Бутерброды в Бездне
Уважаемая читательница Ольга Смесова прокомментировала мой последний текст об элите и власти так:
«Угу, вроде всё просто. Есть люди великие, и есть малые. Пассионарии и гармоничные. И если не родился исполненным духа, так и нечего тут. Родион Раскольников, вон, рванул за пределы морали.... и оказалось, что, взятая отдельно, аморальность вообще ничего не даёт. Несколько озадачивает то, что автор -- Достоевский -- продвинулся дальше.... и вышел к обычным людям. "Не годы ссылки, не страдания сломили нас. Напротив, ничто не сломило нас, и наши убеждения лишь поддерживали наш дух сознанием исполненного долга. Нет, нечто другое изменило взгляд наш, наши убеждения и сердца наши (...). Это нечто другое было непосредственное соприкосновение с народом, братское соединение с ним в общем несчастии, понятие, что сам стал таким же, как он, с ним сравнен и даже приравнен к самой низшей ступени его."(Дневник писателя) Время мирное, народ с самой обыденной моралью... КАК ТАК?!»
Давайте поговорим об этом.
Ольга не совсем верно поняла меня, в чем виноват безусловно я, а не она. Я недостаточно точно выражал свои мысли и позволил этим неточностям запутать нашего товарища.
Я говорил об элитарной морали с точки зрения положения ее носителя и ее природы, но никогда не проповедовал идею будто простой народ не имеет к ней доступа. Напротив – чем сложнее история народа, чем чаще он весь целиком - с первого до последнего своего члена соприкасается с ужасом непознанного, тем дальше его мораль – пусть и кажущаяся ему самому обыденной, обычной и тривиальной – от морали действительно обыденной и вульгарной.
Не могу сказать, что у нашего с вами народа судьба – самая тяжелая и странная изо всех известных мне народов.
Евреи, на мой взгляд могут привести много аргументов в свою пользу.
Однако, невозможно отрицать, что русский народ за двадцатый век заглядывал в бездну, по крайней мере четырежды – в Гражданскую Войну 1917-1924, в период Большого Террора 1937-39, в Великую Отечественную 1941-1945 и в «святые 90-е».
На мой взгляд этих четырех взглядов вполне хватило для того, чтобы бездна заинтересовалась нами и начала вглядываться в нас.
Да Большой Террор по количеству жертв не может сравниться ни с одним из соседствующих в списке событий. Но все же он имеет право занимать это место в их ряду потому, что в тот момент решалось по какому пути пройдет Россия – по пути европеизации и легитимации террора во имя порядка или вернется к своей особости.
Но об этом – в другой раз.
В результате наших культурных адаптаций к историческим условиям и к решению задачи выживания и продолжения своего исторического пути в этих условиях, мы сильно изменились.
Когда я говорю «мы» — это означает не «прогрессивное российское общество в моем лице и лице моих товарищей по sponsr», а мы все.
Изменения были настолько глубоки, что была затронута базовая матрица координат, на которой отмечаются оси, указывающие на добро и зло, и выгодное и невыгодное.
И теперь они у нас часто смотрят совершено не в ту сторону, в которую можно было бы ожидать у простых людей.
Типичный спор интеллигента, либерала, нацдема, да любого в общем-то представителя «прогрессивной общественности», «общечеловека» и пр. с нашим обывателем – «ватником», это спор носителя морали западного обывателя, бюргера, буржуа – с представителем аристократии.
Это шокирует, но это так.
Пока условный Гозман проповедует ценности хамона и пармезана, спрашивая у объекта проповеди некоего Ваньки в ушанке с одним торчащим ухом «Ваня, неужели же ты не хочешь хорошо жить?»
Ваня в ответ вежливо интересуется, что же его собеседник понимает под словом «жить»?
Ваня может не осознавать этого или не может сформулировать, но его культурный код требует от него оценивать глагол «жить» с точки зрения некой полноты, которая обязательно включает в себя нечто больше, чем обеспеченные комфортом процессы жизнедеятельности организма.
- Санкции, Вань! Голодать будешь! Зачем тебе Ваня этот Крым?
- М…. русские своих не бросают.
- Беднеем Вань! Ну почему не послушаться доброго совета? Ну, зачем тебе эта Сирия? А Белоруссия?
- Вань! Пили бы баварское! А Вань? Зачем тебе этот Сталин, эти репрессии?
Но Ваня неумолим и беспощаден. Потому что он считает, что утрата суверенитета – хуже, чем утрата какого-то сорта колбасы или части достатка.
А суверенитет – это свобода и власть.
То есть элитарные ценности.
Для Вани знамя над Рейхстагом – это воплощение его воли к свободе и полноте жизни. И именно за это он Сталина и простил.
Ваня элитарий и аристократ. Хотя у него и руки могут быть черные и галстук на спине.
А Аркадий Львович Абруазов – интеллигент в третьем поколении – раб и плебей. И дурак. Потому что то, что он считает, что напитался европейской высокой культурой, а на само деле нажрался помоем из корыта европейской обыденной морали, которая хороша чтобы пиво варить и продавать. Но не для того, чтобы судить о вещах, которые находятся у пределов или за пределами человечной жизни.
Ваня в бездне – почти что свой.
Поэтому для него и Арктика и Космос – само собой разумеющиеся дела, которые надо делать .
А Аркадий Львович тут у нас – нечастная круглая сирота, который ревниво глядит как Рогозин запускает в космос миллионы его бутербродов с хамоном и горько плачет.
Пожалеем его.
5 комментариев