logo
Петля
Блог художника
logo Петля

Художественный манифест: художники о том, кто они, откуда пришли и куда идут

В ‎истории‏ ‎искусства ‎много ‎случаев, ‎когда ‎художники‏ ‎или ‎группа‏ ‎художников‏ ‎публично ‎заявляли ‎о‏ ‎своих ‎мотивах,‏ ‎взглядах ‎и ‎намерениях. ‎В‏ ‎газетах,‏ ‎книгах, ‎журналах,‏ ‎на ‎выставках‏ ‎и ‎публичных ‎выступлениях ‎они ‎рассказывали‏ ‎о‏ ‎ценностях ‎и‏ ‎идеях, ‎положенных‏ ‎в ‎основе ‎их ‎художественного ‎стиля.

Художественный‏ ‎манифест‏ ‎—‏ ‎это ‎не‏ ‎всегда ‎только‏ ‎про ‎искусство.‏ ‎Нередко‏ ‎манифесты ‎затрагивали‏ ‎острые ‎социальные ‎проблемы, ‎критиковали ‎сложившееся‏ ‎положение ‎дел,‏ ‎призывали‏ ‎к ‎радикальной ‎смене‏ ‎устоявшихся ‎взглядов,‏ ‎предлагали ‎альтернативный ‎взгляд ‎на‏ ‎вещи.

В‏ ‎этой ‎статье‏ ‎подобраны ‎примеры‏ ‎манифестов, ‎отличающихся ‎друг ‎от ‎друга‏ ‎по‏ ‎тональности, ‎содержанию,‏ ‎стилю. ‎Главное,‏ ‎что ‎за ‎каждым ‎из ‎манифестом‏ ‎—‏ ‎уникальная‏ ‎история ‎о‏ ‎роли ‎художника‏ ‎в ‎искусстве‏ ‎и‏ ‎жизни.


Футуризм ‎был‏ ‎основан ‎в ‎Италии ‎в ‎1909‏ ‎году ‎и‏ ‎прославлял‏ ‎развитие ‎технологий ‎и‏ ‎урбанистическую ‎современность,‏ ‎а ‎также ‎разрыв ‎с‏ ‎традициями‏ ‎прошлого. ‎В‏ ‎многочисленных ‎манифестах,‏ ‎написанных ‎итальянским ‎философом ‎и ‎писателем‏ ‎Филиппо‏ ‎Томмазо ‎Маринетти,‏ ‎движение ‎выступало‏ ‎за ‎то, ‎чтобы ‎действие ‎превалировало‏ ‎над‏ ‎чувствами,‏ ‎используя ‎динамизм‏ ‎машин, ‎скорость‏ ‎и ‎шум‏ ‎как‏ ‎в ‎живописи,‏ ‎так ‎и ‎в ‎кино.

Ниже ‎цитата‏ ‎из ‎учредительного‏ ‎манифеста,‏ ‎опубликованного ‎на ‎первой‏ ‎странице ‎французской‏ ‎газеты ‎Le ‎Figaro ‎20‏ ‎февраля‏ ‎1909 ‎года.

1. Мы‏ ‎намерены ‎воспевать‏ ‎любовь ‎к ‎опасности, ‎привычку ‎к‏ ‎энергии‏ ‎и ‎бесстрашию.
2. Мужество,‏ ‎дерзость ‎и‏ ‎бунтарство ‎будут ‎основными ‎элементами ‎нашей‏ ‎поэзии.
3. До‏ ‎сих‏ ‎пор ‎литература‏ ‎превозносила ‎созерцательную‏ ‎тишину, ‎восторг‏ ‎и‏ ‎мечтательность. ‎Мы‏ ‎намерены ‎прославлять ‎агрессивные ‎действия, ‎беспокойное‏ ‎бодрствование, ‎жизнь‏ ‎на‏ ‎пределе ‎возможностей, ‎пощечины‏ ‎и ‎удары‏ ‎кулаком.


Вальтер ‎Гропиус ‎был ‎немецким‏ ‎архитектором,‏ ‎который ‎основал‏ ‎движение ‎Баухаус‏ ‎в ‎1919 ‎году, ‎объединив ‎две‏ ‎школы‏ ‎прикладного ‎и‏ ‎изобразительного ‎искусства‏ ‎в ‎Веймарской ‎Республике ‎— ‎Венский‏ ‎университет‏ ‎прикладных‏ ‎искусств ‎и‏ ‎Саарский ‎колледж‏ ‎изящных ‎искусств‏ ‎в‏ ‎Саарбрюккене, ‎Германия.

