Меня всегда восхищали те, кто способен запомнить десятки случайных дат или имен, посмотрев на них лишь раз. Интересным было узнать, что такие феноменальные навыки — результат не столько каких-то врожденных способностей, сколько умелого использования техник развития памяти.
Для меня как для художника особенно интересны техники визуально-пространственного запоминания информации. Речь о таких трюках, когда запоминаешь не абстрактно что-то, а с привязкой к тому, как это что-то выглядит и где это что-то находится.
Как показывает мой опыт, с помощью визуального образа гораздо проще запомнить новую информацию. Причем визуальный образ помогает не только запомнить, но и понять идею, концепцию и контекст.
Сила визуального образа при запоминании информации заключается в том, что он позволяет создавать яркие и устойчивые представления, которые облегчают процесс запоминания и воспроизведения информации. Визуальные образы помогают задействовать разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, вкусовой, тактильный), что повышает эффективность запоминания.
Возьмем бытовой пример — список покупок.
Можно создать визуальный образ для каждого пункта списка, например, представить сервированный стол с кусочками яблочного пирога на тарелках, клубничным вареньем в розеточках, черным чаем с сахаром и молоком, а также всеми другими продуктами, которые надо купить. Далее представьте, что все, для кого вы должны совершить покупки, сидят за этим столом и весело обсуждают приятные новости. Вы знаете, чем любит лакомиться каждый. И вы знаете, что будет лежать у каждого на тарелке. Получается визуальный образ плюс контекст. Также подумайте, что во время приема пищи будет происходить за окном на улице, какая программа будет идти по телевизору или на радио, какие запахи будут в доме. Объедините это все в уме в одну картину, соедините образы и контекст — и получите полезный инструмент для запоминания всего того, что вам надо купить.
Было интересно узнать про метод Дворца памяти, также известный как метод Цицерона. Этот прием также основан на визуализации и пространственной привязке и позволяет запоминать большие объемы информации.
Суть метода заключается в том, чтобы представить знакомое место, например, свой дом или офис, как дворец памяти. Затем нужно распределить информацию, которую нужно запомнить, по различным местам дворца, создавая ассоциации между объектами и понятиями. Для лучшего запоминания можно использовать не только визуальный образы, но и, например, звуки, запахи, тактильные ощущения и вкус.
Вернемся к примеру со списком покупок. Как здесь применить метод Дворца памяти?
Представьте свою спальню как дворец памяти. В спальне есть следующие объекты: тумбочка, настольная лампа, стеллаж с книгами, шкаф, окно и кровать. Теперь распределите список покупок по этим объектам: тумбочка — зубная паста, настольная лампа — молоко, стеллаж с книгами — бананы, шкаф — хлеб, окно — печенье, кровать — подушка. Чтобы вспомнить список покупок, представьте, как вы ходите по спальне и собираете информацию с объектов.
Для меня этот метод оказался менее эффективным, чем простые визуальные образцы и аналогии. Получалось достаточно сложно, нередко случалась путаница. Но я знаю, что для некоторых метод Дворца памяти — настоящая палочка-выручалочка. Так что пробуйте и выбирайте, что удобнее.
Те из вас, кто изучал иностранные языки, наверняка встречались с визуальными словами: рядом с новым иностранным словом приводилась картина, передающая смысл этого слова. Например, в английском языке картинка со слоном для слова «elephant» или с поездом для слова «train».
Визуальные образы активно используются, например, в общественном транспорте. Один из моих любимых образов — картинка со слоником, которому чуть не зажали хобот закрывающиеся двери вагона метро. Эта картинка регулярно напоминает пассажирам московского метро, что надо быть осторожным, когда двери закрываются.
Всем с детства знакома фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Это еще один классный пример визуального образа, причем созданный для запоминания другого визуального образа — радуги. В этой фразе первая буква каждого слова совпадает с первой буквой названия цвета. Сложно представить, как пришлось бы запоминать последовательность цветов в радуге, не будь такой классной фразы!
В принципе акростихи и акронимы можно использовать в разных ситуациях: создайте слово или фразу из первых букв слов, которые нужно запомнить, и визуализируйте их.
Также можно подключить визуализацию путем запоминания информации не в виде разрозненных фрагментов или списков, а в виде конечного продукта — то, для создания чего все другие сведения в конечном счете необходимы.
Например, можно попробовать запомнить список продуктов с помощью того блюда, который вы хотите из них приготовить. Например, закупая продукты для оливье держите в уме не список продуктов, а само оливье. Смотря в собранную корзину, проходитесь в уме по всем ингредиентам, которые будут использовать в процессе приготовления. Для меня это метод действительно работает!
Визуальные образы — классная штука для запоминания информации. Они помогают связывать разрозненные данные между собой, видеть картину событий в целом, устанавливать связи между событиями. Работа с образами стимулирует воображение и помогает находить нестандартные решения задач. Также работа с визуальными образами развивает способность мыслить трёхмерно и анализировать сложные структуры. Визуализируйте — и запоминайте лучше всех!
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.