Пятничное. Киберслав
Под занавес ушедшего 2024 г Кинопоиск всё-таки выкатил первую серию эпичного долгостроя, история которого тянется аж с 2018г — «Киберслава», анимационного сериала в сеттинге киберпанковой версии Древней Руси.
Давайте начнём с плохого, тем более, что недостаток у нового-старого тайтла всего один: это, как ни странно, неоригинальность. Если вам кажется, что идея совмещения архаики с высокими технологиями — это что-то свежее, вы пропустили всю трэш-масс-культуру 80-х. По этой теме угорали и японцы, и Голливуд, да что там, обретший сейчас какую-то фантастическую популярность Вархаммер родом оттуда же.
Но нет, проблема не ограничивается только вторичностью исходной идеи — в конце концов, попробуйте-ка придумать в 2025 г невторичную. «Киберслав», не стесняясь, заимствует элементы других известных сеттингов, и в первую очередь — «Ведьмака». Вплоть до того, что сам герой внешне похож на Геральта из третьей части игры, говорит голосом одного из персонажей, а его постоянная нецензурная присказка (ну, поймёте о чём речь) — явная калька с геральтовской «kurwa».
Очень много взято и из известных аниме, но вот тут уже нет единого источника: что-то от «Берсерка», что-то от «Ди» (многие отметили, но на самом деле единственное явное заимствование — роболошадь), отдельные визуальные элементы копируют «Призрака в доспехах». Почему-то никто не увидел цитат из «Атаки титанов», хотя они на поверхности: тут и лезвие в форме канцелярского ножа, и воздушные бои, отчасти — общая концепция и зашкаливающий уровень насилия (да, маркер 18+ там не просто так).
Всё это можно было бы прикрыть модным словом «оммаж», если бы не объём заимствований: тот же «Ведьмак» просто лезет здесь из всех щелей.
Теперь о хорошем, благо, его намного больше.
Во-первых, ручная рисовка вместо стандартного для индустрии 3D: сразу понятно, почему на работу ушло столько времени. Каждый кадр отрисован с большой любовью к деталям, на таком уровне анимацию сейчас почти нигде не делают (просто посмотрите в титрах на количество художников). Правда, кадров местами явно не хватает, но не ждать же ещё 6 лет, пока успеют всё отрисовать в нужном объёме.
Во-вторых и в-главных, весь этот эклектичный мир оказывается очень органичным и совершенно не разваливается на части. Обаяние «Ведьмака» (и книг, и игр) держится на сочетании славянского фэнтези, грубоватого юмора и местами чрезмерного натурализма. И, конечно, на харизме ключевых персонажей — в меру циников, в меру идеалистов. Если вам кажется, что воспроизвести это легко, просто посмотрите провальные экранизации от Netflix. Но вот именно в «Киберславе» этот рецепт работает, все элементы поделены в нужных пропорциях и расставлены по своим местам.
В-третьих, это довольно смелое по нынешним временам высказывание, где многочисленные желающие оскорбиться точно найдут, чем именно. Обычно довольно травоядный Кинопоиск тут всё-таки решил выдать изрядную порцию нонкомофрмизма в хорошем смысле (не в виде стандартной интеллигентской фиги в кармане).
О сюжете пока что-то определённое сказать сложно, но завязка выглядит многообещающе. С учётом времени, потраченного на производство, есть основания предполагать, что сюжет был всё-таки подробно продуман заранее, что всегда большой плюс. Так что невнятных концовок и прочих характерных проблем досочинённых на ходу историй не ждём.
Отдельно стоит остановиться на мифологии, которая коротко дана в начале. Миром правят две богини: светлая богиня-мать (без имени) и её злая сестра Лилит. Вот тут должен бы возникнуть закономерный вопрос: а что, собственно, в славянском фэнтези делает семитская демоница? Ответ, по-видимому, состоит в том, что мифологическая часть «Киберслава» не аутентичная, а основанная на кабинетных мифологиях XIX–XX вв., особенно поэзии и философии Серебряного века, где часто встречается противопоставление Евы и Лилит как воплощений двух женских архетипов — материнского/созидательного и сексуального/разрушительного. С учётом заведомой эклектичности сеттинга, выбор не такой плохой: Серебряный век так Серебряный век. Хотя вариация на собственно славянскую тему всё-таки смотрелась бы уместнее.
По итогу же это пока однозначно главная премьера года. Замах тут явно на рубль, главное, чтобы удар теперь не оказался на копейку.
0 комментариев