Чехословацкие СБ
Военное сотрудничество СССР и Чехословакии развивалось с середины 30-х годов как ответ на милитаризацию и очевидные захватнические амбиции Германии после прихода к власти Гитлера.
В рамках этого сотрудничества не только заключались соответствующие договора, но и осуществлялся обмен делегациями военно-технической направленности, покупка образцов вооружений и пр.
Не секрет, что в 1935–1936 году СССР достиг выдающихся успехов в авиастроении, создав буквально армады тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, разного рода рекордные машины, а также отличный скоростной бомбардировщик СБ. В этом смысле очевидно, что в рамках указанного военно-технического сотрудничества внимание чехословацкой военной миссии обратилось как раз на данный тип самолета.
В Чехословакию были проданы 20 СБ без двигателей в 1937 году, 21 (также без двигателей) до марта 1938 года, после чего представители Чехословакии выразили желание получить еще минимум 20, а лучше 40 или даже 60 СБ.
Докладная записка заместителя наркома иностранных дел СССР В. П. Потемкина генеральному секретарю ЦК ВКП (б) И. В. Сталину о просьбе посланника Чехословакии в СССР З. Фирлингера продать Чехословакии 20 самолетов «СБ» в связи с осложнением международной обстановки (с приложением памятной записки чехословацкой миссии) от 28 марта 1938 года.
На документе имеется резолюция Сталина, разрешающая проджу еще 20 самолетов. Ниже текст «памятной записки» чехословацкой миссии, который мы в общих чертах пересказали ранее.
Советские бомбардировщики в Чехословакии оборудовались двигателями Hispano-Suiza 12 Ydrs и вооружением чехословацкого производства. Также СССР безвозмездно предоставил Чехословакии документацию для выпуска СБ. Лицензионные СБ получили обозначение Avia B.71.
Значительная часть В.71 была произведена уже в период оккупации Чехии Германией. Самолеты этого типа использовались Люфтваффе в качестве учебных, а также как буксировщики планеров и мишеней. Часть передали ВВС Словакии и Болгарии.
Судьба болгарских СБ (а это были машины советской сборки, направленные в Чехословакию) весьма интересна. Они успели повоевать против повстанцев в Македонии, а после перехода Болгарии на сторону СССР — против бывших союзников немцев.
Например, 18 ноября 1944 года три В.71 атаковали немецкий эшелон на югославской железнодорожной станции Вучитран, вызвав большой пожар. На следующий день четыре В.71 бомбили железнодорожную станцию Житарица. В основном болгарские В.71 работали по коммуникациям — для ударов по переднему краю в 1944 году бывшие СБ уже вряд ли подходили.
0 комментариев