logo
Петля
Блог художника
logo Петля

Для художника фриланс — это хорошо или плохо?

Сегодня ‎среди‏ ‎художников ‎распространена ‎работа ‎не ‎в‏ ‎штате, ‎а‏ ‎на‏ ‎себя ‎в ‎формате‏ ‎проектной ‎или‏ ‎временной ‎работы. ‎Вместо ‎работы‏ ‎пять‏ ‎дней ‎в‏ ‎неделю ‎с‏ ‎9 ‎до ‎6 ‎художника ‎ждут‏ ‎свободный‏ ‎график ‎без‏ ‎отпуска ‎и‏ ‎выходных, ‎а ‎вместо ‎офиса ‎—‏ ‎домашний‏ ‎уют‏ ‎или ‎коворкинг‏ ‎на ‎выбор.‏ ‎В ‎сегодняшней‏ ‎заметке‏ ‎рассуждаю, ‎что‏ ‎хорошего ‎дает ‎художнику ‎фриланс ‎и‏ ‎есть ‎ли‏ ‎во‏ ‎фрилансе ‎подводные ‎камни.


Последние‏ ‎годы ‎про‏ ‎привлекательность ‎проектной ‎работы ‎для‏ ‎творческих‏ ‎профессией ‎говорят‏ ‎очень ‎много‏ ‎и ‎часто ‎в ‎позитивном ‎ключе.‏ ‎Поэтому‏ ‎сформулировать ‎плюсы‏ ‎фриланса ‎для‏ ‎художника ‎не ‎составляет ‎особого ‎труда.

Проектная‏ ‎работа‏ ‎позволяет‏ ‎художнику ‎работать‏ ‎на ‎условиях,‏ ‎которые ‎определяет‏ ‎сам‏ ‎художник. ‎В‏ ‎каком ‎графике ‎работать, ‎какие ‎проекты‏ ‎брать ‎в‏ ‎работу,‏ ‎с ‎какими ‎клиентами‏ ‎сотрудничать ‎—‏ ‎все ‎эти ‎ключевые ‎решения‏ ‎принимает‏ ‎сам ‎художник.

Благодаря‏ ‎фрилансу ‎художник‏ ‎не ‎привязан ‎к ‎одному ‎месту‏ ‎работы‏ ‎или ‎работодателю.‏ ‎Можно ‎по‏ ‎своему ‎усмотрению ‎перемещаться ‎по ‎районам,‏ ‎городам‏ ‎и‏ ‎даже ‎странам.‏ ‎Неплатежеспособность ‎одного‏ ‎клиента ‎можно‏ ‎компенсировать‏ ‎бюджетами ‎других‏ ‎клиентов.

Возможность ‎выбора ‎проектов ‎для ‎работы‏ ‎также ‎означает‏ ‎возможность‏ ‎браться ‎за ‎проекты‏ ‎из ‎разных‏ ‎сфер. ‎Это ‎в ‎свою‏ ‎очередь‏ ‎расширяет ‎портфолио‏ ‎и ‎обеспечивает‏ ‎разнообразный ‎опыт. ‎Фрилансеры ‎сами ‎выбирают,‏ ‎над‏ ‎какими ‎проектами‏ ‎работать, ‎что‏ ‎позволяет ‎сосредоточиться ‎на ‎тех ‎проектах,‏ ‎которые‏ ‎наиболее‏ ‎интересны ‎или‏ ‎соответствуют ‎навыкам.

В‏ ‎рамках ‎проектной‏ ‎работы‏ ‎можно ‎работать‏ ‎с ‎клиентами ‎и ‎их ‎командами‏ ‎напрямую. ‎Это‏ ‎совершенной‏ ‎другой ‎уровень ‎коммуникации;‏ ‎здесь ‎меньше‏ ‎промежуточных ‎звеньев.

Будучи ‎фрилансером, ‎художник‏ ‎вынужден‏ ‎постоянно ‎развиваться‏ ‎в ‎профессиональном‏ ‎и ‎личностном ‎отношении. ‎Остановиться ‎в‏ ‎развитии‏ ‎— ‎значит,‏ ‎рано ‎или‏ ‎поздно, ‎наблюдать, ‎как ‎твои ‎клиенты‏ ‎и‏ ‎проекты‏ ‎уходят ‎к‏ ‎другим ‎художникам.‏ ‎Приходится ‎постоянно‏ ‎учиться‏ ‎новому ‎и‏ ‎развивать ‎новые ‎навыки. ‎Художник-фрилансер ‎должен‏ ‎уметь ‎не‏ ‎только‏ ‎рисовать, ‎но ‎и‏ ‎управлять ‎временем,‏ ‎финансами ‎и ‎другими ‎ресурсами,‏ ‎заниматься‏ ‎маркетингом ‎и‏ ‎самопиаром.

