logo
Уставший оптимист
logo Уставший оптимист

Долгое государство Путина

О ‎том,‏ ‎что ‎здесь ‎вообще ‎происходит

«Это ‎только‏ ‎кажется, ‎что‏ ‎выбор‏ ‎у ‎нас ‎есть».‏ ‎Поразительные ‎по‏ ‎глубине ‎и ‎дерзости ‎слова.‏ ‎Сказанные‏ ‎полтора ‎десятилетия‏ ‎назад, ‎сегодня‏ ‎они ‎забыты ‎и ‎не ‎цитируются.‏ ‎Но‏ ‎по ‎законам‏ ‎психологии ‎то,‏ ‎что ‎нами ‎забыто, ‎влияет ‎на‏ ‎нас‏ ‎гораздо‏ ‎сильнее ‎того,‏ ‎что ‎мы‏ ‎помним. ‎И‏ ‎слова‏ ‎эти, ‎выйдя‏ ‎далеко ‎за ‎пределы ‎контекста, ‎в‏ ‎котором ‎прозвучали,‏ ‎стали‏ ‎в ‎итоге ‎первой‏ ‎аксиомой ‎новой‏ ‎российской ‎государственности, ‎на ‎которой‏ ‎выстроены‏ ‎все ‎теории‏ ‎и ‎практики‏ ‎актуальной ‎политики.  ‎

Иллюзия ‎выбора ‎является‏ ‎важнейшей‏ ‎из ‎иллюзий,‏ ‎коронным ‎трюком‏ ‎западного ‎образа ‎жизни ‎вообще ‎и‏ ‎западной‏ ‎демократии‏ ‎в ‎частности,‏ ‎давно ‎уже‏ ‎приверженной ‎идеям‏ ‎скорее‏ ‎Барнума, ‎чем‏ ‎Клисфена. ‎Отказ ‎от ‎этой ‎иллюзии‏ ‎в ‎пользу‏ ‎реализма‏ ‎предопределенности ‎привел ‎наше‏ ‎общество ‎вначале‏ ‎к ‎размышлениям ‎о ‎своем,‏ ‎особом,‏ ‎суверенном ‎варианте‏ ‎демократического ‎развития,‏ ‎а ‎затем ‎и ‎к ‎полной‏ ‎утрате‏ ‎интереса ‎к‏ ‎дискуссиям ‎на‏ ‎тему, ‎какой ‎должна ‎быть ‎демократия‏ ‎и‏ ‎должна‏ ‎ли ‎она‏ ‎в ‎принципе‏ ‎быть. ‎

Открылись‏ ‎пути‏ ‎свободного ‎государственного‏ ‎строительства, ‎направляемого ‎не ‎импортированными ‎химерами,‏ ‎а ‎логикой‏ ‎исторических‏ ‎процессов, ‎тем ‎самым‏ ‎«искусством ‎возможного».‏ ‎Невозможный, ‎противоестественный ‎и ‎контристорический‏ ‎распад‏ ‎России ‎был,‏ ‎пусть ‎и‏ ‎запоздало, ‎но ‎твердо ‎остановлен. ‎Обрушившись‏ ‎с‏ ‎уровня ‎СССР‏ ‎до ‎уровня‏ ‎РФ, ‎Россия ‎рушиться ‎прекратила, ‎начала‏ ‎восстанавливаться‏ ‎и‏ ‎вернулась ‎к‏ ‎своему ‎естественному‏ ‎и ‎единственно‏ ‎возможному‏ ‎состоянию ‎великой,‏ ‎увеличивающейся ‎и ‎собирающей ‎земли ‎общности‏ ‎народов. ‎Нескромная‏ ‎роль,‏ ‎отведенная ‎нашей ‎стране‏ ‎в ‎мировой‏ ‎истории, ‎не ‎позволяет ‎уйти‏ ‎со‏ ‎сцены ‎или‏ ‎отмолчаться ‎в‏ ‎массовке, ‎не ‎сулит ‎покоя ‎и‏ ‎предопределяет‏ ‎непростой ‎характер‏ ‎здешней ‎государственности.‏ ‎

