О смерти. Часть 3. Неокочевники.
Сегодня для нас нет ничего важнее, чем космической кары нейтронный фугас.
Шутка.
Мы продолжаем нашу новогоднюю тему – тему о смерти и погребении.
Как мы уже говорили в предыдущих частях нашей беседы отношение к смерти и погребению меняется.
Первая причина перемены отношения к смерти и погребению – избегание самого процесса взросления у современного человека, излишне защищенного от рисков и от этого не понимающего что риск и опасность – это норма жизни, для которой его и приговорили Бог и эволюция.
Отсутствие взрослости – то есть де факто – отсутствие в жизни восходящего сюжета означает и отсутствие полноты этой жизни. А жизненная неполнота приводит к страху смерти. Смерти до ужаса, до дрожи бояться именно те люди, которые понимают или догадываются, что не вполне живут.
Если довести эту формулу до поэтического лаконизма, то мы получим строчку из Владимира Высоцкого:
«Потому, что если не любил, значит, и не жил, и не дышал».
Полнота жизни – не оставляет места для страха перед ее окончанием. Более того:
«Сердечность наших связей на земле, дает нам жажду жить и после смерти»
И эта жажда настолько велика, что игнорирует кажущиеся очевидными «факты». Эта страсть к жизни, переполненность ею – презирает смерть как заранее обреченную неудачницу, которая пытается уловить своим черным худым решетом поток нашей любви.
Желание любить, желание учиться любить, жажда смысла, а значит и взрослости и даже когда-то старости – потому что только они дают возможность с этим смыслом соединяться – защищает нас.
Но довольно об этом.
Продолжим о земле.
Дело в то, что кладбища, родовые могилы и склепы, захоронения в храмах и мавзолеях – это результат такого качества человека как оседлость.
Помните, у Александра Сергеевича?
«Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была <б> без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества».
Ирония. Земля была бы мертва без мертвых. Точнее без переживания нами нашей связи с ними. Наше чувство к могилам одухотворяет землю и связывает нас с этой землей, делая ее не просто территорией, а Родиной.
Родина – это результат оседлости.
Понятие родины – это переживания эмоциональной связи с землей в силу вложенного в нее труда, ушедших в нее предков, и тех потомков, что будут жить на ней после нас.
Проблема в том, что наше время – это время информационных и логистических технологий, которые лишь несколько и скорее всего временно пострадали от коронавируса.
Сейчас большинство из нас Д’Артаньяны.
То, что раньше было уделом только младших сыновей родов – отъезд в другой город, провинцию или страну на «ловлю счастья и чинов» - сейчас норма.
Мы рождаемся в одном городе, учимся в другом, работаем в третьем, женимся на приезжей из другой страны. Иногда место другого города занимает другая страна. Мы вполне можем получать образование или первый опыт труда за границей и вывозить потом в российские морозы попавшихся нам супругов.
Мы умираем вовсе не там где рождаемся. Могилы предков делаются слишком далекими для нас.
Благодаря поездам, кораблям и самолетам – все мы сейчас – немного кочевники. И не замечая этого мы потихонечку стали возобновлять их погребальные традиции.
Так в среде монголов было принято отдавать покойников степным волкам. Считалось, что чем быстрее они съедают тело – тем быстрее душа отправится в путешествие.
Разве это не похоже на новомодные погребальные обряды, когда человек становится удобрением для дерева?
Есть и другой способ кочевого погребения – «все сове ношу с собой», включая предков. Мертвые кремируются, и род далее возит с собой частички их праха в урнах, расставляя их на почетные места в юртах при длительных стоянках.
Очень похоже поступает моя знакомая, которая работает по найму довольно дорогим консультантом по интеллектуальной собственности. У нее нет постоянного жилья – она его арендует. Она постоянно ездит то в Лондон, то в Гонконг, то вообще в Африку. И в каждой своей съемной квартире она ставит урны с прахом отца, матери, бабушек и дедушек.
Так она утверждает свою связь с семьей.
Глобализация тихо и незаметно лишает нас оседлости, делая оседлость участью маргиналов и заставляя наиболее ценных специалистов много путешествовать, фактически превращая их в коечников.
Только источником жизни для таких являются на стада баранов, а стада знаний.
Помните, я вам уже цитировал Пушкина:
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил..
То, что Пушкин считал для себя признаком маргинальности – сейчас становится практически нормой.
Но я надеюсь, что и в этом выборе наш народ не изменит себе и найдет какой-то опять свой особый путь.
Другое было бы слишком грустно.
3 комментария