А что я могу сделать?
Я ведь не случайно уже не первую неделю думаю о том, как становятся человеком (а не человекоподобной скотиной или машиной). Потому что работа у меня такая – учитель. И я точно знаю, что влияние учителя на учеников очень велико. Только вот беда: оно… как бы это сказать… нелинейно? В общем, неизвестно заранее, что и в какую сторону сработает.
Принято считать, что самое важное – это чтобы ученики любили; дескать, если любят – значит, хороший учитель. Видела я такую любовь. На последний выборах (последних, на которых работала) в моей придомовой школе. Секретарем комиссии бессменно была учительница то ли музыки, то ли какой-то культуры из этой же школы (сейчас она там же работает, но уже завучем по воспитательной работе – и это страшно). Не старая женщина (по виду лет сорок, но реально, думаю, старше), очень хорошо выглядит (хорошо одета, ухоженная); веселая, с чувством юмора; очень дружелюбная и приветливая. Сразу вызывает симпатию. В дни накануне выборов, когда в школе еще полно детишек бегает, видно было, что она с ними очень хорошо управляется – без единого жесткого слова, и они ее слушаются не со страхом, и с удовольствием с ней о чем-то беседуют. Вот и на этих последних выборах наблюдателями были два парня-студента, выпускники этой же школы, то есть ученики этой тетеньки. А тетенька-то не случайно была бессменным секретарем комиссии (председатели ежегодно менялись): она все делал как велено, и – возможно, именно в силу своей симпатичности – добивалась успеха, объезжала меня на хромой козе, каждый раз на другой. Потому что очень трудно агрессивно реагировать на открытый честный взгляд, на искренние интонации, искреннюю заботу («Нина Валерьевна, идите скорее поешьте, давайте я вместо Вас пока посижу»).
Так вот. Я видела, какими глазами мальчики-наблюдатели смотрели на эту тетеньку. Они были горды и счастливы: их допустили до настоящего, важного, взрослого дела; они теперь помогают правильным людям в правильном деле, служат Родине; их признали достойными – любимая учительница признала! И они ОТ ДУШИ отвлекали меня, когда кто-то вбрасывал бюллетени; они загораживали урны и от других наблюдателей. Потому что они любили свою учительницу и верили ей. И она их научила – вот так жить.
И ведь я никак не могу сказать про нее, что она плохой человек. Наверное, если бы мы с ней встретились в других обстоятельствах (в летнем школьном лагере, например), я бы даже восхитилась ею – умением организовать работу весело и результативно, умением расположить людей к себе, увлечь их. Тетенька не плохая. Она просто безнравственная. И учеников своих будет растить безнравственными. И если не будет противовеса (родители, другой учитель), то добьется успеха.
Кажется, что в такой ситуации предпочтительнее учитель-гадина: по крайней мере, ненависть к нему сработает и заставит как минимум сомневаться в правильности декларируемых им «ценностей». Вряд ли кто-то из детей захочет, скажем, вступать в пионеры, если к этому принуждает бой-баба, орущая на детей, обзывающая их (и их родителей) гадюшником, тупыми и недоразвитыми дебилами и т.п. (была у меня такая учительница в начальной школе). Правда, отрицание распространится и на ни в чем не повинный предмет, который эта баба преподает. Так что тоже плохой вариант получается…
В размышлениях о том, как делать школу и какой она должна быть, сегодня прочитала замечательный текст Тамары Эйдельман – она буквально дословно пишет то самое, что и я думала (и что хотела здесь написать еще вчера): о профессионализме учителей; об уважении к детям, отсутствии агрессивного насилия; о вдумчивом руководстве со стороны директора и минимальном участии со стороны чиновников; о небольших школах и небольших классах и многом другом. И, раз уж она сформулировала за меня, я пойду дальше. Да, учителя должны быть порядочными людьми – но как это выяснить? Как обнаружить эту порядочность или непорядочность? И где их взять, этих подходящих учителей – да еще в огромном количестве…
Подумаю.
Еще пару недель назад я не готова была писать такой текст. Потому что понимала, что закончится он фразой, вынесенной в заглавие, - но это будет риторический вопрос, с такой пафосно-рыдающей интонацией. Дескать, не виноватая я, я бессильна, пожалейте меня все немедленно. Ощущение было действительно примерно таким. Но, к счастью, писать такое было стыдно. А теперь это действительно вопрос: итак, что я могу сделать? Начинаем по пунктам.
Но про это – когда конструктивные соображения появятся.
2 комментария