения‏ ‎из-за‏ ‎появления‏ ‎танков ‎и‏ ‎развития ‎боевой‏ ‎авиации;
  • бронепоезда ‎ограниченно‏ ‎применялись‏ ‎в ‎начальный‏ ‎период ‎Великой ‎Отечественной;
  • немецкие ‎бронепоезда ‎действовали‏ ‎преимущественно ‎против‏ ‎партизан‏ ‎и ‎как ‎охрана‏ ‎ж/д ‎коммуникаций.
  • бронепоезда‏ ‎войск ‎НКВД ‎до ‎войны‏ ‎являлись‏ ‎инструментом ‎обеспечения‏ ‎репрессий.

Начнем ‎сразу‏ ‎с ‎последнего ‎утверждения. ‎Проще ‎всего‏ ‎показать‏ ‎документ ‎—‏ ‎умный ‎поймет‏ ‎без ‎долгих ‎объяснений, ‎жертве ‎30-летнего‏ ‎зомбирования‏ ‎все‏ ‎равно ‎ничего‏ ‎не ‎объяснишь,‏ ‎что ‎выросло,‏ ‎то‏ ‎выросло.

Собственно, ‎нам‏ ‎не ‎потери ‎личного ‎состава ‎в‏ ‎данном ‎случае‏ ‎важны,‏ ‎а ‎просто ‎штамп‏ ‎в ‎левом‏ ‎верхнем ‎углу: ‎«НКВД ‎СССР.‏ ‎Бронепоезд‏ ‎52-го ‎полка‏ ‎войск ‎НКВД‏ ‎ПО ‎ОХРАНЕ ‎ЖЕЛЕЗНЫХ ‎ДОРОГ».

Железные ‎дороги‏ ‎—‏ ‎вены ‎и‏ ‎артерии ‎огромного‏ ‎организма ‎под ‎названием ‎СССР. ‎Обеспечение‏ ‎их‏ ‎надежного‏ ‎функционирования ‎—‏ ‎жизненно ‎важная‏ ‎задача. ‎Это‏ ‎те‏ ‎самые ‎пресловутые‏ ‎«объекты ‎критической ‎инфраструктуры». ‎Охрана ‎железных‏ ‎дорог, ‎мостов,‏ ‎туннелей,‏ ‎узловых ‎станций ‎и‏ ‎пр. ‎—‏ ‎очевидно ‎является ‎задачей ‎внутренних‏ ‎войск,‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎именовавшихся‏ ‎«войска ‎НКВД». ‎Ведь ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎отрезать ‎Дальний‏ ‎Восток ‎страны,‏ ‎например, ‎от ‎Европейской ‎части, ‎достаточно‏ ‎в‏ ‎зимний‏ ‎период ‎надежно‏ ‎«перехватить» ‎ж/д‏ ‎магистраль ‎—‏ ‎заброской‏ ‎группой ‎диверсантов‏ ‎с ‎опорой ‎на ‎местные ‎банды‏ ‎как ‎вариант.‏ ‎Или‏ ‎серией ‎диверсий ‎на‏ ‎мостах ‎и‏ ‎туннелях. ‎Вообще ‎успешность ‎ЛЮБОЙ‏ ‎операции‏ ‎в ‎военное‏ ‎время ‎на‏ ‎тот ‎период ‎определялась ‎удаленностью ‎ближайших‏ ‎железнодорожных‏ ‎станций ‎выгрузки‏ ‎— ‎надежно‏ ‎решить ‎вопросы ‎снабжения ‎своей ‎группировки‏ ‎(без‏ ‎разницы‏ ‎— ‎наступающей‏ ‎или ‎обороняющейся)‏ ‎одним ‎только‏ ‎автомобильным‏ ‎транспортом ‎или‏ ‎авиаперевозками ‎на ‎тот ‎момент ‎было‏ ‎не ‎реально.