И ‎вот ‎– ‎государство ‎Россия‏ ‎продолжается,‏ ‎и‏ ‎теперь ‎это‏ ‎государство ‎нового‏ ‎типа, ‎какого‏ ‎у‏ ‎нас ‎еще‏ ‎не ‎было. ‎Оформившееся ‎в ‎целом‏ ‎к ‎середине‏ ‎нулевых,‏ ‎оно ‎пока ‎мало‏ ‎изучено, ‎но‏ ‎его ‎своеобразие ‎и ‎жизнеспособность‏ ‎очевидны.‏ ‎Стресс-тесты, ‎которые‏ ‎оно ‎прошло‏ ‎и ‎проходит, ‎показывают, ‎что ‎именно‏ ‎такая,‏ ‎органически ‎сложившаяся‏ ‎модель ‎политического‏ ‎устройства ‎явится ‎эффективным ‎средством ‎выживания‏ ‎и‏ ‎возвышения‏ ‎российской ‎нации‏ ‎на ‎ближайшие‏ ‎не ‎только‏ ‎годы,‏ ‎но ‎и‏ ‎десятилетия, ‎а ‎скорее ‎всего ‎и‏ ‎на ‎весь‏ ‎предстоящий‏ ‎век. ‎

Русской ‎истории‏ ‎известны, ‎таким‏ ‎образом, ‎четыре ‎основные ‎модели‏ ‎государства,‏ ‎которые ‎условно‏ ‎могут ‎быть‏ ‎названы ‎именами ‎их ‎создателей: ‎государство‏ ‎Ивана‏ ‎Третьего ‎(Великое‏ ‎княжество/Царство ‎Московское‏ ‎и ‎всей ‎Руси, ‎XV–XVII ‎века);‏ ‎государство‏ ‎Петра‏ ‎Великого ‎(Российская‏ ‎империя, ‎XVIII–XIX‏ ‎века); ‎государство‏ ‎Ленина‏ ‎(Советский ‎Союз,‏ ‎ХХ ‎век); ‎государство ‎Путина ‎(Российская‏ ‎Федерация, ‎XXI‏ ‎век).‏ ‎Созданные ‎людьми, ‎выражаясь‏ ‎по-гумилевски, ‎«длинной‏ ‎воли», ‎эти ‎большие ‎политические‏ ‎машины,‏ ‎сменяя ‎друг‏ ‎друга, ‎ремонтируясь‏ ‎и ‎адаптируясь ‎на ‎ходу, ‎век‏ ‎за‏ ‎веком ‎обеспечивали‏ ‎русскому ‎миру‏ ‎упорное ‎движение ‎вверх. ‎

Большая ‎политическая‏ ‎машина‏ ‎Путина‏ ‎только ‎набирает‏ ‎обороты ‎и‏ ‎настраивается ‎на‏ ‎долгую,‏ ‎трудную ‎и‏ ‎интересную ‎работу. ‎Выход ‎ее ‎на‏ ‎полную ‎мощность‏ ‎далеко‏ ‎впереди, ‎так ‎что‏ ‎и ‎через‏ ‎много ‎лет ‎Россия ‎все‏ ‎еще‏ ‎будет ‎государством‏ ‎Путина, ‎подобно‏ ‎тому ‎как ‎современная ‎Франция ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎называет‏ ‎себя ‎Пятой‏ ‎республикой ‎де ‎Голля, ‎Турция ‎(при‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎у ‎власти‏ ‎там ‎сейчас‏ ‎антикемалисты) ‎по-прежнему‏ ‎опирается‏ ‎на ‎идеологию‏ ‎«Шести ‎стрел» ‎Ататюрка, ‎а ‎Соединенные‏ ‎Штаты ‎и‏ ‎поныне‏ ‎обращаются ‎к ‎образам‏ ‎и ‎ценностям‏ ‎полулегендарных ‎«отцов-основателей». ‎

Необходимо ‎осознание,‏ ‎осмысление‏ ‎и ‎описание‏ ‎путинской ‎системы‏ ‎властвования ‎и ‎вообще ‎всего ‎комплекса‏ ‎идей‏ ‎и ‎измерений‏ ‎путинизма ‎как‏ ‎идеологии ‎будущего. ‎Именно ‎будущего, ‎поскольку‏ ‎настоящий‏ ‎Путин‏ ‎едва ‎ли‏ ‎является ‎путинистом,‏ ‎так ‎же,‏ ‎как,‏ ‎например, ‎Маркс‏ ‎не ‎марксист ‎и ‎не ‎факт,‏ ‎что ‎согласился‏ ‎бы‏ ‎им ‎быть, ‎если‏ ‎бы ‎узнал,‏ ‎что ‎это ‎такое. ‎Но‏ ‎это‏ ‎нужно ‎сделать‏ ‎для ‎всех,‏ ‎кто ‎не ‎Путин, ‎а ‎хотел‏ ‎бы‏ ‎быть, ‎как‏ ‎он. ‎Для‏ ‎возможности ‎трансляции ‎его ‎методов ‎и‏ ‎подходов‏ ‎в‏ ‎предстоящие ‎времена.‏ ‎

