Лекции профессора Пагануса. О неизбежности героизма.
- Сегодня мы поговорим о грустном, - Паганус обвел аудиторию взглядом и на секунду задержался на рогатом бесе со свиным рылом, - Нет, не об интеллектуальных способностях беса Гиднюка, хотя это конечно очень грустная история. Об этом мы поплачем в другой раз. Сегодня мы поговорим о человеческой жизни. Что такое человеческая жизнь? Кто мне ответит на этот простой вопрос?
Профессор начал обход парт.
- Так, ну, с Красули сейчас толку никакого. Может быть вы, Рвач?
Бес с огромными когтями-вилами, одетый в малиновый пиджак, прокашлялся и ответил:
- Жизнь человека – есть форму существования белковой материи в виде человека.
Паганус подошел к Рвачу и пристально посмотрел ему в глаза.
- Мда. А попросту, по-честному сказать: «отвали, старик, не до тебя» побоялся, да?
Он взял с парты Рвача тетрадь с конспектами и, свернув ее в трубку, несколько раз звонко хлопнул беса по голове.
- Сколько раз мне вам говорить, что я ненавижу пустые ответы, которые только имитируют наличие содержания? Есть еще желающие попробовать дать действительно содержательный ответ? Может быть бес Синяк? Мы вас очень давно не слушали.
Синяк – натурально синий бес с мешками под глазами и сизым носом, вытер нос рукавом, приподнялся над партой и пробурчал:
- Жизнь, значит это, того… ее перетерпеть надоть. Морока одна.
Паганус наклонил голову набок и осмотрел Синяка.
- Интересная гипотеза. Самое интересное в том, что несмотря на то, что гипотеза очень примитивная – я позднее покажу, насколько она полезна.
Так вот, дорогие мои чертенята. Жизнь человека – это подвиг.
Удивлены?
Понимаю. Вам такое никто раньше не рассказывал. И не расскажет. Потому что такие как Гиднюк обязательно донесут в Службу Безопасности Ада и рассказчика потом затаскают.
Паганус еще раз хлопнул Гиднюка свернутым конспектом по голове.
- Дело в том, что человеческая жизнь – это невероятное сплетение сюжетов. Посмотрите на мужскую дружбу. Присмотритесь к ней, и вы всегда увидите «Трое в лодке».
У каждого человека есть любовная история. У кого-то бывает успешная, у кого-то несчастная. И это уже не комедия. Это драма.
Человек – несовершенен. Он грешен и поврежден. С одной стороны, это дает нам невероятный шанс на победу. Да? А вот и нет. Несовершенство человека – это заложенный в него конфликт, который он разрешает через свою жизнь.
Иными словами, в каждом, абсолютной в каждом человеке заложен герой.
Это герой, который преодолевает искушения. Это могут быть любые искушения. От игрушки, которая есть у другого ребенка, но нет у тебя, до женщины, которой у тебя нет, но есть у кого-то другого. В душе любого человека всегда есть место для драмы, а значит и для высоких переживаний, и для высоких поступков. Или, наоборот. Любой человек – это история восхождений и падений.
И только самому ему решать кем он будет – героем или второстепенным персонажем, частью пошлой комедии или качественной драмы. А может быть и частью мудрой комедии.
Каждому из них хоть что-то, но отпущено.
Это может быть как история о преодолении, так и о поражении. Это может быть история о победе над нами, так и нашем торжестве над ним.
Но вы даже еще не понимаете, как все далеко зашло.
Вот, к примеру пирог с капустой. Чего проще, казалось бы. А теперь представьте, что этот пирог приготовлен смертельно усталым человеком, который работает на трёх работах. И это уже не пирог. Это история любви. А если этот пирог готовил старик? А этом пироге уже появляется молитва. А если больной? А если смертельно больной старик?
В самой смертности человека, заложена трагедия, потому что человек способен осознавать свою смертность.
И при этом готовить пироги. И улыбаться. И радоваться. И работать. И любить.
И надеяться.
И верить.
Человек – это немощное, порочное существо, жалкий кусок мяса, который вылетел из промежности родившей его женщины и летящий в могилу – что, казалось бы, может быть жальче и беспомощнее? Но он успевает в этом полете проявить любовь, смелость, творчество, веру.
Каждому из них именно в силу их несовершенства уготовано что-то великое, достойное эпоса. Это только они полагают, что кино и книги – это выше, чем они. Нет. И то и другое лишь их отражение.
И вот кто-то побеждает свой блуд, а кто-то поддается. Кто-то побеждает тягу к рюмке, а кто-то терпит поражение. Кто-то отказывается от взятки, а кто-то – нет.
Кто-то всю жизнь учиться любить, а кто-то «ищет любовь». То есть возможность потреблять себе подобных.
Жизнь – это пространство и время, которое заполняется смыслом самим человеком. Именно он строит сюжет своей жизни, а следовательно, и определяет ее смысл.
Это он решает – кто он в это истории – главный герой с дугой характера, преодолевающий мир и себя, меняющийся и расцветающий – или декорации и роль второго плана.
Это он решает – вступать ли в главную битву или нет.
А самое главное в том, что человек смертен.
Наша задача – убедить человека в том, что все это не так важно потому, что он и сам не так уж важен. Он не Леонид и 300, он не Ахилл, не Роланд, не Жуков. А значит, все его старания, мучения и подвиги – не имеют никакого значения.
Его измены, его пьянство, его любовь к порно – ерунда, которую просто можно переждать, как и всю остальную жизнь. А верность, труд и желание быть лучше – странности и чудачества, возникшие на пути из вагины в могилу.
Мы должны не позволить ему понять, что сама его обреченность на смерть делает его героем высочайшей трагедии, в которой герой обречен, но творит жизнь из собственной смертности – любит, творит, работает, создает, целует, пишет стихи, гуляет под луной, укачивает кроватку, гладит кота. И каждое это действие – это его собственная ежесекундная победа над неизбежной смертью.
Человеческая жизнь – это история. История, которую человек рассказывает о себе тому, кто его создал.
Именно этому мы должны не позволить свершиться, это мы должны разрушить, это – не допустить.
2 комментария
Но, Роман Олегович, почему Вы так хорошо и интересно описываете чертей??
Praemonitus, praemunitus ©