Для художника фриланс — это хорошо или плохо?
Сегодня среди художников распространена работа не в штате, а на себя в формате проектной или временной работы. Вместо работы пять дней в неделю с 9 до 6 художника ждут свободный график без отпуска и выходных, а вместо офиса — домашний уют или коворкинг на выбор. В сегодняшней заметке рассуждаю, что хорошего дает художнику фриланс и есть ли во фрилансе подводные камни.
Последние годы про привлекательность проектной работы для творческих профессией говорят очень много и часто в позитивном ключе. Поэтому сформулировать плюсы фриланса для художника не составляет особого труда.
Проектная работа позволяет художнику работать на условиях, которые определяет сам художник. В каком графике работать, какие проекты брать в работу, с какими клиентами сотрудничать — все эти ключевые решения принимает сам художник.
Благодаря фрилансу художник не привязан к одному месту работы или работодателю. Можно по своему усмотрению перемещаться по районам, городам и даже странам. Неплатежеспособность одного клиента можно компенсировать бюджетами других клиентов.
Возможность выбора проектов для работы также означает возможность браться за проекты из разных сфер. Это в свою очередь расширяет портфолио и обеспечивает разнообразный опыт. Фрилансеры сами выбирают, над какими проектами работать, что позволяет сосредоточиться на тех проектах, которые наиболее интересны или соответствуют навыкам.
В рамках проектной работы можно работать с клиентами и их командами напрямую. Это совершенной другой уровень коммуникации; здесь меньше промежуточных звеньев.
Будучи фрилансером, художник вынужден постоянно развиваться в профессиональном и личностном отношении. Остановиться в развитии — значит, рано или поздно, наблюдать, как твои клиенты и проекты уходят к другим художникам. Приходится постоянно учиться новому и развивать новые навыки. Художник-фрилансер должен уметь не только рисовать, но и управлять временем, финансами и другими ресурсами, заниматься маркетингом и самопиаром.
Наконец, фриланс открывает договору для развития личного бренда. Про конфликт интересов с работодателем заботиться не придется. Выполняй работу хорошо, формируй портфолио, выстраивай отношения с клиентами, работай над качеством своей репутации — и будешь на пути к сильному личному бренду.
Плюсы — это, конечно, хорошо. Но привлекательность «плюшек» фриланса рискует разбиться о скалы реальности, рисков и непредвиденных обстоятельств.
При ближайшем рассмотрении художник-фрилансер — это эдакий мини-предприниматель, которые самостоятельно несет все риски. Но предпринимать и отвечать в полном объеме за результаты того, что предпримешь, — это далеко не для каждого.
Оборотная сторона свободы выбора клиентов и проектов — необходимость художнику самостоятельность искать и удерживать клиентов. Фрилансер должен активно заниматься продвижением своих услуг, чтобы привлекать клиентов и сохранять свою конкурентоспособность.
Художнику приходиться нести много специфических рисков, таких как, например, риск отказа клиентов от сотрудничества, риск неоплаты клиентами оказанных услуг, риск нестабильности дохода при неблагоприятной ситуации на рынке.
В режиме проектной работы говорить о фиксированном доходе не приходится. Такие слова, как аванс, зарплата, отпускные и оплата сверхурочной работы, в принципе не употребляются. В свою очередь без фиксированного дохода художникам-фрилансерам сложнее планировать свой бюджет и откладывать деньги на будущие проекты и текущие расходы.
К тому же рынок фриланса очень конкурентен, и художникам нужно постоянно совершенствоваться и качественно выделяться среди других фрилансеров, чтобы оставаться наплаву.
Хотя проектная работа дает большую свободу и гибкость, художник-фрилансер не застрахован от стресса и выгорания. Всю лавину рабочих задач приходиться разгребать самому, и никто не гарантирует, что художник со всем справиться и у художника на все хватит времени и сил.
Успешно заниматься проектной работой вряд ли получиться, если есть проблемы с самодисциплиной и управлением временем. Ведь отсутствие четкого графика работы и необходимость самостоятельно планировать, что, когда и в какой очередности делать, могут вызывать стресс и проблемы с концентрацией.
«Независимость» фрилансера влечет необходимость художнику самостоятельно обеспечивать себя всем, что нужно для работы — использовать собственные расходные материалы, самим оплачивать страховку, а при необходимости командировок — проезд и проживание. (Можно пробовать перевыставить такие расходы клиенту в виде отдельной строки в счете на оплату или в составе стоимости услуг, но не всякий раз получится полностью компенсировать расходы. К тому же надо быть готовым нести расходы до получения выручки.)
Учитывая проблемы и риски, фриланс подойдет не всем художникам. Однако, фриланс может сослужить добрую службу в качестве, например, источника дополнительного заработка или способа финансовой поддержки в период смены постоянной работы.
Важный момент — оплата услуг. Не берусь судить, кто получает больше — художник в штате или художник за штатом. Здесь много факторов, влияющих на стоимость услуг. Замечу лишь того, что, по моим впечатлениям, на платформах для фрилансеров алгоритм работы порой вынуждает занижать стоимость услуг в надежде получить хоть какой-нибудь проект. Можно быть классным, талантливым художником, но в конечном итоге клиент может выбрать исполнителя, пусть и менее талантливого, но более дешевого.
В целом, фриланс может быть хорошим выбором для художников, которые ценят независимость, гибкость и возможность работать над различными проектами. Однако, для успешной карьеры фрилансера, художники должны уметь управлять своим временем, финансами и стрессом, а также быть готовыми к постоянной конкуренции на рынке.
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
0 комментариев