Описание ‎должно‏ ‎быть ‎исполнено‏ ‎не‏ ‎в ‎стиле‏ ‎двух ‎пропаганд, ‎нашей ‎и ‎не‏ ‎нашей, ‎а‏ ‎на‏ ‎языке, ‎который ‎и‏ ‎российский ‎официоз,‏ ‎и ‎антироссийский ‎официоз ‎воспринимали‏ ‎бы‏ ‎как ‎умеренно‏ ‎еретический. ‎Такой‏ ‎язык ‎может ‎стать ‎приемлемым ‎для‏ ‎достаточно‏ ‎широкой ‎аудитории,‏ ‎что ‎и‏ ‎требуется, ‎поскольку ‎сделанная ‎в ‎России‏ ‎политическая‏ ‎система‏ ‎пригодна ‎не‏ ‎только ‎для‏ ‎домашнего ‎будущего,‏ ‎она‏ ‎явно ‎имеет‏ ‎значительный ‎экспортный ‎потенциал, ‎спрос ‎на‏ ‎нее ‎или‏ ‎на‏ ‎отдельные ‎ее ‎компоненты‏ ‎уже ‎существует,‏ ‎ее ‎опыт ‎изучают ‎и‏ ‎частично‏ ‎перенимают, ‎ей‏ ‎подражают ‎как‏ ‎правящие, ‎так ‎и ‎оппозиционные ‎группы‏ ‎во‏ ‎многих ‎странах.‏ ‎

Чужеземные ‎политики‏ ‎приписывают ‎России ‎вмешательство ‎в ‎выборы‏ ‎и‏ ‎референдумы‏ ‎по ‎всей‏ ‎планете. ‎В‏ ‎действительности, ‎дело‏ ‎еще‏ ‎серьезнее ‎–‏ ‎Россия ‎вмешивается ‎в ‎их ‎мозг,‏ ‎и ‎они‏ ‎не‏ ‎знают, ‎что ‎делать‏ ‎с ‎собственным‏ ‎измененным ‎сознанием. ‎С ‎тех‏ ‎пор‏ ‎как ‎после‏ ‎провальных ‎90-х‏ ‎наша ‎страна ‎отказалась ‎от ‎идеологических‏ ‎займов,‏ ‎начала ‎сама‏ ‎производить ‎смыслы‏ ‎и ‎перешла ‎в ‎информационное ‎контрнаступление‏ ‎на‏ ‎Запад,‏ ‎европейские ‎и‏ ‎американские ‎эксперты‏ ‎стали ‎все‏ ‎чаще‏ ‎ошибаться ‎в‏ ‎прогнозах. ‎Их ‎удивляют ‎и ‎бесят‏ ‎паранормальные ‎предпочтения‏ ‎электората.‏ ‎Растерявшись, ‎они ‎объявили‏ ‎о ‎нашествии‏ ‎популизма. ‎Можно ‎сказать ‎и‏ ‎так,‏ ‎если ‎нет‏ ‎слов. ‎

Между‏ ‎тем ‎интерес ‎иностранцев ‎к ‎русскому‏ ‎политическому‏ ‎алгоритму ‎понятен‏ ‎– ‎нет‏ ‎пророка ‎в ‎их ‎отечествах, ‎а‏ ‎все‏ ‎сегодня‏ ‎с ‎ними‏ ‎происходящее ‎Россия‏ ‎давно ‎уже‏ ‎напророчила.‏ ‎

Когда ‎все‏ ‎еще ‎были ‎без ‎ума ‎от‏ ‎глобализации ‎и‏ ‎шумели‏ ‎о ‎плоском ‎мире‏ ‎без ‎границ,‏ ‎Москва ‎внятно ‎напомнила ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎суверенитет‏ ‎и ‎национальные‏ ‎интересы ‎имеют ‎значение. ‎Тогда ‎многие‏ ‎уличали‏ ‎нас ‎в‏ ‎«наивной» ‎привязанности‏ ‎к ‎этим ‎старым ‎вещам, ‎якобы‏ ‎давно‏ ‎вышедшим‏ ‎из ‎моды.‏ ‎Учили ‎нас,‏ ‎что ‎нечего‏ ‎держаться‏ ‎за ‎ценности‏ ‎ХIХ ‎века, ‎а ‎надо ‎смело‏ ‎шагнуть ‎в‏ ‎век‏ ‎ХХI, ‎где ‎будто‏ ‎бы ‎не‏ ‎будет ‎никаких ‎суверенных ‎наций‏ ‎и‏ ‎национальных ‎государств.‏ ‎В ‎ХХI‏ ‎веке ‎вышло, ‎однако, ‎по-нашему. ‎Английский‏ ‎брекзит,‏ ‎американский ‎«#грейтэгейн»,‏ ‎антииммиграционное ‎огораживание‏ ‎Европы ‎– ‎лишь ‎первые ‎пункты‏ ‎пространного‏ ‎списка‏ ‎повсеместных ‎проявлений‏ ‎деглобализации, ‎ресуверенизации‏ ‎и ‎национализма.‏ ‎