В‏ ‎первые‏ ‎месяцы ‎войны ‎бронепоезда‏ ‎НКВД ‎выполняли,‏ ‎в ‎том ‎числе, ‎и‏ ‎эти,‏ ‎указанные ‎выше,‏ ‎функции ‎—‏ ‎пытались ‎ликвидировать ‎многочисленные ‎группы ‎диверсантов‏ ‎и‏ ‎местных ‎националистов,‏ ‎захватывавших ‎по‏ ‎предварительному ‎плану ‎различные ‎элементы ‎дорожной‏ ‎сети,‏ ‎которые‏ ‎нужны ‎были‏ ‎немцам ‎в‏ ‎исправном ‎состоянии‏ ‎и‏ ‎одновременно ‎совершавших‏ ‎диверсии ‎на ‎перегонах ‎для ‎недопущения‏ ‎вывоза ‎материальных‏ ‎ценностей‏ ‎и ‎срыва ‎воинских‏ ‎перевозок.

Вот ‎еще‏ ‎один ‎пример:

«Докладываю: ‎1) ‎Выходивший‏ ‎на‏ ‎разведку ‎бронепоезд‏ ‎5.7.41 ‎в‏ ‎период ‎18-22 ‎часов ‎скопления ‎диверсионных‏ ‎банд‏ ‎не ‎обнаружил‏ ‎и ‎возвратился‏ ‎на ‎станцию ‎Тарту…»

При ‎этом ‎бронепоезда‏ ‎(в‏ ‎том‏ ‎числе ‎и‏ ‎НКВД) ‎получали‏ ‎и ‎противоположную,‏ ‎так‏ ‎сказать, ‎задачу‏ ‎— ‎они ‎прикрывали ‎работы ‎по‏ ‎разрушению ‎железнодорожных‏ ‎путей‏ ‎на ‎оставляемой ‎Красной‏ ‎Армией ‎территории.

В‏ ‎дальнейшем ‎бронепоезда ‎НКВД ‎действовали‏ ‎наравне‏ ‎с ‎армейскими‏ ‎в ‎качестве‏ ‎средства ‎обеспечения ‎ПВО, ‎артиллерийской ‎поддержки‏ ‎войск‏ ‎и ‎продолжали‏ ‎охранять ‎коммуникации‏ ‎в ‎ближнем ‎и ‎дальнем ‎тылу.


«Безнадежное‏ ‎устаревание‏ ‎и‏ ‎ограниченное ‎применение»‏ ‎при ‎тщательном‏ ‎изучении ‎документов‏ ‎тоже‏ ‎переходят ‎в‏ ‎разряд ‎легенд ‎и ‎мифов. ‎Бронепоезда‏ ‎ОЧЕНЬ ‎отличались‏ ‎по‏ ‎своим ‎задачам ‎и‏ ‎характеристикам, ‎но‏ ‎применялись ‎на ‎советско-германском ‎фронте‏ ‎(не‏ ‎в ‎тылу!)‏ ‎до ‎самого‏ ‎конца ‎войны.

Для ‎иллюстрации ‎приведем ‎ряд‏ ‎документов.

Ниже‏ ‎фрагмент ‎«Справки‏ ‎о ‎наличии‏ ‎и ‎техническом ‎состоянии ‎танков, ‎самоходных‏ ‎установок‏ ‎и‏ ‎бронепоездов ‎частей‏ ‎БТ ‎и‏ ‎МВ ‎2‏ ‎БелФ‏ ‎по ‎состоянию‏ ‎на ‎20.00 ‎7 ‎декабря ‎1944‏ ‎года».

Всего ‎бронепоездов‏ ‎12,‏ ‎отдельных ‎дивизионов ‎бронепоездов‏ ‎— ‎6.‏ ‎Т.е. ‎в ‎дивизионе ‎по‏ ‎два‏ ‎бронепоезда.

Например:

Отдельный ‎бронепоезд‏ ‎№ ‎669

Период‏ ‎в ‎составе ‎действующей ‎армии: ‎21.03.1943‏ ‎—‏ ‎08.05.1945.

Сформирован ‎из‏ ‎2 ‎бепо‏ ‎39 ‎одбп

Отдельный ‎бронепоезд ‎№ ‎715‏ ‎39-го‏ ‎отдельного‏ ‎дивизиона ‎бронепоездов‏ ‎(обрп ‎715)

Период‏ ‎в ‎составе‏ ‎действующей‏ ‎армии: ‎21.03.1943‏ ‎— ‎08.05.1945.

