Скорость решения вопросов в военное время
Наверное, не надо никому объяснять, что в военное время решения должны приниматься быстро, ответственно и без привязки к карьерным перспективам, а исполняться еще быстрее. Для обычной бюрократической волокиты с имитацией бурной деятельности это губительно и невыносимо, поэтому бюрократия в военное время прореживается как сорняк — наиболее ушлые приспосабливаются к новым реалиям, остальных отсылают либо на фронт, либо лес валить (канал копать, и т. п.). Если такую прополку не провести своевременно, то получится как в Российской Империи времен русско-японской войны. Прочие примеры читатель легко сам подберет.
В этом ключе интересно будет привести пример скорости принятия решений и их исполнения в период Великой Отечественной.
Тут нам поможет один документ — постановление ГКО об усилении вооружения бомбардировщика ТБ-7.
Обратите внимание: 17 июля 1941 года — война идет меньше месяца, тяжелые бомбардировщики ТБ-7 еще толком не применялись, но уже ясно, что в условиях временного превосходства немецкой авиации имеющегося оборонительного вооружения будет недостаточно. Централизованный орган военного управления (ГКО) выносит соответствующее постановление и устанавливает минимальные сроки на разработку и испытание новых стрелковых точек:
-для 20-мм пушки ШВАК 11 дней до сдачи первых девяти комплектов (по количеству уже выпущенных, но еще не переданных в войска ТБ-7);
-три дня на проектирование шассийных (подкрыльевых) установок под крупнокалиберный пулемет Березина, день на отстрел и так же выпуск к 28 июля девяти комплектов.
Перевооружить имеющиеся 9 тяжелых бомбардировщиков по новому стандарту приказано к 1 августа, т. е. на все про все меньше двух недель.
И так решались абсолютно все вопросы. Работники наркоматов постоянно дежурили на телефонах, спали в кабинетах, выезжали на заводы. В случае возникновения сложностей со смежниками, минуя ведомственные барьеры, обращались сразу в ЦК, оттуда звонили в парторганизацию соответствующего предприятия и решение находилось. Да, и в то время у администрации заводов и фабрик, шахт, совхозов и пр. имелись свои узковедомственные интересы — прежде всего, свой собственный план, свои собственные показатели, за которые соответствующие должностные лица несли ответственность.
Но партийная дисциплина (а все руководители предприятий были членами партии) вынуждала думать о стране в целом, об общем деле, даже если не очень хотелось (слаб человек), вынуждала находить нестандартнеы решения, не плодить отмазки и отписки, но совершать вроде бы невозможное.
Пока действовал этот механизм надведомственного взбадривания и контроля, страна наша была непобедима. Однако со временем и его затянуло бюрократической тиной. Живая работа стала подменяться пустословием и славословием, красивыми отчетами и парадными мероприятиями. И это стало началом конца Великой Державы. Не понадобилось даже вторжение очередного агрессора.
К сожалению, текущее состояние России все больше и больше походит не на Сталинский СССР, а на РИ времен Николая II, не зря же царя-неудачника в святые определили первым делом, едва похоронив Союз. Каков будет результат этих исторических экспериментов по спиралевидной траектории, думать откровенно страшно. Так что на этом закончим.
0 комментариев