Когда‏ ‎на ‎каждом‏ ‎углу ‎восхваляли ‎интернет ‎как ‎неприкосновенное‏ ‎пространство ‎ничем‏ ‎не‏ ‎ограниченной ‎свободы, ‎где‏ ‎всем ‎якобы‏ ‎можно ‎все ‎и ‎где‏ ‎все‏ ‎якобы ‎равны,‏ ‎именно ‎из‏ ‎России ‎прозвучал ‎отрезвляющий ‎вопрос ‎к‏ ‎одураченному‏ ‎человечеству: ‎«А‏ ‎кто ‎мы‏ ‎в ‎мировой ‎паутине ‎– ‎пауки‏ ‎или‏ ‎мухи?»‏ ‎И ‎сегодня‏ ‎все ‎ринулись‏ ‎распутывать ‎Сеть,‏ ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎и ‎самые ‎свободолюбивые ‎бюрократии, ‎и‏ ‎уличать ‎фейсбук‏ ‎в‏ ‎потворстве ‎иностранным ‎вмешательствам.‏ ‎Некогда ‎вольное‏ ‎виртуальное ‎пространство, ‎разрекламированное ‎как‏ ‎прообраз‏ ‎грядущего ‎рая,‏ ‎захвачено ‎и‏ ‎разграничено ‎киберполицией ‎и ‎киберпреступностью, ‎кибервойсками‏ ‎и‏ ‎кибершпионами, ‎кибертеррористами‏ ‎и ‎киберморалистами.‏  ‎

Когда ‎гегемония ‎«гегемона» ‎никем ‎не‏ ‎оспаривалась‏ ‎и‏ ‎великая ‎американская‏ ‎мечта ‎о‏ ‎мировом ‎господстве‏ ‎уже‏ ‎почти ‎сбылась‏ ‎и ‎многим ‎померещился ‎конец ‎истории‏ ‎с ‎финальной‏ ‎ремаркой‏ ‎«народы ‎безмолвствуют», ‎в‏ ‎наступившей ‎было‏ ‎тишине ‎вдруг ‎резко ‎прозвучала‏ ‎Мюнхенская‏ ‎речь. ‎Тогда‏ ‎она ‎показалась‏ ‎диссидентской, ‎сегодня ‎же ‎все ‎в‏ ‎ней‏ ‎высказанное ‎представляется‏ ‎само ‎собой‏ ‎разумеющимся ‎– ‎Америкой ‎недовольны ‎все,‏ ‎в‏ ‎том‏ ‎числе ‎и‏ ‎сами ‎американцы.‏ ‎

Не ‎так‏ ‎давно‏ ‎малоизвестный ‎термин‏ ‎derin ‎devlet ‎из ‎турецкого ‎политического‏ ‎словаря ‎был‏ ‎растиражирован‏ ‎американскими ‎медиа, ‎в‏ ‎переводе ‎на‏ ‎английский ‎прозвучав ‎как ‎deep‏ ‎state,‏ ‎и ‎уже‏ ‎оттуда ‎разошелся‏ ‎по ‎нашим ‎СМИ. ‎По-русски ‎получилось‏ ‎«глубокое»,‏ ‎или ‎«глубинное‏ ‎государство». ‎Термин‏ ‎означает ‎скрытую ‎за ‎внешними, ‎выставленными‏ ‎напоказ‏ ‎демократическими‏ ‎институтами ‎жесткую,‏ ‎абсолютно ‎недемократическую‏ ‎сетевую ‎организацию‏ ‎реальной‏ ‎власти ‎силовых‏ ‎структур. ‎Механизм, ‎на ‎практике ‎действующий‏ ‎посредством ‎насилия,‏ ‎подкупа‏ ‎и ‎манипуляции ‎и‏ ‎спрятанный ‎глубоко‏ ‎под ‎поверхностью ‎гражданского ‎общества,‏ ‎на‏ ‎словах ‎(лицемерно‏ ‎или ‎простодушно)‏ ‎манипуляцию, ‎подкуп ‎и ‎насилие ‎осуждающего.‏ ‎