Сформирован ‎из ‎1 ‎бепо‏ ‎39 ‎одбп

Термин‏ ‎«бепо»,‏ ‎часто ‎встречающийся ‎в‏ ‎документах, ‎расшифровывается‏ ‎как ‎«бронепоезд».

Для ‎примера:

Ниже ‎фото‏ ‎бронепоездов,‏ ‎собранных ‎из‏ ‎стандартных ‎бронеплощадок‏ ‎и ‎броневагонов.

К ‎вопросу ‎о ‎боевой‏ ‎работе‏ ‎бронепоездов ‎(кроме‏ ‎задач ‎ПВО)‏ ‎в ‎завершающий ‎период ‎Великой ‎Отечественной:

«На‏ ‎участке‏ ‎курсирует‏ ‎НЕМЕЦКИЙ ‎бронепоезд.‏ ‎Прошу ‎выслать‏ ‎авиацию ‎для‏ ‎его‏ ‎уничтожения».

Документ ‎датирован‏ ‎4 ‎февраля ‎1945 ‎года. ‎Понятно,‏ ‎что ‎смертельно‏ ‎раненный‏ ‎Рейх ‎бросал ‎в‏ ‎бой ‎все,‏ ‎что ‎под ‎рукой. ‎В‏ ‎том‏ ‎числе ‎и‏ ‎эрзац-образцы, ‎и‏ ‎устаревшее ‎вооружение. ‎Вот ‎и ‎БП‏ ‎работа‏ ‎нашлась.

Но ‎Красная‏ ‎Армия ‎к‏ ‎тому ‎времени ‎была ‎на ‎пике‏ ‎своей‏ ‎мощи,‏ ‎однако, ‎бронепоезда‏ ‎все ‎равно‏ ‎применяла ‎как‏ ‎средство‏ ‎ПВО, ‎для‏ ‎охраны ‎железнодорожных ‎узлов ‎и ‎для‏ ‎артиллерийской ‎поддержки‏ ‎войск,‏ ‎действующих ‎вдоль ‎железных‏ ‎дорог. ‎О‏ ‎немецких ‎бронепоездах ‎мы ‎еще‏ ‎поговорим‏ ‎отдельно, ‎а‏ ‎пока ‎вниманию‏ ‎читателей ‎предлагается ‎очередной ‎документ.

В ‎рапорте‏ ‎сообщается‏ ‎о ‎произведенном‏ ‎огневом ‎налете‏ ‎по ‎расположенной ‎на ‎высоте ‎минометной‏ ‎батарее‏ ‎противника.‏ ‎Скорее ‎всего,‏ ‎огонь ‎велся‏ ‎из ‎76-мм‏ ‎орудий‏ ‎с ‎закрытых‏ ‎позиций ‎В ‎других ‎аналогичных ‎рапортах‏ ‎это ‎указано‏ ‎прямо:

«Доношу,‏ ‎что ‎в ‎2.00‏ ‎6.6.44 ‎г.‏ ‎бронепоезд ‎№ ‎695 ‎произвел‏ ‎огневой‏ ‎налет ‎по‏ ‎огневым ‎позициям‏ ‎артиллерии ‎противника ‎западнее ‎Денысув, ‎выпущено‏ ‎20‏ ‎гранат…»

Денысув ‎это‏ ‎станция ‎в‏ ‎районе ‎Тернополя ‎на ‎Западной ‎Украине.

Еще‏ ‎один‏ ‎пример‏ ‎для ‎полноты‏ ‎картины ‎(см.‏ ‎ниже). ‎Лето‏ ‎1944‏ ‎года ‎—‏ ‎немецкая ‎авиация ‎все ‎еще ‎представляет‏ ‎из ‎себя‏ ‎грозную‏ ‎силу, ‎так ‎что‏ ‎огневые ‎налеты‏ ‎советские ‎бронепоезда ‎осуществляют ‎в‏ ‎ночное‏ ‎время ‎или‏ ‎в ‎плохую‏ ‎погоду ‎и ‎(по ‎возможности) ‎после‏ ‎тщательной‏ ‎разведки ‎целей‏ ‎днем.

Продолжение ‎следует.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048