logo Молодость в сапогах

«Катюша» на танковом шасси

В ‎свое‏ ‎время ‎более ‎краткая ‎версия ‎этого‏ ‎материала ‎публиковалась‏ ‎на‏ ‎канале ‎«Молодость ‎в‏ ‎сапогах». ‎Тогда‏ ‎один ‎читатель ‎задал ‎нам‏ ‎странный‏ ‎вопрос: ‎«Зачем‏ ‎писать ‎о‏ ‎том, ‎что ‎все ‎знают?». ‎К‏ ‎сожалению,‏ ‎не ‎все,‏ ‎но ‎многие‏ ‎«знают» ‎в ‎результате ‎прочтения ‎когда-то‏ ‎давно‏ ‎выпусков‏ ‎иллюстрированных ‎журналов‏ ‎типа ‎«Бронеколлекции»,‏ ‎для ‎своего‏ ‎времени,‏ ‎безусловно, ‎интересных,‏ ‎но ‎совсем ‎не ‎бесспорных ‎в‏ ‎плане ‎достоверности‏ ‎информации.

Если‏ ‎вы ‎почитаете ‎практически‏ ‎любой ‎форум‏ ‎военно-исторической ‎тематики, ‎то ‎обнаружите‏ ‎там‏ ‎множество ‎участников,‏ ‎которые ‎легко,‏ ‎уверенно ‎и ‎без ‎сослагательного ‎наклонения‏ ‎рассказывают‏ ‎«как ‎было».‏ ‎И ‎только‏ ‎единицы ‎(увы ‎и ‎ах) ‎пытаются‏ ‎свои‏ ‎заявления‏ ‎подтвердить ‎какими-то‏ ‎отсканированными ‎материалами‏ ‎или ‎ссылками‏ ‎на‏ ‎архивы. ‎В‏ ‎результате ‎Интернет ‎забит ‎декларациями ‎заблуждений‏ ‎и ‎ошибок.‏ ‎И‏ ‎это ‎при ‎том,‏ ‎что ‎свободно‏ ‎и ‎бесплатно ‎доступно ‎множество‏ ‎подлинных‏ ‎документов ‎соответствующего‏ ‎периода ‎—‏ ‎отчетов, ‎рапортов, ‎приказов, ‎справок, ‎донесений,‏ ‎а‏ ‎вовсе ‎не‏ ‎откорректированных ‎и‏ ‎отредактированных ‎мемуаров, ‎написанных ‎лет ‎через‏ ‎30‏ ‎после‏ ‎описываемых ‎событий.

Вот‏ ‎авторы ‎и‏ ‎решили ‎предложить‏ ‎читателю‏ ‎документы ‎с‏ ‎минимумом ‎собственных ‎интерпретаций.

Начнем ‎с ‎базы‏ ‎для ‎реактивных‏ ‎установок,‏ ‎именуемых ‎в ‎Красной‏ ‎Армии ‎Гвардейскими‏ ‎минометами. ‎Современные ‎«знатоки» ‎обожают‏ ‎сказку‏ ‎про ‎Студебекеры,‏ ‎согласно ‎которой‏ ‎без ‎этих ‎американских ‎грузовиков ‎не‏ ‎было‏ ‎бы ‎вовсе‏ ‎никаких ‎«Катюш».‏ ‎Это ‎не ‎так. ‎Во-первых, ‎Студебекры‏ ‎в‏ ‎качестве‏ ‎базы ‎для‏ ‎реактивных ‎систем‏ ‎стали ‎применять‏ ‎с‏ ‎1943 ‎года.‏ ‎А ‎до ‎тех ‎пор ‎обходились‏ ‎без ‎них‏ ‎—‏ ‎в ‎самое ‎тяжелое,‏ ‎надо ‎сказать,‏ ‎время. ‎В ‎дело ‎шли‏ ‎любые‏ ‎варианты, ‎даже‏ ‎установка ‎на‏ ‎грунт ‎применялась, ‎причем ‎и ‎у‏ ‎нас,‏ ‎и ‎у‏ ‎немцев.

Во-вторых, ‎смонтированные‏ ‎на ‎колесном ‎шасси ‎реактивные ‎системы‏ ‎имели‏ ‎два‏ ‎принципиальных ‎и‏ ‎очень ‎существенных‏ ‎недостатка: ‎слабую‏ ‎защищенность‏ ‎от ‎пуль‏ ‎и ‎осколков ‎и ‎ограниченность ‎угла‏ ‎вертикальной ‎наводки‏ ‎из-за‏ ‎наличия ‎кабины ‎водителя.

Чтобы‏ ‎не ‎спорить‏ ‎бесконечно ‎с ‎фантазерами, ‎сразу‏ ‎предлагаем‏ ‎соответствующий ‎документ‏ ‎для ‎самостоятельного‏ ‎изучения.

