Всего лишь один эпизод великой войны.
Мы неоднократно уже говорили, что самые лучшие сценарии для кинофильмов — это реальные события, описанные в сухих строчках архивных документов. Только их надо уметь извлечь оттуда и правильно преподнести зрителю, не исказив сути (и по возможности не наврав в деталях).
В качестве примера такого документа предлагаем читателю донесение стрелка-радиста с бомбардировщика Ил-4, сбитого во время выполнения боевого задания зенитной артиллерией противника. Уже горящий самолет был атакован истребителями врага, но стрелки сумели отразить нападение. Впереди экипаж ждало еще много испытаний. Текст с большим количеством ошибок, но сам по себе очень интересен для анализа. Автор донесения использует устоявшиеся военно-технические термины типа «воспользовались уменьшением площади купола парашюта» и одновременно пишет «у» вместо «в» — «у хвосте». Это показывает, что простой и малограмотный человек, скорее всего родом из сельской местности, в армии быстро стал повышать свой образовательный уровень. Так очень часто и происходило в реальности. Текст мы частично перепечатали, а частично пересказали ниже.
Донесение от стрелка-радиста 223 дбап мл. сержанта Белоусова А.К. майору Говоруха
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 07.08.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 22474а, Опись: 761268, Дело: 6, Лист начала документа в деле: 57
«Начальнику штаба 223 ДБАП
Майору Говорухе
Донесение
От стрелка-радиста мл.сержанта Белоусова А.К.
Вылет 27.07.41 в 10 ч. 45 мин. С аэродрома Обоянь легли на курс маршрута. Слез к своему пулемету, который был установлен в (в тексте «у» — прим. Автора) хвостовом оперении, опробовал тремя очередями, работает безотказно, и стал наблюдать за задней полусферой своего самолета. Наш самолет шел левым ведомым. Полет продолжался примерно 1 час 40 минут…»
Далее Белоусов подробно описывает перестроения звена при заходе на цель, почерк крайне неразборчив, но в целом ясно, что наши бомбардировщики были встречены плотным огнем ЗА противника, Белоусов, наблюдая за задней полусферой, вдруг обнаружил, что их самолет уже горит (левая плоскость). Сразу после выхода из зоны огня зениток, наши самолеты были атакованы четверкой Мессершмиттов-109. Два из них зашли в атаку на бомбардировщик Белоусова. Огнем из пулемета стрелок-радист заставил одного врага отвернуть в сторону, затем также ушел второй. Два других 109-х атаковали правого ведомого и ведущего. Самолет уже горел весь «пламя доставало до рации», Белоусов пробрался к посту воздушного стрелка по фамилии Будилка и предложил ему покинуть самолет. Весь экипаж выпрыгнул с парашютами, Белоусов покинул машину вторым, но в воздухе их начали расстреливать вражеские истребители. «Воспользовавшись уменьшением площади купола парашюта мы ушли вниз» — пишет дальше Белоусов. Приземлившись в лесу, экипаж собрал парашюты и пошел в деревню Рясино (в оригинале неразборчиво), где они сдали комбинезоны и парашюты «в кладовую председателя колхоза 20 лет Октября». Летчиков накормили, отвели место для ночлега и утром они отправились на станцию Кардымово, где попали под бомбежку. Попав еще и под минометный обстрел у переправы, экипаж сбитого бомбардировщика попытался примкнуть к автоколонне 58-го отдельного батальона связи 69-го корпуса 20-й армии (так в тексте), но у них отобрали оружие, видимо, опасаясь немецких диверсантов. На переправе члены экипажа друг друга потеряли, но потом собрались вновь и все вместе вернулись в часть.
Донесение датировано 7 августа 1941 года. Вся эпопея длилась около 10 дней.
Кроме непосредственно действий и батальных сцен, в этом отрывке еще очень много смыслов. Экипаж действует слаженно и в воздухе и на земле. Даже в горящем самолете сохраняется дисциплина и взаимовыручка. А ведь 223-й авиаполк только-только приступил к боевой работе со второй половины июля 1941 года.
