Имитация государства: о вероятном сюрпризе майдан-выборов в США [Андрей СОРОКИН]
Сегодняшние президентские выборы в США аж за полгода до обрели все признаки майдана. Впрочем, само по себе буйство широких народных масс – это всего лишь антураж. То есть на самом деле – весьма экспрессивное фестивальное внешнее проявление трагической сущности текущего момента.
А сущность в конечном счёте вот какая: мы онлайн наблюдаем системный кризис американской государственности и, шире говоря, глубокий кризис американской цивилизации, её историко-культурной идентичности.
Это не значит крах Америки. Так же, как два наших кризиса и даже две катастрофы государственности в ХХ веке – монархии и советской власти – не стали концом России. То же самое и у пчёлок.
Независимо от исхода выборов нынешняя форма организации американского общества себя уже исчерпала, она более не способна делать Америку грейт эгейн, из-под неё выдернуты опоры и скрепы. Она уже явочным порядком трансформируется. Дело житейское. Вопрос только в том, насколько драматическими кошмарами эта трансформация будет сопровождаться ближайшие годы и, может быть, даже десятилетия. И какими слёзками отольётся окружающим международным партнёрам – это же сверхдержава как-никак.
***
Собственно, в первые дни возобновления «Однако» на новой платформе доводилось рассуждать, что ценностный кризис американской историко-культурной идентичности – это тест на инстинкт суверенитета и государственности. Как оно было и в русских Смутах разных веков.
Коллега Виктор Мараховский категорично предполагает, что шансов пройти этот тест у привычного североамериканского государства не так уж много:
«…Не берусь сказать, что принесёт Америке больше хаоса: поражение Трампа или его победа... Но берусь, пожалуй, утверждать, что влюбом случае возвращения к каким бы то ни было старым и добрым временам быть просто не может.
По простейшей причине: Америки, какой мы её не слишком любили, но невольно уважали, более нет. Она иссякает, потому что вся она, как выяснилось на наших глазах, держалась на специфической этике, а эта этика в свою очередь – на специфической нации-внутри-нации, нации-сословии внутри американской разноцветной толпы, нации-соли в плавильном котле.
И эта глубинная нация сегодня уже не только не большинство, но даже и не стилеобразующее меньшинство».
Что это сулит американской государственности? В общем, мало чего хорошего.
***
Трамп – президент той самой «старой Америки», которая и демографически, и социокультурно съёживается день ото дня. И, главное, несмотря на усилия действующего главы государства съёживается удельный вес и значимость её экономической базы – реального производственного сектора, промышленного капитала. Трамп опирается именно на эти традиционные ценности и материальные слагаемые американского державного могущества. Именно за них он пошёл в бой против глобалистов четыре года назад, за это был любим «глубинной нацией», – и преуспел, получил от неё мандат.
Но, повторяю, сегодня у Трампа нет ни арифметического, ни даже «стилеобразующего» большинства, которое продлило бы ему мандат на следующий срок. То есть выкрутиться-то он может – благодаря процедурному своеобразию американской избирательной системы. Он ведь и в 2016 году победил с меньшинством голосов избирателей, но с большинством голосов выборщиков – нонсенс, но так есть. Отчего бы этому финту не получиться и сейчас.
Но вот какая петрушка: президенту тогда в своей политике придётся переть против большинства американского народа, против очевидного тренда на разрушение, унижение и замену американской цивилизационной идентичности. И, что ещё хуже, против доминирующих секторов американской экономики – доминирующих и в цифрах, и нравственно-ценностно. То есть против условно «партийно-демократической» олигархии.
Да, эта олигархия практикует ущербную экономику – финансово-спекулятивную, паразитическую, имитационную и всякую прочую зелёную энергетику. Но сегодня она подмяла под себя бывшую «старую добрую» Америку.
Государство, которое сумеет приструнить всю эту красоту, называется «авторитарная диктатура». Ничего предосудительного – ради хорошего дела отчего бы не проявить жёсткость, ничего такого религия демократии не запрещает. Вот у Рузвельта же что-то такое получилось в первой половине прошлого века. Но за прошедшие четыре года у Трампа не обнаружилось необходимых для такого политического режима силовых инструментов: полиции, армии, национальной гвардии, «батальонов смерти», – опричнины в конечном счёте.
А без всего этого американская государственность в версии Трампа-2 вынужденно скатится к имитации собственного содержания, сохраняя внешние декорации. Но постоянно отбиваясь внутри от обструкции и майдана на грани Гражданской войны.
***
Торжество же кукловодов Байдена чревато обрушением даже декораций. Сама суть имитационного, фальшивого капитала отрицает суверенную государственность. Заметьте: в этом случае конкретный старый и не вполне в уме президент не просто марионетка, он вообще фикция, а кто на самом деле первое лицо (первые лица) мировой сверхдержавы — и не угадать.
С точки зрения какой-никакой вертикали управления в этой идеологии Америка по факту стремительно превращается в конгломерат (то есть свалку) даже не штатов, а социально-этнически-территориальных бантустанов. Чистый такой постиндустриальный феодализм.
Реальные же функции имитационного централизованного государства в такой модели сводятся к попыткам сохранить экономическую модель глобалистского мироустройства — ведь на чём-то же должен паразитировать правящий класс.
Возможно, это и есть вызов времени. Возможно, это и есть перспективная форма социально-политической организации общества — государства XXI века.
И, в общем даже хорошо, что её обкатают на кошечках.
***
Было бы ещё лучше, кабы Америка не была ядерной сверхдержавой.
Но это, пожалуй, единственное (хотя и тяжеловесное) внешнее обстоятельство, которое Россия должна учитывать в своих отношениях с данным уважаемым международным партнёром, следуя при этом своим суверенным интересам.
Есть, правда, и более тревожное обстоятельство, но оно не в Америке. Известно же, что все внешние угрозы России находятся внутри неё. А именно: самопровозглашение элитами себя как американских вассалов (неважно, «избранных» или «потерпевших»). К этому нет объективных предпосылок — это такое традиционное состояние загадочной боярской души. И к бабке не ходи: американские выкрутасы с собственной государственностью найдут живой руководящий отклик в этих романтических душах и незрелых умах.
Впрочем, и это дело привычное. В конце концов, всего лишь ещё один сильный элемент принуждения России к самоопределению.
________
Об особенностях и закономерностях нынешней фазы американского майдана для постоянных подписчиков:
Трагедия в декорациях фарса
0 комментариев