Обнаружив‏ ‎у ‎себя‏ ‎внутри ‎малоприятное‏ ‎«глубинное ‎государство», ‎американцы, ‎впрочем, ‎не‏ ‎особенно‏ ‎удивились,‏ ‎поскольку ‎давно‏ ‎о ‎его‏ ‎наличии ‎догадывались.‏ ‎Если‏ ‎существует ‎deep‏ ‎net ‎и ‎dark ‎net, ‎почему‏ ‎бы ‎не‏ ‎быть‏ ‎deep ‎state ‎или‏ ‎даже ‎dark‏ ‎state? ‎Из ‎глубин ‎и‏ ‎темнот‏ ‎этой ‎непубличной‏ ‎и ‎неафишируемой‏ ‎власти ‎всплывают ‎изготовленные ‎там ‎для‏ ‎широких‏ ‎масс ‎светлые‏ ‎миражи ‎демократии‏ ‎– ‎иллюзия ‎выбора, ‎ощущение ‎свободы,‏ ‎чувство‏ ‎превосходства‏ ‎и ‎пр.‏ ‎

Недоверие ‎и‏ ‎зависть, ‎используемые‏ ‎демократией‏ ‎в ‎качестве‏ ‎приоритетных ‎источников ‎социальной ‎энергии, ‎необходимым‏ ‎образом ‎приводят‏ ‎к‏ ‎абсолютизации ‎критики ‎и‏ ‎повышению ‎уровня‏ ‎тревожности. ‎Хейтеры, ‎тролли ‎и‏ ‎примкнувшие‏ ‎к ‎ним‏ ‎злые ‎боты‏ ‎образовали ‎визгливое ‎большинство, ‎вытеснив ‎с‏ ‎доминирующих‏ ‎позиций ‎некогда‏ ‎задававший ‎совсем‏ ‎другой ‎тон ‎достопочтенный ‎средний ‎класс.‏  ‎

В‏ ‎добрые‏ ‎намерения ‎публичных‏ ‎политиков ‎теперь‏ ‎никто ‎не‏ ‎верит,‏ ‎им ‎завидуют‏ ‎и ‎потому ‎считают ‎людьми ‎порочными,‏ ‎лукавыми, ‎а‏ ‎то‏ ‎и ‎прямо ‎мерзавцами.‏ ‎Знаменитые ‎политографические‏ ‎сериалы ‎от ‎«Босса» ‎до‏ ‎«Карточного‏ ‎домика» ‎соответственно‏ ‎рисуют ‎натуралистические‏ ‎картины ‎мутных ‎будней ‎истеблишмента.

Мерзавцу ‎нельзя‏ ‎дать‏ ‎зайти ‎слишком‏ ‎далеко ‎по‏ ‎той ‎простой ‎причине, ‎что ‎он‏ ‎мерзавец.‏ ‎А‏ ‎когда ‎кругом‏ ‎(предположительно) ‎одни‏ ‎мерзавцы, ‎для‏ ‎сдерживания‏ ‎мерзавцев ‎приходится‏ ‎использовать ‎мерзавцев ‎же. ‎Клин ‎клином,‏ ‎подлеца ‎подлецом‏ ‎вышибают...‏ ‎Имеется ‎широкий ‎выбор‏ ‎подлецов ‎и‏ ‎запутанные ‎правила, ‎призванные ‎свести‏ ‎их‏ ‎борьбу ‎между‏ ‎собой ‎к‏ ‎более-менее ‎ничейному ‎результату. ‎Так ‎возникает‏ ‎благодетельная‏ ‎система ‎сдержек‏ ‎и ‎противовесов‏ ‎– ‎динамическое ‎равновесие ‎низости, ‎баланс‏ ‎жадности,‏ ‎гармония‏ ‎плутовства. ‎Если‏ ‎же ‎кто-то‏ ‎все-таки ‎заигрывается‏ ‎и‏ ‎ведет ‎себя‏ ‎дисгармонично, ‎бдительное ‎глубинное ‎государство ‎спешит‏ ‎на ‎помощь‏ ‎и‏ ‎невидимой ‎рукой ‎утаскивает‏ ‎отступника ‎на‏ ‎дно. ‎

Ничего ‎страшного ‎в‏ ‎предложенном‏ ‎изображении ‎западной‏ ‎демократии ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎нет, ‎достаточно ‎немного‏ ‎изменить‏ ‎угол ‎зрения,‏ ‎и ‎станет‏ ‎опять ‎нестрашно. ‎Но ‎осадок ‎остается,‏ ‎и‏ ‎западный‏ ‎житель ‎начинает‏ ‎крутить ‎головой‏ ‎в ‎поисках‏ ‎иных‏ ‎образцов ‎и‏ ‎способов ‎существования. ‎И ‎видит ‎Россию.‏ ‎

Наша ‎система,‏ ‎как‏ ‎и ‎вообще ‎наше‏ ‎все, ‎смотрится,‏ ‎конечно, ‎не ‎изящнее, ‎зато‏ ‎честнее.‏ ‎И ‎хотя‏ ‎далеко ‎не‏ ‎для ‎всех ‎слово ‎«честнее» ‎является‏ ‎синонимом‏ ‎слова ‎«лучше»,‏ ‎оно ‎не‏ ‎лишено ‎притягательности. ‎

