Почему художники принимают неправильные решения?
Провальные проекты, недоведенные до конца работы, неэффективные коммуникации — все эти вещи происходя в жизни художника не на пустом месте. Приятно думать, что все решения принимают по результатам тщательного анализа вариантов, контекста и актуальных целей. Но это совсем не так. Случаются (и нередко) неудачные и неразумные решения.
Что мешает всякий раз принимать правильные решения? Почему рациональность и серьезный настрой не гарантируют, что принятое решение окажется удачным?
На пути к удачным решениям лежат множество препятствий. Поразмышляю над ними в сегодняшней заметке.
Первое, пусть и не самое очевидное препятствие на пути к удачному решению — излишний оптимизм.
С одной стороны, оптимизм помогает держаться на плаву, какие бы сложности не встречались на творческому пути. С другой стороны, излишний оптимизм чреват недооценкой рисков и нереалистичной оценкой ситуации.
Если ожидать только хорошего, можно оказаться неготовым к плохому. Восторг полезен в целях мотивации, но может быть губителен, если становится единственным факторов при принятии решений. Слишком много оптимизма может оказаться недостаточно для того, чтобы принятое решение было обоснованным и взвешенным.
Художнику важно, что думают другие. Вполне естественно стремиться к тому, чтобы зрители, клиенты, критики положительно отзывались о художнике и его портфолио. Но если такое стремление становиться самоцелью, начинаются проблемы.
Придание чрезмерного значения чужому мнению может привести к неудачным решениям. Действуя с оглядкой на предполагаемую точку зрения другого, можно оказаться в проигрыше. Чужое мнение нередко заставляет пренебрегать собственными интересами, отметать варианты, на поверку оказывающиеся самими оптимальными, и даже сеет зерно сомнения в собственных силах и способностях принимать творческие решения.
Принимать решение впопыхах, думая, что важнее что-то сделать, чем нечего не делать или немного поразмыслить над вариантами, — не очень хорошая идея. Бывает, что действовать надо без промедлений, но это скорее исключение из правила, чем само правило.
Чувство срочности может быть связано не с объективными факторами, а нетерпеливостью. Занятость и продуктивность — не одно и тоже. Занятость и качество результата — тоже не одно и то же. В спешке легко пропустить важные обстоятельства, удачные альтернативы и собственные подлинные интересы.
Другая крайность — прокрастинация.
Прокрастинация — это история не только про лень. Это также может быть история про низкую самооценку, боязнь творческого провала или стыд за (на взгляд художника) недостаточный уровень мастерства. Из-за прокрастинации можно упустить возможности, нерационально потратить время, израсходовать ресурсы в пустую.
Наконец, неудачное решение может быть результатом неумения контролировать свои эмоции.
Мы боимся, преувеличиваем, драматизируем. Мы сомневаемся, колеблемся, перебарщиваем. Еще мы нередко находимся в парадигме «бей или беги», то есть защищаемся или избегаем вместо того, чтобы решительно действовать.
Эмоции хороши для оценки ситуации и ее соотнесения со своими ценностями и убеждениями. Но стоит эмоциям дать слишком много места в процессе принятия решений, как эмоции изживут рациональный анализ фактов.
Марку Твену приписывают слова, что хорошие решения приходят с опытом, а опыт приходит благодаря плохим решениям. Получается, что плохие и хорошие решения — эдакие взаимно сообщающиеся сосуды.
Можно и нужно учиться на своих плохих решениях, анализировать их причины и результаты. Благодаря этому можно повысить вероятность того, что в следующий раз принятое решение все-таки окажется правильным и удачным.
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
0 комментариев