Из ‎сопроводительной ‎записки ‎следует, ‎что‏ ‎представлен‏ ‎ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ‎список‏ ‎вариантов ‎и‏ ‎модификаций:

Вот ‎они:

Следующий ‎тип ‎— ‎это‏ ‎как‏ ‎раз‏ ‎М-13 ‎на‏ ‎Студебекере. ‎Обратите‏ ‎внимание: ‎наименьший‏ ‎угол‏ ‎возвышения ‎у‏ ‎М-8 ‎ноль ‎градусов, ‎а ‎у‏ ‎М-13 ‎—‏ ‎7‏ ‎градусов.

В ‎обоих ‎случаях‏ ‎залп ‎дивизиона‏ ‎«подавляет» ‎с ‎гарантией ‎открыто‏ ‎расположенные‏ ‎«живые ‎цели‏ ‎на ‎площади‏ ‎1 ‎Га» ‎— ‎в ‎первом‏ ‎случае‏ ‎за ‎счет‏ ‎количества ‎мин,‏ ‎во ‎втором ‎— ‎за ‎счет‏ ‎большего‏ ‎веса‏ ‎ВВ ‎в‏ ‎каждой ‎мине‏ ‎и, ‎соответственно,‏ ‎большего‏ ‎радиуса ‎поражения.

Однако‏ ‎маневренность ‎и ‎проходимость ‎вне ‎дорог‏ ‎для ‎гусеничных‏ ‎вариантов‏ ‎М-8 ‎была ‎несколько‏ ‎больше ‎(несколько‏ ‎— ‎потому ‎что ‎база‏ ‎Т-60‏ ‎в ‎плане‏ ‎проходимости ‎далеко‏ ‎не ‎самая ‎лучшая ‎из-за ‎малого‏ ‎клиренса),‏ ‎размеры ‎меньше,‏ ‎плюс ‎имелась‏ ‎хоть ‎какая-то ‎защита ‎от ‎пуль‏ ‎и‏ ‎осколков.

В‏ ‎документе ‎указаны‏ ‎только ‎эти‏ ‎два ‎мобильных‏ ‎варианта,‏ ‎а ‎кроме‏ ‎них ‎еще ‎два ‎станковых, ‎которые‏ ‎могли ‎применяться‏ ‎также‏ ‎с ‎колесного ‎шасси.

Ссылка‏ ‎для ‎самостоятельного‏ ‎изучения.

«Мертвая ‎зона» ‎реактивных ‎установок‏ ‎на‏ ‎колесном ‎шасси‏ ‎не ‎имела‏ ‎особого ‎значения ‎в ‎условиях ‎проведения,‏ ‎например,‏ ‎артподготовки ‎перед‏ ‎наступлением. ‎Но‏ ‎в ‎обороне ‎расположенные ‎близко ‎к‏ ‎линии‏ ‎фронта‏ ‎установки ‎в‏ ‎любой ‎момент‏ ‎могли ‎оказаться‏ ‎под‏ ‎ударом ‎прорвавшихся‏ ‎мобильных ‎частей ‎противника, ‎что ‎в‏ ‎реальности ‎имело‏ ‎место‏ ‎в ‎1941–1942 ‎годах‏ ‎не ‎раз‏ ‎и ‎часто ‎заканчивалось ‎трагически‏ ‎для‏ ‎личного ‎состава‏ ‎дивизионов ‎Гвардейских‏ ‎минометов.

Чтобы ‎открыть ‎огонь ‎прямой ‎наводкой,‏ ‎скажем,‏ ‎по ‎приближающимся‏ ‎танками ‎противника,‏ ‎для ‎колесных ‎вариантов ‎изобретали ‎всякие‏ ‎хитрости‏ ‎—‏ ‎рыли ‎канаву‏ ‎под ‎передние‏ ‎колеса, ‎ставили‏ ‎на‏ ‎склон ‎холма‏ ‎и ‎т. ‎п. ‎Делалось ‎это‏ ‎достаточно ‎часто‏ ‎и‏ ‎порой ‎удавалось ‎достичь‏ ‎существенных ‎результатов.

Использование‏ ‎гвардейских ‎реактивных ‎минометов ‎против‏ ‎танков.‏ ‎Архивные ‎документы.‏ ‎| ‎Молодость‏ ‎в ‎сапогах ‎| ‎Дзен ‎(dzen.ru)

СТРЕЛЬБА‏ ‎ПРЯМОЙ‏ ‎НАВОДКОЙ ‎ИЗ‏ ‎РЕАКТИВНЫХ ‎УСТАНОВОК‏ ‎— ‎ЭТО ‎ФАКТ.

