Художнику полезно ставить перед собой цели. Или нет?
С ранних лет меня учили ставить цели и достигать их. Говорили, что правильно поставленная цель — это половина успеха. И наставляли, что надо идти к поставленной цели четко и последовательно, ни в коем случае не сворачивая с пути.
До недавних пор правильность такого подхода не вызывала у меня сомнений. Но одна жизненная ситуация заронила зерно сомнения.
Что, если на пути к цели понимаешь, что она неосуществима? Или утратила всякий смысл? Или больше не соответствует личным ценностям и приоритетам?
Что, если движение на пути к цели делает тебя несчастным? Или сопряжено с возрастающими издержками? Или требует намного больше душевных и физических сил, чем предполагалось изначально?
Наконец, что, если, добившись поставленной цели, в сухом остатке будут только усталость, раздражение и опустошение (вместо радости, бодрости и воодушевления)?
Конечно, постановка целей — хороший инструмент для выстраивания траектории своего творческого развития. Но даже правильно поставленная цель может стать бесполезной, а в какой-то момент даже вредной.
По моему мнению, не стоит замыкаться на целеполагании. Можно попробовать и другие инструменты для творческого развития
Одна из интересных альтернатив целям — системный подход.
Суть системного подхода в следующем: каждый день как-то улучшаешь свою творческую практику, в чем-то совершенствуешь свою технику, как-то развиваешь свой бренд. Пусть и с оглядкой на дальний горизонт, но находишься в момент и действуешь прямо сейчас, не откладывая на потом.
Система не навязывает жестких сроков. При системном подходе творчество — это образ жизни, ход мыслей и мировоззрение. А это в свою очередь совсем другое отношение к тому, что и как ты делаешь.
Хотя система не всегда может похвастаться быстрыми и очевидными результатами, с течением времени полезный эффект от регулярных и осмысленных действий неизбежно накапливается. Не успеешь оглянуться, как твой творческий процесс становится кратно более эффективным и качественным.
Системный подход помогает понять сложность взаимосвязей между элементами системы, в то время как целеполагание может ограничить фокус внимание только каким-нибудь одним аспектом (например, обеспечить участие на конкретной выставке вместо того, чтобы в целом улучшить технику или разработать портфолио).
Также системный подход позволяет анализировать проблемы комплексно, учитывая все факторы, в то время как целеполагание может игнорировать важные аспекты (например, проблема может быть не в отказе конкретного куратора в поддержке, а в целом в позиционировании художника на арт-рынке).
Хотя можно ставить перед собой долгосрочные цели, как правило, цели покрывают только небольшой горизонт ближайших недель или месяцев. На долгом творческом пути гораздо более удобным и правильным может оказаться как раз системный подход.
Наконец, в отличие от целей система открывает простор для полета мысли. Системный подход стимулирует креативное мышление и поиск новых решений.
У меня есть опыт и целеполагания, и системного подхода. Использую оба варианта.
Для мелких проектов и задач цели очень эффективны. Если смотреть общую картину, с целями или без всегда стараюсь действовать системно.
На поверку система оказывается намного более гибкой, чей цели. Имея под рукой систему, не страшно отказываться от ставших бесполезными целей или в корне изменять цели.
С системным подходом ко мне пришло понимание, что творческий процесс — это именно процесс, а не забег с препятствиями. Замечательно, когда творчество приносит прежде всего радость, а каждый день предлагает уйму возможностей творить!
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
0 комментариев