Нельзя обманывать партию и правительство
Вроде очевидное утверждение, но даже в суровые Сталинские времена оно осознавалось не всеми. Сложно сказать, что тут превалировало -пресловутое русское «авось» и надежда на «как-нибудь разберемся», авантюризм и стремление любой ценой обогнать конкурентов, расчет на неких покровителей, которые не дадут в обиду или что-то другое. Скорее всего, имело место сразу все, но в разных пропорциях в каждом отдельном случае.
Для понимания того, о чем собственно речь, ниже будет рассмотрен пример с самолетом Су-4 — дальнейшим развитием Су-2.
Почему именно он? А потому, что тут целый букет обманутых надежд — и с двигателем, и с вооружением.
Но давайте обо всем по порядку.
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об одномоторном бомбардировщике Су-4». Дата: 25 января 1941 г.
«Мотор 90» — это двигатель М-90, который представлял собой двухрядный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения с первоначально заявленной мощностью в 1600 л. с. М-90 был спроектирован в ОКБ завода № 29 за рекордно короткий срок — с 15 мая по 15 августа 1939 года, испытания начались 29 ноября 1939 г., но конструкция оставалась сырой и недоведенной. Этот двигатель являлся принципиально новым изделием для советской промышленности, поэтому требовал длительной экспериментальной отработки. Времени на это не осталось — все перечеркнула война. Довести М-90 в эвакуации не то чтоб не получилось, просто в этом уже не было нужды — подоспели другие варианты.
Проектирование самолета в расчете на новый перспективный двигатель как подход не является чем-то исключительным. Это обычная практика. И если ожидаемый мотор так и не становится серийным, на новый самолет ставят то, что имеется в наличии, с неизбежным ухудшением ЛТХ.
С Су-4 именно так все и вышло — в конце концов этот вариант пошел в серию с двигателем М-82 (1250 л. с.).
Но вот с вооружением все несколько сложнее. Конструктор Таубин, вдохновивший всех своими проектами, так их до завершения и не довел. Авиапром не получил ни автоматическую пушку, ни крупнокалиберный пулемет, которые были заявлены на установку сразу в нескольких проектах самолетов и утверждены соответствующими постановлениями. Были потрачены огромные средства, а главное — упущено время. В СССР все опытные разработки велись за государственный счет, это при царе только энтузиасты творили на свои личные сбережения, изредка добиваясь куцего финансирования от казны.
Страна в предвоенный период не могла себе позволить безответственности среди конструкторов, особенно. если они прокладывают дорогу своим проектам локтями и коленями. Заместитель наркома Новиков по этому поводу аккуратно отметил, что «всех немного сбил столку конструктор Таубин», клятвенно пообещавший представить образцы авиационного вооружения на голову превосходящие существующие. Каким образом Яков Таубин «просочился» на прием к Молотову и Сталину, как именно он убедил их в превосходстве своих проектов — история умалчивает. И мы умолчим, хотя догадываемся. Насколько степень наказания была адекватна степени вины, мы судить также не беремся. Отметим только, что Таубин своим сырым творением, одобренным лично Сталиным, вполне мог подвести под расстрел десяток человек — директора завода, замнаркома, самого наркома, инженеров и рабочих, изготовлявших по его чертежам опытную партию, которая на глазах у комиссии развалилась после первых же очередей.
На Су-4 поставили в результате БС, а вот сам Таубин, как известно, закончил плохо.
0 комментариев