logo Молодость в сапогах

Всего лишь один эпизод великой войны.

Мы ‎неоднократно‏ ‎уже ‎говорили, ‎что ‎самые ‎лучшие‏ ‎сценарии ‎для‏ ‎кинофильмов‏ ‎— ‎это ‎реальные‏ ‎события, ‎описанные‏ ‎в ‎сухих ‎строчках ‎архивных‏ ‎документов.‏ ‎Только ‎их‏ ‎надо ‎уметь‏ ‎извлечь ‎оттуда ‎и ‎правильно ‎преподнести‏ ‎зрителю,‏ ‎не ‎исказив‏ ‎сути ‎(и‏ ‎по ‎возможности ‎не ‎наврав ‎в‏ ‎деталях).

В‏ ‎качестве‏ ‎примера ‎такого‏ ‎документа ‎предлагаем‏ ‎читателю ‎донесение‏ ‎стрелка-радиста‏ ‎с ‎бомбардировщика‏ ‎Ил-4, ‎сбитого ‎во ‎время ‎выполнения‏ ‎боевого ‎задания‏ ‎зенитной‏ ‎артиллерией ‎противника. ‎Уже‏ ‎горящий ‎самолет‏ ‎был ‎атакован ‎истребителями ‎врага,‏ ‎но‏ ‎стрелки ‎сумели‏ ‎отразить ‎нападение.‏ ‎Впереди ‎экипаж ‎ждало ‎еще ‎много‏ ‎испытаний.‏ ‎Текст ‎с‏ ‎большим ‎количеством‏ ‎ошибок, ‎но ‎сам ‎по ‎себе‏ ‎очень‏ ‎интересен‏ ‎для ‎анализа.‏ ‎Автор ‎донесения‏ ‎использует ‎устоявшиеся‏ ‎военно-технические‏ ‎термины ‎типа‏ ‎«воспользовались ‎уменьшением ‎площади ‎купола ‎парашюта»‏ ‎и ‎одновременно‏ ‎пишет‏ ‎«у» ‎вместо ‎«в»‏ ‎— ‎«у‏ ‎хвосте». ‎Это ‎показывает, ‎что‏ ‎простой‏ ‎и ‎малограмотный‏ ‎человек, ‎скорее‏ ‎всего ‎родом ‎из ‎сельской ‎местности,‏ ‎в‏ ‎армии ‎быстро‏ ‎стал ‎повышать‏ ‎свой ‎образовательный ‎уровень. ‎Так ‎очень‏ ‎часто‏ ‎и‏ ‎происходило ‎в‏ ‎реальности. ‎Текст‏ ‎мы ‎частично‏ ‎перепечатали,‏ ‎а ‎частично‏ ‎пересказали ‎ниже.

Донесение ‎от ‎стрелка-радиста ‎223‏ ‎дбап ‎мл.‏ ‎сержанта‏ ‎Белоусова ‎А.К. ‎майору‏ ‎Говоруха

Отчеты ‎о‏ ‎боевых ‎действиях. ‎Дата ‎создания‏ ‎документа:‏ ‎07.08.1941 ‎г.‏ ‎Архив: ‎ЦАМО,‏ ‎Фонд: ‎22474а, ‎Опись: ‎761268, ‎Дело:‏ ‎6,‏ ‎Лист ‎начала‏ ‎документа ‎в‏ ‎деле: ‎57

«Начальнику ‎штаба ‎223 ‎ДБАП‏ ‎

Майору‏ ‎Говорухе

Донесение

От‏ ‎стрелка-радиста ‎мл.сержанта‏ ‎Белоусова ‎А.К.

Вылет‏ ‎27.07.41 ‎в‏ ‎10‏ ‎ч. ‎45‏ ‎мин. ‎С ‎аэродрома ‎Обоянь ‎легли‏ ‎на ‎курс‏ ‎маршрута.‏ ‎Слез ‎к ‎своему‏ ‎пулемету, ‎который‏ ‎был ‎установлен ‎в ‎(в‏ ‎тексте‏ ‎«у» ‎—‏ ‎прим. ‎Автора)‏ ‎хвостовом ‎оперении, ‎опробовал ‎тремя ‎очередями,‏ ‎работает‏ ‎безотказно, ‎и‏ ‎стал ‎наблюдать‏ ‎за ‎задней ‎полусферой ‎своего ‎самолета.‏ ‎Наш‏ ‎самолет‏ ‎шел ‎левым‏ ‎ведомым. ‎Полет‏ ‎продолжался ‎примерно‏ ‎1‏ ‎час ‎40‏ ‎минут…»