На 22.06.1941 полк дислоцировался на аэродроме Карачев и о начале войны узнал по объявлению боевой тревоги. Никаких действий по приведению части в боевую готовность ни 18 июня (когда некоторые мехкорпуса уже получили секретные пакеты и начали скрытное выдвижения по ночам в районы сосредоточения), ни 20 июня явно не проводил. Это следует из документов полка:
«Командиру 35 АД
Боевое донесение № 1. Штаб 223 ДБАП
Аэродром Карачев 23.6.41 г. 8.00
1. 223 ДБАБ, поднятый по тревоге, 22 июня 1941 г. в период с 11.00 до 21.00 производил следующие работы:
Маскировка лагерных построек, бензоскладов, бомбоскладов
Набивка патрон (так в тексте — прим. Автора) в звенья и боевое оснащение кораблей
Подвоз боекомплекта бомб к стоянке самолетов
Летный состав получил склеить и изучил карты в направлении Букурешти — Варшава
Произведена разбивка боевых экипажей
Устройство ложной дороги через аэродром
Рассредоточение самолетов закончено в 20.00
С личным составом полка и базы проведен митинг по вопросу вторжения немецких войск на советскую территорию.
2. К 8.00 23.6.1941 г. полк имеет 6 исправных самолетов и один неисправный. Экипажей, могущих выполнять задачи в несложных метеоусловиях днем — семь. 6 экипажей убыло в Орел за получением матчасти.»
Итак, ПОДНЯТЫЙ ПО ТРЕВОГЕ полк (аэродром Карачев находится в Брянской обл.) с 11 до 21 часа 22.06.41 озабочен рассредоточением самолетов, которое закончено к 20.00 (все 6 штук). Уже целый день идет война. А личный состав занимается «маскировкой построек», «склеиванием карт» и роет окопы. Однозначно, что значительная часть указанных в документе мероприятий должна была уже быть выполненной, если бы полк получил соответствующий приказ хотя бы 20-го числа. Рассуждения о том, была ли такая директива в реальности и куда делся ее оригинал (и кто его изъял, а также почему), выходят за рамки данной статьи[1]. Можно твердо сказать одно: конкретно 223-й ДБАП приказа о приведении части в боевую готовность до 22.06.1941 не получал.
Следующий такой же документ (за 24.06.41) еще раз этот вывод подтверждает. Второй день войны, однако в полку все еще проводят переучивание на ДБ-3Ф (Ил-4) и отрабатывают «вопросы оповещения личного состава и занятия им своих мест». При этом боеготовых экипажей 11, но только для действий днем и в простых метеоусловиях. Следует отметить, что 223-й дальний бомбардировочный авиационный полк сформирован на аэродроме Карачев в сентябре 1940 года (на основании Постановления СНК № 1344-524сс от 25 июля 1940 года), времени для освоения новой и весьма «сырой» матчасти молодым летчикам действительно могло не хватить, но тогда что полк делал в таком виде на фронте?
Очень скоро размеренная жизнь нарушится, ведь уже в октябре немцы займут Карачев. Но еще в конце июня-начале июля 1941 года в оперативных сводках штаба полка все время повторяется фраза «полк боевых вылетов не производил», личный состав периодически привлекается к обслуживанию самолетов Ил-2, взлетающих с того же аэродрома на штурмовку вражеских войск.
Можно предположить, что везучий экипаж, к которому принадлежал стрелок-радист Белоусов, на боевые задания успел вылететь до 27 июля от силы пару раз. Проще говоря, никакого реального боевого опыта у летчиков и стрелков не было вообще. Хотя, возможно, кто-то успел поучаствовать в Зимней войне с Финляндией на самолетах СБ, например. Достаточно часто в начальный период Великой Отечественной экипажи СБ пересаживались на новые Ил-4.
Как видим, сюжетная линия получается весьма красочная и насыщенная. Тут и личные истории членов экипажа, и необъяснимый игнор в конкретно данном военной округе приказов о приведении войск в боевую готовность в качестве исторического фона, и психологические аспекты личности, ярко проявляющиеся в момент перехода от мирного времени к реальности тотальной войны. На сериал не потянет, но на пару-тройку серий — вполне. И врать не надо ничего, не надо выдумывать всяких диких историй про зловредное НКВД и аресты. Живая история, точнее, ожившая. Что может быть лучше?
[1] В книге С. Мишутина «Красная Армия всех сильней?» в главе «Но разведка доложила точно» этот вопрос подробно исследован по материалам ЦА ФСБ, архива СВР, РГВА, ЦАМО, АВП и РГАПСИ. В частности, приводятся сведения о получении секретного пакета некоторыми мехкорпусами 18 июня 1941 года, после чего они начали скрытно выдвигаться по ночам в места сосредоточения в лесных массивах, приводя свои части в боевую готовность.
0 комментариев