Факт ‎задокументированный. ‎Причем‏ ‎настолько‏ ‎нередкий,‏ ‎что ‎к‏ ‎началу ‎Курской‏ ‎битвы ‎были‏ ‎подготовлены‏ ‎специальные ‎памятки‏ ‎для ‎ГМЧ ‎о ‎ведении ‎огня‏ ‎прямой ‎наводкой‏ ‎по‏ ‎бронетехнике ‎противника.

Для ‎уничтожения‏ ‎танка ‎НЕ‏ ‎ТРЕБУЕТСЯ ‎пробития ‎его ‎брони‏ ‎реактивным‏ ‎снарядом. ‎Танки‏ ‎выводились ‎из‏ ‎строя ‎дивизионным ‎залпом ‎в ‎результате‏ ‎разрушения‏ ‎ходовой ‎части,‏ ‎повреждения ‎вооружения,‏ ‎воспламенения ‎от ‎горящих ‎фрагментов ‎снарядов‏ ‎и‏ ‎из-за‏ ‎контузии ‎(ранения,‏ ‎гибели) ‎экипажа.

Установки‏ ‎М-8, ‎имеющие‏ ‎максимальную‏ ‎дальность ‎стрельбы‏ ‎всего ‎в ‎5 ‎км, ‎в‏ ‎этом ‎смысле‏ ‎имели‏ ‎больше ‎шансов ‎«попасть‏ ‎под ‎раздачу»‏ ‎и ‎больше ‎шансов ‎отразить‏ ‎внезапную‏ ‎атаку ‎противника‏ ‎на ‎ОП‏ ‎дивизиона, ‎даже ‎несмотря ‎на ‎относительно‏ ‎«слабый»‏ ‎реактивный ‎снаряд.

Установок‏ ‎М-8 ‎на‏ ‎танковом ‎шасси ‎выпущено, ‎конечно, ‎несравненно‏ ‎меньше,‏ ‎чем‏ ‎всех ‎прочих‏ ‎вариантов ‎—‏ ‎248 ‎штук‏ ‎на‏ ‎базе ‎Т-60,‏ ‎еще ‎порядка ‎десятка ‎на ‎базе‏ ‎Т-30/40. ‎Остальные‏ ‎ставили‏ ‎на ‎что ‎придется‏ ‎— ‎на‏ ‎трактора, ‎грузовые ‎машины ‎отечественного‏ ‎(преимущественно)‏ ‎и ‎иностранного‏ ‎производства ‎и‏ ‎даже ‎повозки. ‎Но ‎нет ‎сомнений,‏ ‎что‏ ‎при ‎необходимости‏ ‎наша ‎промышленность‏ ‎наладила ‎бы ‎выпуск ‎реактивных ‎установок‏ ‎на‏ ‎шасси‏ ‎устаревших ‎или‏ ‎трофейных ‎танков‏ ‎в ‎достаточном‏ ‎количестве‏ ‎даже ‎без‏ ‎поставок ‎транспортных ‎средств ‎по ‎ленд-лизу.

Постановление‏ ‎ГКО ‎СССР‏ ‎№‏ ‎1713 ‎сс ‎о‏ ‎формировании ‎гвардейских‏ ‎минометных ‎полков ‎и ‎отдельных‏ ‎гвардейских‏ ‎минометных ‎дивизионов‏ ‎М-8 ‎и‏ ‎М-13

В ‎приложении ‎указаны ‎варианты ‎установки‏ ‎на‏ ‎различные ‎типы‏ ‎шасси.

Теоретически ‎установки‏ ‎М-8 ‎можно ‎было ‎бы ‎монтировать‏ ‎на‏ ‎ленд-лизовские‏ ‎легкие ‎танки‏ ‎М3, ‎о‏ ‎которых ‎в‏ ‎наших‏ ‎частях ‎отзывы‏ ‎были ‎достаточно ‎критичные, ‎на ‎Т-70‏ ‎или ‎сохранившиеся‏ ‎на‏ ‎Дальнем ‎Востоке ‎Т-26‏ ‎и ‎БТ.‏  ‎На ‎практике ‎отдельные ‎дивизионы‏ ‎для‏ ‎действий ‎в‏ ‎горно-лесистой ‎местности‏ ‎оснащались ‎даже ‎горно-вьючными ‎вариантами ‎М-8‏ ‎или‏ ‎установленными ‎на‏ ‎автомобили ‎«Виллис»‏ ‎(см. ‎ниже) ‎и ‎др.

Ниже ‎документ‏ ‎1944‏ ‎года,‏ ‎в ‎котором‏ ‎приказано ‎монтировать‏ ‎М-8 ‎на‏ ‎автомобили‏ ‎«Шевроле». ‎Все-таки‏ ‎танки ‎Т-60 ‎не ‎выпускались ‎уже‏ ‎давно, ‎так‏ ‎что‏ ‎имеющиеся ‎шасси, ‎скорее‏ ‎всего, ‎были‏ ‎близки ‎к ‎полной ‎выработке‏ ‎своего‏ ‎ресурса.

