Ребенок и намерения, взрослый и результаты, предки, пророки, история
Один из постоянных членов Высокого Ректората попросил меня порассуждать о взрослении.
Это хорошая тема для того, чтобы над ней подумать, тем более что она очень хорошо касается давно начатого нами разговоре об элите и власти.
Чем отличается взрослый от ребенка?
Ну, во-первых, телесной и умственной зрелостью. Взрослый полностью развит и готов к тем физическим и умственным нагрузкам, которые предусмотрены для его биологического вида в связи с его образом жизни.
Он готов пахать, охотится, ходить в офис, зачинать и рождать, принимать решения.
Для последнего вида деятельности помимо развитости необходимы еще два качества отличающие взрослого человека о ребенка – ответственность и опытность.
Ответственность и опытность – это своего рода две стороны одной медали, потому что ответственность не может существовать без понимания человеком своей роли, вытекающего из этой роли долга, а понимание это может возникнуть только в результате опыта.
Опыт же не может возникнуть без стремления человека к самопознанию, познанию мира, других людей, которое возникает только из принятия на себя ответственности за себя, за мир и этих людей.
Опыт и ответственность создают способность и обязанность принимать решения.
Они создают своего рода круг всемогущества: можешь, значит должен, должен, значит можешь.
Это на латыни написано на эмблеме нашего НИИ Человекостроения.
Это и есть взрослость в абсолюте.
Сознание своей способности что-то совершить – приводит к осознанию обязанности это совершить. Осознание своей обязанности что-то совершить заставляет найти способ для свершения. Центром этого кольца, тем мотором, который заставляет это кольцо вращаться и замыкаться служит обычная человеческая любовь.
Опыт позволяет нам предвидеть последствия наших решений. А осознание нами способности предвидеть порождает нашу обязанность предвидеть.
Поэтому, когда мы судим о поступках детей для нас нормально выносить решение на основании того чего хотел ребенок, а не что он сделал.
«Он не хотел нанести вред» говорим мы. «Он хотел как лучше».
Этого достаточно для того, чтобы ребенок был освобожден от наказания за оплошность.
Но «я хотел как лучше» из уст взрослого человека вызывает совсем не такие эмоции как те же слова из уст ребенка.
«Мы не за это стояли на Майдане».
О ребенке судят по намерениям, потому что именно это в нем и важно. Ему не достаёт еще опыта для того, чтобы точно определять последствия своих поступков, но у него уже есть та или иная мотивация к действиям. И именно она подлежит оценке – что ребенок намеревался сделать – украсть, нахулиганить, отомстить? А может быть кого-то осчастливить?
Взрослого судят за результат его действий.
Потому что в этом и есть смысл взрослости. Взрослый может и должен осознавать свою обязанность предвидеть результаты своих действий. В том случае, если взрослый этих результатов не предвидел, то он либо не справился со своей обязанностью, либо пренебрег ею.
Функция элитария в каком-то смысле близка к функции взрослого.
Он обязан предвидеть и принимать решения.
Проблема в том, что элитария лично как правило не бывает и не может быть опыта, на который он может опереться. Те задачи что он решает в рамках его жизни – уникальны. Он не может опереться на собственный опыт.
Он может обращаться только к опыту предков. К истории. Или к предзнанию.
А предки – это дугой мир.
И предзнание – это другой мир.
Элитарий находится прямо перед ужасом неизведанного. Перед будущим и пред прошлым. Перед теми, кто не родился и перед теми, кто уже умер. Перед народом во времени.
Поэтому подлинная элита всегда одновременно исторична и метафизична.
Это вытекает из решаемых задач.
И горе той «элите», что решит опираться не на историю и не на предвидение, а на ложь о выкопанном Черном море и на будущее в виде пенсии в пятьсот евро.
А попозже поговорим о почтении и ненависти и как это делать одновременно.
4 комментария
Я некоторым говорю так: вот ты постоял на Майдане (или если речь про россиянина, постоишь потом на условной Болотной), а когда твои лидеры придут к власти, ты пойдешь снова домой, ожидая, что они сделают тебе хорошо. Или как в 1991 в России. А когда не сделают, ты будешь ныть, что не за то стоял там или даже проливал кровь. Так может мало стоять, а потом опять перекладывать ответственность на кого-то. Сейчас тебе мешает Путин, потом Навальный не оправдает ожиданий. А ты вечно не при чём. Встаешь на баррикады, так потом проконтролируй, что твоё стояние не предали и не продали.