Его‏ ‎целью ‎было ‎основать ‎школу, ‎которая‏ ‎работала ‎бы‏ ‎как‏ ‎центр ‎промышленности ‎и‏ ‎ремесел, ‎где‏ ‎преподавание ‎велось ‎бы ‎в‏ ‎форме‏ ‎практических ‎занятий.‏ ‎Среди ‎преподавателей‏ ‎были ‎такие ‎выдающиеся ‎художники, ‎как‏ ‎Василий‏ ‎Кандинский ‎и‏ ‎Пауль ‎Клее.

Манифест‏ ‎состоял ‎из ‎четырехстраничной ‎брошюры, ‎напечатанной‏ ‎в‏ ‎1919‏ ‎году,.

Архитекторы, ‎скульпторы,‏ ‎художники ‎—‏ ‎все ‎мы‏ ‎должны‏ ‎вернуться ‎к‏ ‎ремеслу! ‎Потому ‎что ‎не ‎существует‏ ‎такого ‎понятия,‏ ‎как‏ ‎«искусство ‎по ‎профессии».‏ ‎Нет ‎существенной‏ ‎разницы ‎между ‎художником ‎и‏ ‎ремесленником.‏ ‎Художник ‎—‏ ‎это ‎возвышенный‏ ‎ремесленник.


Теперь ‎становится ‎понятным ‎взаимовлияние ‎формы‏ ‎и‏ ‎цвета. ‎Желтый‏ ‎треугольник, ‎синий‏ ‎круг, ‎зеленый ‎квадрат ‎или ‎зеленый‏ ‎треугольник,‏ ‎желтый‏ ‎круг, ‎синий‏ ‎квадрат ‎—‏ ‎все ‎они‏ ‎разные‏ ‎и ‎имеют‏ ‎разные ‎духовные ‎ценности.

Русский ‎художник ‎Василий‏ ‎Кандинский ‎написал‏ ‎это‏ ‎вскоре ‎после ‎завершения‏ ‎работы ‎над‏ ‎акварелью ‎«Без ‎названия», ‎которую‏ ‎часто‏ ‎считают ‎первой‏ ‎в ‎истории‏ ‎абстрактной ‎картиной.

Развивая ‎свое ‎творчество ‎под‏ ‎влиянием‏ ‎раннего ‎русского‏ ‎народного ‎искусства‏ ‎и ‎постимпрессионизма, ‎он ‎пришел ‎к‏ ‎созданию‏ ‎красочных‏ ‎и ‎эмоциональных‏ ‎абстрактных ‎работ,‏ ‎основанных ‎на‏ ‎его‏ ‎вере ‎в‏ ‎живопись ‎как ‎в ‎средство ‎выражения‏ ‎внутренней ‎жизни‏ ‎художника.‏ ‎Он ‎излагает ‎эти‏ ‎идеи ‎в‏ ‎этом ‎ставшем ‎знаменитым ‎тексте,‏ ‎написанном‏ ‎во ‎время‏ ‎его ‎работы‏ ‎в ‎группе ‎Der ‎Blaue ‎Reiter‏ ‎(Синий‏ ‎всадник).

Центральным ‎в‏ ‎его ‎аргументации‏ ‎является ‎утверждение ‎о ‎том, ‎что‏ ‎любое‏ ‎сочетание‏ ‎цвета ‎и‏ ‎формы ‎вызывает‏ ‎у ‎зрителя‏ ‎особый‏ ‎«внутренний ‎резонанс».

Позже,‏ ‎когда ‎он ‎работал ‎преподавателем ‎в‏ ‎Баухаузе, ‎он,‏ ‎как‏ ‎известно, ‎раздавал ‎студентам‏ ‎анкету, ‎в‏ ‎которой ‎просил ‎их ‎инстинктивно‏ ‎сопоставлять‏ ‎круг, ‎квадрат,‏ ‎треугольник ‎с‏ ‎красным, ‎желтым ‎и ‎синим ‎цветами.‏ ‎Тот‏ ‎факт, ‎что‏ ‎большинство ‎из‏ ‎них ‎сделали ‎это ‎«правильно» ‎(желтый‏ ‎треугольник,‏ ‎красный‏ ‎квадрат, ‎синий‏ ‎круг), ‎доказывал,‏ ‎по ‎его‏ ‎словам,‏ ‎что ‎существует‏ ‎универсальное ‎соответствие.


Тристан ‎Тцара ‎был ‎французским‏ ‎поэтом ‎и‏ ‎эссеистом,‏ ‎известным ‎тем, ‎что‏ ‎основал ‎движение‏ ‎Дада ‎в ‎Цюрихе ‎в‏ ‎1916‏ ‎году ‎и‏ ‎написал ‎учредительный‏ ‎манифест.