Далее ‎Белоусов ‎подробно ‎описывает ‎перестроения‏ ‎звена ‎при‏ ‎заходе‏ ‎на ‎цель, ‎почерк‏ ‎крайне ‎неразборчив,‏ ‎но ‎в ‎целом ‎ясно,‏ ‎что‏ ‎наши ‎бомбардировщики‏ ‎были ‎встречены‏ ‎плотным ‎огнем ‎ЗА ‎противника, ‎Белоусов,‏ ‎наблюдая‏ ‎за ‎задней‏ ‎полусферой, ‎вдруг‏ ‎обнаружил, ‎что ‎их ‎самолет ‎уже‏ ‎горит‏ ‎(левая‏ ‎плоскость). ‎Сразу‏ ‎после ‎выхода‏ ‎из ‎зоны‏ ‎огня‏ ‎зениток, ‎наши‏ ‎самолеты ‎были ‎атакованы ‎четверкой ‎Мессершмиттов-109.‏ ‎Два ‎из‏ ‎них‏ ‎зашли ‎в ‎атаку‏ ‎на ‎бомбардировщик‏ ‎Белоусова. ‎Огнем ‎из ‎пулемета‏ ‎стрелок-радист‏ ‎заставил ‎одного‏ ‎врага ‎отвернуть‏ ‎в ‎сторону, ‎затем ‎также ‎ушел‏ ‎второй.‏ ‎Два ‎других‏ ‎109-х ‎атаковали‏ ‎правого ‎ведомого ‎и ‎ведущего. ‎Самолет‏ ‎уже‏ ‎горел‏ ‎весь ‎«пламя‏ ‎доставало ‎до‏ ‎рации», ‎Белоусов‏ ‎пробрался‏ ‎к ‎посту‏ ‎воздушного ‎стрелка ‎по ‎фамилии ‎Будилка‏ ‎и ‎предложил‏ ‎ему‏ ‎покинуть ‎самолет. ‎Весь‏ ‎экипаж ‎выпрыгнул‏ ‎с ‎парашютами, ‎Белоусов ‎покинул‏ ‎машину‏ ‎вторым, ‎но‏ ‎в ‎воздухе‏ ‎их ‎начали ‎расстреливать ‎вражеские ‎истребители.‏ ‎«Воспользовавшись‏ ‎уменьшением ‎площади‏ ‎купола ‎парашюта‏ ‎мы ‎ушли ‎вниз» ‎— ‎пишет‏ ‎дальше‏ ‎Белоусов.‏ ‎Приземлившись ‎в‏ ‎лесу, ‎экипаж‏ ‎собрал ‎парашюты‏ ‎и‏ ‎пошел ‎в‏ ‎деревню ‎Рясино ‎(в ‎оригинале ‎неразборчиво),‏ ‎где ‎они‏ ‎сдали‏ ‎комбинезоны ‎и ‎парашюты‏ ‎«в ‎кладовую‏ ‎председателя ‎колхоза ‎20 ‎лет‏ ‎Октября».‏ ‎Летчиков ‎накормили,‏ ‎отвели ‎место‏ ‎для ‎ночлега ‎и ‎утром ‎они‏ ‎отправились‏ ‎на ‎станцию‏ ‎Кардымово, ‎где‏ ‎попали ‎под ‎бомбежку. ‎Попав ‎еще‏ ‎и‏ ‎под‏ ‎минометный ‎обстрел‏ ‎у ‎переправы,‏ ‎экипаж ‎сбитого‏ ‎бомбардировщика‏ ‎попытался ‎примкнуть‏ ‎к ‎автоколонне ‎58-го ‎отдельного ‎батальона‏ ‎связи ‎69-го‏ ‎корпуса‏ ‎20-й ‎армии ‎(так‏ ‎в ‎тексте),‏ ‎но ‎у ‎них ‎отобрали‏ ‎оружие,‏ ‎видимо, ‎опасаясь‏ ‎немецких ‎диверсантов.‏ ‎На ‎переправе ‎члены ‎экипажа ‎друг‏ ‎друга‏ ‎потеряли, ‎но‏ ‎потом ‎собрались‏ ‎вновь ‎и ‎все ‎вместе ‎вернулись‏ ‎в‏ ‎часть.

