Лекция профессора Пагануса. Бомба под справедливостью.
Один из членов Ректората попросил меня попытаться описать, что такое подлинное раскаяние.
Я, дурачок, обрадовался – надо же какая интересная тема. Только потом – взявшись за нее, я неоднократно был вынужден признать, что тема для меня тяжеловата. Я долго бродил вокруг нее, как дрыщ вокруг штанги. И почти было сдался, как увидел сон, в котором мне приснилось объяснение.
И я, не претендуя на истинность этого объяснения в последней инстанции, предлагаю его вам.
Слово предоставляется профессору Паганусу, разумеется.
Ваш Р. Носиков.
Лекция профессора Пагануса. О бомбе под справедливостью.
- Внимание, студенты! Я только что получил неприятные известия. Сразу несколько наших бывших воспитанников допустили одну и ту же ошибку, потеряли своих подопечных и в настоящий момент несут ответственность перед руководством в традиционной для нас справедливой форме.
Профессор почесал пах и рыгнул.
- Однако, если так будет продолжаться, может встать вопрос о том достаточно ли мы – ваши преподаватели стараемся привить вам необходимые ценности и дать знания? Поэтому слушайте меня внимательно. Мы можем воспитать из подопечного вполне приличного или даже выдающегося грешника, вести его прямой дорогой в нужном нам направлении, будет казаться, что дело сделано и волноваться уже не о чем, и в этот момент все наши усилия могут пойти прахом из-за недооценки одного единственного гадкого фокуса, бомбы заложенной Им в самый фундамент справедливости, которая, как я уже неоднократно говорил – на нашей, на нашей, на нашей! На нашей стороне! Что это такое, бесовка Красуля?
Бесовка Красуля похожая на покрытую волосами куклу Барби поднялась над партой, повернулась к профессору спиной, нагнулась и похлопав глазами открывшимися на ягодицах заявила:
- Любовь?
Профессор подошел к бесовке четким шагом, распрямил ее и отвесил такой подзатыльник, что ее верхняя пара глаз вылетела и упала у противоположной стены аудитории.
- Бестолочь. На моих уроках отвечать «любовь» это все равно, что отвечать «деление ядра» на уроках по ядерной физике! Ну, да. Любовь. Ну, да. Деление. Но это не ответ на конкретный вопрос. Я говорю о раскаянии. С него начались самые первые наши неприятности. Прямо с разбойника, который висел рядом Ним. Убивал, грабил, пьянствовал. Ну, куда уж лучше-то? Верный же кандидат! И был уведен прямо из-под носа. «Нынче же будешь со мной в раю». Фюить! И поминай, как звали. Как вспомню – так вздрогну.
Как это произошло? Каков механизм этого мерзкого жульничества? Не знаете, негодяи? Не знаете, тупоголовые каракатицы? Слушайте старого Пагануса и может быть что-то поймете.
Что такое грех? Это не просто плохой поступок. Поступок сам по себе не может быть плохим или хорошим. Это действие и только. Оценка поступка происходить только в связи с чем-то. В контексте. В одном случае кража – грех, а другом – подвиг. В одном случае убийство – грех, в другом – подвиг. В одном случае самоубийство – грех, а в другом подвиг. Греха и подвига не существует самих по себе. Они существуют только в связи с чем-то. Почему? Да потому, что человек сам по себе тоже не существует. Он существует только как связь! Может ли человек быть сыном никому? Отцом – никому, женой – никого? Гражданином – ничего? Как это пустое место может существовать как человек, будучи связанным, только с задницей? Суверен Задницы? Муж Задницы? Гражданин Задницы? Это было бы для нас очень мило, но, увы – Он задумал их иначе.
Человек связан с множеством других людей, мест, вещей и понятий. Причем часть из этих понятий невозможно ни увидеть, ни пощупать. Он переживает эти связи. Какие-то - с радостью, какие-то - с печалью, болью и даже с ненавистью. Грех – это рана, которую человек наносит себе сам. Грех – это самопредательство. Это ущерб созидающим человека связям. Это измена жене или стране. Это кража у доверяющего соседа. Это обмен высокого на низкое. Человек не может согрешить украв с риском для жизни вражеский секрет. А вот украсть секрет своей страны ради обладания деньгами или женщиной – да, это грех. Он тем самым разрушил себя как гражданина.
Путь к раскаянию – это сознание собственной разрушенности и понимание, что причиной этой разрушенности стал ты сам. Ты сам себя предал. Не только родину, жену, соседа, или друга. А сам себя вместе с ними. Осознание разницы между тем, кем ты должен быть, к чему тебя обязывают свои чувства - и тем, чем ты стал. Стыд, вина, желание искупить сделанное, залечить полученную травму, восстановиться, получить прощение – все это отзыв на боль раненой человеком любви. Любви к жене, к родине, к другу.
Каждая из этих любовей – подлинная. И следовательно каждое раскаяние – также подлинно.
Но есть особенная любовь и особенное раскаяние.
Каждая человеческая любовь, желает человеку лучшего, а следовательно и требует от него быть лучше. Она его возвышает. И есть любовь наивысшая. Та самая, которая освещает человека всего, возвышает его выше всех прочих и желает ему наилучшего – полного расцвета и как результат вечности. Это, конечно же, Его любовь к человеку и любовь человека к Нему. Это наиболее подлинные любовь и раскаяние из всех, потому что наиболее полные. Когда эта связь возникает или восстанавливается, когда у человека возникает страх подвести его, страх не оправдать замысел о нем, стыд за этот замысел - нам как в случае с тем разбойником – ничего не светит. Пропащее дело.
Поэтому не допускайте этого ни в коем случае.
Есть несколько испытанных методов.
Первый и самый простой – запугайте подопечного или подкупите. Путь он так боится осознать собственное самопредательство или так хочет получить нечто за него, что будет сам бежать от осознания того что сделал. Кстати, Гиднюк! Обезьяна, ты, свинорылая! Очень хорошо придумано со скачками там у вас. Кривляться – это хорошо и правильно. Путь кривляются. Когда человек кривляется – он тем самым на время выводит себя из человеческого рода и не способен к рефлексии и раскаянию.
Второй способ – пусть возненавидит преданное. Ненависть предателя – это сладкий нектар для нас и качественная преграда на пути к раскаянию.
Третий – толкните его на путь не стремления восстановить возможность в будущем стать такими каким должен быть, не на смирение с тем, что уже произошло, а на путь тоски по тому каким он был до падения. А еще лучше путь тоскует о детстве и состоянии чистоты ребенка. Тогда постоянное сравнение себя с ребенком приведет его в отчаяние. Особенно пусть скучает о материнской заботе и безответственности. Это приведет его к саможалению, а оно будет его приводить к оправданию любых дальнейших грехов. Это верный способ заключить покаяние в ловушки из порочного круга. Проверено на миллиардах уголовников. Вспомните их воровские жальные песни про маму, в которых матерый урка всегда именует себя «мальчоночкой».
Словом делайте все, что угодно, но – упритесь рогами, но не позволяйте произойти тому, о чем мы только что говорили.
Не подведите старика.
На этом лекция закончена, а Красуля остается на дополнительные занятия. Должны же быть и у старика какие-то радости…
4 комментария