logo Молодость в сапогах

Чехословацкие СБ

Военное ‎сотрудничество‏ ‎СССР ‎и ‎Чехословакии ‎развивалось ‎с‏ ‎середины ‎30-х‏ ‎годов‏ ‎как ‎ответ ‎на‏ ‎милитаризацию ‎и‏ ‎очевидные ‎захватнические ‎амбиции ‎Германии‏ ‎после‏ ‎прихода ‎к‏ ‎власти ‎Гитлера.

В‏ ‎рамках ‎этого ‎сотрудничества ‎не ‎только‏ ‎заключались‏ ‎соответствующие ‎договора,‏ ‎но ‎и‏ ‎осуществлялся ‎обмен ‎делегациями ‎военно-технической ‎направленности,‏ ‎покупка‏ ‎образцов‏ ‎вооружений ‎и‏ ‎пр.

Не ‎секрет,‏ ‎что ‎в‏ ‎1935–1936‏ ‎году ‎СССР‏ ‎достиг ‎выдающихся ‎успехов ‎в ‎авиастроении,‏ ‎создав ‎буквально‏ ‎армады‏ ‎тяжелых ‎бомбардировщиков ‎ТБ-3,‏ ‎разного ‎рода‏ ‎рекордные ‎машины, ‎а ‎также‏ ‎отличный‏ ‎скоростной ‎бомбардировщик‏ ‎СБ. ‎В‏ ‎этом ‎смысле ‎очевидно, ‎что ‎в‏ ‎рамках‏ ‎указанного ‎военно-технического‏ ‎сотрудничества ‎внимание‏ ‎чехословацкой ‎военной ‎миссии ‎обратилось ‎как‏ ‎раз‏ ‎на‏ ‎данный ‎тип‏ ‎самолета.

В ‎Чехословакию‏ ‎были ‎проданы‏ ‎20‏ ‎СБ ‎без‏ ‎двигателей ‎в ‎1937 ‎году, ‎21‏ ‎(также ‎без‏ ‎двигателей)‏ ‎до ‎марта ‎1938‏ ‎года, ‎после‏ ‎чего ‎представители ‎Чехословакии ‎выразили‏ ‎желание‏ ‎получить ‎еще‏ ‎минимум ‎20,‏ ‎а ‎лучше ‎40 ‎или ‎даже‏ ‎60‏ ‎СБ.

Докладная ‎записка‏ ‎заместителя ‎наркома‏ ‎иностранных ‎дел ‎СССР ‎В. ‎П.‏ ‎Потемкина‏ ‎генеральному‏ ‎секретарю ‎ЦК‏ ‎ВКП ‎(б)‏ ‎И. ‎В.‏ ‎Сталину‏ ‎о ‎просьбе‏ ‎посланника ‎Чехословакии ‎в ‎СССР ‎З.‏ ‎Фирлингера ‎продать‏ ‎Чехословакии‏ ‎20 ‎самолетов ‎«СБ»‏ ‎в ‎связи‏ ‎с ‎осложнением ‎международной ‎обстановки‏ ‎(с‏ ‎приложением ‎памятной‏ ‎записки ‎чехословацкой‏ ‎миссии) ‎от ‎28 ‎марта ‎1938‏ ‎года.

На‏ ‎документе ‎имеется‏ ‎резолюция ‎Сталина,‏ ‎разрешающая ‎проджу ‎еще ‎20 ‎самолетов.‏ ‎Ниже‏ ‎текст‏ ‎«памятной ‎записки»‏ ‎чехословацкой ‎миссии,‏ ‎который ‎мы‏ ‎в‏ ‎общих ‎чертах‏ ‎пересказали ‎ранее.

Советские ‎бомбардировщики ‎в ‎Чехословакии‏ ‎оборудовались ‎двигателями‏ ‎Hispano-Suiza‏ ‎12 ‎Ydrs и ‎вооружением‏ ‎чехословацкого ‎производства.‏ ‎Также ‎СССР ‎безвозмездно ‎предоставил‏ ‎Чехословакии‏ ‎документацию ‎для‏ ‎выпуска ‎СБ.‏ ‎Лицензионные ‎СБ ‎получили ‎обозначение ‎Avia‏ ‎B.71.

Значительная‏ ‎часть ‎В.71‏ ‎была ‎произведена‏ ‎уже ‎в ‎период ‎оккупации ‎Чехии‏ ‎Германией.‏ ‎Самолеты‏ ‎этого ‎типа‏ ‎использовались ‎Люфтваффе‏ ‎в ‎качестве‏ ‎учебных,‏ ‎а ‎также‏ ‎как ‎буксировщики ‎планеров ‎и ‎мишеней.‏ ‎Часть ‎передали‏ ‎ВВС‏ ‎Словакии ‎и ‎Болгарии.


Судьба‏ ‎болгарских ‎СБ‏ ‎(а ‎это ‎были ‎машины‏ ‎советской‏ ‎сборки, ‎направленные‏ ‎в ‎Чехословакию)‏ ‎весьма ‎интересна. ‎Они ‎успели ‎повоевать‏ ‎против‏ ‎повстанцев ‎в‏ ‎Македонии, ‎а‏ ‎после ‎перехода ‎Болгарии ‎на ‎сторону‏ ‎СССР‏ ‎—‏ ‎против ‎бывших‏ ‎союзников ‎немцев.

Например,‏ ‎18 ‎ноября‏ ‎1944‏ ‎года ‎три‏ ‎В.71 ‎атаковали ‎немецкий ‎эшелон ‎на‏ ‎югославской ‎железнодорожной‏ ‎станции‏ ‎Вучитран, ‎вызвав ‎большой‏ ‎пожар. ‎На‏ ‎следующий ‎день ‎четыре ‎В.71‏ ‎бомбили‏ ‎железнодорожную ‎станцию‏ ‎Житарица. ‎В‏ ‎основном ‎болгарские ‎В.71 ‎работали ‎по‏ ‎коммуникациям‏ ‎— ‎для‏ ‎ударов ‎по‏ ‎переднему ‎краю ‎в ‎1944 ‎году‏ ‎бывшие‏ ‎СБ‏ ‎уже ‎вряд‏ ‎ли ‎подходили.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048