Донесение‏ ‎датировано ‎7‏ ‎августа ‎1941‏ ‎года. ‎Вся‏ ‎эпопея‏ ‎длилась ‎около‏ ‎10 ‎дней.

Кроме ‎непосредственно ‎действий ‎и‏ ‎батальных ‎сцен,‏ ‎в‏ ‎этом ‎отрывке ‎еще‏ ‎очень ‎много‏ ‎смыслов. ‎Экипаж ‎действует ‎слаженно‏ ‎и‏ ‎в ‎воздухе‏ ‎и ‎на‏ ‎земле. ‎Даже ‎в ‎горящем ‎самолете‏ ‎сохраняется‏ ‎дисциплина ‎и‏ ‎взаимовыручка. ‎А‏ ‎ведь ‎223-й ‎авиаполк ‎только-только ‎приступил‏ ‎к‏ ‎боевой‏ ‎работе ‎со‏ ‎второй ‎половины‏ ‎июля ‎1941‏ ‎года.

На‏ ‎22.06.1941 ‎полк‏ ‎дислоцировался ‎на ‎аэродроме ‎Карачев ‎и‏ ‎о ‎начале‏ ‎войны‏ ‎узнал ‎по ‎объявлению‏ ‎боевой ‎тревоги.‏ ‎Никаких ‎действий ‎по ‎приведению‏ ‎части‏ ‎в ‎боевую‏ ‎готовность ‎ни‏ ‎18 ‎июня ‎(когда ‎некоторые ‎мехкорпуса‏ ‎уже‏ ‎получили ‎секретные‏ ‎пакеты ‎и‏ ‎начали ‎скрытное ‎выдвижения ‎по ‎ночам‏ ‎в‏ ‎районы‏ ‎сосредоточения), ‎ни‏ ‎20 ‎июня‏ ‎явно ‎не‏ ‎проводил.‏ ‎Это ‎следует‏ ‎из ‎документов ‎полка:

«Командиру ‎35 ‎АД

Боевое‏ ‎донесение ‎№‏ ‎1.‏ ‎Штаб ‎223 ‎ДБАП

Аэродром‏ ‎Карачев ‎23.6.41‏ ‎г. ‎8.00

1.      223 ДБАБ, ‎поднятый ‎по‏ ‎тревоге,‏ ‎22 ‎июня‏ ‎1941 ‎г.‏ ‎в ‎период ‎с ‎11.00 ‎до‏ ‎21.00‏ ‎производил ‎следующие‏ ‎работы:

Маскировка ‎лагерных‏ ‎построек, ‎бензоскладов, ‎бомбоскладов

Набивка ‎патрон ‎(так‏ ‎в‏ ‎тексте‏ ‎— ‎прим.‏ ‎Автора) ‎в‏ ‎звенья ‎и‏ ‎боевое‏ ‎оснащение ‎кораблей

Подвоз‏ ‎боекомплекта ‎бомб ‎к ‎стоянке ‎самолетов

Летный‏ ‎состав ‎получил‏ ‎склеить‏ ‎и ‎изучил ‎карты‏ ‎в ‎направлении‏ ‎Букурешти ‎— ‎Варшава

Произведена ‎разбивка‏ ‎боевых‏ ‎экипажей

Устройство ‎ложной‏ ‎дороги ‎через‏ ‎аэродром

Рассредоточение ‎самолетов ‎закончено ‎в ‎20.00

С‏ ‎личным‏ ‎составом ‎полка‏ ‎и ‎базы‏ ‎проведен ‎митинг ‎по ‎вопросу ‎вторжения‏ ‎немецких‏ ‎войск‏ ‎на ‎советскую‏ ‎территорию.

2.      К ‎8.00‏ ‎23.6.1941 ‎г.‏ ‎полк‏ ‎имеет ‎6‏ ‎исправных ‎самолетов ‎и ‎один ‎неисправный.‏ ‎Экипажей, ‎могущих‏ ‎выполнять‏ ‎задачи ‎в ‎несложных‏ ‎метеоусловиях ‎днем‏ ‎— ‎семь. ‎6 ‎экипажей‏ ‎убыло‏ ‎в ‎Орел‏ ‎за ‎получением‏ ‎матчасти.»