Движение ‎Дада, ‎охватывающее ‎широкий ‎спектр‏ ‎средств‏ ‎и ‎форм‏ ‎— ‎от‏ ‎фотографии ‎и ‎перформанса ‎до ‎живописи‏ ‎и‏ ‎коллажей,‏ ‎— ‎родилось‏ ‎в ‎результате‏ ‎реакции ‎на‏ ‎национализм‏ ‎и ‎рационализм,‏ ‎которые, ‎по ‎мнению ‎этих ‎художников,‏ ‎привели ‎к‏ ‎Первой‏ ‎мировой ‎войне.

Хотя ‎движение‏ ‎было ‎далеко‏ ‎не ‎последовательным, ‎его ‎ключевые‏ ‎фигуры,‏ ‎включая ‎Ханса‏ ‎Арпа, ‎Курта‏ ‎Швиттерса ‎и ‎Ханну ‎Хох, ‎создавали‏ ‎крайне‏ ‎политические ‎и‏ ‎непочтительные ‎работы‏ ‎под ‎влиянием ‎кубизма, ‎футуризма ‎и‏ ‎конструктивизма.

Произведение‏ ‎искусства‏ ‎никогда ‎не‏ ‎бывает ‎красивым‏ ‎по ‎определению,‏ ‎объективно‏ ‎и ‎для‏ ‎всех. ‎Следовательно, ‎критика ‎бесполезна, ‎она‏ ‎существует ‎только‏ ‎субъективно,‏ ‎для ‎каждого ‎человека‏ ‎в ‎отдельности,‏ ‎без ‎малейшего ‎намека ‎на‏ ‎универсальность…‏ ‎Дада ‎родился‏ ‎из ‎потребности‏ ‎в ‎независимости, ‎из ‎недоверия ‎к‏ ‎единству.‏ ‎Те, ‎кто‏ ‎с ‎нами,‏ ‎сохраняют ‎свою ‎свободу. ‎Мы ‎не‏ ‎признаем‏ ‎никаких‏ ‎теорий.


Гилберт ‎Проэш‏ ‎и ‎Джордж‏ ‎Пассмор ‎познакомились‏ ‎в‏ ‎художественной ‎школе‏ ‎в ‎1967 ‎году ‎и ‎создали‏ ‎партнерство, ‎которое‏ ‎длится‏ ‎уже ‎более ‎40‏ ‎лет. ‎В‏ ‎работах, ‎затрагивающих ‎множество ‎социальных‏ ‎проблем,‏ ‎художники ‎часто‏ ‎предстают ‎в‏ ‎образе ‎«живых ‎скульптур», ‎одетых, ‎как‏ ‎правило,‏ ‎в ‎элегантные‏ ‎серые ‎костюмы.

Их‏ ‎главная ‎идея ‎— ‎«Искусство ‎для‏ ‎всех»,‏ ‎что‏ ‎является ‎реакцией‏ ‎на ‎интеллектуальную‏ ‎и ‎экономическую‏ ‎элитарность‏ ‎современного ‎искусства.

Этот‏ ‎отрывок ‎взят ‎из ‎первого ‎манифеста‏ ‎пары, ‎опубликованного‏ ‎в‏ ‎1969 ‎году, ‎«Законы‏ ‎скульпторов».

1. Всегда ‎будьте‏ ‎элегантно ‎одеты, ‎ухожены, ‎расслаблены,‏ ‎дружелюбны,‏ ‎вежливы ‎и‏ ‎полностью ‎контролируйте‏ ‎себя.
2. Заставляйте ‎мир ‎верить ‎в ‎вас‏ ‎и‏ ‎щедро ‎платить‏ ‎за ‎эту‏ ‎привилегию.
3. Никогда ‎не ‎волнуйтесь, ‎не ‎оценивайте,‏ ‎не‏ ‎обсуждайте‏ ‎и ‎не‏ ‎критикуйте, ‎но‏ ‎сохраняйте ‎спокойствие‏ ‎и‏ ‎почтительность.


Основанная ‎в‏ ‎1999 ‎году ‎британская ‎группа ‎The‏ ‎Stuckists ‎провозгласила‏ ‎себя‏ ‎«Противником ‎концептуализма, ‎гедонизма‏ ‎и ‎культа‏ ‎эго-художника».

Движение ‎было ‎создано ‎Билли‏ ‎Чайлдишем‏ ‎и ‎Чарльзом‏ ‎Томсоном ‎для‏ ‎прославления ‎и ‎популяризации ‎фигуративной ‎живописи‏ ‎в‏ ‎ответ ‎на‏ ‎распространение ‎концептуального‏ ‎искусства.

