Честертон смотрит на российских чиновников как на нечто знакомое
В последнее время в России возникла странная мода — заменять изображения православных крестов шариками.
Вот, например, тактильная модель собора Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) во Владимире.
А вот такая уличная металлическая тактильная модель Успенского собора и Соборной звонницы открылась в Ростове Великом.
Все то же самое — в Суздале.
Углич:
И все это — деятельность холдинга ТАСС и Министерства Культуры.
Многие из нас пытались это объяснить чем-то типа безопасности для слабовидящих — чтобы не поцарапались.
Но кто мог поцарапаться о знак Санкт-Петербургского Университета?
Вот таким логотип был раньше:
А вот таким его сделали сейчас:
А что это за спиной у приглашённых гостей в доме национальностей?
А что произошло с Исаакиевским Собором? Кого он поцарапал?
В общем не из-за слепых это все. Это — из-за зрячих.
И эти зрячие по какой-то причине решили, что крестам не место в публичном пространстве. И заменили кресты шариками.
И тут есть место для конспирологии. Дело в том, что один из моих самых любимых писателей — Гилберт Честертон написал прекрасное, незаслуженно забытое сейчас произведение «Шар и крест».
Вот отрывок:
«Профессор погладил огромный, шар, словно гигантского зверя, и сказал:
— Вот это по мне!
— Что же именно? — спросил монах.
— Да вот это, — повторил профессор. — Люблю этот символ. Как он завершен, как довлеет себе! Я говорил вам, мой милый, что могу опровергнуть ваши бредни, отталкиваясь от чего угодно; Что же выразит лучше разницу наших мировоззрений? Шар сообразен разуму, крест — несообразен. Шар — логичен, крест — нелеп и произволен. Шар в ладу с самим собою, крест себя отрицает. Крест — это спор противных друг другу линий, и примирить их нельзя. Он противоречив по самой своей форме.
— Вы совершенно правы, — отвечал монах. — Мы не страшимся противоречий. Человек — это противоречие: он тем и выше собратьев своих, животных, что способен к падению. Вы говорите, крест — нелеп и произволен. Форма креста произвольна и нелепа, как человеческое тело».
Прочитайте. Получите невероятное, уже забытое современным человеком наслаждение от общения с тем, кто действительно верит в то, что вам говорит и как следует обдумал каждое слово.
В этом, как я полагаю, и проблема.
Удаление креста с символов без сомнения будет нам подаваться как акт некоей вежливости в отношении тех наших соотечественников и гостей, которые исповедуют иные религии.
Само предположение, что эти наши гости и соотечественники нуждаются в подобной «вежливости», говорит нам о том, что те, кто за нас этот акт вежливости совершает, подозревают этих гостей и соотечественников во взбалмошности, неумении уважать чужой труд, историю и убеждения.
Или, что ещё хуже, желают воспитать в гостях и соотечественниках эти качества. По крайней мере, в отношении нас.
Люди, подталкивающие нас к таким «вежливостям» по причине утраты привычки иметь убеждения, полагают, что разногласия и противоречия в убеждениях ведут к конфликтам.
Им неведомо то уважение, которое испытывают друг к другу люди, которые исповедуют разные убеждения в том случае, если эти убеждения подлинны и оплачены жертвами.
Попытка объяснить, что наши убеждения, наша история, наша культура — в наших глазах это не то, ради чего мы готовы на конфликт, — это проигрышная стратегия.
Готовность поступаться убеждениями, прятать их — у человека, имеющего убеждения, вызывает презрение. У хама — азарт. Мы теряем достойного союзника и приобретаем недостойного врага.
Но реальное содержание проблемы не в «вежливости» по отношению к иноверцам.
Реальное содержание деятельности ТАСС, Минкульта, дома национальностей, ректората СПБГУ в перемещении православия в прошлое.
Чиновники полагают эти убеждения — музейными экспонатами. Чем-то вроде сабель и мечей из Оружейной Палаты — красивыми пережитками, которым уже никогда не поучаствовать в реальной жизни и смерти.
Крест мешает им, а не неким вымышленным иноверцам. Иноверцы — это лишь повод, тактический союзник в борьбе за вытеснения «мракобесия» из сознания нации.
Для них традиция — это не о Вечности. Для них традиция — это то, что сковывает манёвр, делает народ слишком неподатливым и капризным материалом для внедрения новых идей и социальных форм.
В чем-то они правы — традиция часто используется противниками прогресса для саботажа необходимых нововведений — борьбы с семейным насилием, защиты детей, реформ образования, пенсионной реформы и так далее.
Но попытка выдавить традицию в маргинальность — не приведёт к решению задачи. Она приведёт к маргинализации решения.
Невозможно безнаказанно маргинализировать то, на что периодически приходится опираться для решения глобальных исторических задач.
Лично я предлагаю бороться со злостной толерантностью с помощью уголовного кодекса. Для этого в нем есть целых две статьи: 1) 282 — «Разжигание» и 148 — «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий».
Кроме этого, есть прекрасная статья в Административном Кодексе — 5.26. «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»
«Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».
Если кто-то убирает с изображений кресты, потому что считает их оскорбительными, — следовательно, тот считает христианство неприличным, постыдным. Значит, он нарушает право православных христиан на православную символику и разжигает в отношении христиан межконфессиональную рознь. Если он полагает, что наши символы оскорбляют мусульман и иудеев, значит он полагает иудеев и мусульман людьми, лишёнными способности к уважению, хамами и шовинистами.
«Сначала вы отрицаете крест; потом — все на свете. Мы согласимся, когда скажут, что нельзя загонять силой в церковь, но вы немедленно скажете, что никто не ходит туда по доброй воле. Мы не спорим тогда, когда вы сомневаетесь в существовании рая, но вслед за этим вы отрицаете существование Англии. Сперва вы ненавидите все, что не сведешь к логике, потом — просто все, ибо ничто в мире не сводится к логике без остатка».
Лично я намерен направить в прокуратуру соответствующие заявления уже в понедельник. И призываю друзей присоединится.
Текст открыт по принципиальным соображениям.
P. S. Вообще впереди перед нами отрывается мир, в котором самой большой роскошью — такой же как свой дом, многодетная счастливая семья с живой любимой женщиной, настоящие друзья и настоящее мясо на угольном гриле — будут убеждения. Настоящие. Собственные. Оплаченные опытом и всегда готовые к обналичиванию в цене крови. А не выписанные по талонам и не скачанные с обновлением прошивки смартфона.
0 комментариев