Почему простота — друг художника? Лонгрид-впечатление о книге Джона Маэда «Законы простоты»
Отличный способ художнику расширить свой интеллектуальный горизонт — изучать другие области знаний, например, дизайн. Книга Джона Маэда «Законы простоты» сочетает в себе все, что я люблю в книгах: ясность, содержательность и лаконичность. Чуть более 100 страниц уместили в себя огромное количество идей. В сегодняшней заметке обсуждаю некоторые из таких идей с прицелом на художественную практику.
Простота — это не просто сделать меньше, лаконичнее или проще. Простота — это «творческий взгляд на мир, которым движет дизайн». Сквозь призму простоты на мир может смотреть не только дизайнер, но и художник. Простота может быть заключена в использовании, например, шаблона, знакомого большинству зрителей, или сочетания цветов, несущего общепризнанный смысл.
Простота, по мнению Маэда, «дает пищу любознательному уму и позволяет найти верный гештальт». Творческое — это не только стихийное и случайное, но и упорядоченное. В изобразительном искусстве много случайностей, но также можно и шаблонов. И эти шаблоны часто идут на пользу. Есть шаблоны для натюрморта, есть шаблоны для пейзажа, есть шаблоны для портрета. Шаблоны экономят силы как художнику (он может обратиться к работам других художников в поисках идей и вдохновения), так и зрителю (он сможет уловить идею художника без чрезмерных усилий). Шаблоны — тот самый каркас, в который художник может вписать свое видение, свой авторский взгляд на вещи, свое представление о мире и в котором зритель сможет считать замысел художника, пропустить его через себя, переосмыслить со своей жизненной позиции.
Маэда отмечает, что «хороший дизайнер смотрит на мир прищурившись. Он прищуривается, чтобы увидеть лес за деревьями». Маэда приглашает нас прищуриться, «чтобы увидеть больше, видя меньше». Этот подход взяли себе на вооружение множество художников. Меньше для них — это больше, а больше — это меньше. Какафония деталей и цветов подходит для выражения далеко не всех творческих замыслов. Порой достаточно пары-тройки приемов и щепотки нюансов — и мысль художник без труда считывается внимательным и любознательным зрителем.
«Простота и сложность неразлучны», утверждает Маэда. «Чем больше сложных товаров на рынке, тем ярче выделяется среди них простой». Представьте себя на выставке произведений разных направлений искусства. Ряд пейзажей и натюрмортов 18-19 века тянется, и тянется, и тянется … пока его не прерывает абстрактная картина, где на белом фоне изображены красный куб и синий цилиндр. Простое с точки зрения цветового решения и композиции выделяется среди сложного, притягивает внимание, кричит о самобытности.
Маэда также указывает, что «найти равновесие между простотой и сложностью в рамках одного продукта сложно. Чтобы играть на контрастах, нужно быть художником, а это не каждому дано». Художника отличает чувство ритма, чувство цвета, чувство композиции. Речь не о каких-то врожденных качествах, а о приобретенных навыках. Модуляция различий, трансформация цвета, игра с расположением в пространстве — все эти художественные приемы художник может (и должен) освоить и совершенствовать.
Маэда предлагает ритмично сочетать простое со сложным и приводит вот такой пример. «Представьте себе в просторном помещении большое полотно, полностью покрытое черной краской, а напротив другое полотно, по которому разбрызгана краска в духе Джексона Поллока. И то, и другое — однообразные выражения простого и сложного. […] я бы повесил их у себя дома хотя бы на день, потому что люблю новые впечатления. […] изображение, одни части которого тщательно нарисованы черным, а другие представляют собой брызги краски, заинтересовало бы меня на гораздо более долгое время. Разнообразие обычно удерживает наше внимание, а сменяющийся ритм зачаровывает». При верстке моих раскрасок я стараюсь ритмично чередовать картины. Картины с высокой степенью детализации сменяют картины с меньшим числом деталей. Густо заполненное пространство сменяет обилие пустого пространства. Пожалуй, надо выяснить, какая музыка получится из последовательности картин в моих раскрасках!
Отдельную главу в книге Маэда посвятил контексту. «Находящееся в отдалении не значит второстепенное». Художнику полезно фокусироваться, но не стоит становится узконаправленным. Следуя совету учителя Маэда, Николоса Негропонте, полезно «стать лампочкой вместо лазерного луча» («можно освещать одну точку с помощью лазера или использовать тот же свет, чтобы освещать все вокруг»). Первый план важен не менее, чем задний план. Важное может быть сосредоточено в относительно незначительном. Квинтэссенция замысла художника может быть заключена в миниатюрной детали на огромном холсте.
Мое твердое убеждение: пустое пространство также (а иногда и более) красноречиво, чем заполненное пространство. Это убеждение подкрепляют слова Маэда о том, что «ничто — это нечто». Энтропия вселенной постоянно растет, а человеку свойственно энергично заполнять пустое пространство. Потому ценно стремление сохранить пустоту. Художникам следует взять на вооружение исключительную способность пустого пространства расставлять акценты, фокусировать внимание, направлять взгляд. «Чем больше пустого пространства, тем меньше информации. В свою очередь тому, чего меньше, уделяется больше внимания. Когда чего-то мало, мы больше ценим его».
«Больше эмоций лучше, чем меньше». «Чувство вытекает из функций». «Прислушивайся к своим чувствам и ищи». На первый взгляд эмоциональность противоречит призыву сокращать и упрощать, а потому не несет ничего полезного. Но вот интересный пример с чехлами для телефонов. Маэда задается вопросом, «почему люди, которых привлекла простота устройства, стремятся украсить его»? Маэда видит в этой практике способ унять беспокойство о сохранности предмета и способ самовыразиться, найдя баланс между безликим, идеальным устройством и ощущением человеческого тепла. Произведения изобразительного искусства — предметы, преисполненные эмоций. Художник ощущают во всем, что нас окружает, дух, чувства, переживания. Искусство — это про эмоциональное состояние. Даже идея о бездушности чего-то, переданная художником на картине, иллюстрирует способность с помощью художественных приемов передать эмоции. Мир полон неразгаданных загадок, а художники — одни из самых активных их исследователей.
По мнению Маэда, «лучшие образцы искусства наполняют нашу голову вопросами. Возможно именно в этом и состоит основное отличие чистого искусства от чистого дизайна. Великое искусство заставляет задуматься, великий дизайн делает все ясным». Одна из самых ценных свойств искусства — острое и чуткое понимание двусторонности чувств. Искусство приглашает не просто поразмыслить, искусство приглашает жить. Ясность, лаконичность, простота не должны становиться самоцелью. Так, например, технологии генерации изображений упрощают творчество, но лишают его содержания. В изображениях, созданных человеком, — эмоции и жизнь, в изображениях, созданных машиной, — равнодушие и пустошь. Эмоции человека — его неотъемлемое качество, ценное и заслуживающее всесторонней поддержки.
Пару слов про то, что «не все поддается упрощению». Сложность и простота, по мнению Маэда, нуждаются друг в друге. При этом некоторые вещи никогда не станут простыми — и это хорошо! Не будет простой «Джоконды» да Винчи, простого «Девятого вала» Айвазовского или простой «Герники» Пикассо. Каждое из этих произведений прекрасно в своей сложности. Еще один интересный вопрос: «если останется только простота, как вы сможете определить, что по-настоящему просто»?
Наконец, Маэда видит простоту «в том, чтобы убрать очевидное и добавить необходимое». Опробую эту мысленную конструкцию при работе над моей новой раскраской!
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
0 комментариев