1. Штукизм ‎— ‎это ‎стремление ‎к‏ ‎аутентичности.
2. Живопись‏ ‎—‏ ‎это ‎средство‏ ‎самопознания.
3. Штукизм ‎предлагает‏ ‎целостную ‎модель‏ ‎искусства.
4. Художники,‏ ‎которые ‎не‏ ‎рисуют, ‎не ‎являются ‎художниками.
5. Искусство, ‎которое‏ ‎должно ‎быть‏ ‎в‏ ‎галерее, ‎чтобы ‎быть‏ ‎искусством, ‎не‏ ‎является ‎искусством.


Еще ‎несколько ‎интересных‏ ‎арт-манифестов:

Даже‏ ‎если ‎кто-то‏ ‎нарисует ‎«зеленое‏ ‎солнце», ‎я ‎не ‎скажу, ‎что‏ ‎это‏ ‎неправильно.

Котаро ‎Такамура

Устраняя‏ ‎все ‎лишнее‏ ‎из ‎технических ‎средств ‎своего ‎ремесла,‏ ‎кубисты,‏ ‎наконец,‏ ‎достигли ‎точки‏ ‎соприкосновения, ‎на‏ ‎которой ‎становится‏ ‎возможной‏ ‎общая, ‎синтетическая‏ ‎культура.

Альберт ‎Глейзес

Как ‎могут ‎поколения ‎скульпторов‏ ‎продолжать ‎создавать‏ ‎манекены,‏ ‎не ‎задаваясь ‎вопросом,‏ ‎почему ‎выставочные‏ ‎залы ‎скульптуры ‎превратились ‎в‏ ‎резервуары‏ ‎скуки ‎и‏ ‎тошноты?

Умберто ‎Боччони

Древняя‏ ‎жизнь ‎была ‎полна ‎тишины. ‎Сегодня‏ ‎шум‏ ‎берет ‎верх‏ ‎над ‎чувственностью‏ ‎людей.

Луиджи ‎Руссоло


Элементаризм ‎— ‎это ‎самое‏ ‎чистое,‏ ‎и…самое‏ ‎непосредственное ‎средство‏ ‎выражения ‎человеческого‏ ‎духа

Тео ‎ван‏ ‎Дусбург

Откажитесь‏ ‎от ‎любви,‏ ‎от ‎эстетизма, ‎от ‎багажа ‎мудрости,‏ ‎ибо ‎в‏ ‎новой‏ ‎культуре ‎ваша ‎мудрость‏ ‎смешна ‎и‏ ‎незначительна. ‎Я ‎развязал ‎узлы‏ ‎мудрости‏ ‎и ‎освободил‏ ‎сознание ‎цвета!

Казимир‏ ‎Малевич

Пространство ‎и ‎время ‎возрождаются ‎для‏ ‎нас‏ ‎сегодня

Наум ‎Габо,‏ ‎Антуан ‎Певзнер

Полное‏ ‎слияние ‎с ‎целью ‎перестроить ‎вселенную,‏ ‎сделав‏ ‎ее‏ ‎более ‎радостной

Джакомо‏ ‎Балла, ‎Фортунато‏ ‎Деперо


Нужно ‎рассматривать‏ ‎цвет‏ ‎не ‎сам‏ ‎по ‎себе, ‎а ‎в ‎сочетании‏ ‎с ‎цветом‏ ‎неба!‏ ‎Это ‎небо ‎серое,‏ ‎но ‎такое‏ ‎радужное, ‎что ‎даже ‎наш‏ ‎чистый‏ ‎белый ‎цвет‏ ‎не ‎смог‏ ‎бы ‎передать ‎его ‎света ‎и‏ ‎мерцания.

Винсент‏ ‎Ван ‎Гог

Литература‏ ‎превозносит ‎задумчивую‏ ‎неподвижность, ‎экстаз ‎и ‎сон. ‎Мы‏ ‎превозносим‏ ‎агрессивные‏ ‎действия, ‎лихорадочную‏ ‎бессонницу… ‎Великолепие‏ ‎мира ‎обогатилось‏ ‎новой‏ ‎красотой ‎—‏ ‎красотой ‎скорости.

Филиппо ‎Томмазо ‎Маринетти

Искусство ‎для‏ ‎жизни ‎и‏ ‎даже‏ ‎больше ‎— ‎жизнь‏ ‎для ‎искусства!

Наталья‏ ‎Гончарова

Живопись… ‎может ‎состоять ‎только‏ ‎из‏ ‎изображения ‎реальных‏ ‎и ‎существовавших‏ ‎вещей

Гюстав ‎Курбе

****

Смотрите ‎также:

****

Все ‎изображения ‎приведены‏ ‎в‏ ‎информационных ‎целях,‏ ‎а ‎права‏ ‎на ‎них ‎принадлежат ‎правообладателям.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048