Последний бюджет: о пирровой победе монетаризма [Дмитрий ЛЕКУХ]
Вот не знаю: если б не партийная дисциплина «Единой России», – удалось ли бы правительству провести этот трёхлетний бюджет через Государственную Думу даже и в первом чтении. Впрочем, на то она и партийная дисциплина.
***
Сам-то по себе данный бюджет – документ, как документ.
Вполне традиционный, выдержанный в полном соответствии с духом и буквой института имени покойного Е.Т. Гайдара, Высшей школы экономики, рассадников нечисти имени Чубайса, Кудрина и прочих сумасшедших Мау. Выжить по нему можно, даже в период кризиса, – мышь тоже способна выжить в амбарах с гниющим прошлогодним зерном.
Развиваться – это совсем вряд ли.
Да он для этого и не предназначен, вот, от слова «совсем».
Проект бюджета основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития страны. Того, что предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения коронавирусных ограничений.
Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%. Объём ВВП в 2021 году ожидается на уровне 115,53 трлн рублей, в 2022 году – 124,22 трлн рублей, в 2023 году – 132,82 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 2,4% ВВП в 2021 году, 1% ВВП в 2022 году и 1,1% ВВП в 2023 году.
Если говорить по большому счёту, то у этого документа есть одно, но очевидное преимущество: он «рабочий», вполне реалистичный и, самое главное, почти гарантированно исполнимый.
Впрочем, это традиционная бухгалтерская забава: занижать планируемые доходы и завышать расходы. Но это только при планировании. А при исполнении всё стараться делать ровно наоборот – ибо здесь и профит, и скупая начальственная похвала.
Нет, так-то, – чисто мелкое служебное мошенничество, конечно. Даже не сильно вредное, если уж совсем честно. К тому же привычное, как сам процесс бюджетирования и прочий финансовый учёт.
***
Однако посмотрите, как вызверился на министра финансов Антона Силуанова обычно предельно выдержанный спикер ГД Вячеслав Володин:«Все предыдущие решения принимались президентом вопреки министерству финансов… Сейчас рост идёт, вы говорите – это наша политика. Это политика президента, а вы возражали. Вот нам важно, чтобы у всех решений было своё имя». (Это было сказано в контексте поддержки сельского хозяйства, которую Силуанов также приписал себе по принципу «мы пахали, я и трактор»).
Даже с поправкой на аппаратное «перетягивание успехов», с поправкой на границу между карьерными амбициями и производственными вопросами нетрудно заметить: слова «экономическая власть» и «политическая власть» как-то не складываются в понятие «экономическая политика». Кредит доверия «системным либералам» в финансово-экономическом блоке правительства РФ, судя по всему, уже находится буквально «на самом донышке» и на авторитете Мишустина.
И ещё на том, что все они одной толпой «под Путиным» ходят. И в своих стычках одним и тем же Путиным козыряют. Тоже дисциплина, понимать надо.
Так или иначе, вызовам текущего времени «блок сислибов» настолько экзистенциально не соответствует, что это уже даже как-то довольно пошло и дальше «старательно не замечать». О чём и напомнил Володин: все нынешние успехи исполнительной власти находятся именно там, где «противоречил Минфин».
«Президент задачу поставил, есть целеполагание. Мы должны решать эту задачу? Должны. Давайте, вносите предложения. Не может быть Минфин выше правительства, не может быть Минфин выше парламента, поэтому ищите решение», – цедил Володин, но по тоске в глазах было видно, что команда пока не поступала, и бюджет в первом чтении всё-таки придется принимать.
***
Вот что надо понимать. Бюджет – это не «нацпроект». Это бухгалтерская справка, сопровождающая расходы и доходы согласно некоей стратегии развития. Согласно экономической политике, попросту говоря. Которая, в свою очередь, берётся от идеологии государственного строительства, его целей и методов. Сводить экономическую политику к бюджету – столь же вульгарно, сколь и пятилетки тупо сводить к планированию выпуска чугуна в календарный период: это всего лишь цифровые показатели качественного проекта.
Но при этом: ведь на то и показатели, чтобы показывать именно качественное проектирование.
И недостаток документа вполне очевиден даже дилетанту: он, этот принятый в первом чтении бюджет, вполне соответствует комфортной жизни управленческого сословия на всех уровнях, но категорически не совпадает с задачами, декларативно и объективно поставленными не только перед экономикой, но и даже перед безопасностью государства.
Наш Минфин вообще уверен, что президент, когда давал какие-то обещания своим избирателям, – на самом деле вводил их в заблуждение, причём с единственной целью: обеспечить финансово-экономическому блоку возможность наконец-то реформировать как следует и до конца эту неподатливую страну. Просто посмотрите их предложения: от «обрезания оборонки» до новой обвальной приватизации.
Так что понять здравомыслящих топ-политиков тоже можно: вот с какого хера им нужно каждый раз преодолевать препятствия в лице собственной бухгалтерии, даже когда надо тупо исполнять решения президента РФ?
И не «присваивать» себе победы, к которым ты никакого отношения не имел.
Володин призвал руководителя Минфина признавать случаи, когда мнение главы государства в конечном итоге не совпадало с позицией ведомства. «Если вы были против, то так и скажите: мы были против, но президент решение принял, а оказалось все правильно», - продолжил он.
То есть, внимание: спикер призвал бухгалтера хотя бы не врать в мелочах.
Самоубийственное так-то требование.
А как же сводить баланс?
Впрочем, доверять «смотрящим за бюджетом» развитие экономики страны, а тем более безопасность государства, – было бы изначально несколько наивно.
И вот эти задачи, также привычным фокусом, наверняка, будет решаться без них.
Короче, пока «финансово-экономические» делают первый ход и пока ещё побеждают. Но есть такое ощущение, что, возможно, с таким отношением к делу и с таким постоянным политическим фрондёрством – это их последний бюджет.
0 комментариев