Художественный манифест: художники о том, кто они, откуда пришли и куда идут
В истории искусства много случаев, когда художники или группа художников публично заявляли о своих мотивах, взглядах и намерениях. В газетах, книгах, журналах, на выставках и публичных выступлениях они рассказывали о ценностях и идеях, положенных в основе их художественного стиля.
Художественный манифест — это не всегда только про искусство. Нередко манифесты затрагивали острые социальные проблемы, критиковали сложившееся положение дел, призывали к радикальной смене устоявшихся взглядов, предлагали альтернативный взгляд на вещи.
В этой статье подобраны примеры манифестов, отличающихся друг от друга по тональности, содержанию, стилю. Главное, что за каждым из манифестом — уникальная история о роли художника в искусстве и жизни.
Футуризм был основан в Италии в 1909 году и прославлял развитие технологий и урбанистическую современность, а также разрыв с традициями прошлого. В многочисленных манифестах, написанных итальянским философом и писателем Филиппо Томмазо Маринетти, движение выступало за то, чтобы действие превалировало над чувствами, используя динамизм машин, скорость и шум как в живописи, так и в кино.
Ниже цитата из учредительного манифеста, опубликованного на первой странице французской газеты Le Figaro 20 февраля 1909 года.
1. Мы намерены воспевать любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.
2. Мужество, дерзость и бунтарство будут основными элементами нашей поэзии.
3. До сих пор литература превозносила созерцательную тишину, восторг и мечтательность. Мы намерены прославлять агрессивные действия, беспокойное бодрствование, жизнь на пределе возможностей, пощечины и удары кулаком.
Вальтер Гропиус был немецким архитектором, который основал движение Баухаус в 1919 году, объединив две школы прикладного и изобразительного искусства в Веймарской Республике — Венский университет прикладных искусств и Саарский колледж изящных искусств в Саарбрюккене, Германия.
Его целью было основать школу, которая работала бы как центр промышленности и ремесел, где преподавание велось бы в форме практических занятий. Среди преподавателей были такие выдающиеся художники, как Василий Кандинский и Пауль Клее.
Манифест состоял из четырехстраничной брошюры, напечатанной в 1919 году,.
Архитекторы, скульпторы, художники — все мы должны вернуться к ремеслу! Потому что не существует такого понятия, как «искусство по профессии». Нет существенной разницы между художником и ремесленником. Художник — это возвышенный ремесленник.
Теперь становится понятным взаимовлияние формы и цвета. Желтый треугольник, синий круг, зеленый квадрат или зеленый треугольник, желтый круг, синий квадрат — все они разные и имеют разные духовные ценности.
Русский художник Василий Кандинский написал это вскоре после завершения работы над акварелью «Без названия», которую часто считают первой в истории абстрактной картиной.
Развивая свое творчество под влиянием раннего русского народного искусства и постимпрессионизма, он пришел к созданию красочных и эмоциональных абстрактных работ, основанных на его вере в живопись как в средство выражения внутренней жизни художника. Он излагает эти идеи в этом ставшем знаменитым тексте, написанном во время его работы в группе Der Blaue Reiter (Синий всадник).
Центральным в его аргументации является утверждение о том, что любое сочетание цвета и формы вызывает у зрителя особый «внутренний резонанс».
Позже, когда он работал преподавателем в Баухаузе, он, как известно, раздавал студентам анкету, в которой просил их инстинктивно сопоставлять круг, квадрат, треугольник с красным, желтым и синим цветами. Тот факт, что большинство из них сделали это «правильно» (желтый треугольник, красный квадрат, синий круг), доказывал, по его словам, что существует универсальное соответствие.
Тристан Тцара был французским поэтом и эссеистом, известным тем, что основал движение Дада в Цюрихе в 1916 году и написал учредительный манифест.
Движение Дада, охватывающее широкий спектр средств и форм — от фотографии и перформанса до живописи и коллажей, — родилось в результате реакции на национализм и рационализм, которые, по мнению этих художников, привели к Первой мировой войне.
Хотя движение было далеко не последовательным, его ключевые фигуры, включая Ханса Арпа, Курта Швиттерса и Ханну Хох, создавали крайне политические и непочтительные работы под влиянием кубизма, футуризма и конструктивизма.
Произведение искусства никогда не бывает красивым по определению, объективно и для всех. Следовательно, критика бесполезна, она существует только субъективно, для каждого человека в отдельности, без малейшего намека на универсальность… Дада родился из потребности в независимости, из недоверия к единству. Те, кто с нами, сохраняют свою свободу. Мы не признаем никаких теорий.
Гилберт Проэш и Джордж Пассмор познакомились в художественной школе в 1967 году и создали партнерство, которое длится уже более 40 лет. В работах, затрагивающих множество социальных проблем, художники часто предстают в образе «живых скульптур», одетых, как правило, в элегантные серые костюмы.
Их главная идея — «Искусство для всех», что является реакцией на интеллектуальную и экономическую элитарность современного искусства.
Этот отрывок взят из первого манифеста пары, опубликованного в 1969 году, «Законы скульпторов».
1. Всегда будьте элегантно одеты, ухожены, расслаблены, дружелюбны, вежливы и полностью контролируйте себя.
2. Заставляйте мир верить в вас и щедро платить за эту привилегию.
3. Никогда не волнуйтесь, не оценивайте, не обсуждайте и не критикуйте, но сохраняйте спокойствие и почтительность.
Основанная в 1999 году британская группа The Stuckists провозгласила себя «Противником концептуализма, гедонизма и культа эго-художника».
Движение было создано Билли Чайлдишем и Чарльзом Томсоном для прославления и популяризации фигуративной живописи в ответ на распространение концептуального искусства.
1. Штукизм — это стремление к аутентичности.
2. Живопись — это средство самопознания.
3. Штукизм предлагает целостную модель искусства.
4. Художники, которые не рисуют, не являются художниками.
5. Искусство, которое должно быть в галерее, чтобы быть искусством, не является искусством.
Еще несколько интересных арт-манифестов:
Даже если кто-то нарисует «зеленое солнце», я не скажу, что это неправильно.
Котаро Такамура
Устраняя все лишнее из технических средств своего ремесла, кубисты, наконец, достигли точки соприкосновения, на которой становится возможной общая, синтетическая культура.
Альберт Глейзес
Как могут поколения скульпторов продолжать создавать манекены, не задаваясь вопросом, почему выставочные залы скульптуры превратились в резервуары скуки и тошноты?
Умберто Боччони
Древняя жизнь была полна тишины. Сегодня шум берет верх над чувственностью людей.
Луиджи Руссоло
Элементаризм — это самое чистое, и…самое непосредственное средство выражения человеческого духа
Тео ван Дусбург
Откажитесь от любви, от эстетизма, от багажа мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и незначительна. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание цвета!
Казимир Малевич
Пространство и время возрождаются для нас сегодня
Наум Габо, Антуан Певзнер
Полное слияние с целью перестроить вселенную, сделав ее более радостной
Джакомо Балла, Фортунато Деперо
Нужно рассматривать цвет не сам по себе, а в сочетании с цветом неба! Это небо серое, но такое радужное, что даже наш чистый белый цвет не смог бы передать его света и мерцания.
Винсент Ван Гог
Литература превозносит задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы превозносим агрессивные действия, лихорадочную бессонницу… Великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости.
Филиппо Томмазо Маринетти
Искусство для жизни и даже больше — жизнь для искусства!
Наталья Гончарова
Живопись… может состоять только из изображения реальных и существовавших вещей
Гюстав Курбе
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
0 комментариев