Государство ‎у ‎нас‏ ‎не‏ ‎делится‏ ‎на ‎глубинное‏ ‎и ‎внешнее,‏ ‎оно ‎строится‏ ‎целиком,‏ ‎всеми ‎своими‏ ‎частями ‎и ‎проявлениями ‎наружу. ‎Самые‏ ‎брутальные ‎конструкции‏ ‎его‏ ‎силового ‎каркаса ‎идут‏ ‎прямо ‎по‏ ‎фасаду, ‎не ‎прикрытые ‎какими-либо‏ ‎архитектурными‏ ‎излишествами. ‎Бюрократия,‏ ‎даже ‎когда‏ ‎хитрит, ‎делает ‎это ‎не ‎слишком‏ ‎тщательно,‏ ‎как ‎бы‏ ‎исходя ‎из‏ ‎того, ‎что ‎«все ‎равно ‎все‏ ‎всё‏ ‎понимают».‏ ‎

Высокое ‎внутреннее‏ ‎напряжение, ‎связанное‏ ‎с ‎удержанием‏ ‎огромных‏ ‎неоднородных ‎пространств,‏ ‎и ‎постоянное ‎пребывание ‎в ‎гуще‏ ‎геополитической ‎борьбы‏ ‎делают‏ ‎военно-полицейские ‎функции ‎государства‏ ‎важнейшими ‎и‏ ‎решающими. ‎Их ‎традиционно ‎не‏ ‎прячут,‏ ‎а ‎наоборот,‏ ‎демонстрируют, ‎поскольку‏ ‎Россией ‎никогда ‎не ‎правили ‎купцы‏ ‎(почти‏ ‎никогда, ‎исключения‏ ‎– ‎несколько‏ ‎месяцев ‎в ‎1917 ‎году ‎и‏ ‎несколько‏ ‎лет‏ ‎в ‎1990-х),‏ ‎считающие ‎военное‏ ‎дело ‎ниже‏ ‎торгового,‏ ‎и ‎сопутствующие‏ ‎купцам ‎либералы, ‎учение ‎которых ‎строится‏ ‎на ‎отрицании‏ ‎всего‏ ‎хоть ‎сколько-нибудь ‎«полицейского».‏ ‎Некому ‎было‏ ‎драпировать ‎правду ‎иллюзиями, ‎стыдливо‏ ‎задвигая‏ ‎на ‎второй‏ ‎план ‎и‏ ‎пряча ‎поглубже ‎имманентное ‎свойство ‎любого‏ ‎государства‏ ‎– ‎быть‏ ‎орудием ‎защиты‏ ‎и ‎нападения. ‎

Глубинного ‎государства ‎в‏ ‎России‏ ‎нет,‏ ‎оно ‎все‏ ‎на ‎виду,‏ ‎зато ‎есть‏ ‎глубинный‏ ‎народ. ‎

На‏ ‎глянцевой ‎поверхности ‎блистает ‎элита, ‎век‏ ‎за ‎веком‏ ‎активно‏ ‎(надо ‎отдать ‎ей‏ ‎должное) ‎вовлекающая‏ ‎народ ‎в ‎некоторые ‎свои‏ ‎мероприятия‏ ‎– ‎партийные‏ ‎cобрания, ‎войны,‏ ‎выборы, ‎экономические ‎эксперименты. ‎Народ ‎в‏ ‎мероприятиях‏ ‎участвует, ‎но‏ ‎несколько ‎отстраненно,‏ ‎на ‎поверхности ‎не ‎показывается, ‎живя‏ ‎в‏ ‎собственной‏ ‎глубине ‎совсем‏ ‎другой ‎жизнью.‏ ‎Две ‎национальные‏ ‎жизни,‏ ‎поверхностная ‎и‏ ‎глубокая, ‎иногда ‎проживаются ‎в ‎противоположных‏ ‎направлениях, ‎иногда‏ ‎в‏ ‎совпадающих, ‎но ‎никогда‏ ‎не ‎сливаются‏ ‎в ‎одну. ‎

Глубинный ‎народ‏ ‎всегда‏ ‎себе ‎на‏ ‎уме, ‎недосягаемый‏ ‎для ‎социологических ‎опросов, ‎агитации, ‎угроз‏ ‎и‏ ‎других ‎способов‏ ‎прямого ‎изучения‏ ‎и ‎воздействия. ‎Понимание, ‎кто ‎он,‏ ‎что‏ ‎думает‏ ‎и ‎чего‏ ‎хочет, ‎часто‏ ‎приходит ‎внезапно‏ ‎и‏ ‎поздно, ‎и‏ ‎не ‎к ‎тем, ‎кто ‎может‏ ‎что-то ‎сделать.‏ ‎