Шасси ‎легкого‏ ‎танка ‎позволяло‏ ‎использовать ‎установки ‎М-8 ‎в ‎нестандартном‏ ‎для‏ ‎подобных ‎систем‏ ‎варианте ‎«кочующего»‏ ‎орудия. ‎Обычно ‎реактивные ‎установки ‎по‏ ‎одной‏ ‎не‏ ‎стреляли. ‎Результативность‏ ‎такого ‎огня‏ ‎именно ‎в‏ ‎плане‏ ‎нанесения ‎ущерба‏ ‎противнику ‎была, ‎возможно, ‎не ‎очень‏ ‎высокой, ‎но‏ ‎таким‏ ‎образом ‎срывались ‎или‏ ‎затруднялись ‎перемещения‏ ‎войск ‎и ‎техники, ‎отвлекались‏ ‎значительные‏ ‎силы ‎на‏ ‎контрбатарейную ‎борьбу,‏ ‎изматывался ‎личный ‎состав ‎на ‎позициях.

Выписка‏ ‎из‏ ‎журнала ‎залпов‏ ‎РС ‎кочующими‏ ‎установками ‎М-8 ‎на ‎Т-60 ‎326‏ ‎гв.‏ ‎оминдн

Самый‏ ‎важный ‎фрагмент‏ ‎мы ‎увеличили‏ ‎— ‎обратите‏ ‎внимание,‏ ‎что ‎в‏ ‎одном ‎случае ‎залп ‎осуществлен ‎идеально,‏ ‎в ‎другом‏ ‎—‏ ‎большая ‎часть ‎снарядов‏ ‎не ‎сошла‏ ‎с ‎направляющих. ‎Данный ‎факт‏ ‎(несрабатывание)‏ ‎не ‎был‏ ‎единичным ‎в‏ ‎то ‎время, ‎поэтому ‎в ‎отчетах‏ ‎и‏ ‎имеется ‎соответствующая‏ ‎графа.

Ниже ‎еще‏ ‎один ‎рапорт. ‎М-8 ‎на ‎базе‏ ‎легкого‏ ‎танка‏ ‎бомбами ‎уничтожались‏ ‎без ‎особого‏ ‎труда, ‎все‏ ‎же‏ ‎броня ‎Т-60‏ ‎пробивалась ‎крупными ‎осколками ‎с ‎5-10‏ ‎метров. ‎Неграмотное‏ ‎использование‏ ‎легких ‎установок, ‎неподвижно‏ ‎стоящих ‎на‏ ‎открытом ‎месте, ‎привело ‎в‏ ‎данном‏ ‎случае ‎к‏ ‎неоправданным ‎потерям.

Быстрая‏ ‎смена ‎огневой ‎позиции ‎— ‎главное‏ ‎преимущество‏ ‎мобильной ‎установки,‏ ‎дающее ‎шанс‏ ‎расчетам ‎успеть ‎избежать ‎ответного ‎огня‏ ‎противника.‏ ‎К‏ ‎огромному ‎сожалению‏ ‎в ‎1941–1942‏ ‎годах ‎уровень‏ ‎подготовки‏ ‎командных ‎кадров‏ ‎порой ‎оставлял ‎желать ‎лучшего.

В ‎целом‏ ‎же ‎для‏ ‎обеспечения‏ ‎эффективного ‎боевого ‎применения‏ ‎ГМЧ ‎важно‏ ‎было ‎иметь ‎единообразие ‎базы‏ ‎(шасси)‏ ‎для ‎своевременного‏ ‎обеспечения ‎ремонта,‏ ‎заправки, ‎технического ‎обслуживания ‎и ‎пр.‏ ‎Разномастная‏ ‎колесная ‎база‏ ‎— ‎это‏ ‎различная ‎проходимость, ‎различная ‎скорость ‎движения,‏ ‎различная‏ ‎мощность‏ ‎залпа ‎и‏ ‎пр. ‎факторы,‏ ‎затрудняющие ‎планирование‏ ‎боевых‏ ‎операций. ‎Наличие‏ ‎достаточного ‎количества ‎поставляемых ‎в ‎виде‏ ‎машинокомплектов ‎преимущественно‏ ‎южным‏ ‎маршрутом ‎Студебекеров, ‎видимо,‏ ‎и ‎определило‏ ‎выбор ‎основного ‎варианта ‎шасси‏ ‎для‏ ‎Гвардейских ‎минометов.‏ ‎Но ‎говорить,‏ ‎что ‎без ‎ленд-лиза ‎не ‎было‏ ‎бы‏ ‎«Катюш», ‎в‏ ‎корне ‎неверно.‏ ‎Это ‎чтобы ‎не ‎сказать ‎резче.



Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048