Ментальные модели для художников
Нередко творческая натура художника проявляется в процессе принятия решений: мы действуем по велению души, на авось, как чувствуем. В результате далеко не всегда получается то, что хотелось. Что работает для решения простых проблем (например, найти ближайший магазин с канцтоварами), не срабатывает для решения сложных проблем (например, как оформить каталог своих работ).
Действуя при решении проблем неосознанно, художник рискует угодить в ловушки мышления: мыслит туннельно, отказываясь посмотреть на проблему шире, считает, что мир крутиться вокруг него, измеряя окружающих и их поступки по себе, делают случайный выбор, ленясь просчитать ситуацию на несколько ходов вперед.
Чтобы принимать взвешенные решения можно попробовать использовать ментальные модели — проверенные временем способы мышления.
Можно, например, представить свои знания и навыки в виде круга. Все, что внутри круга, — зона компетентности (то, чем вы хорошо владеете и где умело справляетесь с трудностями). Все, что за пределами круг, — зона для развития. Объективно оцените свой уровень мастерства. Ставьте цели и задачи и фиксируйте результаты. Учитесь новому. Сочетайте обучение с практикой. И, конечно же, спрашивайте обратную связь — комментарии родных, другой, коллег по цеху.
Другой пример: можно поставить обязательным пунктом при принятии решений прогнозирование и оценку вероятности последствий. У каждого действия (и бездействия) есть цена — последствия в виде невозвратно потраченного времени, понесенных расходов, упущенных альтернативных возможностей. Положительные и отрицательные, краткосрочные и долгосрочные — при принятии решений оценивайте все виды последствий. Прикидывайте шансы на реализацию того или иного возможного исхода. Четко разберитесь, какую цену придется заплатить при выборе одного решения и отказа от выбора другого решения.
Еще можно по умолчанию искать альтернативы первому решению, что придет в голову. Другие возможности порой не видны с первого взгляда, но появляются со временем. Представляйте как реальные, так и гипотетические ситуации. Проигрывайте в голове разные сценарии развития событий. Потренируйтесь на мыслительных экспериментах (о них много написано в Интернете).
Также можно взять за правило мыслить системно — то есть анализировать каждый вопрос во взаимосвязи с окружающими его темами, задачами, факторами. В мире все взаимосвязано и ничего не существует само по себе. Оценивайте, анализируйте, прогнозируйте. Смотрите и вглубь, и вширь.
Порой бывает полезно перевернуть ситуацию «с ног на голову» и начать с другого конца. Другими словами, прибегнуть к инверсии. Представите себя успешным, состоявшимся художником — и попытайтесь понять, как вы этого достигли. Вместо того, чтобы повторять путь победителей, идите своим путем, избегая при этом ошибок проигравших.
И запаситесь бритвами! А именно бритвой Оккама (у более простых решений больше шансов оказаться удачными), бритвой Адлера (то, что нельзя подтвердить экспериментом, не стоит обсуждений), бритвой Хитченска (что можно утверждать без доказательств, то можно отвергнуть без доказательств), а также бритвой Поппера (если информацию нельзя опровергнуть, значит, она ненаучна и не стоит внимания). Отдельного упоминания заслуживает бритва Хэнлона — принцип, согласно которому чаще всего причина плохих поступков — не злые намерения, а халатность, лень, некомпетентность, недостаток информации. Случились неприятности? Не спешите обвинить весь мир в несправедливом отношении! Хотя эти бритвы обычно используют в контексте бизнеса или науки, в творческом процессе они тоже вполне могут пригодиться.
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
0 комментариев