Короткая заметка 💡 Критики и художники о натюрморте
В традиционной иерархии жанров натюрморт считался низшим видом художественного творчества, уступая исторической живописи, портрету и пейзажу. Из-за кажущейся инертности предмета многие критики считали эти картины простым подражанием природе. Однако к середине 1800-х годов натюрморты завоевали значительное внимание и одобрение как критиков, так и публики.
Например, в критических книгах и статьях можно встретить вот такие высказывания о натюрмортах:
Художественное совершенство ставит любой жанр выше различий в званиях.
Меркюр де Франс, октябрь 1765 г.
Разве цветы не живые? У них есть свое дыхание и свое здоровье; они веселы и блестящи, или печальны и унылы; они находятся в постоянном движении, хотя это может быть незаметно, когда они поворачиваются к свету, отделяются, чтобы пропустить назойливые ветви, поникают в ответ на жажду, набухают и распускаются под лаской солнца. луч света. Цветы — это не смерть природы. Такой вещи, как смерть природы, не существует.
Историк искусства и критик девятнадцатого века Теофиль Торе

Как это очаровательно, как красиво, но, в конце концов, это всего лишь яблоко, вишня и стакан воды.
Комментарий критика к натюрмортам Анри Фантен-Латура 1862 года.
Даже если художнику, рисующему цветы, не нужно проводить те же исследования, чтобы преодолеть те же трудности, что и художнику-историку, означает ли это, что цветочная живопись — более низкий или ограниченный жанр?
Обзор Салона 1817 года.
Сами же художники с удовольствием создавали картины с изображением фруктов, овощей, цветов и луговых трав. Другими словами, художники любили, любят и, надеюсь, будут любить рисовать натюрморт.
Я думаю, что для истинного художника нет ничего труднее, чем нарисовать розу, поскольку, прежде чем он сможет это сделать, он должен сначала забыть все розы, которые когда-либо были нарисованы.
Анри Матисс
Когда я снова смогу рисовать, если у меня не будет воображения, я сделаю несколько этюдов с изображением цветов… Для меня это большое удовольствие.
Поль Гоген
Художник может выразить все, что он хочет, с помощью фруктов, цветов или даже облаков.
Принесите бриошь, я хочу посмотреть, как вы ее рисуете: натюрморт — это краеугольный камень живописи.
Эдуард Мане
Я работаю над этим каждое утро, с восхода солнца, потому что цветы так быстро увядают, и главное — сделать все за один раз.
Винсент ван Гог
Я создаю картину, изображающую вещи такими, какими они встречаются в природе… Я очень тщательно продумываю их расположение, но с целью сделать так, чтобы это выглядело как естественное расположение случайных объектов. Это идея, над которой я много размышлял: создать видимость полного отсутствия артистизма.
Никогда еще у меня в голове не было столько идей об искусстве, и все же я вынужден заниматься цветами. Рисуя их, стоя перед пионами и розами, я думаю о Микеланджело. Так больше продолжаться не может.
Анри Фантен-Латур
Когда я рисую цветы, это расслабляет мой разум. Я не привношу в это такое же душевное напряжение, как когда я нахожусь перед моделью. Когда я рисую цветы, я подбираю тона, я смело пробую разные оттенки, не беспокоясь о том, что потрачу холст впустую.
Что, на мой взгляд, является одной из самых важных особенностей нашего движения, так это то, что мы освободили живопись от тирании сюжета. Я могу свободно рисовать цветы и называть их цветами, не придумывая вокруг них какую-то историю.
Пьер-Огюст Ренуар
****
Читайте также:
Короткая заметка 💡 Про стратегию «win-win» в искусстве
Короткая заметка 💡 Про бритву Оккама
Про хитрую жизненную ловушку и способы художнику ее избежать
Волшебная сила закорючек (или почему полезно рисовать каракули)
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
0 комментариев