Редкие‏ ‎обществоведы ‎возьмутся ‎точно‏ ‎определить, ‎равен‏ ‎ли ‎глубинный ‎народ ‎населению‏ ‎или‏ ‎он ‎его‏ ‎часть, ‎и‏ ‎если ‎часть, ‎то ‎какая ‎именно?‏ ‎В‏ ‎разные ‎времена‏ ‎за ‎него‏ ‎принимали ‎то ‎крестьян, ‎то ‎пролетариев,‏ ‎то‏ ‎беспартийных,‏ ‎то ‎хипстеров,‏ ‎то ‎бюджетников.‏ ‎Его ‎«искали»,‏ ‎в‏ ‎него ‎«ходили».‏ ‎Называли ‎богоносцем, ‎и ‎наоборот. ‎Иногда‏ ‎решали, ‎что‏ ‎он‏ ‎вымышлен ‎и ‎в‏ ‎реальности ‎не‏ ‎существует, ‎начинали ‎какие-нибудь ‎галопирующие‏ ‎реформы‏ ‎без ‎оглядки‏ ‎на ‎него,‏ ‎но ‎быстро ‎расшибали ‎об ‎него‏ ‎лоб,‏ ‎приходя ‎к‏ ‎выводу, ‎что‏ ‎«что-то ‎все-таки ‎есть». ‎Он ‎не‏ ‎раз‏ ‎отступал‏ ‎под ‎напором‏ ‎своих ‎или‏ ‎чужих ‎захватчиков,‏ ‎но‏ ‎всегда ‎возвращался.‏ ‎

Своей ‎гигантской ‎супермассой ‎глубокий ‎народ‏ ‎создает ‎непреодолимую‏ ‎силу‏ ‎культурной ‎гравитации, ‎которая‏ ‎соединяет ‎нацию‏ ‎и ‎притягивает ‎(придавливает) ‎к‏ ‎земле‏ ‎(к ‎родной‏ ‎земле) ‎элиту,‏ ‎время ‎от ‎времени ‎пытающуюся ‎космополитически‏ ‎воспарить.‏ ‎Народность, ‎что‏ ‎бы ‎это‏ ‎ни ‎значило, ‎предшествует ‎государственности, ‎предопределяет‏ ‎ее‏ ‎форму,‏ ‎ограничивает ‎фантазии‏ ‎теоретиков, ‎принуждает‏ ‎практиков ‎к‏ ‎определенным‏ ‎поступкам. ‎Она‏ ‎мощный ‎аттрактор, ‎к ‎которому ‎неизбежно‏ ‎приводят ‎все‏ ‎без‏ ‎исключения ‎политические ‎траектории.‏ ‎Начать ‎в‏ ‎России ‎можно ‎с ‎чего‏ ‎угодно‏ ‎– ‎с‏ ‎консерватизма, ‎с‏ ‎социализма, ‎с ‎либерализма, ‎но ‎заканчивать‏ ‎придется‏ ‎приблизительно ‎одним‏ ‎и ‎тем‏ ‎же. ‎То ‎есть ‎тем, ‎что,‏ ‎собственно,‏ ‎и‏ ‎есть.  ‎Умение‏ ‎слышать ‎и‏ ‎понимать ‎народ,‏ ‎видеть‏ ‎его ‎насквозь,‏ ‎на ‎всю ‎глубину ‎и ‎действовать‏ ‎сообразно ‎–‏ ‎уникальное‏ ‎и ‎главное ‎достоинство‏ ‎государства ‎Путина.‏ ‎Оно ‎адекватно ‎народу, ‎попутно‏ ‎ему,‏ ‎а ‎значит,‏ ‎не ‎подвержено‏ ‎разрушительным ‎перегрузкам ‎от ‎встречных ‎течений‏ ‎истории.‏ ‎Следовательно, ‎оно‏ ‎эффективно ‎и‏ ‎долговечно.  ‎

