История как личный актив
Мы уже множество лет слушаем разговоры о необходимости отстаивания истории, исторической правды и недопущении переписывания истории.
Зачем история нужна государствам – понятно. История для них инструмент политики. История обосновывает претензии государства на ресурсы, на территории, на преференции, компенсации и статус.
Польша из года в год раздувает свою пострадатость от «двух равных тоталитарных режимов» для международного и внутреннего обоснования политики противостояния сотрудничество России и Германии.
Россия отстаивает свою роль в победе над фашизмом ради статуса государства основателя современного миропорядка.
А зачем история нам? Обычным людям. Тем, кто не управляет «Газпромом», не тянет Северные и Южные потоки, не выстраивает оборону.
Да, история объясняет нам откуда мы здесь взялись. Какими мы были и какими можем быть.
Но есть ли у истории практическая исчисляемая ценность? Буквальная польза?
Давайте рассмотрим историю не с точки зрения геополитики, не с точки зрения культуры и больших общественных институтов. Давайте попробуем найти в истории пользу для конкретного человека – например школьника Василия, который только что пришел из школы с четверками и сел за компьютер.
Он заходит на YouTube и выбирает ролик с названием «ШОККОНТЕНТ!! ВСЯ ПРАВДА, КОТОРУЮ НЕ СКАЖУТ В ШКОЛЕ!!»
На экране происходит сеанс Страшной Правды. Стримерша Карина или какой-нибудь стример Коловрат, или говорящая нарисованная будёновка, или человек в красной рубашке на темном фоне, будут рассказывать Васе про страну. Про ее настоящее, и обязательно про прошлое. Потому что с прошлым либо сравнивают, либо выводят из него настоящее.
И в конце Василию, в той или иной форме, обязательно сделают предложение. Человек в красной рубашке предложит бояться. Будёновка – ненавидеть. А Карина предложит знать свое место.
И это очень важно потому, что именно она говорила не о настоящем, а о прошлом. Почему на основании прошлого определяются места?
Дело в том, что с точки зрения психологии группового взаимодействия (ПГВ) история – это не духовные скрепы и не патриотизм, а групповая репутация.
То есть параметр, непосредственно влияющий на престиж группы.
Манипулируя историей, мы манипулируем репутацией группы. Мы формируем у объекта воздействия представления о групповом статусе группы, к которой он принадлежит относительно других групп.
Создание у объекта Васи впечатления, что он принадлежит к непрестижной депривированной группе дает манипулятору возможность предложить ему способы повышения личного статуса.
Методами повышения статуса являются:
А) Личная мобильность.
Б) Групповая мобилизация.
В) Социальное творчество.
Личная мобильность – это смена личной принадлежности к группе. То есть в данном конкретном случае «пора валить из сраной Рашки».
Групповая мобилизация – это совершения усилий всей группой для повышения своего статуса. В данном случае предлагаются устроить пролетарскую революцию или вести себя послушно и делать то, что говорят Европа и США. Уж они-то знают.
Социальное творчество – формирования новых критериев оценки престижа и репутации группы так, чтобы по этим критериям твоя группа занимала более высокое положение. Это когда из украинцев и казахов выводятся Христос и Будда. Оттуда же истории про арийских русов. Наиболее выпуклый пример такого социального творчества — это стихотворение А. Дмитрук «Вы огромные, мы – великие». Социальное творчество часто оборачивается классическим ресентиментом, а за ним приходит и насилие.
Современное – классическое преподавание истории – совершенно не учитывает историю как личный психологический репутационный капитал, который следует охранять не только академическими методами, но методами психологическими и педагогическими.
Нам надо уметь защищать Васю и учить его защищать себя.
Основной мишенью манипуляторов является краеугольное формирующее фундамент российского самосознание событие – Вторая Мировая и Великая Отечественная Война.
Продолжение завтра.
0 комментариев