Наконец, ‎фриланс‏ ‎открывает ‎договору ‎для ‎развития ‎личного‏ ‎бренда.‏ ‎Про ‎конфликт‏ ‎интересов ‎с‏ ‎работодателем ‎заботиться ‎не ‎придется. ‎Выполняй‏ ‎работу‏ ‎хорошо,‏ ‎формируй ‎портфолио,‏ ‎выстраивай ‎отношения‏ ‎с ‎клиентами,‏ ‎работай‏ ‎над ‎качеством‏ ‎своей ‎репутации ‎— ‎и ‎будешь‏ ‎на ‎пути‏ ‎к‏ ‎сильному ‎личному ‎бренду.


Плюсы‏ ‎— ‎это,‏ ‎конечно, ‎хорошо. ‎Но ‎привлекательность‏ ‎«плюшек»‏ ‎фриланса ‎рискует‏ ‎разбиться ‎о‏ ‎скалы ‎реальности, ‎рисков ‎и ‎непредвиденных‏ ‎обстоятельств.

При‏ ‎ближайшем ‎рассмотрении‏ ‎художник-фрилансер ‎—‏ ‎это ‎эдакий ‎мини-предприниматель, ‎которые ‎самостоятельно‏ ‎несет‏ ‎все‏ ‎риски. ‎Но‏ ‎предпринимать ‎и‏ ‎отвечать ‎в‏ ‎полном‏ ‎объеме ‎за‏ ‎результаты ‎того, ‎что ‎предпримешь, ‎—‏ ‎это ‎далеко‏ ‎не‏ ‎для ‎каждого.

Оборотная ‎сторона‏ ‎свободы ‎выбора‏ ‎клиентов ‎и ‎проектов ‎—‏ ‎необходимость‏ ‎художнику ‎самостоятельность‏ ‎искать ‎и‏ ‎удерживать ‎клиентов. ‎Фрилансер ‎должен ‎активно‏ ‎заниматься‏ ‎продвижением ‎своих‏ ‎услуг, ‎чтобы‏ ‎привлекать ‎клиентов ‎и ‎сохранять ‎свою‏ ‎конкурентоспособность.

Художнику‏ ‎приходиться‏ ‎нести ‎много‏ ‎специфических ‎рисков,‏ ‎таких ‎как,‏ ‎например,‏ ‎риск ‎отказа‏ ‎клиентов ‎от ‎сотрудничества, ‎риск ‎неоплаты‏ ‎клиентами ‎оказанных‏ ‎услуг,‏ ‎риск ‎нестабильности ‎дохода‏ ‎при ‎неблагоприятной‏ ‎ситуации ‎на ‎рынке.

В ‎режиме‏ ‎проектной‏ ‎работы ‎говорить‏ ‎о ‎фиксированном‏ ‎доходе ‎не ‎приходится. ‎Такие ‎слова,‏ ‎как‏ ‎аванс, ‎зарплата,‏ ‎отпускные ‎и‏ ‎оплата ‎сверхурочной ‎работы, ‎в ‎принципе‏ ‎не‏ ‎употребляются.‏ ‎В ‎свою‏ ‎очередь ‎без‏ ‎фиксированного ‎дохода‏ ‎художникам-фрилансерам‏ ‎сложнее ‎планировать‏ ‎свой ‎бюджет ‎и ‎откладывать ‎деньги‏ ‎на ‎будущие‏ ‎проекты‏ ‎и ‎текущие ‎расходы.

К‏ ‎тому ‎же‏ ‎рынок ‎фриланса ‎очень ‎конкурентен,‏ ‎и‏ ‎художникам ‎нужно‏ ‎постоянно ‎совершенствоваться‏ ‎и ‎качественно ‎выделяться ‎среди ‎других‏ ‎фрилансеров,‏ ‎чтобы ‎оставаться‏ ‎наплаву.

Хотя ‎проектная‏ ‎работа ‎дает ‎большую ‎свободу ‎и‏ ‎гибкость,‏ ‎художник-фрилансер‏ ‎не ‎застрахован‏ ‎от ‎стресса‏ ‎и ‎выгорания.‏ ‎Всю‏ ‎лавину ‎рабочих‏ ‎задач ‎приходиться ‎разгребать ‎самому, ‎и‏ ‎никто ‎не‏ ‎гарантирует,‏ ‎что ‎художник ‎со‏ ‎всем ‎справиться‏ ‎и ‎у ‎художника ‎на‏ ‎все‏ ‎хватит ‎времени‏ ‎и ‎сил.