Итак, ‎ПОДНЯТЫЙ ‎ПО ‎ТРЕВОГЕ ‎полк‏ ‎(аэродром‏ ‎Карачев ‎находится‏ ‎в ‎Брянской‏ ‎обл.) ‎с ‎11 ‎до ‎21‏ ‎часа‏ ‎22.06.41‏ ‎озабочен ‎рассредоточением‏ ‎самолетов, ‎которое‏ ‎закончено ‎к‏ ‎20.00‏ ‎(все ‎6‏ ‎штук). ‎Уже ‎целый ‎день ‎идет‏ ‎война. ‎А‏ ‎личный‏ ‎состав ‎занимается ‎«маскировкой‏ ‎построек», ‎«склеиванием‏ ‎карт» ‎и ‎роет ‎окопы.‏ ‎Однозначно,‏ ‎что ‎значительная‏ ‎часть ‎указанных‏ ‎в ‎документе ‎мероприятий ‎должна ‎была‏ ‎уже‏ ‎быть ‎выполненной,‏ ‎если ‎бы‏ ‎полк ‎получил ‎соответствующий ‎приказ ‎хотя‏ ‎бы‏ ‎20-го‏ ‎числа. ‎Рассуждения‏ ‎о ‎том,‏ ‎была ‎ли‏ ‎такая‏ ‎директива ‎в‏ ‎реальности ‎и ‎куда ‎делся ‎ее‏ ‎оригинал ‎(и‏ ‎кто‏ ‎его ‎изъял, ‎а‏ ‎также ‎почему),‏ ‎выходят ‎за ‎рамки ‎данной‏ ‎статьи[1]. Можно‏ ‎твердо ‎сказать‏ ‎одно: ‎конкретно‏ ‎223-й ‎ДБАП ‎приказа ‎о ‎приведении‏ ‎части‏ ‎в ‎боевую‏ ‎готовность ‎до‏ ‎22.06.1941 ‎не ‎получал.

Следующий ‎такой ‎же‏ ‎документ‏ ‎(за‏ ‎24.06.41) ‎еще‏ ‎раз ‎этот‏ ‎вывод ‎подтверждает.‏ ‎Второй‏ ‎день ‎войны,‏ ‎однако ‎в ‎полку ‎все ‎еще‏ ‎проводят ‎переучивание‏ ‎на‏ ‎ДБ-3Ф ‎(Ил-4) ‎и‏ ‎отрабатывают ‎«вопросы‏ ‎оповещения ‎личного ‎состава ‎и‏ ‎занятия‏ ‎им ‎своих‏ ‎мест». ‎При‏ ‎этом ‎боеготовых ‎экипажей ‎11, ‎но‏ ‎только‏ ‎для ‎действий‏ ‎днем ‎и‏ ‎в ‎простых ‎метеоусловиях. ‎Следует ‎отметить,‏ ‎что‏ ‎223-й‏ ‎дальний ‎бомбардировочный‏ ‎авиационный ‎полк‏ ‎сформирован ‎на‏ ‎аэродроме‏ ‎Карачев ‎в‏ ‎сентябре ‎1940 ‎года ‎(на ‎основании‏ ‎Постановления ‎СНК‏ ‎№‏ ‎1344-524сс ‎от ‎25‏ ‎июля ‎1940‏ ‎года), ‎времени ‎для ‎освоения‏ ‎новой‏ ‎и ‎весьма‏ ‎«сырой» ‎матчасти‏ ‎молодым ‎летчикам ‎действительно ‎могло ‎не‏ ‎хватить,‏ ‎но ‎тогда‏ ‎что ‎полк‏ ‎делал ‎в ‎таком ‎виде ‎на‏ ‎фронте?