В ‎новой ‎системе ‎все‏ ‎институты‏ ‎подчинены‏ ‎основной ‎задаче‏ ‎– ‎доверительному‏ ‎общению ‎и‏ ‎взаимодействию‏ ‎верховного ‎правителя‏ ‎с ‎гражданами. ‎Различные ‎ветви ‎власти‏ ‎сходятся ‎к‏ ‎личности‏ ‎лидера, ‎считаясь ‎ценностью‏ ‎не ‎сами‏ ‎по ‎себе, ‎а ‎лишь‏ ‎в‏ ‎той ‎степени,‏ ‎в ‎какой‏ ‎обеспечивают ‎с ‎ним ‎связь. ‎Кроме‏ ‎них,‏ ‎в ‎обход‏ ‎формальных ‎структур‏ ‎и ‎элитных ‎групп ‎работают ‎неформальные‏ ‎способы‏ ‎коммуникации.‏ ‎А ‎когда‏ ‎глупость, ‎отсталость‏ ‎или ‎коррупция‏ ‎создают‏ ‎помехи ‎в‏ ‎линиях ‎связи ‎с ‎людьми, ‎принимаются‏ ‎энергичные ‎меры‏ ‎для‏ ‎восстановления ‎слышимости. ‎

Перенятые‏ ‎у ‎Запада‏ ‎многоуровневые ‎политические ‎учреждения ‎у‏ ‎нас‏ ‎иногда ‎считаются‏ ‎отчасти ‎ритуальными,‏ ‎заведенными ‎больше ‎для ‎того, ‎чтобы‏ ‎было,‏ ‎«как ‎у‏ ‎всех», ‎чтобы‏ ‎отличия ‎нашей ‎политической ‎культуры ‎не‏ ‎так‏ ‎сильно‏ ‎бросались ‎соседям‏ ‎в ‎глаза,‏ ‎не ‎раздражали‏ ‎и‏ ‎не ‎пугали‏ ‎их. ‎Они ‎как ‎выходная ‎одежда,‏ ‎в ‎которой‏ ‎идут‏ ‎к ‎чужим, ‎а‏ ‎у ‎себя‏ ‎мы ‎по-домашнему, ‎каждый ‎про‏ ‎себя‏ ‎знает, ‎в‏ ‎чем. ‎

По‏ ‎существу ‎же ‎общество ‎доверяет ‎только‏ ‎первому‏ ‎лицу. ‎В‏ ‎гордости ‎ли‏ ‎никогда ‎никем ‎не ‎покоренного ‎народа‏ ‎тут‏ ‎дело,‏ ‎в ‎желании‏ ‎ли ‎спрямить‏ ‎пути ‎правде‏ ‎либо‏ ‎в ‎чем-то‏ ‎ином, ‎трудно ‎сказать, ‎но ‎это‏ ‎факт, ‎и‏ ‎факт‏ ‎не ‎новый. ‎Ново‏ ‎то, ‎что‏ ‎государство ‎данный ‎факт ‎не‏ ‎игнорирует,‏ ‎учитывает ‎и‏ ‎из ‎него‏ ‎исходит ‎в ‎начинаниях. ‎

Было ‎бы‏ ‎упрощением‏ ‎сводить ‎тему‏ ‎к ‎пресловутой‏ ‎«вере ‎в ‎доброго ‎царя». ‎Глубинный‏ ‎народ‏ ‎совсем‏ ‎не ‎наивен‏ ‎и ‎едва‏ ‎ли ‎считает‏ ‎добродушие‏ ‎царским ‎достоинством.‏ ‎Скорее ‎он ‎мог ‎бы ‎думать‏ ‎о ‎правильном‏ ‎правителе‏ ‎то ‎же, ‎что‏ ‎Эйнштейн ‎сказал‏ ‎о ‎боге: ‎«Изощрен, ‎но‏ ‎не‏ ‎злонамерен». ‎

Современная‏ ‎модель ‎русского‏ ‎государства ‎начинается ‎с ‎доверия ‎и‏ ‎на‏ ‎доверии ‎держится.‏ ‎В ‎этом‏ ‎ее ‎коренное ‎отличие ‎от ‎модели‏ ‎западной,‏ ‎культивирующей‏ ‎недоверие ‎и‏ ‎критику. ‎И‏ ‎в ‎этом‏ ‎ее‏ ‎сила. ‎

У‏ ‎нашего ‎нового ‎государства ‎в ‎новом‏ ‎веке ‎будет‏ ‎долгая‏ ‎и ‎славная ‎история.‏ ‎Оно ‎не‏ ‎сломается. ‎Будет ‎поступать ‎по-своему,‏ ‎получать‏ ‎и ‎удерживать‏ ‎призовые ‎места‏ ‎в ‎высшей ‎лиге ‎геополитической ‎борьбы.‏ ‎С‏ ‎этим ‎рано‏ ‎или ‎поздно‏ ‎придется ‎смириться ‎всем ‎тем, ‎кто‏ ‎требует,‏ ‎чтобы‏ ‎Россия ‎«изменила‏ ‎поведение». ‎Ведь‏ ‎это ‎только‏ ‎кажется,‏ ‎что ‎выбор‏ ‎у ‎них ‎есть. ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048