logo Молодость в сапогах

Советская пропаганда 1942 год

Пропаганда, ‎направленная‏ ‎на ‎подрыв ‎морального ‎духа ‎войск‏ ‎противника, ‎на‏ ‎сдвиг‏ ‎в ‎индивидуально-психологическом ‎состоянии‏ ‎солдат ‎и‏ ‎офицеров ‎в ‎конкретном ‎районе,‏ ‎на‏ ‎конкретном ‎участке‏ ‎фронта ‎и‏ ‎т. ‎п. ‎всегда ‎считалась ‎важной‏ ‎задачей.

В‏ ‎Красной ‎Армии‏ ‎этим ‎вопросом‏ ‎ведали ‎так ‎называемые ‎инструкторы, ‎имелись‏ ‎соответствующие‏ ‎установки‏ ‎для ‎вещания‏ ‎(МГУ, ‎ОГУ),‏ ‎но ‎листовки‏ ‎при‏ ‎том ‎при‏ ‎всем ‎всю ‎войну ‎оставались ‎наиболее‏ ‎массовым ‎и‏ ‎надежным‏ ‎способом ‎донесения ‎нужной‏ ‎информации ‎в‏ ‎нужном ‎ключе ‎до ‎личного‏ ‎состава‏ ‎вооруженных ‎сил‏ ‎противника, ‎его‏ ‎тыловых ‎служб ‎и ‎гражданского ‎населения,‏ ‎а‏ ‎также ‎собственных‏ ‎войск ‎в‏ ‎окружении, ‎партизан ‎и ‎населения ‎оккупированных‏ ‎территорий.

Ниже‏ ‎мы‏ ‎представляем ‎отпечатанный‏ ‎типографским ‎способом‏ ‎ПЕРЕВОД ‎на‏ ‎русский‏ ‎язык ‎одной‏ ‎из ‎таких ‎листовок.

В ‎данном ‎случае‏ ‎акцент ‎делается‏ ‎на‏ ‎сохранении ‎жизни ‎и‏ ‎условиях ‎содержания,‏ ‎т. ‎е. ‎компенсируется ‎результат‏ ‎работы‏ ‎пропаганды ‎противника,‏ ‎которая ‎внушала‏ ‎своим ‎солдатам, ‎что ‎в ‎Красной‏ ‎Армии‏ ‎пленных ‎расстреливают‏ ‎или ‎отправляют‏ ‎в ‎Сибирь, ‎что ‎еще ‎хуже,‏ ‎т.‏ ‎к.‏ ‎означает ‎медленную‏ ‎мучительную ‎смерть‏ ‎от ‎холода‏ ‎и‏ ‎голода. ‎Практика‏ ‎показала, ‎что ‎такие ‎«бытовые» ‎формулировки‏ ‎гораздо ‎лучше‏ ‎доходят‏ ‎до ‎отдельно ‎взятого‏ ‎солдата, ‎нежели‏ ‎призывы ‎к ‎свержению ‎Гитлера‏ ‎и‏ ‎прочие ‎нереалистичные‏ ‎на ‎тот‏ ‎момент ‎лозунги.

Обычно ‎листовки, ‎содержащие ‎указание‏ ‎на‏ ‎номер ‎конкретной‏ ‎воинской ‎части‏ ‎или ‎подразделения ‎с ‎указанием ‎фамилий‏ ‎и‏ ‎званий‏ ‎реально ‎существующих‏ ‎военнослужащих ‎использовались‏ ‎на ‎том‏ ‎же‏ ‎участке ‎фронта‏ ‎— ‎так ‎эффект ‎был ‎больше,‏ ‎т. ‎к.‏ ‎указанные‏ ‎факты ‎могли ‎быть‏ ‎известны ‎другим‏ ‎военнослужащим.

Для ‎этого ‎пропагандистами ‎часто‏ ‎использовались‏ ‎шаблоны, ‎т.‏ ‎е. ‎заранее‏ ‎заготовленные ‎тексты ‎на ‎немецком, ‎куда‏ ‎можно‏ ‎было ‎быстро‏ ‎вписать ‎необходимые‏ ‎номера ‎частей ‎и ‎фамилии ‎пленных,‏ ‎названия‏ ‎населенных‏ ‎пунктов ‎и‏ ‎пр. ‎Далее‏ ‎их, ‎например,‏ ‎зачитывал‏ ‎диктор ‎через‏ ‎установки ‎звукового ‎вещания ‎или ‎оперативно‏ ‎готовились ‎листовки‏ ‎соответствующего‏ ‎содержания.

В ‎целом ‎же‏ ‎эффективность ‎любой‏ ‎пропаганды, ‎направленной ‎на ‎личный‏ ‎состав‏ ‎противника, ‎определялась‏ ‎положением ‎на‏ ‎фронте ‎— ‎если ‎были ‎очевидные‏ ‎успехи,‏ ‎был ‎и‏ ‎результат.

Публикация ‎цифровой‏ ‎копии ‎оригинала:

Международная ‎информация. ‎1942, ‎№‏ ‎9‏ ‎(март).‏ ‎Жизнь ‎военнопленных‏ ‎в ‎Советской‏ ‎России ‎|‏ ‎Президентская‏ ‎библиотека ‎имени‏ ‎Б. ‎Н. ‎Ельцина ‎(prlib.ru)


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048