Очень‏ ‎скоро‏ ‎размеренная ‎жизнь‏ ‎нарушится, ‎ведь‏ ‎уже ‎в‏ ‎октябре‏ ‎немцы ‎займут‏ ‎Карачев. ‎Но ‎еще ‎в ‎конце‏ ‎июня-начале ‎июля‏ ‎1941‏ ‎года ‎в ‎оперативных‏ ‎сводках ‎штаба‏ ‎полка ‎все ‎время ‎повторяется‏ ‎фраза‏ ‎«полк ‎боевых‏ ‎вылетов ‎не‏ ‎производил», ‎личный ‎состав ‎периодически ‎привлекается‏ ‎к‏ ‎обслуживанию ‎самолетов‏ ‎Ил-2, ‎взлетающих‏ ‎с ‎того ‎же ‎аэродрома ‎на‏ ‎штурмовку‏ ‎вражеских‏ ‎войск.

Можно ‎предположить,‏ ‎что ‎везучий‏ ‎экипаж, ‎к‏ ‎которому‏ ‎принадлежал ‎стрелок-радист‏ ‎Белоусов, ‎на ‎боевые ‎задания ‎успел‏ ‎вылететь ‎до‏ ‎27‏ ‎июля ‎от ‎силы‏ ‎пару ‎раз.‏ ‎Проще ‎говоря, ‎никакого ‎реального‏ ‎боевого‏ ‎опыта ‎у‏ ‎летчиков ‎и‏ ‎стрелков ‎не ‎было ‎вообще. ‎Хотя,‏ ‎возможно,‏ ‎кто-то ‎успел‏ ‎поучаствовать ‎в‏ ‎Зимней ‎войне ‎с ‎Финляндией ‎на‏ ‎самолетах‏ ‎СБ,‏ ‎например. ‎Достаточно‏ ‎часто ‎в‏ ‎начальный ‎период‏ ‎Великой‏ ‎Отечественной ‎экипажи‏ ‎СБ ‎пересаживались ‎на ‎новые ‎Ил-4.

Как‏ ‎видим, ‎сюжетная‏ ‎линия‏ ‎получается ‎весьма ‎красочная‏ ‎и ‎насыщенная.‏ ‎Тут ‎и ‎личные ‎истории‏ ‎членов‏ ‎экипажа, ‎и‏ ‎необъяснимый ‎игнор‏ ‎в ‎конкретно ‎данном ‎военной ‎округе‏ ‎приказов‏ ‎о ‎приведении‏ ‎войск ‎в‏ ‎боевую ‎готовность ‎в ‎качестве ‎исторического‏ ‎фона,‏ ‎и‏ ‎психологические ‎аспекты‏ ‎личности, ‎ярко‏ ‎проявляющиеся ‎в‏ ‎момент‏ ‎перехода ‎от‏ ‎мирного ‎времени ‎к ‎реальности ‎тотальной‏ ‎войны. ‎На‏ ‎сериал‏ ‎не ‎потянет, ‎но‏ ‎на ‎пару-тройку‏ ‎серий ‎— ‎вполне. ‎И‏ ‎врать‏ ‎не ‎надо‏ ‎ничего, ‎не‏ ‎надо ‎выдумывать ‎всяких ‎диких ‎историй‏ ‎про‏ ‎зловредное ‎НКВД‏ ‎и ‎аресты.‏ ‎Живая ‎история, ‎точнее, ‎ожившая. ‎Что‏ ‎может‏ ‎быть‏ ‎лучше?


[1] В ‎книге‏ ‎С. ‎Мишутина‏ ‎«Красная ‎Армия‏ ‎всех‏ ‎сильней?» ‎в‏ ‎главе ‎«Но ‎разведка ‎доложила ‎точно»‏ ‎этот ‎вопрос‏ ‎подробно‏ ‎исследован ‎по ‎материалам‏ ‎ЦА ‎ФСБ,‏ ‎архива ‎СВР, ‎РГВА, ‎ЦАМО,‏ ‎АВП‏ ‎и ‎РГАПСИ.‏ ‎В ‎частности,‏ ‎приводятся ‎сведения ‎о ‎получении ‎секретного‏ ‎пакета‏ ‎некоторыми ‎мехкорпусами‏ ‎18 ‎июня‏ ‎1941 ‎года, ‎после ‎чего ‎они‏ ‎начали‏ ‎скрытно‏ ‎выдвигаться ‎по‏ ‎ночам ‎в‏ ‎места ‎сосредоточения‏ ‎в‏ ‎лесных ‎массивах,‏ ‎приводя ‎свои ‎части ‎в ‎боевую‏ ‎готовность.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048