Размышляя о "Войне и мире"
Проверяю детские работы, вспоминаю «Войну и мир».
Впервые прочитала этот роман еще в школе, классе в седьмом – помню, читала взахлеб, но все «военные» и «философские» дела пропускала, пролистывала. Мне тогда было интересно только про любовь. Долго бредила князем Андреем, не могла простить Толстому, что убил его; а на экзамене в 8 классе чуть не выбрала именно князя Андрея для сочинения «Мой любимый литературный герой» (но Воланд тогда победил).
Много позже, уже работая в школе, перечитывала подробнее – и как раз военные сцены казались более интересными. Действительно, что Аустерлицкое, что Бородинское сражения Толстой описывает, как… ну, словно бы он киносценарист. Ничего уточнять не надо – просто бери камеру и следуй за текстом. Причем и крупный план, и общая панорама – все точно указано. Вот князь Андрей бежит – и видит впереди у брошенной пушки двух солдат, русского и француза, они с бессмысленно-злыми лицами вцепились в банник и тянут каждый к себе; мелкие фигурки, странные действия. Вдруг удар – и темнота, темный кадр; а потом он открывает глаза – и прямо над ним огромное высокое небо, по которому уверенно, спокойно и быстро идут крупные серые тучи. И вдруг голоса – он переводит взгляд вниз – и там маленькая фигурка: Наполеон. Или Пьер смотрит на поле Бородина: раннее утро, синее небо, многоцветный лес вдали, войска внизу сосредоточенно движутся по полю, а вдали – белые пухлые облачка пушечных выстрелов. Красивая театральная картинка – именно так должен видеть наивный Пьер; и каким контрастом к ней будет дымная, мутная, обыденная батарея Раевского, где он вдруг с ужасом поймет, что это не театр. Впервые поймет, что жизнь – не театр и не игра.
А потом меня все больше стали интересовать характеры героев. Полюбила давать детям такое задание: найдите четыре общие черты характера у Наташи Ростовой, Элен и Платона Каратаева. Дети поначалу шалеют. Но ведь в самом деле – именно по этим героям лучше всего виден «русский народный характер» по Толстому.
Все трое не думают. Наташу Толстой любит, поэтому пишет, что она «не удостаивала быть умною»; а Элен не любит, и про нее прямо сказано – дура. Платон Каратаев говорит – как птица поет; он не может даже повторить только что сказанную фразу, когда Пьер его об этом просит – произносит какую-то другую пословицу, с размытым, но совсем другим смыслом.
Все трое аморальны. Нет, не в том смысле, что они совершают подлости или преступления. Но у них просто нет сознания моральных запретов и моральных обязательств. Безнравственность Элен очевидна всем. Про Наташу обычно вспоминают, как она чуть не сбежала с Анатолем, но это плохой пример: Наташа в этот момент влюблена, она ничего не видит и не помнит, кроме своей, как ей кажется, любви. Гораздо интереснее момент, когда Николай разговаривает с матерью (речь идет о его женитьбе и об отношениях с Соней), а Наташа подслушивает. Для нее ничего страшного, ничего плохого нет в том, чтобы подслушивать. Каратаев сражается с французами, напавшими на его родину; но, попав в плен, не испытывает к ним никаких дурных чувств, шьет рубаху французскому солдату, радуется, что хорошо получилось. То есть у всех троих, в отличие от Болконских, нет никаких принципов.
Третья общая черта – прагматизм: они делают только то, что в данной ситуации ощущают полезным. Наташа сумеет упаковать вещи лучше, чем слуги – но только потому, что она придумала отдать подводы раненым, поэтому вещи надо перепаковать, чтобы раненым осталось больше места. Каратаев не ненавидит французов в плену, потому что в этом нет смысла – он все равно не может реализовать свою ненависть к врагу. Можно даже сказать, что они все эгоистичны – живут только собой, своими ощущениями, своим «я».
И четвертая – интуитивное знание того, что и как надо сделать, причем это касается даже того, как они двигаются. Может, это и не отдельная черта, а нечто главное, из чего проистекает все остальное? Не знаю. Но они действительно интуитивно невероятно точны. Элен (как и ее отец) не думая делает нужное в данный момент выражение лица. Точные и круглые движения Каратаева невероятно поразили Пьера. Наташа точно и правильно танцует русский танец, которому ее никто не учил.
Разница между ними только в том, что для Элен ее «я» ограничено ее телом, желаниями этого тела; для Наташи сюда включается вся ее семья (а во время войны, похоже, и другие русские люди); «я» Каратаева, мне кажется, включает весь народ.
Вот такой и получается русский народ – и Толстому он очень нравится.
А вот князь Андрей ему тоже очень нравится – только он не жилец. Потому что он слишком отдельный. Он сам – целый мир. Он не может слиться с миром, с народом, с другим человеком.
Кажется, что Толстой в этом романе целиком на стороне тех, кто не думает, а интуитивно знает, как поступать: на стороне Кутузова, на стороне Ростовых. И мне в детстве тоже очень нравился Ростовский дом, Ростовский мир, в котором, казалось, так чудесно жить. А потом я начала видеть этот мир немного иначе – потому что вчиталась в Николая Ростова. Но о нем потом напишу. Пойду дальше проверять.
0 комментариев