Успешно‏ ‎заниматься ‎проектной ‎работой ‎вряд ‎ли‏ ‎получиться,‏ ‎если ‎есть‏ ‎проблемы ‎с‏ ‎самодисциплиной ‎и ‎управлением ‎временем. ‎Ведь‏ ‎отсутствие‏ ‎четкого‏ ‎графика ‎работы‏ ‎и ‎необходимость‏ ‎самостоятельно ‎планировать,‏ ‎что,‏ ‎когда ‎и‏ ‎в ‎какой ‎очередности ‎делать, ‎могут‏ ‎вызывать ‎стресс‏ ‎и‏ ‎проблемы ‎с ‎концентрацией.

«Независимость»‏ ‎фрилансера ‎влечет‏ ‎необходимость ‎художнику ‎самостоятельно ‎обеспечивать‏ ‎себя‏ ‎всем, ‎что‏ ‎нужно ‎для‏ ‎работы ‎— ‎использовать ‎собственные ‎расходные‏ ‎материалы,‏ ‎самим ‎оплачивать‏ ‎страховку, ‎а‏ ‎при ‎необходимости ‎командировок ‎— ‎проезд‏ ‎и‏ ‎проживание.‏ ‎(Можно ‎пробовать‏ ‎перевыставить ‎такие‏ ‎расходы ‎клиенту‏ ‎в‏ ‎виде ‎отдельной‏ ‎строки ‎в ‎счете ‎на ‎оплату‏ ‎или ‎в‏ ‎составе‏ ‎стоимости ‎услуг, ‎но‏ ‎не ‎всякий‏ ‎раз ‎получится ‎полностью ‎компенсировать‏ ‎расходы.‏ ‎К ‎тому‏ ‎же ‎надо‏ ‎быть ‎готовым ‎нести ‎расходы ‎до‏ ‎получения‏ ‎выручки.)

Учитывая ‎проблемы‏ ‎и ‎риски,‏ ‎фриланс ‎подойдет ‎не ‎всем ‎художникам.‏ ‎Однако,‏ ‎фриланс‏ ‎может ‎сослужить‏ ‎добрую ‎службу‏ ‎в ‎качестве,‏ ‎например,‏ ‎источника ‎дополнительного‏ ‎заработка ‎или ‎способа ‎финансовой ‎поддержки‏ ‎в ‎период‏ ‎смены‏ ‎постоянной ‎работы.

Важный ‎момент‏ ‎— ‎оплата‏ ‎услуг. ‎Не ‎берусь ‎судить,‏ ‎кто‏ ‎получает ‎больше‏ ‎— ‎художник‏ ‎в ‎штате ‎или ‎художник ‎за‏ ‎штатом.‏ ‎Здесь ‎много‏ ‎факторов, ‎влияющих‏ ‎на ‎стоимость ‎услуг. ‎Замечу ‎лишь‏ ‎того,‏ ‎что,‏ ‎по ‎моим‏ ‎впечатлениям, ‎на‏ ‎платформах ‎для‏ ‎фрилансеров‏ ‎алгоритм ‎работы‏ ‎порой ‎вынуждает ‎занижать ‎стоимость ‎услуг‏ ‎в ‎надежде‏ ‎получить‏ ‎хоть ‎какой-нибудь ‎проект.‏ ‎Можно ‎быть‏ ‎классным, ‎талантливым ‎художником, ‎но‏ ‎в‏ ‎конечном ‎итоге‏ ‎клиент ‎может‏ ‎выбрать ‎исполнителя, ‎пусть ‎и ‎менее‏ ‎талантливого,‏ ‎но ‎более‏ ‎дешевого.

В ‎целом,‏ ‎фриланс ‎может ‎быть ‎хорошим ‎выбором‏ ‎для‏ ‎художников,‏ ‎которые ‎ценят‏ ‎независимость, ‎гибкость‏ ‎и ‎возможность‏ ‎работать‏ ‎над ‎различными‏ ‎проектами. ‎Однако, ‎для ‎успешной ‎карьеры‏ ‎фрилансера, ‎художники‏ ‎должны‏ ‎уметь ‎управлять ‎своим‏ ‎временем, ‎финансами‏ ‎и ‎стрессом, ‎а ‎также‏ ‎быть‏ ‎готовыми ‎к‏ ‎постоянной ‎конкуренции‏ ‎на ‎рынке.

****

Смотрите ‎также:

****

Все ‎изображения ‎приведены‏ ‎в‏ ‎информационных ‎целях,‏ ‎а ‎права‏ ‎на ‎них ‎принадлежат ‎правообладателям.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048